Альтиссимо на саксофоне — теория, аппликатура и практика

Пришло время поговорить о высшем регистре саксофона, ведь многим не хватает стандартного диапазона. Все, что уходит вверх за пределы фа-диез 3-й октавы называют альтиссимо на саксофоне. Расширить диапазон игры можно на любом виде саксофона. Единственное что стоит учесть – это аппликатуры, которые могут отличаться. Перед изучением верхнего регистра саксофона обязательно стоит знать основную аппликатуру.

 

Альтиссимо на саксофоне

Как звучит альтиссимо

Многие известные музыканты частенько залезают выше возможного и это правильно. Звук у расширенного диапазона отличается от основного. Обычно эти ноты звучат «узко» и даже резко, это позволяет играть напряженные моменты в кульминации композиции или джазовой импровизации. Для развития темы достаточно 1-2 октавы, но когда напряжение растет и постепенно подходит к «взрыву» можно добавить 3-ю октаву, ну а дальше вовсе «запищать».
Сложно рассказать, когда и зачем используется альтиссимо на саксофоне. Каждый музыкант должен сам чувствовать музыку и по-своему использовать дополнительный диапазон. В любом случае, если человек решал серьезно заняться обучением на саксофоне, рано или поздно ему нужно расширить свои музыкальные возможности.

 

Как это работает

Для начала немного теории, которая необходима для понимания техники альтиссимо на саксофоне. Чем выше ноту вы берете, тем больше сужается обертоновый ряд. Если вы еще не знаете, то обертоновый ряд есть на каждом инструменте, не только саксофоне и духовых. Больше всех с обертонами связаны музыканты, играющие на медных духовых инструментах и настройщики роялей. Возьмем, к примеру, трубу, у нее ведь всего 3 клапана, но на ней можно полноценно играть, используя обертона. Трубачи регулируют губами высоту звука по особому звукоряду – примерно то же самое нам нужно сделать на саксофоне.
Обертоновый звукоряд на саксофоне построен так:

  • Основной тон;
  • Октава;
  • Квинта;
  • Основной тон;
  • Большая терция;
  • Квинта;
  • Малая септима;
  • Октава;
  • Секунда (3 раза);
  • Квинта;
  • Секунда (2 раза).

 

Для примера возьмем си-бемоль малой октавы на саксофоне, от нее можно построить такой обертоновый звукоряд: си-бемоль (малой), си-бемоль (1-й), фа, си-бемоль (2-й), ре, фа, ля-бемоль, си-бемоль (3-й), до, ре, ми, фа, фа-диез и соль (4-й). Нажав одну лишь си-бемоль малой октавы можно сыграть все те ноты, которые были перечислены. Но не все так просто, как хотелось бы.

 

Сложность в том, что с каждым последующим звуком обертонового ряда происходит сужение интервалов. Этот промежуток между каждым интервалом нужно уметь прочувствовать губами и потоком воздуха. Найти положение первых звуков не проблема, но чтобы уйти высоко и ничего не пропустить, придется хорошо потрудиться. Вы не замечали, что в 3-й и 4-й октаве даже профессиональные саксофонисты частенько промахиваются или не сразу попадают на нужный тон? Отработать четкое ощущение каждого звука обертонового звукоряда крайне сложно, ведь на высоких нотах можно просто не чувствовать разницу губами.

 

Аппликатура альтиссимо на альт саксофоне

Как мы уже разобрали выше, каждый звук имеет обертона. Не всегда удобно выжимать верха из стандартных нот, поэтому саксофонисты придумали облегчающую аппликатуру. Специальная аппликатура верхних нот (3-й и 4-й октавы), помогает быстрее научиться расширять диапазон инструмента. Также для каждой ноты существует несколько вариантов (индивидуально для каждого).
Наиболее доступно разъясняет подробности и показывает варианты аппликатуры альтиссимо для альт саксофона Сергей Колесников:

Для того чтобы перед лицом была подробная схема с разными вариантами лучше воспользоваться картинкой:

альтиссимо на саксофоне альт

 

Аппликатура альтиссимо для саксофона тенора

Принцип остается точно таким же, меняется только аппликатура. Лучше всего вам об этом расскажет Антон Румянцев:

 

Вот изображение с основной аппликатурой для саксофона тенора:

альтиссимо на саксофоне тенор

 

Если что-то не подойдет, то можно попробовать так:

альтиссимо на саксофоне тенор
Главное не бояться — смело пробуйте и учитесь, а когда словили нужный звук, попробуйте зафиксировать в памяти его точное положение. Если будете постепенно использовать это в музыке, то со временем высокие ноты станут для вас обычными.

Смотрите также:

Аппликатура саксофона Аппликатура саксофона - это расстановка пальцев для извлечения определенной ноты. Чтобы сыграть ноту "до" надо закрыть один клапан конкретным пальцем, а чтобы сыграть ноту "соль-диез" понадобится сово...
Гроул на саксофоне Слышали когда-нибудь как красиво саксофонист не просто издает чистый звук, а напряженно хрипит, или когда звучит жесткая роковая музыка на саксофоне, и исполнитель не играет, а как будто рычит? Когда ...
Слэп на саксофоне Пришло время поговорить об очень интересном приеме игры, который называется "Слэп на саксофоне". В переводе с английского Slap – шлепок, что хорошо характеризует данный вид звукоизвлечения. Чаще всего...
Игра на саксофоне: амбушюр Игра на саксофоне невозможна без самого главного. Подумайте, откуда берется прекрасный звук саксофона? Правильно - это же губы, они управляют самым главным. На первый взгляд все кажется простым, но вы...

Посмотрели: 4 342