Изучаем цифру 9. Дидактический материал по математике

Гульнара Марварова
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»

Тема : Число и цифра 9

Цель : Знакомство с числом 9 , его составом, написанием цифры 9 .

Задачи :

Обучающие : формировать знания о составе числа , умение писать цифру , считать в пределах 9;

Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие : воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

I. Организационный момент. Устный счет.

Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда - узнаете позже. Но для путешествия нам нужны знания.

Игра «Вместо одной цифры – две »

Повторим, как можно получить 8, 7, 6.

А теперь проверим самых смекалистых

*Из-за куста торчали 6 ушек. Сколько зайчиков там спрятались?

*Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков?

*У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?

Я, смотрю, вы готовы в дальнее путешествие.

II. Работа по инструкции. (работа в тетрадях)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток…

Вели, чтобы ребята попали в Королевство, где все перевернуто. Долетаем до цифры , которая может переворачиваться, и возвращаемся обратно.

Прилетели к цифре …шесть . Зачем? Ведь мы уже ее выучили

III. Цифра 9 .

Не удивляйтесь! В этом королевстве все перевернуто. А если цифру шесть перевернуть , то получится… Это цифра девять , которая уже заждалась, когда мы с ней познакомимся!

Послушайте про нее стихи.

Вот какая цифра есть –

Перевернутая шесть.

(Ф. Даглараджа)

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

(Г. Виеру)

Цифра девять , иль девятка, -

Цирковая акробатка :

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

(С. Маршак)

Написание цифры

-Цифра 9 состоит из 2 элементов : небольшого овала и большого правого полуовала. (работа в тетрадях)

Физминутка

Побежали скорее в лес,

Там послушаем рассказ.

Помахали мы крыльями,

Покружились над полями.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все ниже – ниже.

А теперь, мы оказались в лесу. Посмотрите сколько деревьев.

Что это за деревья? (елки)

Все ли они одинаковые?

-Чем различаются : формой, цветом, размером?

Сколько маленьких елочек? Больших?

Сколько всего получилось?

А что больше 8 или 9?

Какое составим выражение?

Значит 9 – это. ?

Положи перед собой 9 палочек. Как ещё можно получить 9 ?

2+7 = 9 3+6=9 4+5 = 9

Повторим ещё раз 9 – это….?

Физминутка

Мы к большой лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

IV -Что вы видите на лужайке?

Ой, кто-то пищит. Просит нас освободить его.

Дорожка завалена камнями. Чтобы их убрать нужно решить примеры на камнях. (все примеры на состав числа 9 и только один пример на состав числа 7 ).

Посмотрите, кого освободили? (лисенка)

Какой пример был лишним? (6+1) . Почему?

Ребята, лисенок ходит в лесную школу. И ему задали домой головоломку. Помогите ему.

Сосчитай сколько квадратов?

А сколько надо добавить, чтоб было 9?

V. Итог :

Ну, все нагулялись. Возвращаемся домой.

Посмотрите, какие подарки из леса у нас (грибы, шишки, яблоки)

Расположи, так дары леса, чтоб рядом одинаковых предметов не было.

Сколько всего предметов?

А как можно получить 9?

Понравилось вам наше путешествие?

Следующее занятие будет еще интереснее, вас ожидает сюрприз…

Знакомство с цифрой 9 можно начать необычно. Предложите малышу загадки, поговорки, пословицы, ребусы, скороговорки, стихи и т.д. Для ребят, которые ходят в 1 класс, интересной будет презентация, посвященная цифре 9. Заинтересовать ребенка обучением можно, но для этого придется приложить усилия.

Интересным вопросом, который можно задать малышу, будет такой: на что похожа цифра 9?

Наверное, первым ответом будет «на перевернутую цифру 6». А уж потом начнем сравнивать с предметами и явлениями. В этом могут отлично помочь фото различных предметов, похожих на девятку, ребусы, где цифры часто бывают зашифрованы с помощью других слов и понятий, цифра 9 в картинках и т.д.

Существует еще множество различных заданий, где задействована цифра 9.

Развивать сообразительность и одновременно считать до 9 помогут загадки. Именно загадки как жанр фольклора дают богатую пищу для ума. Прочитайте загадки детям, и пусть они отгадают, о какой цифре идет речь. Загадки помогут интересно начать урок, чтобы малыши включились в работу.

Развивать речь, дикцию на занятиях помогут поговорки, пословицы, скороговорки, стихи. Они не только научат считать до 9, но и правильно выговаривать звуки и строить предложения. Интересен стишок С.Маршака «Веселый счет», где присутствуют все цифры, но вы можете взять из него только отрывок, в котором описывается число 9. Стихи есть и у других авторов, например, А.Барто. Скачать стихи про цифру 9 вы можете на нашем сайте. Попросите ребят дома вместе с родителями найти стишки о цифрах. Стихи также помогут интересно и неожиданно начать урок, если вы как учитель идете к ребятам в 1 класс.

Пословицы и поговорки, которые, как правило, имеют назидательный характер, могут использоваться в середине занятия или в качестве домашнего задания. Интересно будет предложить изобразить, о чем рассказывают пословицы и поговорки в картинках. Пусть малыши дома сами нарисуют, как они понимают заданные пословицы и поговорки. Также им придется потренироваться писать число 9, чтобы изобразить содержание фольклорных произведений.


Цифра 9 в английском языке. Оригами: как сложить из бумаги цифру 9.

Развитию речи у детей будут способствовать скороговорки. Скачать скороговорки также можно на сайте. Предложите их ребятам в качестве отдыха между письмом или другими видами работы.

Развивать мелкую моторику, аккуратность и творческое мышление поможет раскраска с цифрой 9. Малыш при этом не только изучает и запоминает число, но и учится обводить рисунки по контуру, раскрашивать, не вылезая за обозначенные линии. Раскраска представляет собой отличную подготовку перед тем, как ребенок начнет учиться писать. Также раскраска послужит домашним заданием для дошкольников или ребят, посещающих 1 класс. Многие учителя склонны считать, что раскраска для школы уже неактуальна: ее место занимают прописи. Однако напрасно: раскраска может стать отличным пособием для интегрированного урока математики и рисования.

Изучать цифру 9 можно, предложив малышу ребусы. Сами по себе ребусы представляют зашифрованное слово, в данном случае, число 9. Чтобы отгадать ребусы, потребуется немало сообразительности.

Чтобы научиться писать число 9, ребенку обязательно потребуются прописи. Перед тем, как писать самостоятельно, пусть он попробует обвести цифру. Затем пусть пробудет писать сам. Стимулируйте ребенка, чаще хвалите его, тогда наверняка все получится.

Видеоряд

Научить детей правильно писать и считать до 9 поможет презентация в картинках и фото. Презентация может быть полезна, если вы учитель, и собираетесь на урок в 1 класс. Также презентация может быть использована в домашних условиях. Скачать ее можно на нашем сайте. Презентация – отличное видео пособие, если вы не знаете, с чего начать обучение цифре 9.

Таким образом, изучать, как выглядит цифра 9 с дошкольниками или ребятами, которые ходят в 1 класс, можно увлекательно и интересно. Используйте для этого подручные средства, считайте, показывайте картинки и фото, изучайте скороговорки и пословицы . Ваш ребенок не только освоит математику, но и получит полноценное развитие.

Презентации

Перезентацию про цифру 9 можно посмотреть и скачать .

Задания про цифру

Итак, какие нужно будет выполнить задания?

  1. Посчитать разноцветные прямоугольники (их 9 штук).
  2. Найти все цифры девять, спрятавшиеся среди других цифр и обвести их в кружок.
  3. Подрисовать на носке 9 разноцветных полосок.
  4. Найти все цифры 9, спрятавшиеся в сердечках.
  5. Обвести большую цифру девять, начиная от стрелки 9 раз.
  6. Найти две цифры 9, спрятавшиеся на картинке с ножницами, и раскрасить их.
  7. Здесь нужно сначала обвести цифры 9, а потом посчитать количество картинок и обвести те, которых по 9 штук.

Наталья Комлева
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 9»

Тема: «Число и цифра 9»

Цель: Познакомить с числом и цифрой 9.

Задачи:

Упражнять в счете в пределах 9.

Закреплять умение соотносить количество с соответствующим числом.

Закрепить умение, различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

Развивать внимание, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитывать умение работать самостоятельно.

Материал и оборудование: фишки, палочки Кюизенера, цифры, фасоль, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнём,

И опять играть начнём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Игра с мячом «Не ошибись»

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймавший мяч, называет следующее число и перебрасывает мяч воспитателю.

А теперь проведём разминку, послушайте внимательно и ответьте:

Воспитатель: Если стол выше стула, то стул? Ниже стола.

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

(Уже дороги.)

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

(Короче линейки.)

Если верёвка толще нитки, то нитка?

(Тоньше верёвки.)

Если сестра старше брата, то брат?

(Младше сестры)

Задание на доске / на доске выложен числовой ряд/

Соедини цифру и количество предметов.

Назови соседей цифры

Следующее задание дети выполняют за столами.

Перед детьми на столах цветные счетные палочки и цифры.

Найдите коричневую палочку, положите её перед собой. Над ней вы будете выкладывать числовой ряд от одного до восьми. Что нужно сделать, чтобы продолжить счет дальше?

Дети добавляют синюю палочку и объясняют свои действия. По завершении работы дети обозначают цифрами числовой ряд и находят место цифры 9 в ряду.

Вопросы для детей:

Сколько всего столбиков?

Который по счету желтый столбик? Красный?

Между какими столбиками находиться черный столбик?

Какого цвета девятый столбик?

Какое число обозначает этот цвет?

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с новой цифрой 9.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»

Цифра «девять», иль девятка – Цирковая Акробатка,

Если на голову встанет, цифра шесть девятка станет.

Посмотрите внимательно на цифру:

На какой предмет похожа цифра 9? /крючок/

На какую цифру похожа цифра 9? /на цифру 6/

Чем отличаются цифры девять и шесть?

Где мы встречаем цифру 9? /номер на доме, на дверях квартиры, на часах, День победы.

Как можно показать цифру 9? /написать, нарисовать, вылепить из пластилина/

А мы выложим цифру 9 из фасоли.

Дети выкладывают за столами цифру 9.

Физ. минутка «Как живёшь?»

«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужное действие.

Как живёшь?. А идёшь?. А плывёшь? Ждёшь обед? Машешь вслед?. Утром спишь?.

Как шалишь?

«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.

Успокоиться охота и приняться за работу!»

Следующее задание выполняется в тетради /цифра 9/

Рефлексия

Что нового узнали? Что больше всего понравилось? В какие игры играли?

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 5» Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5» Цели: 1. Закрепить знание цифр от 1 до 4; Умение.

Открытое занятие в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Число и цифра 5. Величина» КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат». Открытое занятие в старшей группе. по формированию элементарных математических.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7» Тема: «Число и цифра 7» Цель: Знакомство с образованием натурального числа 7. Программное содержание: Познакомить с образованием числа 7.

И. А. ПомораеваКонспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) по познавательному.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9» Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9. Задачи: Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру,.

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3» конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной.

Цифра «9»

Веселые стихи

* * *Цифра девять, иль девятка –

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

С. Маршак

* * *Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить –

Уже не шесть, а – девять!

В. Бакалдин

* * *Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

Шесть и девять – близнецы,

Смотрят в разные концы.

Г. Виеру

* * *К девяти без десяти

Надо в школу нам идти.

В девять слышится звонок –

Начинается урок.

С. Маршак

* * *Девять мальчиков в подъезде –

Во дворе играют вместе,

А с балконов на ребят

Девять бабушек глядят.

* * *В девятиэтажном доме

На девятом этаже

Проживает мальчик Рома,

Девять лет ему уже.

К девяти часам утра

Роме в школе быть пора.

Загадка

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

(Девятка.)

Веселые задачки

Повезло опять Егорке,У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Посчитайте-ка улов.

У кого ответ готов?

Очень дружно мы живем,В школьном хоре все поем:

Миша, Коля, Аллочка,

Света, Таня, Галочка,

Два Сережи и Марат.

Сколько в хоре нас ребят?

* * *Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Пять спустились за ручей.

Сколько было всех гусей?

В гнезде у синичек

Лежат семь яичек.

Мама-синичка

Положила еще два яичка.

Сколько яичек

В гнезде у синичек?

Что подарил нам сосновый бор?

Восемь маслят и один мухомор.

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых

Умытых поросенка

Бежали спозаранку

Из дома на полянку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей?

* * *Семь листьев Вася сам собрал,

Два листика Алеша дал.

Скажите, сколько у него

Осенних листиков всего?

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

Сколько у Вани моделей машин?

Восемь грузовых и «Мерседес» один.

Ёж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?».

«Запасаюсь я к зиме,

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу.

Шесть принес да три несу».

Поскорее дай ответ,

Это мало или нет?

* * *У меня друзей немало,

Я их всех нарисовала.

Маша машет. Паша пашет.

Коля колет. Поля полет.

Валя валит. Катя катит.

Света светит. Соня спит.

Тоня тонет…

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку – Тоню,

Нарисую что-нибудь.

(Сколько друзей нарисовала девочка?)

Сбежала от Федоры посуда –

Три стакана, три чашки, три блюда.

Сколько было беглецов?

* * *У ежа своя охота –

Несложная эта работа:

Разноцветные листики собирать,

В норку к себе их таскать.

На иголках у ежа

Листиков собрано уже два,

Семь листьев в воздухе кружатся,

На землю медленно ложатся.

Их ежик тоже соберет

И в норку свою отнесет.

Задачу, детки, решайте,

Правильно сосчитайте:

Два собрал да семь возьмет.

Сколько листьев еж наберет?

Считалка

Физкультминутка

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

(На доске – десять зайчиков, девять палочек, девять точек в круге.)

графическое задание

Обведите рисунок, в котором столько предметов, сколько обозначает цифра.

Тетрадь для занятий с детьми 5 – 7 лет

«Учим цифры»

Уважаемые родители и педагоги!

Эта тетрадь предназначена для занятий с детьми 5-6 лет. Задания помогут сформировать у ребенка старшего дошкольного возраста внимание и память, познакомят маленького ученика с цифрами.

При работе с тетрадью понадобится ваша помощь, поэтому обязательно прочитайте пояснения к заданиям:

    Вначале прочитайте ребенку стихотворение о цифре. Оно поможет ма­лышу связать цифру с определенным образом. Это очень важно для дош­кольника, ведь лучше всего дети запоминают то, что прочувствовали. За­тем попросите маленького математика раскрасить цифру любым цве­том.

    Задание с раскрашиванием колец пирамидки поможет дошкольнику стать более внимательным и разовьет его память: каждый раз раскрашивать колечки нужно теми же цветами, что и на предыдущей картинке. Пусть малыш сначала постарается вспомнить, какие цвета он уже использовал на прошлом занятии, а затем проверит себя, заглянув на предыдущую страницу.

    Следующее задание трудное, почти школьное. Ребенок должен сам пи­сать цифры. Чтобы малышу было интересно, попросите его оценить ре­зультаты своей работы: для этого надо сосчитать, сколько цифр написа­но красиво, и сравнить с количеством неудавшихся. От занятия к заня­тию удачных цифр у юного математика будет все больше, и это вселит в него уверенность в собственные силы.

    В задании с карточками «домино» маленькому ученику нужно срисо­вывать с образца узор из нескольких точек. Эта кропотливая работа на­учит дошкольника ориентироваться в пространстве, аккуратности и навыку владения карандашом.

    Задание с раскрашиванием различных предметов поможет ребенку усвоить состав числа «десять». Это задание не является традиционным и поэтому требует от малыша вдумчивого отношения к его выполнению.

    Рисунок-путаница из цифр потребует от малыша концентрации внимания. Но, как правило, детям нравятся подобные задания.

    В конце каждого занятия не забывайте показывать юному ученику циф­ровой ряд, расположенный на краю страницы; указывая на каждую циф­ру, называйте ее.

Успехов вам и вашему малышу!














Поделиться: