Классный час история красной помады. Губная помада (история изобретения)

Не всегда алый цвет губ считался трендом. Более того, были времена, когда красная помада была запрещена законом.

Древние цивилизации

Впервые о красной помаде заговорили еще в 3500 году до нашей эры. Историки считают древних шумеров ее изобретателями, так как именно им присваивают первые открытия в области красоты. Другие же утверждают, что красная помада появилась в Древнем Египте, когда и мужчины, и женщины красили губы, используя смесь красной охры, кармина и воска.

Интересные факты о красной помаде историки обнаружили, изучая культуру Древней Греции. В те времена социум, мягко говоря, не приветствовал красный оттенок на губах у женщин: яркий цвет могли себе позволить лишь куртизанки. Более того, последних обязали красить губы красным, чтобы обозначить их социальный статус.

В Древнем Риме отношение к красной помаде улучшилось (по крайней мере, закон ее не запрещал). Алый цвет использовали как женщины, так и мужчины, игнорируя тот факт, что состав помады был токсичен. Таким способом они указывали на свой статус в обществе.

Период Средневековья

Красная помада обрела популярность, ею стали пользоваться абсолютно все. Богатые женщины наносили на губы ярко-розовый цвет, который указывал на их достаток, а бедные- землистый оттенок красного.

Пора Ренессанса

В начале 16 века священнослужители осуждали наличие красной помады в бьюти-арсенале девушек, называя ее проявлением дьявола. Но это не мешало английской королеве Елизавете I красить губы ярким малиновым цветом, поэтому яркая помада быстро стала настоящим бьюти-трендом того времени.

Сто лет спустя отношение к красной помаде не изменилось: пасторы все еще призывали народ отказаться от косметики, но их проповеди не оказывали должного влияния. Английские дамы наряду с уважаемыми в обществе джентльменами продолжали использовать помаду с красным пигментом.

Эпоха Просвещения

Отношение правящей прослойки общества к красным губам заметно ухудшилось. Британское правительство приняло закон, который официально запрещал губную помаду, а её владелицу обвинял в колдовстве. Подобная тенденция наблюдалась и в Америке. Некоторые штаты ввели официальную процедуру аннулирования брака, если женщина использовала красную помаду без согласия мужчины.

Начало 19-го века ознаменовалось рождением абсолютного тренда на красную помаду. В 1860 году французский бренд Guerlain впервые запустил производство губной помады, в составе которой был экстракт грейпфрута, смешанного со сливочным маслом и пчелиным воском. Театральная актриса Сара Бернар осмелилась появиться на публике с ярким цветом губ, чем вызвала бурю неодобрительных отзывов. Свободное использование помады все еще не приветствовалось в обществе, но поступок Бернар стал переломным в истории существования косметики.

20-й век

Общество наконец стало принимать яркую помаду. По словам художницы Мадлен Maрш, автора книги о женской красоте от Викторианской эпохи и до наших дней (Compacts and Cosmetics), первым и самым известным переломным моментом для красной помады стал протест 1912 года, организованный суфражистками: женщины накрасили губы в ярко-красный цвет и вышли на улицы Нью-Йорка. После этого красная помада стала настоящим символом бунта против ущемления гражданских прав женщин.

Во время Второй мировой войны производители косметики создавали рекламные кампании, посвященные красным оттенкам помады, которые призывали женщин «выполнить свой гражданский долг». Так, в послевоенное время яркая помада была уже неотъемлемой составляющей стиля каждой американки.

И хотя в 1970-х годах наблюдался спад популярности красного цвета в пользу более натуральных оттенков, с началом эпохи диско-гламура помада вишневого тона вернулась в моду. Сегодня красный цвет на губах является одним из самых мощных символов женской красоты и сексуальности. Несмотря на его нелегкое прошлое, он дожил до нашего времени и стал неизменным фаворитом среди женщин.

Сегодня это самое распространенное средство косметики. Губная помада - ею ежедневно пользуются миллионы женщин! Но далеко не всегда это было так. Ведь когда в 1883 ходу, созданная находчивыми французскими парфюмерами, она увидела свет на всемирной выставке в Амстердаме, вряд ли кто-нибудь всерьез подумал, какая ей, красному чуду, уготована головокружительная карьера. Более того, добропорядочных женщин в начале века пугала сама мысль о какой-то легкомысленной косметике для губ.

История губной помады, этого незаменимого и едва ли не самого распространенного косметического средства, началась очень давно: почти пять тысячелетий назад, в древнем Вавилоне, женщины добивались яркого цвета губ с помощью особой смеси искрошенных до мельчайших частиц полудрагоценных камней. А древние египтянки настолько ценили яркие губы, что пользовались опасными для здоровья средствами на основе брома и йода — позднее египетское изобретение назвали «поцелуем смерти». Большой поклонницей губной помады была царица Клеопатра — ее косметика изготавливалась из красных жуков, истолченных в ступке и смешанных с муравьиными яйцами. А для придания древней помаде блеска египтяне использовали рыбью чешую.

След популярности краски для губ донес до нас миф о яблоке раздора, в котором Парис решил спор о красоте между Герой, Афиной и Афродитой в пользу последней. Не успев порадоваться, богиня была уличена в жульничестве посредством применения пудры и губной помады. А древнерусские красны девицы усиливали свежесть и яркость сахарных уст при помощи толченого кирпича, свеклы, клубники, малины.

Арабско-андалусский врач Абу аль-Касим аль-Захрави, которого называют основоположником современной хирургии, изобрелИстория губной помады первую в мире твердую губную помаду во времена Золотой эры ислама. Изобретение аль-Захрави представляло собой полоски ароматной красящей смеси в специальных формочках. В 1932 году косметический бренд Max Factor впервые представил жидкий блеск для губ, призванный дополнить цвет губной помады. А популярная сегодня губная помада с жидкой формулой, в состав которой не входит воск, была изобретена в девяностых годах компанией Lip-Ink International.

В XVI веке губная помада изготавливалась уже из гораздо менее экстремальных средств — во время правления в Англии Елизаветы I, введшей моду на белую кожу в сочетании с кроваво-красными губами, губную помаду изготавливали из пчелиного воска и экстрактов растений, придающих средству яркий цвет. Популярность губной помады в Соединенном королевстве, однако, продлилась недолго — уже в 1653 году английский пастор Томас Холл основал целое движение, заявляя, что «разукрашивание» лица — это «работа дьявола». В средневековой Европе женщина с накрашенными губами считалась легкомысленной особой, которую в день Страшного Суда не признает Христос и отправит в ад.

А в 1770 году английский парламент выпустил целый закон против косметики, который утверждал, что женщину, соблазнившую мужчину благодаря косметике, следует считать ведьмой. В 1800 году даже королева Виктория открыто заявила о неприятии губной помады, утверждая, что носить какой бы то ни было макияж — «вульгарно».

Но, между тем, именно церкви мы обязаны появлению губной помады в ее нынешнем виде. Точнее, не всей церкви, а кардиналу де Ришелье, имевшему слабость к яблочному аромату.

Он любил его настолько, что держал яблоки в столе, а однажды велел своему лекарю приготовить душистую мазь, которую тот и назвал помадой (от французского pomme — яблоко). Его Преосвященство остался очень доволен: он стал смазывать кончик носа или верхнюю губу новинкой, наслаждаясь любимым запахом. Разумеется, помада была бесцветной, но ведь добавление красящего вещества в подходящую маслянистую основу — сущие пустяки.

Собственно, так и случилось. Причем, пользовались красящей помадой как женщины, так и мужчины: при дворе Людовика XVI это было обычным явлением: придворные подчеркивали контуры рта, чтобы они не терялись в бороде и усах.

Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.

Во Франции во второй половине 18-го века, когда губную помаду еще изготавливали только из натуральных продуктов, она предназначалась исключительно для мужчин. При дворе Людовика XVI наиболее кокетливые и любвеобильные из них мазали ею рот, дабы он был заметен и не сливался с бородой и усами.

Только в самом начале нашего века доступ к помаде получили женщины. Однако далеко не все, а лишь особы легкого поведения. Тем же красавицам, что отличались добропорядочностью и благопристойностью, подобные прихорашивания строжайшим образом возбранялись.

Второе рождение помады состоялось, по мнению специалистов, во время Всемирной выставки в Амстердаме, проходившей в 1803 году. Этому предшествовала забавная история. Работорговцы, занимавшиеся перевозкой «живого товара», обратили внимание на жирную смазку ярко-красного цвета у некоторых женщин и доставили ее в Европу, вызвав ажиотаж. Лишь через весьма продолжительное время выяснилось, что та помада у африканок была сигнальной: она означала, что женщина находится в стадии «критических дней» и сексуальный контакт с ней нежелателен. Но косметическую новинку, составленную на основе оленьего жира, по достоинству оценили многие женщины, в том числе и знаменитая актриса Сара Бернар. Свыше 30 лет понадобилось для того, чтобы губная помада приобрела сегодняшний вид.

Окончательно губная помада обосновалась в женской косметичке только в начале XX века. В преддверии Второй мировой войны губная помада стала едва ли не самым востребованным косметическим средством благодаря голливудским дивам, в числе которых были звезды немого кино Глория Свэнсон, Аста Нильсен и Лана Тернер. В 1920 году Елена Рубинштейн выпустила первый тюбик губной помады, получившей название Valaz Lip-Listre; губная помада от Рубинштейн стала явлением почти революционным — если ранее позволить себе это косметическое средство могли лишь женщины с высоким доходом, то Valaz Lip-Listre стала продуктом исключительно демократичным, стоимость которого не превышала нескольких долларов. В тридцатых годах Хэзел Бишоп, основательница одноименного косметического бренда, создала еще одну революционную новинку — губную помаду, устойчивую к поцелуям, а Элизабет Арден основала в Германии свой Институт красоты, открывая обычным женщинам доступ к современной косметике.

Нанесение помады стало подлинным искусством, в котором появились свои стили. "Rosebud lips" ("Бутон розы") — форма губ, созданная "отцом" голливудского макияжа Максом Фактором и популярная в 20-е годы. Форма "Bee stung lips" ("Укушенные пчелой") стремительно вошла в моду в среде голливудских актрис — она позволяла помаде не впитываться в тональный крем (ее еще называли "Vampire lips" ("Губы вампира"). "Cupid"s bow lips" ("Дуга Купидона") — губы с четко очерченными уголками. Чуть позже Helena Rubinstein создала помаду "Cupid"s bow", якобы придающую губам нужную форму. "Фасон" был модным до тех пор, пока Джоан Кроуфорд не потребовала сделать себе большие губы. Искомого эффекта удалось достичь путем одного простого цветового мазка, который публика узнала под названием "Hunter"s bow lips" ("Лук охотника").

Женщины поняли, что помада может помочь им произвести впечатление. В 30-е годы появилась реклама продукции Elizabeth Arden, где говорится, что накрашенные губы -"плюс" при получении работы.

После войны и всех ее лишений в 1947 году Париж переживает настоящий косметический бум. В витринах магазинов появляется "Ружбезе" — помада, которая, как гласит реклама, "позволяет целоваться". Это мини-революция в поведении женщин. Отныне уже большинство из них постоянно носят в своих сумочках маленький заветный тюбик. Выбор цветов теперь широк, и совершенно не обязательно, крася губы выглядеть вызывающе. Стало естественным красить губы, чтобы выйти поработать в сад или заехать за продуктами.

После Второй мировой войны, в 1949 году, в США были сконструированы первые машины для выпуска помады в сегодняшнем ее виде — в металлическом или пластиковом тюбике. Автоматизация процесса производства помады быстро сказалась на ее цене, моментально превратив губную помаду в исключительно востребованное косметическое средство у женщин всего мира.

Большое значение в кино имела стойкость помады. Сын Макса, г-н Фактор-младший, нанимал для своих испытаний добровольцев, но вскоре им надоело целоваться и пришлось создать резиновую модель — "Машину для поцелуев" ("Kissing machine"). Знаменитые актрисы, в том числе Бет Дэвис и Элизабет Тейлор, помогали помаде завоевывать рынок, позируя для рекламных фотографий.

Нашим мамам не очень повезло с выбором помад. Отечественная промышленность в 60-е годы выпускала несколько оттенков помад, имеющих определенный номер. В одном из журналов того времени читаем: "морковный оттенок дает губная помада с номером 1, коралловый — 2, красный — 3, вишневый — 4, малиново-красный 5 и др. Брюнеткам, особенно со смуглой кожей, следует употреблять более темную помаду, номера 4 и 5, шатенкам — 2 и 3, а блондинкам — помаду ярких оттенков морковного и кораллового."

У нас при ограниченном выборе можно было встретить довольно странные вещи — например, проявляющуюся помаду. Первая импортная помада была немецкая, двух-трех тонов "вырви глаз", но красивых, и все бросились красить губы. Раньше была мода на какой-то один оттенок, а теперь существует много разных. Говорят, что по форме "смазанной" помады, которой женщина пользуется чаще всего, можно даже определить ее характер. Ученые считают, что помада обладает защитными функциями и предотвращает рак губ. Но лучше всего о предназначении этой "важной мелочи" сказано в известной рекламе фирмы Yardley 60-х, на которой изображены тюбики помады в ленте для патронов: "помада — это "женское оружие".

В наши дни это неотъемлемый атрибут женской «боевой раскраски». Считается, что пользующаяся помадой представительница прекрасной половины человечества съедает ее за свою жизнь порядка 35 кг, а сильной достается 3-4 кг. Понятное дело, происходит это в результате поцелуев (кстати, мировой рекорд, занесенный в Книгу Гиннесса, состоит в 8001 поцелуе за 8 часов).

Медики, задавшись вопросом, не опасна ли такая косметика для здоровья, выяснили, что отравление губной помадой возможно, если съедать натощак по три тюбика подряд.

Первый законодательный акт, регулирующий состав декорсредств, приняли в США, потом подключились и страны ЕС. В России придерживаются европейских стандартов. Губные помады последнего поколения изготовлены на основе натуральных жиров и абсолютно безвредны.

Губная помада теперь даже полезна: она защищает нежную кожу губ от агрессии окружающей среды, а также, в зависимости от текстуры, может питать или увлажнять. Ориентироваться стоит и на удовлетворяющий внешний вид, и на комфортные ощущения — выбранная помада не должна оставлять на губах чувство сухости.

Сегодня широко используются так называемые липосомы или микрокапсулы, которые добавляются в помаду для увлажнения нежной кожи губ.

Защита от воздействий света и ультрафиолетовых лучей эффективно предохраняет от свободных радикалов. В результате образуются морщины. Но при применении современных кремов и пудр для губ у “радикалов” нет решительно никаких шансов, потому что об этом заботятся антиоксиданты, входящие в их состав: витамины Е и А, а также ценные сорта воска и масел.

А другие специалисты стали подмечать, что говорит о характере женщины ее «Lipstick».

сторонники «помадной психодиагностики» считают, что если женщина, окрашивая губы, не изменяет первоначальную форму заточенности ее стержня, это означает приверженность установленным правилам, последовательность, застенчивость, сдержанность.

Если помада «сама собой» стачивается под острым углом, то ее обладательница — противница ограничений, открыта для общения, разборчива в выборе друзей, является пылкой натурой, которая за словом в карман не полезет и достаточно самоуверенна.

Равномерное закругление помады с остающейся острой верхушкой свидетельствует о том, что для дамы самое главное — дом и семья, одиночество приносит ей сильное страдание. С другой стороны, она может быть властной и упрямой.
Плоская верхушка помады в качестве визитной карточки говорит о скрупулезности и надежности женщины, которая не медлит с принятием решений, а при отсутствии их одобрения очень переживает. Высоконравственность такой особы дополняется осторожностью и усиленным вниманием к собственной внешности и здоровью.

Не часто, но встречается вогнутый верх помады. Хозяйка ее смела, предприимчива и дотошна. У представительниц богемы и оккультизма помада заточена остро с двух сторон, будто отвертка. Они жизнелюбивы, любознательны, нуждаются в привлечении внимания и обожают быть в центре событий.

Выбор цвета помады, по мнению упомянутых экспертов, тоже «говорит»: красный якобы выбирают жизнелюбивые женщины, розовый — романтичные, оранжево-красный — экстравагантные, а жемчужные оттенки — карьеристки.

Традиция раскрашивать свое тело пришла к нам еще с древнейших времен. Ученные во время анализа раскопок обнаруживают, что традиция красить губы берет начало еще с незапамятных времен. Однако основоположниками изобретения губной помады считаются древние египтяне. Известно, что египтяне брали помаду собой даже в последний путь. Помада в те времена служила скорее для уменьшения губ и они были темного оттенка. Губы в древние времена подкрашивали как женщины, так и мужчины.
В средние века о помадах практически не упоминалось. Красить губы было не принято и даже зазорно. И лишь во второй половине 17 века помада появилась на губах французской знати. Причем, как и в древнем Египте, ею пользовались и мужчины и женщины. В состав той помады входили природные минеральные красители, растительные масла и воск. Вначале 20 века помадой пользовались разве, что женщины легкого поведения. Другие же женщины предпочитали не делать макияж, что бы не слыть безнравственной.

Что-то более-менее похожее на помаду в нашем представлении, представили на выставке в Амстердаме в 1903 году. Эта выставка считается началом возрождения данного продукта. Ее высоко оценила знаменитая в то время актриса Сара Бернар.
В 1915 году в США впервые в продаже появилась губная помада в удобных тюбиках. В это же время стало популярно кино, и в моду вошла театральность, которая невозможна без грима. Истосковавшиеся по косметике дамы начали активно использовать косметику. В эти же годы основалась популярная и ныне марка Макс Фактор.

Мода на форму губ и помады неуклонно меняется. В 20-е годы были в моде яркие тонкие губы. Эта тенденция просуществовала вплоть до 40-х годов. После войны стал популярен другой тип внешности с более чувственными губами. Данная тенденция сохранилась вплоть до наших дней! Сегодня есть еще одна хорошая тенденция — это обучение за рубежом. Особенно полезно обучение в Англии английскому языку. Это невероятно захватывающий процесс, когда вы учите язык не посредственно у носителей языка. Узнавайте подробнее об этом на сайте www.esperanto.ru. Что интересно, в Англии процесс изучения не заканчивается языка даже после уроков!

    Похожие записи


Когда появилась первая помада? Чем красили губы в Древнем Египте и красили ли вообще? Из чего делают помаду? И почему именно красный цвет?

Мэрилин Монро

В данной статье мы расскажем вам о том, как и чем красили губы на протяжении веков женщины в разных странах мира, а также о том, что из себя представляет помада сегодня.

Помада – средство для окраски губ, слово «помада» происходит от латинского «pomum» - яблоко

История губной помады от Древнего Египта до ХХ века


пользуется популярностью и по сей день - акцент на глаза, потрясающие длинные стрелки. Действительно, что может быть прекраснее кошачьих глаз. Но не только черная краска для макияжа глаз была известна в Древнем Египте.


Статуя Рахотепа и Нофрет
Древний Египет

Древние египтяне были настоящими мастерами и в строительстве пирамид, и в медицине, и также в макияже. Помада тоже являлась обязательным элементом макияжа женщин Древнего Египта. Если глаза красили исходя из того, что глаза - зеркало души, и через глаза в тело могут проникнуть злые духи и завладеть человеком, то о религиозном предназначении помады в Древнем Египте ничего не известно.


Бюст Нефертити

На губы помаду наносили для того, чтобы придать им блеск. В качестве помады египтянки использовали смесь из жира и красной охры. Возможно, в условиях жаркого климата такая помада могла служить и защитой для губ.

Охра - это пигмент природного происхождения, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины (желтая охра) либо из смеси безводной окиси железа с глиной (красная охра).


Охра

Охра одна из самых древних красок. И не только в макияже. Первобытные люди, рисуя на стенах пещер, в качестве желто-красной краски использовали именно охру. Древние племена раскрашивали лица и как краску также использовали охру. Да и сегодня некоторые африканские племена, раскрашивая лица перед проведением тех или же иных обрядов либо перед охотой, тоже не обходятся без охры.


Цезарь и Клеопатра

Красили губы и женщины Древней Греции и Древнего Рима. Однако, в отличие от египтянок, их макияж не мог быть очень ярким. Считалось, что женщины-хозяйки, матери и жены, должны отличаться скромностью. В Древней Греции яркий макияж, если кому и разрешался, то это – женщинам, которые сопровождали мужчин на пирах и в театрах.

В Древнем Риме яркий макияж, отступая от всеобще принятых правил, могли себе позволить женщины знатного происхождения и, конечно же, императрицы.

В качестве краски также использовали охру. Либо, в Древней Греции, пигмент вермильон. Это измельченная в порошок киноварь.

Киноварь – сульфид ртути, предвестник ядовитой косметики XVI-XVIII веков.


Киноварь

Киноварь греческое слово, которое, возможно, имеет персидское происхождение, и в переводе означает «кровь дракона».


Камея с изображением римской императрицы Мессалины с детьми

В Древнем Риме также в качестве красной краски могли использовать красный свинец, красильный мох, сангину. Сангина – это палочки из каолина (белая глина) и оксидов железа, проще говоря, красный мел. Красильный мох – растение из класса лишаев, может давать краску красного, фиолетового и синего цвета.

К слову, в Древнем Риме красить губы, по некоторым данным, могли и мужчины.

В Средние века в Европе с помадой боролась церковь. Вся косметика осуждалась церковью, как «краски дьявола». В те времена считалось, что наносить макияж означает вводить в обман, а ложь – один из смертных грехов. И мало того, что в Средние века лицо совсем не красили (и помада, и румяна были под запретом), так еще в те времена появилась и делать высокий лоб, выщипывая волосы надо лбом. С современной точки зрения, жуткое зрелище.


Ян ван Эйк
Портрет Маргарет Ван Эйк, 1439 год

В XVI веке, в эпоху Возрождения, губы женщин вновь становятся ярко-алыми. Моду на макияж и, конечно же, помаду во Франции диктует королева родом из влиятельного итальянского флорентийского рода Екатерина Медичи, а в Англии – Елизавета I.


Портрет Екатерины Медичи

С XVI века и позже, в XVII и XVIII веках, в Европе ярко-алая помада и розовые румяна будут служить для того, чтобы подчеркнуть снежную белизну кожи, покрытой не одним слоем белил.


Елизавета I

То же самое относится и к традиционному японскому макияжу гейши. Красной помадой подчеркивается белизна кожи.


Японская картина
Красавица с веером, 1927 год

В XVI – XVIII веках помаду по-прежнему делают из охры, ядовитого сульфида ртути – вермильон, кошенили.

Кошениль – это ярко-красная краска, которую получают из насекомых отряда полужесткокрылых под названием кошениль.


Кошениль

В XVII-XVIII вв. мужчины и дети тоже красили губы помадой

Кстати, в XVII и XVIII веках в Европе макияж наносили не только женщины, но и мужчины. Как и дамы, кавалеры использовали белила и румяна, а также красили губы. Красили губы и детям. Впрочем, в те времена не существовало отдельной моды и даже одежды для детей. Дети носили то же самое, что и взрослые, понятное дело лишь размером меньше. Те же корсеты девочки начинали носить в возрасте 10-12 лет. Единственное, мужская и детская помада отличалась по цвету от женской. Она не была настолько яркой.


Портрет мадам де Помпадур
Фаворитка французского короля Людовика XV
Художник Франсуа Буше

XIX век – вновь время скоромности. Французская роскошь балов и дворцов закончилась революцией. А моду все больше и больше начинает диктовать, еще с XVIII века более скромная в своих нарядах и макияже, Англия. Да и буржуазия, новый влиятельный слой общества XIX века, люди, зарабатывающие деньги, иначе относились к роскоши. Они считали, что к деньгам следует относиться экономно и пускать их в дело, а не на краски.


Фотография английской королевы Виктории с дочерью, 1845 год

Английская королева XIX века, королева Виктория, считала макияж проявлением вульгарности. В XIX веке появляется представление о том, что яркая красная помада, да и вообще макияж, допустим лишь для актрис и певиц. Но не для пристойных дам. Юным же девушкам, чтобы сделать губы ярче, оставалось лишь покусывать их.

Также с конца XVIII – начала XIX веков появляется множество медицинских трудов о вреде косметики, которая на протяжении XVI-XVIII веков производилась из ртути и свинца.

Губная помада красного цвета

«Красный – цвет жизни, цвет крови.
Обожаю красный».
Коко Шанель

Это сегодня можно купить помаду практически любого цвета – от алого до розового, оранжевую и даже черную. Но на протяжении веков цвет помады всегда оставался ярко-красным.


Коко Шанель

Красный, черный и белый – три основных цвета в истории взаимоотношений красок и человека. Именно красный, черный и белый цвета стали первыми цветами, которые начали использовать первобытные люди в качестве красок, как для живописи на стенах пещер, так и для раскраски лица. А американские индейцы так вообще красили охрой не только лица, но и тела, за что и получили от европейцев свое прозвище - краснокожие.


Пещера Альтамира, Испания
Рисунок первобытных людей

Красный цвет имеет разностороннюю символику. С одной стороны – это цвет жизни. Ведь цвет нашего «жизненного сока», то есть крови, - красный. Это цвет солнца – красное солнышко. Красный зачастую являлся синонимом красоты - . Традиционный цвет свадебной одежды девушек многих народов также красный. К примеру, на Руси замуж выходили в красном сарафане. С другой стороны, красный – это цвет опасности и тревоги.


Софи Лорен

Интересны и физические свойства красного цвета. Красный цвет из всех цветов спектра, которые воспринимает человек, обладает наибольшей длиной волны. Таким образом, он вызывает более сильную подсознательную реакцию – красный цвет заметен всегда.

А еще красные губы и щеки – это знак здоровья и молодости. Как говорят в народе, кровь с молоком.

Красная помада как символ борьбы за права женщин


В начале ХХ века помада по-прежнему ассоциировалась с актрисами и певицами, а то и вовсе с женщинами легкого поведения. И именно в первой четверти ХХ века помада, а также и макияж в целом, становятся неизменными атрибутами феминисток – женщин, которые в те годы боролись за равные права с мужчинами.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года
Главная героиня фильма – журналист и феминистка

Так, в 1912 году на марш в Нью-Йорке за право голосования все его участницы вышли с губами, окрашенными яркой алой помадой.


Кадр из фильма «Большие гонки» 1965 года

А в 1915 году появилась первая удобная помада – помада в круглом футляре с рычажками по бокам. До этого помада на протяжении всей своей истории была в виде краски, которую наносили при помощи кисточки. И уже в 1920-е годы девушки-модницы с короткими стрижками, ведущие активный образ жизни, не представляют свой образ без красной помады.


Короткая стрижка по моде 1920-х

Практически весь ХХ век: и в 1930-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е помада не выходит из моды. Становится предметом, который можно найти в сумочке практически любой женщины. Даже в военные 1940-е годы помада по-прежнему производилась и продавалась. А в США при участии Элизабет Арден, основательницы косметического бренда Elizabeth Arden, в военные годы была разработана помада красного оттенка под цвет оттенка униформы корпуса женского резерва морской пехоты.


Мэрилин Монро

И только в 1990-е помада на некоторое время уступила свои позиции блеску для губ. Впрочем, блеск для губ – это ничто иное, как производное помады. Первый блеск для губ появился достаточно давно – еще в 1932 году. Однако уже в начале XXI века мода на помаду возвращается вновь.

Из чего делают губную помаду сегодня

Основные составляющие помады:

1. Воск – он придает ей форму
2. Пигменты – они предают цвет
3. Отдушки – они делают приятным запах
4. Растительные масла – основа помады ХХ в.
5. Силиконовые масла – делают помаду стойкой, основа помады ХХI в.
6. Различные добавки – к примеру, витамины, перламутровые добавки, ланолин, который придает губам эластичность и т.д.

И, кстати, все перечисленное выше мы едим. В буквальном смысле этого слова. Помаду съедают не только женщины, но и мужчины – при поцелуях.

По данным французских ученых, мужчины съедают до 3 кг помады за свою жизнь, а женщины - до 8 кг.

В ХХ веке помаду чаще всего делали из растительного масла, к примеру, касторового, воска и, конечно же, пигментов, которые предавали ей цвет. Такая помада с годами приобретала горький запах, так как растительное масло портилось. Если у вас дома сохранились старые помады, родом из 70-х или же 80-х, понюхайте, и вы ощутите запах испорченного от времени растительного масла.


Элизабет Тейлор

Первым пигментом, который использовали при производстве помад, стал кармин или же старый добрый кошениль – краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Сегодня пигменты чаще всего искусственного происхождения.


Популярная в 1920-1930-е годы помада

Также в помаду добавляют и отдушки - смесь синтетических и полусинтетических композиций, с целью придания помаде приятного запаха.

В 1990-е в производстве помад происходит революция. На протяжении долгого времени помады пытались сделать стойкими и только в конце ХХ века это удалось. В 1990-е годы помады начали делать из воска, пигментов и силиконового масла. Первую такую помаду выпустила фирма Revlon. Эта же фирма первой предложила сочетать по цвету помаду и лак. Однако были у такого продукта и свои недостатки – это была лишь матовая помада и она сушила губы, так как силиконовое масло сразу же после нанесения испарялось.

В 2000 году попытку создать стойкую помаду предприняла фирма Max Factor. Они создали двухстороннюю помаду. Сначала наносился один слой с испаряющимся силиконовым маслом, затем второй – глянцевое покрытие с силиконовым маслом, которое не испарялось. Но согласитесь, двухсторонняя помада, которую следует наносить в правильном порядке слой за слоем, - это что-то очень сложное.

Силиконовые масла – это жидкие кремнийорганические полимеры, то есть кремниевые аналоги органических соединений, где некоторые атомы углерода замещены на атомы кремния.

И, наконец, японские химики нашли способ сочетать в одной помаде летучие и нелетучие силиконовые масла. Таким образом, помада получилась стойкой и при этом не сушила губы. Японцы получили эмульсию силиконовых масел. Эмульсия – это смесь несмешиваемых жидкостей. В такую помаду стало возможным добавлять, помимо пигмента, воска, отдушки, и силиконовых масел, еще и различные дополнительные вещества. К примеру, витамин Е или же старые добрые растительные масла, которые увлажняют губы.





Губная помада (фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum - яблоко) - косметический продукт для окраски и увлажнения губ.

Впервые помаду стали использовать в Месопотамии примерно 5000 лет назад. Краска для губ была известна уже в Древнем Египте. Там она изготавливалась из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Египтянки предпочитали помады темных оттенков.

Трендом Древнего Египта были тонкие изящные губы кроваво-красного цвета, как у красотки того времени Нефертити. Краска для губ изготовлялась путем смешивания брома, йода и красных водорослей. Иногда в такую «помаду» добавляли специальный пигмент кармин, который получали из сушеного насекомого кошенили.

Любила помаду и Клеопатра – она пользовалась смесью из красной охры и гематита. Египтянки использовали помаду не только при жизни – при захоронении усопших, помаду клали рядом среди прочих аксессуаров.

Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Однако в этих странах нашлись как сторонники, так и противники краски для губ. Одним из главных противников стал знаменитый Клавдий Гален. Гален вовсе не был противником косметики - он лишь пытался предостеречь женщин от использования опасных косметических средств. Это обуславливалось тем, что в те времена в помаду добавлялись пигменты, которые являлись ядовитыми (сурик, киноварь). Однако женщины продолжали использовать помаду.

Христианская церковь также отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке католическая церковь запретила косметические средства: папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. В этот период инквизиция имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы.

Еще во второй половине 18 столетия французы делали губную помаду исключительно из природных компонентов. Причем пользоваться ей могли, только представители мужского пола. При дворе Людовика XVI помадой особенно красились кокетливые и любвеобильные мужчины, которые старались выделить губы, чтобы они не сливались с усами и бородой.

Женщины получили право пользоваться помадой лишь в начале нашего века. Причем это стало доступно лишь девушкам легкого поведения. Что же касается порядочных и благопристойных особ, то им в те времена не позволялось красить губы помадой.

Использование помады во второй раз возродилось в 1803 году, когда в Амстердаме проходила Всемирная выставка, на которой была представлена новинка косметической индустрии – средство, приготовленное на основе оленьего жира. Его удостоили самыми высокими оценками.

В 1883 году на всемирной выставке в Амстердаме французские парфюмеры представили завернутую в шелковую помаду в форме .

Популяризации помады способствовала знаменитая актриса Сара Бернар. Она прямо-таки боготворила это «великое открытие XIX века» и дала ему свое название «stylo d’Amore» («Палочка любви»).

Авторство помады в тюбике принадлежит фирме GUERLAIN. Появление первой помады в металлической упаковке (в США, 1915 г.) породило «помадный бум», ведь пользоваться помадой стало удобно.

Первой помадой стала Ne m’oubliez pas («Незабываемая»), созданная на основе розового воска. Она продавалась в футляре с поршневым механизмом, который был очень удобен, поскольку позволял использовать помаду полностью, до самого конца. Футляр имел сменные блоки. Макс Фактор представил женщинам новинку – блеск для губ, а Элизабет Арден учредила Институт красоты, который обучал женщин таинствам использования декоративной косметики.

В 1920 году Елена Рубинштейн выпустила тюбик губной помады, получившей название Valaz Lip-Listre; губная помада от Рубинштейн стала явлением почти революционным - если ранее позволить себе это косметическое средство могли лишь женщины с высоким доходом, то Valaz Lip-Listre стала продуктом исключительно демократичным, стоимость которого не превышала нескольких долларов. В тридцатых годах Хэзел Бишоп, основательница одноименного косметического бренда, создала еще одну революционную новинку - губную помаду, устойчивую к поцелуям.

В эпоху процветания кинематографа появились женщины-божества. Их образ восхищал и стал идеалом для подражания, к которым, во что бы то ни стало, стремились Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Быстрыми темпами театральность вошла в моду, что дало «зеленый свет» для развития косметической индустрии, в частности помады. Ее нанесение отныне стало настоящим искусством, имеющим свои собственные стили.

Самыми популярными из них можно назвать «Rosebud lips» («Бутон розы») от Макса Фактора, «Bee stung lips» («Укушенные пчелой») или «Vampire lips» («Губы вампира»), при которой помада не впитывалась в тональную основу, а также «Cupid’s bow lips» («Дуга Купидона») – форма с четко очерченными уголками рта.

Несколько позже появилась помада «Cupid’s bow», автором которой была Helena Rubinstein. Она якобы позволяла придать губам нужную форму. Такая помада пользовалась огромной популярностью до того момента, когда Джоан Кроуфорд не захотела сделать свои губы более объемными. Полностью воплотить свое желание в реальность она смогла с помощью лишь одного мазка «Hunter’s bow lips» («Лук охотника»).

С тех самых пор женщины взяли на вооружение тот факт, что помада способна помочь им привлечь внимание к своей персоне и произвести хорошее впечатление. В 30-х годах вышла реклама продукции Elizabeth Arden. В ней говорилось о том, что накрашенные губы – явный залог успеха в поиске работы.

В послевоенное время в 1947 году в Париже начался настоящий косметический бум. Повсюду крутилась реклама помады «Ружбезе», которая, как говорилось в ролике, «позволяла целоваться».

Для киноактрис стойкость помады также имела огромное значение. Для изобретения стойкой помады сын Макса, г-н Фактор-младший, нанимал добровольцев для проведения своих испытаний. Однако вскоре им надоело целоваться. В результате для этих целей была создана резиновая модель – «Kissing machine» («Машина для поцелуев»). В рекламе изобретенной помады участвовали известные актрисы: Бет Дэвис и Элизабет Тейлор, охотно позирующие в различных фотосъемках.

Тот период можно смело обозначить, как мини-революция в отношении женщин к косметике. С тех самых пор практически в любой дамской сумочке можно было отыскать заветный футляр с помадой, выбор оттенков которой стал просто огромным. Отныне накрасить губы, чтобы выйти в сад или сходить за продуктами в ближайший магазин – стало естественным.

В 1949 году, в США были сконструированы первые машины для выпуска помады в ее сегодняшнем виде - в металлическом или пластиковом тюбике.

Со времени мирового финансового кризиса 1929 года, в экономике существует так называемый «эффект губной помады». В тяжелые времена потребители стараются экономить и перестают тратить деньги на крупные и дорогие вещи. Продажи снижаются, падает количество проданного жилья, все меньше покупают бытовой техники и мебели. Но косметику, как мелкий и необременительный для бюджета продукт, продолжают покупать. Так, промышленное производство США в 1929-33 годы сократилось вдвое, а прибыль косметических компаний, наоборот, выросла.

Своей популярностью помада обязана таким известным кинозвездам, как Глория Свенсон, Аста Нильсен, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Лара Тернер. Женщины стремились им подражать, и, как следствие, приобретали помаду.

В истории помады есть интересный факт, что в конце 17 столетия английский парламент постановил: если мужчина женился, а после свадьбы заметил, что его избранница не так красива, как была до женитьбы, когда она могла краситься, то он может развестись с ней, без шансов на примирение.

За многие столетия существования помады она пережила множество преобразований. Современных женщин вряд ли возможно удивить чем-то новым, но индустрия красоты не стоит на месте. Помада постоянно совершенствуется, улучшается ее состав, текстура, появляются яркие цвета и блеск, и возможно вскоре появятся какие-то новые, неведомые ранее вариации помады.



Поделиться: