История возникновения бисера и бисероплетения. История происхождения бисера Историческая справка плетения из бисера цветов

Красивые разноцветные, разнофактурные стекляшки в виде шариков и миниатюрных трубочек знакомы абсолютно всем. Мы часто встречаем бисерный продукт не только на прилавках магазинов, но и на одежде, картинах, . Он популярен и среди рукодельниц, которые создают настоящие шедевры, используя столь удивительные элементы в своем творческом процессе.

Несмотря на такую известность и популярность, мало кто знает, да и никогда не задумывались о том времени, когда же впервые человечество познакомилось с уникальной продукцией, ставшей практически незаменимой в мире декора и изготовления украшений. Именно о его начале пути в нашем мире мы и постараемся сегодня рассказать.

Немного фактов о появлении материала

Если древний человек мог обходиться исключительно подручными предметами, средствами, например, ракушками, когтями птиц, орехами или костью убитого животного, чтобы украсить свою одежду или жилище, то в процессе эволюции их желания менялись. Это привело к появлению различных вещичек и того, из чего они делаются.

Возникновением мы целиком и полностью обязаны открытию стекольного состава. Если верить древним сказаниям и легендам, то это событие происходило следующим образом. В далекие времена финикийские купцы направились в дальний путь, в Африку. Цель их путешествия заключалась в покупке очень дорогостоящего и ценного товара под названием природная сода. Выполнив свою миссию, они отправились в обратный путь, который преодолевали по Средиземному морю. Дорога была не из легких, да и слишком долгой. В один из дней они решили заночевать на пустынном берегу. Для приготовления ужина им потребовался огонь. Вот они и развели костер, предварительно обложив его со всех сторон большими кусками своего товара. Конечно же, огонь не потух в одночасье, и костер продолжал тлеть на протяжении всего ночного периода. После того, как они проснулись и разгребли золу, их взору представился удивительный слиток, завораживающий своей красотой. Это было стекло.

Возможно, предание и не имеет ничего общего с действительностью, но этот потрясающий рассказ облетел весь мир. С момента изготовления в Древнем Египте первых экземпляров этого материала прошло уже шесть тысяч лет. Логично предположить, что именно на родине Клеопатры появились и первые , которые впоследствии заполонили весь земной шар.


Первые бисеринки и их последователи

По истечении какого-то промежутка времени, люди научились создавать и круглые стеклянные шарики с отверстием внутри. Именно они и были начальным продуктом, прототипом современного бисера. Ничего общего с теми вещичками, которые мы привыкли видеть, они не имели. Визуально это были довольно крупные бусины правильной округлой формы, матовые, так как изготавливались из непрозрачных стекол. Конечно, всеобщим достоянием назвать их было нельзя. Наличие стеклышек было прерогативой фараона, жрецов и знати, одежда которых расшивалась и украшалась подобным образом.

На этом бисерное эволюционирование не остановилось. Понемногу он становился все мельче. Сначала напоминал молочные бусины, полностью похожие на жемчужинки, что и определило его название – «фальшивый жемчуг». Определение «бисер» пришло гораздо позже и пошло от арабского слова «бусер».


Эволюция и история бисероплетения

Если говорить об умении делать различные украшения из этого творения рук человеческих, то в пору вернуться снова назад, во времена древних египтян. Они вплетали стеклярус в известное всем «ожерелье Солнца», ставшее неоспоримым символом безграничной, всецелой власти правителя – фараона. Потихоньку границы уникального продукта были расширены. Изначально он перекочевал в Рим, жители которого научились самостоятельно производить и стекло, и то, что можно из него сделать, и, естественно, плетению. Где-то в шестом веке, в Византии, это искусство пришло на свой пик. А спустя еще немного времени умение создавать потрясающие вещи и аксессуары из цветных, оформленных стеклышек, перебралось в Венецию, которая и стала на долгие годы лидером в этом деле.


Но, вернемся к дальнейшим действиям относительно изготовления самого сырья. Византийские мастера не остановились на достигнутом. Они изобрели секрет производства прозрачных и цветных стекол, чем и заслужили мировую известность и признательность. С тех пор остров Мурано стал местом, где изготавливались разноплановые сосуды, зеркала и, само собой разумеется, бисер, а также бусины. Процедура, технология появления на свет последних видов товаров скрупулезно скрывалась и охранялась от посторонних. Секретная информация, за оглашение которой виновнику грозила смертная казнь, передавалась в устной форме ученику от его непосредственного учителя. Не одно десятилетия именно производители этой местности являлись едиными на планете, выпускающими прозрачные бисерные товары и цветные.

Еще одной мерой предосторожности стал указ, который был издан в Венеции в 1275 году. Согласно ему, уникальную продукцию запрещалось импортировать. Вызвано это было стремлением удержать монополию в этой области. Что же касается ослушавшихся, то их тут же относили в категорию изменников государства и всеми возможными способами возвращали на Родину, чтобы затем казнить. Выдающиеся мастеровые имели право на хорошие льготы, как и все члены их семей. Например, если у такого человека была дочь, то она имела полное право связать себя брачными узами с патрицием. Делалось все это с единственной целью – удержать опытных и талантливых людей в стране.


Раскрыть секрет создания качественного продукта пытались многие практически везде в мире, но, увы, все попытки терпели поражения. Так продолжалось до шестнадцатого столетия. Чудом стал бисер, выпущенный виртуозами своего дела сначала в Тюрингии, а после и в Богемии. Изюминкой стало покрытие изделий эмалью, которая обеспечивала им удивительную красоту и блеск. Учитывая то, что процедура не отличалась простотой, цена на готовый товар была слишком высокой.

В далекие времена многие завоеватели, отправляясь на острова к аборигенам, обязательно везли с собой мешочек, наполненный цветными блестящими стеклянными кружечками с дырочками. Они настолько сильно привлекали внимание местных жителей, что те взамен отдавали меха, золото и другие, не менее ценные вещи.

Конечно, по прошествии столетий, почти в каждой стране занимаются производством стекляруса, но и сегодня самым качественным и популярным остается бисер, выпущенный в Японии и Чехии.

Недавно я заинтересовалась историей бисера, и оказалось, что у маленькой бусинки удивительно большая история! Кто бы мог подумать, что история возникновения и создания бисера, вышивки из него, бисероплетения, насчитывает несколько тысячелетий. Маленькая бусинка способна рассказать нам об образе жизни предков, их вкусах и привычках. В руках мастера несет в себе определенное настроение, согревает душу.

История бисера

Слово бисер произошло от арабского «бусра», «бусер», и означает «фальшивый жемчуг». Существует чрезвычайно интересная легенда, рассказывающая, как бусинка появилась впервые. Согласно ей, финикийские купцы перевозили из долины Нила природную соду. Плыли они по Средиземному морю, и однажды остановились на ночлег на пустынном песчаном берегу. Чтобы приготовить еду, купцы решили развести огонь, и обложили костер целыми кусками соды. А утром нашли в золе от костра твердый и сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода.

Так появилось стекло, и была открыта технология изготовления. Случилось это в IV тысячелетии до нашей эры. Данный факт подтверждают находки, обнаруженные археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Чуть позже, в III веке до нашей эры началось развиваться производство стекла в Китае. А вот изготовление непосредственно бисера началось гораздо позднее, в I тысячелетии до н.э., когда изобрели стеклодувную трубку.

Египетские украшения.

Тогда же и начали изготавливать изделия из бусинок. Украшения из стекла находят при раскопках в Египте, Месопотамии, Индии, Греции. Со временем технология изготовления стекла усовершенствовалась, мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, делать его абсолютно прозрачным.

Скифские украшения

В Европе изготовление бисера началось в начале современного тысячелетия. Сначала в Риме, затем распространилось по территории нынешней Франции и Германии. Но центром изготовления бисера в Средневековье стала Венеция — многие века она единственная снабжала и Восток и Запад. Между прочим, бисер ценился настолько дорого, что его обменивали на золото, шелк и пряности — был чрезвычайно ходовым товаром.

После открытия Америки, вместо мастерских начали строить целые стекольные заводы. Я уверена, вы поняли, почему: бусы, бисеринки пользовались огромной популярностью у туземцев. Обмен был взаимовыгодным.

Долгое время основным поставщиком бисера была Венеция, строго охраняющая секреты изготовления. Но не смотря на то, что мастера, выдавшие технологию, могли лишиться жизни, постепенно секреты изготовления венецианского стекла распространились по Европе. И основным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия).

Из древних захоронений.

Нужно сказать, ученики превзошли учителей. Чешские мастера изобрели бисер, по качеству намного лучше венецианского. Он был тверже, легче обрабатывался и шлифовался. Вдобавок, они начали делать «лесное» стекло, с красивым зеленоватым цветом.

Ох и красив же был граненый богемский бисер! В XVII-XVIII веках из него делали бусы, стеклярус, камни для вышивания.

Вам, наверное, будет интересно узнать, что бисер изготавливали не только из стекла. В XIX веке популярными были бусинки из металла — золота, меди, серебра.

Изначально изделия из бусинок могли позволить себе только богатые, состоятельные слои населения. Но с расширением промышленного производства бисер стал доступен и для простого народа, не потеряв своей художественной выразительности и красоты. И это дало новое направление в использовании бусинок.

История вышивки бисером и бисероплетения

Пальма первенства принадлежит Франции. В XIX там начали украшать бусинами одежду. Расшивали не только костюмы, но и аксессуары — сумочки, шарфы, перчатки. А поскольку Франция всегда являлась законодательницей моды, то вскоре применение стекляруса и бисера в создании одежды и аксессуаров распространилось по Европе.

Интересные факты из истории бисера

В истории бисера много интересного, и я не могу не рассказать об этом. Это сейчас бусинка — обычное дело. А когда-то, крохотной стеклянной капельке приписывались чудодейственные свойства.

  • Древние шаманы и колдуны буквально увешивались украшениями — это подтверждают раскопки, сделанные археологами.
  • Жители Африки, индейцы из Америки были уверены, что бусины изгоняют злых духов, поэтому нашивали их на одежду. Индейцы украшали жилища и предметы обихода — считая бисер оберегом от злых сил.
  • У народов Африки существует ритуал посвящения в мужчины. Обряд сопровождается прокалыванием носа и ушных раковин, в которые вставляются украшения из бисера. Украшения из бусинок специально изготавливают и для свадебных обрядов.
  • Африканское племя зулусов использовало бусины в качестве сообщений и писем.
  • Вы наверняка видели индейцев, украшенных нитями бус на лице — носу, нижней губе, ушах. Таким образом, они оберегают отверстия на голове от проникновения злых духов. Да что говорить, в Древней Руси князья носили серьгу в ухе (в одном) — с той же целью!
  • Правители Индии, назначая себе преемника вручал ему браслет.
  • Попозже, в средние века, украшения из бисера стали символом благополучия и достатка. В Германии воины носили его в знак доблести.

Римский золотой бисер.

Из истории украшений из бисера

Знаете ли вы, что воротник, как украшение, появился аж в XII веке. В те времена он был необычным украшением в одежде. Поначалу воротник был чисто женским атрибутом. А брошь, сделанная из бусин, была необходимым предметом для застегивания одежды. И лишь позже её начали украшать, постепенно сделав произведением искусства.

В Средние века, пояс, как украшение, могли носить только незамужние девушки и высокопоставленные мужчины.

У нас, в России, имеется своя , вышивки и бисероплетения, я о ней рассказала в отдельной статье.

Потихоньку заполняется моя шкатулка историй.

История пэчворка.

В подарок за долгое чтение предлагаю посмотреть видео. Вы увидите восхитительные работы из бисера!

С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.

Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.


Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.



Одни соглашаются, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде - однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля - они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но камни, оказавшиеся кусками селитры, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла.

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет... Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины. Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами.


Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, но с несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.



В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов.

В 111-11 вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.


Название - бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки, стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.


Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.



К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Х в.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером - сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.


В 1291 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, неподалеку от Венеции, не только чтобы уберечь город от пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. Сенат запретил вывоз с территории острова сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав.

Стеклоделы Мурано были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали., вплоть до смертной казни.

В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.


В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.


В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.


В ХVII веке появились конкуренты - Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Здесь вместо соды использовали древесную золу, отсюда и название технологии - «лесное» стекло. Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Бисерное украшение одежды обрело такую популярность, что стало признаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце - из какой местности, какого рода, знатен ли он, женат ли. Но особенно изысканные туалеты появились в ХIХ веке во Франции - в отделке использовался и бисер, и стеклярус.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово, организованный при содействии венецианских мастеров-стекольщиков . В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.


Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.



Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.


Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.


В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Вплоть до 20-х годов ХХ - го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно - Первая Мировая война…

Но в конце ХХ-го века наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия может порадовать нас своей неповторимостью, изяществом. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

История бисера уходит далеко вглубь веков. Первыми его научились изготавливать египтяне и применяли его для украшения своих платьев. Далее бисер появился в Римской империи и Сирии. А с первого века нашей эры он достиг Германии, Греции, Италии. В 10 веке он попадает в Венецию, где получает широкое применение и после этого завоевывает весь мир. Венеция же, на протяжении долгих являлась центров по производству бисера. Венецианцы как могли, оберегали секрет изготовления бисера, ведь он им приносил немалый доход.

На Руси же стеклоделие также издавна известно. Раскопки городищ и курганов свидетельствуют нам о том, что наши предки были знакомы со стеклянными изделиями не только благодаря торговли и обмену с западными и восточными купцами. Огромное количество стеклянных бус и поделок найдено в Новгороде, Киеве, Чернигове и др. центрах. Найденные мелкие бусины схожие с бисером вполне могли местного производства, это доказывают раскопки древних мастерских по производству стекла.

В Киевской Руси стеклянные бусинки ценились также как и жемчуг. Привозной бисер применялся наравне с драгоценными камнями.

Бисероплетение – это один из распространенных видов рукоделия. Оно развивается и сейчас, в соответствии с тенденциями моды, прогрессом в обществе и технологиях. Развитие технологий меняется и бисер – его форма, качество, отделка и т. д.

Украшения из бисера выполненные умелыми руками и с воображением смотрятся не хуже бижутерии, а в некоторых образах и лучше её.

Вот небольшой образец того, как можно даже не применяя сложных техник, сделать самостоятельно достойное украшение из бисера.

Среди разновидностей рукоделия особенное место занимает бисероплетение. История его возникновения уходит своими корнями в глубокую старину. Этот тип народного творчества очень популярен и распространен во многих странах. Он развивался в такт с веяниями моды, а эволюция данного материала и техник работы с ним проходила в том же темпе, что и общественный прогресс.

До нашей эры

История возникновения бисероплетения началась еще до появления великих древних цивилизаций. Этот материал неизменно привлекал мастеров различных эпох своими эстетическими качествами. Искусство работы с ним зародилось во времена первобытных людей.

Даже в далекие времена, когда такого понятия, как «бисер», люди украшали свое тело изделиями из камней или клыков животных, в которых были проделаны отверстия для веревки.

Бусины были популярны также во времена могущественных древних империй. Наши предки использовали их как украшения и средство защиты от злых духов. Среди артефактов далеко не одного народа археологи по сей день находят отшлифованные камни, в которых были просверлены отверстия.

Первые материалы

История возникновения бисера и бисероплетения также берет свое начало в тех временах, когда люди делали для себя аксессуары из различных семян, стручков, орехов, ракушек, а также когтей и костей. Далеко не один человек верил в то, что если будет носить на себе что-либо из частей убитого животного, такое украшение будет защищать его от нападений данного зверя или сделает более сильным и мужественным.

История бисера и бисероплетения также связана с созданием нашими предками глиняных бусин. Гончары обжигали их и покрывали краской. Когда ремесла начали развиваться, стали распространяться металлические шарики с дыркой. Из них делались украшения и талисманы, они выполняли роль разменной монеты, даже символизировали богатство и власть.

Индейцы

С помощью украшений люди выражали свое мировоззрение. Особой популярностью подобные взгляды пользовались у коренных американцев. История возникновения бисероплетения неразрывно связана с индейцами, которые использовали бусины для украшения домов, вплетали ленты из них в волосы, вышивали ими одежду. Без этого элемента фурнитуры не обходился декор ни одной налобной повязки, ритуального пояса, детской колыбели или табакерки.

В Северной Америке также использовали бисер, изготовленный из раковин и перьев. Также для их создания использовалась масса других материалов. Например, с этой целью обрабатывались кораллы, бирюза, серебро и др.

У майя и ольмеков большой популярностью пользовался нефрит. Кроме того, археологи нашли бисер, основой для которого послужили золото и А древние египтяне чаще всего применяли для создания бусин специальные кристаллы.

Древний Египет

История создания бисероплетения уходит своими корнями в Древний Египет, который по праву называют родиной этого вида рукоделия. Дело в том, что именно в этой стране примерно 3 тысячи лет назад было изобретено стекло, из которого и началось производство первых настоящих бусин. Сначала они были непрозрачными и использовались для украшения одежды великих фараонов. Также египтяне плели и вышивали им платья.

История развития бисероплетения шагает в одну ногу с развитием всего человечества. На первых этапах своего существования эти бусины служили материалом для вышивания и самого обычного нанизывания на нить. Но со временем начали появляться новые, эволюционировавшие варианты их применения.

Изобретение сетчатого плетения стало толчком к появлению самостоятельных изделий из этой фурнитуры. Затем начали все чаще использоваться различные узоры и схемы, и бисероплетение перешло на новый уровень. Египтяне сочетали стеклянные бусины с различными ценными камнями и благородными металлами. Украшения, созданные из данного материала, начали распространяться по другим странам.

Римская империя и весь мир

Сразу же за Египтом эстафету в бисерном мастерстве переняла Сирия, а затем и вся Римская империя, за которой последовал весь мир. Китайцы изобрели устройство, которое состояло из натянутых в деревянной рамке проволок, по которым скользили бусины. Оно используется по сей день и называется счеты.

Римляне активно вели продажи бисера по всем районам империи. Эта фурнитура также не была чужда древним кельтам и викингам, которые плели из нее бусы и браслеты, вышивали одежду. Некоторые античные народы использовали ее в качестве разменной монеты.

История бисероплетения в России берет свое начало во временах кочевых племен сарматов и скифов. Большой популярностью среди них пользовались одежда и обувь, украшенные бисером. Еще за несколько столетий до начала нашей эры они уже обшивали стеклянными шариками вороты, рукава и грудь рубах. Не обошелся без красочных бусин и декор шаровар, поясов и головных уборов.

Венеция

Бисероплетение, история которого неразрывно связана со стеклоделием, активно развивалось также в Венеции. После того как Римская империя распалась, в эту республику перебралось немало мастеров из Греции и Византии. В 10-12 веках здесь производились бусы и различные поделки из них.

А с 13-го столетия данная промышленность вышла здесь на новый уровень. В начале 90-х годов все заводы по производству стекла были перенесены на Мастера изготовляли самые разнообразные бусины, бисерины, пуговицы, а также посуду и зеркала. Также они активно продавали все свои творения.

Неаполь отличался от других ремесленных центров тем, что в нем на протяжении веков обрабатывали кораллы. Технология создания стекла тщательно скрывалась венецианскими мастерами. Особо большой тайной был рецепт создания соды.

Ее добавляли к песку, чтобы получить материал, на котором основывалось бисероплетение. История также рассказывает о таком факте, как запрет вывоза стекла из Венеции, чтобы никто посторонний не смог разгадать секрет его создания.

Начиная с 14-го века каждый стеклодел республики считался представителем привилегированных слоев общества. В 15 муранцы получили собственную администрацию, судебную систему и валюту. С этого момента и по 17 век искусство венецианских стеклоделов переживало свои самые лучшие времена.

Этот регион на протяжении веков оставался единственным производителем настоящего бисера. Его купцы везли фурнитуру на Восток и Запад, обменивая ее на пряности, шелка и, конечно же, золото. использовали бусы в качестве разменной монеты.

Европа

Бисероплетение, история происхождения которого неразрывно связана с его распространением по планете, пользовалось большим спросом в Европе. В ее странах строились целые склады под этот материал и устраивались специальные ярмарки для продажи бусин.

Самым ценным считался блестящий и мелкий бисер, который имел диаметр в полсантиметра. Большой популярностью пользовались парчовые бусины, а также отполированные изнутри, покрытые золотом или серебром.

И короткого пути в Индию также повлияло на бисероплетение. История его создания перешла на новый уровень. Вместо стекольных мастерских начали строиться большие заводы. Центрами такого масштабного производства стали Испания, Португалия, Нидерланды, Англия и Франция. Украшения вовсю продавались также в Северной Европе.

Новые технологии

Вторая половина 18 века принесла новые усовершенствования в бисероплетение. История и современность слились воедино благодаря появлению машин, которые делали трубки из стекла. Благодаря этой технологии производство бусин стало гораздо быстрее и дешевле.

Высокая конкуренция на рынке между Венецией и Богемией стала мощным толчком для придумывания мастерами самых различных расцветок, форм и размеров этой фурнитуры. Она получает широкую популярность среди европейских дам. Одежды, расшитая бисером, становится самой модной.

Собрания по сей день хранят неповторимые образцы предметов гардероба из того периода. Поскольку стеклянные бусины прекрасно противостоят времени, они до сих пор сохраняют свою яркость и привлекательность.

Современность

На срезе 19-го и 20-го столетий во всем мире данный материал также имел очень высокий спрос. Он использовался для декорирования дамских сумочек, бумажников, подстаканников и других предметов.

Бусы и сегодня широко используются как для создания модных украшений, так и в работе над отдельными деталями предметов гардероба. История бисероплетения для детей очень интересна и многогранна. Она может послужить для них стимулом, чтобы начать заниматься этим прекрасным видом рукоделия.



Поделиться: