Консультация для педагогов подготовка детей к школе. Рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Консультация для воспитателей

« ДОУ и семья в подготовке к школе »

Воспитатель:

Кашапова Г.С.

Январь, 2016 г.

Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

Готовить детей к школе нужно начинать с двухлетнего возраста занимаясь развитием сенсорики и мелкой моторики.

В работе с детьми младшей группы хорошо использовать пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.

В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.

Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

Мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Следим за выполнением режима дня.

Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка.

Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.

К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой.

К старшему дошкольному возрасту,т. е. у ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.

На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Невозможно успешное обучение в школе и без формирования у ребёнка качеств личности, ответственности и самостоятельности.

Повышается уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению при формировании у детей положительного отношения к предстоящему обучению. а именно:

    посещение школы детьми;

    беседы о школе;

    чтение художественной литературы о школе;

    рисование на тему «школа»;

    рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;

    просмотр мультфильмов о школе;

    сюжетно-ролевая игра «Школа».

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.

Сегодня перед детским садом стоит задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Итак, давайте подведём итог: Что включает в себя понятие «Ребёнок готов к школьному обучению»

1.Физическое здоровье.

2.Наличие мотива учения(познавательного и социального).

3. Сформированность произвольности поведения: умения сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умения внимательно слушать и самостоятельно точно выполнять задания, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

4. Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи).

Консультация для воспитателей

« Работа детского сада по подготовке ребёнка к обучению в школе»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Аганина Е.В.

МАДОУ ”Детский сад №136 комбинированного вида”

Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе- одна из главных задач воспитателей. Однако объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополни тельного образования, посещении е подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных групп подготовки к школе в развивающих центрах, а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу, так сказать « интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседовании е при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребёнка должны принять в школе без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе- это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний.

Подготовка в детском саду предполагает развитие не только

интеллектуальной, но и эмоционально- личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально- личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь не возможно. В результате в школу при ходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношени ях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловые и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться учителя или соседа по парте.

Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно- познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью. Данный опросы будущих школьников показывают, что от школы они ждут в первую очередь «не спать днём», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «гулять, когда ребята в садике ещё не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,6- 7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они ещё дошколята.

Что же нужно делать? Воспитатель ещё в старшей группе дожжен объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше делать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают в школе?») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быт подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В родительском уголке можно вывесить спи сок тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми- партнёрами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или учебники для первого класса и написать: «эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звёздочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? И. т.д., всё это вы узнаете в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить своё школьное будущее.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести

психологи детского сада, а так же воспитатели и сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник

    заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

    правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

    действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

    действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку по диктовку взрослого: « кружок- квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но стой же скоростью);

    хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

    ориентироваться в понятиях больше- меньше, раньше- позже, сначала- потом, одинаковое- разное;

    запоминать короткое стихотворение.

Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально- компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ни ми без конфликтов, добиться своего, никого не обижая. Уметь уступить в чём- то собеседнику и партнёру.

Эмоционально зрелый ребёнок не обидчив, не агрессивен, пони мает чувства друг их людей и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их при чину (например: «Мне грустно, потому, что все ушли домой, а я не люблю быть один»).

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком- то деле надолго приводят к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощённые своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться глупым, неспособным. Особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.

Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами постоянно должны находиться под наблюдением медиков, педагогов, психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучении, работа по программам повышенной сложности.

Если же малыша, ещё не готового психологически к обучению в школе, родители всё- таки отдают в гимназию, лицё, то необходимо сделать всё возможное дл обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).

В целом же, независимо о уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Янна Бутенко
Консультация для родителей «Готовим дошкольника к школе»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л. А.)

У каждого родителя поступление ребёнка в школу вызывает волнение и опасение. И неслучайно, ведь для ребенка это переломный момент в жизни. У дошкольника резко меняется образ жизни, он приобретает новый статус в обществе – ученика.

Как узнать готов ли ребенок школе ?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с ребёнком следует не только непосредственно перед поступлением в школу , а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста . И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Выделяют 3 вида готовности к школе :

1) Физическая готовность : физическое созревание, устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму.

2) Педагогическая готовность : знание об окружающем мире, умения и навыки.

3) Психологическая готовность : развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение, развитие руки и развитие речи, созревание эмоционально – волевых процессов.

Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе , общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Чтобы выяснить родителям готов ли ваш ребёнок к школе и есть ли у него интерес к обучению, поможет следующий тест для родителей .

1) Хочет ли ваш ребенок идти в школу ?

2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то , что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3) Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор ?

4) Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5) Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6) Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7) Умеет ли он изменять существительные по числам?

10) Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11) Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12) Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13) Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?

14) Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15) Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16) Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук?

17) Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

18) Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет :

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы , начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе . Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Публикации по теме:

Наступила зима. Радостная,весёлая,со своими забавами и развлечениями для наших малышей. Хочу продемонстрировать вам, какие замечательные условия.

Презентацию сделали вместе с дочкой, использовали на уроке труда в школе, а теперь это наглядное пособие (демонстрационный материал) для.

Уважаемые коллеги! Я хочу вам рассказать и показать как мы в своей группе вместе с родителями начали готовить свою группу к началу нового.

Уважаемые коллеги! Вот и настало время, готовить группу к новому учебному году. Мы выпустили подготовительную группу, и по традиции мы должны.

Как-то на днях просматривая свои публикации, я к удивлению и своему сожалению поняла, что у меня нет ни одной публикации какого-нибудь.

Консультация «Готовим ребенка к письму» Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими.

Нравственная готовность:

Психологическая готовность:

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

    физический

    нравственный

    психологический

    мыслительный

Физическая готовность:

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

    Умение строить отношения с взрослым человеком.

    Умение общаться со сверстниками.

    Вежливость, сдержанность, послушание.

    Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

    Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

    Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

    Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

    Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

    Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

    Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

    Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

    Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

    Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

    Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

    Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

    Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

    Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

    Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математике, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука. .. Пишут медленно, неуверенно».

Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить к школе лучше и основательнее?

Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка - дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и

двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

Подготовительную работу следует начинать в три - четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки к письму.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».



Поделиться: