Катыш для зимней забавы. Лучшие аксессуары для зимнего отдыха

Все мы с нетерпением ждем красавицу-зиму, чтобы насладиться новогодними и рождественскими праздниками, бодрящим морозным воздухом и искристым снегом. Когда пейзаж за окном больше напоминает сказку, так не хочется оставаться дома. Да и не нужно, скорее бегите на свежий воздух, на улицу, где вас, наверняка, заждались лыжи, санки, ледяные горки, снежки, ледяные крепости и другие увлекательные снежные забавы.

Как подготовиться к снежным приключениям?

Каждый из нас никогда не забудет того волшебного ощущения и настроения детства, когда мы, будучи детьми, выходили на заснеженную улицу и радовались белоснежной картине. Наверняка, вы тоже хотите, чтобы и ваши дети сполна насладились зимними радостями и забавами. Но чтобы снежные приключения были в радость ребенку, к ним необходимо заранее подготовиться, тем более что зима — это не только положительные эмоции и радость от долгожданного снега и морозца, но и повод закалить малыша

Оправляясь навстречу снежным забавам зимой, позаботьтесь о том, чтобы одежда ребенка была теплой и не пропускала холодный воздух. Теплый и удобный комбинезон, куртка, сапожки, шапка и рукавички — такая экипировка — это ровно то, что нужно ребенку для зимних игр на улице. Лучше, если у малыша будет не один такой «боевой комплект», чтобы была возможность поменять обувь или одежду, если они промокнут от снега. Пусть в гардеробе ваших детей будет много рукавичек и варежек, чтобы ребенок мог вовремя сменить их, а его ручки всегда были теплыми и сухими.

Зимой снежные забавы радуют не только детей, но и взрослых, ведь с возрастом не нужно отказывать себе в удовольствии наслаждаться снежной погодой, а еще лучше — радоваться зиме всей семьей.

Снежные забавы зимой — эстафета на санках

Традиционное катание на санках можно превратить в увлекательное соревнование. Для этого участники разделяются на две группы и строятся двумя параллельными рядами перед чертой старта. Как только ведущий даст соответствующий сигнал, по два игрока от каждой команды: один на санках, а второй, везущий первого, как можно быстрее бегут к финишу. Протяженность дистанции может быть разной. Отлично, если она будет составлять около 50 метров, чтобы ребята смогли как следует разогнаться и показать, на что они способны. На финише участники меняются местами: в санки пересаживается тот, кто вез, а тот, кого везли, занимает место везущего. После этого ребята возвращаются к команде, и их сменяет другая пара. Побеждает та команда, чьи участники быстрее преодолеют расстояние.

Домики из снега

Снежные забавы зимой — это не только лепка снеговиков и игра в снежки. Можно отлично провести время, занявшись строительством из снега необычных домиков. Чтобы строительство удалось, лучше заниматься этим сразу же после снегопада или, когда наступила оттепель, ведь из липкого, мягкого и податливого снега легко лепить всевозможные фигуры.

Из снега можно запросто построить не только крепость, но и целый лабиринт. Из снега делают кирпичи, из которых впоследствии складывают стены построек. Чтобы кирпичики были одинакового размера, вам понадобятся специальные формы в виде деревянных ящиков, не имеющих крышки и дна.

Такие ящики должны быть разъемными: поперечная стенка вместе с продольной должны откидываться при помощи петель, которые можно изготовить из обычных кожаных ремешков. Для строительства снежных домиков и другой «архитектуры из снега» понадобятся не только такие ящики, но и специальные трамбовки в виде дощечек. Чтобы получить кирпич, нужно набить снег в ящик, затем его утрамбовать, потом раскрыть ящик и — кирпич готов. Стенки из этих необычных кирпичей получаются ровными и красивыми, что позволят реализовать любую «архитектурную идею». Из множества таких кирпичиков можно построить настоящий домик Снежной Королевы.

Снежные краски

Удивительно интересной и увлекательной снежной забавой зимой может стать цветной снег, который можно легко сделать из обычного белоснежного и пушистого снега. Для этого вам понадобиться полстакана воды и немного пищевого красителя (например, того, что мы используем для покраски яиц в канун Пасхи). Воду и пигмент необходимо смешать. Чтобы получить настоящую палитру художника, вам понадобится несколько красителей. Разбрызгивая такие самодельные краски на снежный покров, вы сможете получить цветной снег, из которого можно лепить снеговичков, животных и другие разнообразные фигурки.

Зима — прекрасное время года для зимних развлечений и приключений, в которых могут участвовать не только малыши, но и их родители. Редакция

В давние времена сами Боги по земле ходили, всякие чудеса тогда на свете случались, оживали. Красивой и обильной была жизнь на земле. Люди природу почитали, она им добром отвечала: свежую весну, тёплое лето, плодородную осень да студеную зиму дарила. На каждое время года свои радости находились. Не то что нынче, когда люди от земли оторваны, леса да поля только на картинках видят, зиму без снега в пыльном городе коротают.

Раньше зима не помехой была для радости. Самые веселые праздники именно в холодную пору проводились. Делу время, а потехе час – пока работы в полях нет, надо успеть нагуляться на весь год. Соберется зимой молодежь в деревне, днем гуляют да играют, вечером вместе в одной избе сидят,мифы и предания древних славян слушают. Историй тех, ох и много было! Таких же, как былички деда Матвея, что в книге «Боги и люди» рассказаны. Слушали их под вкусный чай да варенье ягодное и всё время просили стариков ещё одну сказку рассказать. Но всему своё время: вечер заканчивался, и по домам было пора расходиться.

На следующий день опять парни да девушки на улице собирались. Песни веселые пели, с ледяных горок катались, в игры играли да между собой знакомились, присматривались. В ту пору много пар складывалось. Свадьбы-то позже пойдут, после Водокреса. Пока же парни девушкам удаль свою показывали в играх и состязаниях. Зимние забавы лихие да веселые. Малым детям в них делать нечего, зашибут добры молодцы ненароком, увлекшись игрой. Потому малыши с дедами дома оставались, по хозяйству помогали да все просили ещё мифы и предания древних славян рассказать. Парни да девушки в этом время на забавы веселые собирались.

Дольше всего готовились к игре во взятие снежной крепости. В некоторых деревнях для неё настоящие хоромы изо льда и снега строили. Все парни возведением крепости несколько дней занимались, а потом молодежь из соседней деревни к себе в гости приглашали. Все приходили на такую игру, как на большой праздник. Девушки наряжались, красоту свою показывали, женихов высматривали. А уж парни перед ними вовсю храбрились. Сначала частушки веселые пели, над своими противниками подшучивали, рассказывали, как их одной рукой сломят, одним снежком перешибут. Потом штурм крепости начинался. Гости нападали, хозяева оборонялись. Ох, и веселая это была потеха! Парни расходились не на шутку, игра в настоящий бой превращалась. Девушки своего милого высматривали, иногда и сами снежки подкидывали, помогали крепость защитить.

После игры приглашали гостей из соседней деревни в дом на посиделки. Гости приходили с гостинцами, чтобы все могли не только поиграть, но и полакомиться. На вечерках уже другие забавы были: играли и танцевали. Парни всё старались такую игру придумать, чтобы девушки их поцеловали, да те и сами не против были.

Вот так описано это зимнее время в книге «Боги и Люди» издательства «Северная сказка»:

Да, эти четыре дня и ночи были в безграничной власти Морены И сейчас Морена, наблюдая из своего хрустального дворца, как люди готовятся встречать Коляду, Бога молодого Солнца, поворачивающего Природу на лето, только что не мурлыкала и не облизывалась, предвкушая, как же она повеселится, играя с людьми в свои игры. А с Яви уже доносилась песня, призывающая Коляду:

Коляда-Солнцеворот,
Стань у наших у ворот.
Разгони потемь,
Верни в Явь красный день.
Огнём возгори, Коло воздыми,
Уводи, Коло, горе, а свету дай преболе!
Гой! Коляда! Слава!
Солнышко повернись,
Красное разожгись!
В дорогу выезжай,
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Ещё днём подготовили большой костёр - «Краду», в котором к ночи зажгли даже не поленья, а целые брёвна. Одно такое бревно, было специально подготовлено для особого действа. Его нужно было горящим протащить вокруг всей деревни и вернуть обратно в Краду.

На этот раз бревно, «Балда», так называли его в деревне, благополучно протащили по снеговой дорожке, устроенной тоже заранее, и вернули горящим в костёр.
- Слава! Слава! - раздавались радостные крики - год будет удачным!
«Как же вы ошибаетесь!» - усмехнулась Морена и продолжила наблюдать за празднованием.
На земле, в Яви, праздник набирал свои обороты. Парни и девушки, разбившись на пары, давали клятву на верность - «Огненный заклят», когда прыгают через костёр, не разжимая рук. Шумнее и громче раздавались по улицам песни и крики. В одном конце села звучало:
Уродился Коляда
За рекою за быстрою…

А на другом конце низкие мужские голоса пели:
Ой, Коляда, Коляда!
Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
А хозяюшке многоздравьице.
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям -
Девяносто быков, полтораста коров.

Это отправились «колядовать» парни и девушки, распевая песни под избами и получая за это «щедровки» - калачи, круги колбасы и любую другую снедь.
Набрав полные мешки, молодёжь отправилась веселиться в самую большую избу, а кто не поместился, то в другие избы, помельче.
- Теперь уже скоро, - сама себе сказала Морена, - Вот тогда и я повеселюсь!

Как жаль, что традиции эти сейчас не сохранились! Не строят больше парни снежные крепости, не следят за их игрой красавицы-девушки в народных одеяниях. Так хочется хоть ненадолго в этом мире очутиться, к его чистым и простым радостям прикоснуться! Может быть, получится и в своей жизни что-то из родных традиций воплотить.

Где истории про народные зимние гуляния найти, мы вам подскажем, а как их в жизнь воплотить, уже сами решайте. Есть в «Северной сказке» обновленная книга «Боги и люди». В ней не только мифы и предания древних славян рассказаны, ещё и народные праздники с их живыми традициями описаны. Повествует, как всегда дед Матвей, а уж он-то, сами знаете, рассказывать большой мастер.

Автор: Михаил Шемякин Форма: Mazarin Рисунок: Зимние потехи Диаметр: 265 мм Твердый фарфор Декорирование: авторский рисунок Михаила Шемякина, ручная роспись Серия состоит из шести декоративных тарелок, объединенных сюжетами зимних развлечений, которые были разработаны по специальному проекту в рамках сотрудничества Михаила Шемякина с Императорским фарфоровым заводом. «Зимние потехи» раскрывают одну из тем серии «Мир капель», где

Автор: Михаил Шемякин Форма: Mazarin Рисунок: Зимние потехи Диаметр: 265 мм Твердый фарфор Декорирование: авторский рисунок Михаила Шемякина, ручная роспись Серия состоит из шести декоративных тарелок, объединенных сюжетами зимних развлечений, которые были разработаны по специальному проекту в рамках сотрудничества Михаила Шемякина с Императорским фарфоровым заводом. «Зимние потехи» раскрывают одну из тем серии «Мир капель», где

Автор: Михаил Шемякин Форма: Mazarin Рисунок: Зимние потехи Диаметр: 265 мм Твердый фарфор Декорирование: авторский рисунок Михаила Шемякина, ручная роспись Серия состоит из шести декоративных тарелок, объединенных сюжетами зимних развлечений, которые были разработаны по специальному проекту в рамках сотрудничества Михаила Шемякина с Императорским фарфоровым заводом. «Зимние потехи» раскрывают одну из тем серии «Мир капель», где

Автор: Михаил Шемякин Форма: Mazarin Рисунок: Зимние потехи Диаметр: 265 мм Твердый фарфор Декорирование: авторский рисунок Михаила Шемякина, ручная роспись Серия состоит из шести декоративных тарелок, объединенных сюжетами зимних развлечений, которые были разработаны по специальному проекту в рамках сотрудничества Михаила Шемякина с Императорским фарфоровым заводом. «Зимние потехи» раскрывают одну из тем серии «Мир капель», где

Новогодние праздники прошли, но зима еще в самом разгаре. Мария Молчанова рассказывает о том, как весело проводили холодное время года наши предки.

Способы развлечения в зимнее время года в традиционной русской культуре в основном представляли собой ритуальные или ритуализированные действа, которые соотносились с такими важными вехами в календаре, как Святки и Масленица, а также игры, не связанные непосредственно с обрядовой сферой. И первые, и вторые развивали у участвовавших в них преимущественно молодых людей физическую силу, выносливость, ловкость, терпение, определенные навыки и умения, а кроме того нравственные, психологические, интеллектуальные качества: смелость, внимательность, смекалку, инициативу.

Более активными в играх были представители мужского пола, которые обычно организовывали развлечения. Игры и гуляния во время праздников проходили при большом стечении народа. В ходе игрового действия девушки и юноши получали возможность продемонстрировать свои достоинства общине, в том числе ровесникам противоположного пола и их родителям, что имело важное значение для формирования общественного мнения и, соответственно, брачных пар.

Народные гуляния на Масленицу

К излюбленным зимним развлечениям относились катания с гор и на лошадях. Они представляли собой спортивные состязания на скорость, ловкость, дальность пробега и умение управлять лошадьми и санками. Наиболее важными признавали катания в Святки и на Масленицу, ведь в народе их воспринимали как смотрины невест и женихов. Масленичные катания проходили на фоне широко распространенного и характерного для этого праздника обычая чествования молодоженов. Смотр невест и женихов символически открывал новый сезон предсвадебных игр. Не случайно именно в этот период проходили публичные осмеяния и «наказания» тех, кто не женился и не вышел замуж в предшествующем году. Катаниям с гор и на лошадях во время Масленицы приписывалось и магическое значение: с ними связывали будущий урожай льна.

Для катаний с гор использовали естественные скаты — спуски с возвышенностей или спуски к водоемам, которые заливались водой. В некоторых русских деревнях и в городах предпочитали строить катальные горы — катушки. Их возводили преимущественно юноши: они заготавливали бревна и устанавливали конструкции катальных гор, а при заливке гор обливали друг друга водой. Горки старались разнообразно украсить: высаживали елочки, устанавливали фонари и даже ледяные скульптуры.




Празднование Святок в традиционных костюмах

Масленичные катания проводили в течение всей недели. С гор обычно катались на рогожах, шкурах животных, охапках соломы, обмолоченных снопах, соломенных ковриках, обрубках дерева. Кроме того, изготавливали или приводили в порядок к сезону специальные приспособления большие и маленькие санки, салазки, скамейки, подсанки или полсанки, лодки, ледянки, чунки, козлики, коньки; вспомогательным средством для катания на них могли служить палки для отталкивания.

Катания на санках парами предполагали выбор партнера


Собираясь на гору, молодые люди старались приодеться. В Рязанской области девушки и молодые женщины, а также дети перевязывались домоткаными кушаками и полотенцами. Подростки и молодые мужчины выходили на гору в начищенных сапогах, нередко надевали праздничные костюмы. Катались по одному, по двое или большими компаниями. Каждый катающийся стремился продемонстрировать свою сноровку, ловкость, умение управлять санями или держаться на ногах. На глазах собравшегося народа старались проехать как можно дальше, с большей скоростью, а также не свернуть в сторону и не упасть. Крестьяне говорили: «Гора — удаль наша».

Особенно внимательно следили за катанием девушек и женщин, так как будущий урожай льна ставился в прямую зависимость от их ловкости и умения управлять санками. Ритуально-магическим значением обладали скатывания девушек и женщин на донцах прялок; они способствовали хорошему урожаю льна, а в некоторых местностях — и проса. В Вологодской губернии во время одиночных катаний парни на козликах подлетали к лодкам с девушками и, сталкиваясь с ними, пытались сбить лед, чтобы те хуже скользили. Такое поведение на горке считалось особым способом ухаживания, проявлением симпатии к девушке.

Совместные катания парами предполагали выбор партнера: парень приглашал понравившуюся ему девушку. В ряде мест традиция требовала, чтобы парень катал одну и ту же девушку не более трех раз. Обычно девушки выстраивались около горы, ожидая приглашения прокатиться, после которого молодые люди поднимались на ее вершину. Скатываясь на маленьких саночках, парень усаживал девушку себе на колени, а она обнимала его за шею, при этом он демонстрировал свое умение управлять санками: проехать плавно и не перевернуться.

Катания, как правило, заканчивались поцелуем. При катании компаниями наиболее часто использовали большие сани. Особым удальством считалось запрыгнуть в сани, когда те уже скатывались с горы. Группа молодежи каталась на ногах «юзом» или «юром», то есть цепочкой, обхватив друг друга руками. Такие катания были испытанием не только личных качеств, но и умения человека действовать в коллективе.


Сычков Ф. В. Катание с гор

На Масленичных катаниях высмеивали тех, кто не женился в прошлом году


Катания на Масленицу принимали невиданный размах; недаром в некоторых местах Масленицу называли «катальным заговеньем». В этих катаниях — съездках — принимало участие население всей округи. Начинались они с середины дня. Катались одним рядом или несколькими, вдоль или вокруг поселения, обычно центрального, а также между поселениями или на ярмарках. Молодежь готовилась к этим выездам заранее. Девушки и парни одевались в лучшее: меховые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны из дорогих тканей и шали, новые валенки. Девушки непременно белили и румянили лица. Парни готовили к выезду лучшие расписные или резные сани, застилали их коврами или меховыми накидками, начищали конскую сбрую, вытаскивали самые хорошие дуги — тяжелые, раззолоченные, раскрашенные, кроме того, чистили и украшали лошадей.


Традиционные русские сани

Другую группу праздничных зимних увеселений составляют игры, основными участниками которых были только молодые мужчины. Иногда развлечения принимали форму обрядовых бесчинств. Характерной особенностью Святок были шутки, шалости, забавы, не вписываемые в общепринятые нормы. Некоторые шуточные забавы приурочивались к Масленице, а также к Чистому понедельнику. Среди них — катание (купание) девушек в снегу, известное в ряде мест под названием «девок солить», «девок морозить». Важной частью мужских игр был состязательный элемент, который характеризовал конные соревнования, состязания на тройках, лазание по столбу, игру в мяч, кулачные бои и драки, а также военно-спортивные игры «взятие снежного городка».




В. Суриков «Взятие снежного городка, 1891 год

Другой мужской забавой зимнего времени была игра в мяч. В последний день Масленицы юноши и мужчины, собравшись на покрытой льдом реке, разбивались на две группы по двадцать — тридцать человек. Затем чертили две линии, за которые необходимо забросить тяжелый кожаный мяч. Для достижения цели разрешалось пользоваться различными приемами: гнать мяч ногами, кидать руками, отпихивать и толкать противников. Когда кто-нибудь из играющих завладевал мячом и с быстротой и ловкостью перебрасывал его за черту, начиналась драка, которая заканчивалась настоящим побоищем с кровопролитием. Борьба за мяч — достаточно жесткая игра, так как проигрыш признавался большим позором. Побежденных целый год называли «киловниками» — кличкой весьма обидной для любого мужчины. Победители же пользовались всеобщим уважением, а девушки отмечали их особым вниманием. Игрой в мяч также сопровождался обряд выкупа молодой жены у мужского населения ее родовой деревни.



Поделиться: