Педагогическая диагностика в лагере. Анкеты, результаты, выводы.docx - результаты анкетирования детей летнего оздоровительного лагеря «радуга Анкеты для детей в загородном лагере

Приложение 1.

Входное анкетирование детей,

посещающих пришкольный лагерь «Родничок»

Здравствуй, дорогой друг! Мы, воспитатели пришкольного летнего лагеря «Родничок» хотели бы узнать тебя, как можно лучше. Нам очень интересно, с каким настроением ты пришел в лагерь, чем любишь заниматься, что хотел бы узнать, с кем хочешь подружиться и многое другое. Ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы, и мы вместе отлично проведем время! Спасибо за ответы!

    Обведи в кружок ответ, который подходит для тебя.

    Ты пошел в лагерь по своему желанию? Да Нет

    Ты легко находишь друзей? Да Нет

    Ты общительный человек? Да Нет

    Ты легко переносишь шум? Да Нет

    Ты можешь попросить о помощи в трудной ситтуации? Да Нет

    Ты можешь сам, без помощи найти себе занятие по душе? Да Нет

    Ты любишь придумывать дела, праздники, участвовать в них? Да Нет

    Моё любимое занятие – это….. (рисование, лепка, аппликация, пение, танцы, спорт или что-то другое__________________________________________________)

    Допиши предложение.

    Если бы я был начальником лагеря, то ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В лагере мне больше всего нравится________________________________

    В лагере мне не нравится __________________________________________

Приложение 2.

Напиши, пожалуйста, свою фамилию, имя,класс ______________________________________________________

Ответь на вопросы.

    Представь, что вашему отряду поручили самостоятельное, нелегкое дело. Кого бы ты хотел(а) видеть командиром, главным в этом деле? Напиши 3 фамилии_________________________________________

    Кого из отряда ты бы пригласил(а) на свой день рождения? Напиши 3 фамилии________________________________________________

    С кем из лагеря ты подружился за это время? Напиши три фамилии _______________________________________________________________

Анализ и результаты входного тестирования детей,

посещающих пришкольный лагерь «Родничок».

Входное тестирование детей проводилось на третий день смены, поэтому дети давали ответы, опираясь и на впечатления о лагере за предыдущий год (года), и на новые впечатления этих трех дней.

Входное анкетирование детей пришкольного лагеря «Родничок» состояло из трех частей.

Часть 1. Тестирование с закрытыми и открытыми вопросами (см. Приложение 1).

Часть 2. Социометрия (см. Приложение 2).

Часть 3. Проективный тест «Нарисуй несуществующее животное».

Результаты получены следующие.

Часть 1. Тестирование. Закрытые вопросы.

№ п\п

Вопрос

Да (кол-во ответов в %)

Нет(кол-во ответов в%)

Ты пришел в лагерь по своему желанию?

Ты легко находишь друзей?

Ты общительный человек?

Ты легко переносишь шум?

Ты можешь попросить о помощи в трудной ситуации?

Ты можешь сам, без посторонней помощи найти себе занятие по душе?

Ты любишь придумывать дела, праздники, участвовать в них?

У тебя чаще настроение хорошее или плохое?

Хорошее -85

Плохое -15

Твое любимое занятие – это спорт, лепка, рисование, танцы, пение или что-то другое?

Гимнастика1чел.

Лепка – 3 чел

Танцы – 6 чел

Рисование 8чел

Пение – 2чел

Спорт – 5чел

Лего – 1чел

Вышивка – 1чел

Прогулки – 2чел

Коньки – 2чел

Нет любимого занятия – 1чел

Часть 1.Тестирование. Открытые вопросы.

    Если бы я был(а) начальником лагеря, то….

исполнял бы все желания детей, устраивал много праздников, конкурсов.

30 %

… был бы добрым.

20 %

я бы всех приглашала в лагерь.

10 %

ничего не делала.

10 %

… все разрешала.

10 %

отпускала бы всех раньше домой.

10 %

Затруднились с ответом

10 %

    В лагере мне больше всего нравится….

…играть.

40 %

….зарядка.

10 %

…рисовать.

10 %

…есть в столовой.

путешествовать на корабле.

20 %

…отдыхать.

гулять на спортплощадке.

10 %

    В лагере мне больше всего не нравится…

бегать, заниматься в спортзале, зарядка.

25 %

когда ругается кто-то.

15 %

…опаздывать.

играть с младшими.

…пение.

10 %

Затруднились с ответом

40 %

Выводы по части 1 : большая часть детей ходят в лагерь с удовольствием и не испытывают трудностей в общении со сверстниками, легко адаптируются в новых условиях, переносят шум и большое количество людей. Могут сами найти себе занятие по душе, у большинства есть любимые занятия, увлечения. Работа лагеря спланирована таким образом, что у ребят есть возможность заняться своими любимыми делами. Постоянно проходят конкурсы рисунков в библиотеке, в Доме Культуры, в самом лагере. Спланировано множество мероприятий, включающих спортивные состязания. Желание детей танцевать удовлетворяется во время проведения утренней танцевальной зарядки. Ожидания от пребывания в лагере тоже совпадают у многих детей. 70 % школьников предпочитают активные виды отдыха, желают участвовать в конкурсах, мероприятиях (это видно по ответам на первый и второй вопрос открытого тестирования).

Следует обратить внимание на то, что есть дети, по ответам которых видно, что они избегают шумных компаний и мероприятий, предпочитают активным видам отдыха спокойные (лего, рисование), чувствуют себя некомфортно, если возникают ссоры и, возможно, не могут за себя постоять. Следует понаблюдать за детьми и, выявив таких школьников, создать для них комфортные условия пребывания в лагере.

Часть 2. Социометрия.

Результаты см. Приложение 3.

Выводы по части 2. Явными лидерами по количеству выборов являются Кукушкин Роман, Буров Никита, Рыжов Артем. Малое количество выборов у Ростовцева Игоря, Сластиной Ирины. Остальные ребята, как показывают взаимные выборы, общаются группами по 4- 5 человек и в целом всем коллективом. Итоги социометрии следует учитывать при разделении детей на отряды и в дальнейшем при разделении на команды для различных игр.

Часть 3. Проективное тестирование (несуществующее животное).

Данный тест проводился с целью выявления эмоционального состояния ребенка. Данный тест не позволяет делать точных, законченных заключений и выводов, но может служить посылкой для дальнейшего наблюдения за ребенком, с целью определить, является какая-то показательная черта постоянной для него, либо носит ситуативный характер.

Так обращают на себя внимание рисунки следующих ребят.

Быстругин Михаил – детали рисунка, небрежность линий говорят о слабом контроле за своими действиями, решениями. Ярко прочерченные, огромные когти указывают на возможное агрессивное поведение.

Володин Никита – в рисунке ярко выраженная агрессия (поднятые вверх руки, рот с зубами, прорисованные зрачки, когти).

Чернигина Алина – множество выступов на деталях рисунка указывают на возможность опасений, страхов и желание защиты.

Нечаева Екатерина – обращают на себя внимание большая голова и большие уши на рисунке, говорящие о значимости мнения окружающих о себе.

Быстругина Алена – на рисунке много дополнительных украшений фигуры – признак склонности обращать на себя внимание окружающих, признак манерности. Кроме того, рисунок говорит о богатой фантазии девочки.

Панова Светлана - значимость мнения окружающих о себе, склонность к агрессии (неровная линия рта, поднятые вверх руки с пальцами-выступами). На импульсивность и поверхностность суждений указывает другой ряд деталей).

Рыжов Артем – огромная голова по сравнению с туловищем подсказывает, что Артем ценит в себе и окружающих рациональное начало. Выступы на голове скорее указывают на желание защиты, нежели на агрессию. И явное расположение рисунка в самом низу листа (справа) - признак нерешительности и низкой самооценки.

Выводы по части 3. Больше половины рисунков представляют собой человекоподобных животных, либо животных, составленных из «частей» других, существующих и известных, животных, что свидетельствует об инфантильности и эмоциональной незрелости многих детей, об отсутствии творческого начала, плохой фантазии и воображении. Программа лагеря (виртуальное путешествие на корабле, творческие задания и др.) как раз способствует развитию воображения и фантазии детей. Школьников, названных выше, следует взять под наблюдение (особое внимание уделить детям, чьи рисунки демонстрируют склонность к агрессии и злобе по отношению к другим).

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Мероприятие
Ответственный
Дата

1
Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере»
Начальник лагеря.
Перед сменой

2
Входное анкетирование
Воспитатели

В начале смены

3
Рефлексия мероприятий.
Воспитатели

В теч. смены

4
Мониторинговое исследование «Выбор»
Воспитатели

5
Мониторинговое исследование «Игра в слова»
Воспитатели

6
Методика опросника
Воспитатели

7
Итоговое анкетирование
Воспитатели

В предпоследний день

ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
+ согласен
- не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие воспитатели.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
6. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
7. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я не хочу, чтобы
Я хочу, чтобы
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА

Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ, полученный с помощью этой методики информации, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось
Мне не понравилось

И т.д.
И т.д.

ИГРА В СЛОВА

Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»

Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.

АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад (а), что..

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось
Несколько слов о нашем отряде
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я
Хочу пожелать нашему лагерю


Приложенные файлы

Анкета на ребенка, выезжающего в детский лагерь
(заполняется одним из родителей или законным представителям)

Я, (мать/отец/законный представитель, ФИО)

Разрешаю своему сыну/дочери (ФИО ребенка) __________________________________________________________________________________

стать участником заезда в лагерь (название)____________________________________

который состоится с _____________ по ____________ 201__ года.

Контактная информация

Ф.И.О., телефоны родителей и ребенка:

Мать ______________________________________________, тел.____________________________

Отец ______________________________________________, тел.____________________________

Ребенок____________________________________________, тел.____________________________

Дополнительный телефон для экстренной связи___________________________________________

Адрес фактического проживания с индексом ______________________________________________

____________________________________________________________________________________

Адрес электронной почты родителя и ребенка_____________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дополнительные сведения о ребёнке

Пожалуйста, укажите информацию о состоянии здоровья ребенка, ограничения в занятиях спортом, наличие аллергии, какие-либо медицинские показания, перенесённые травмы, хронические заболевания

Если вашему ребёнку необходимы специальные лекарства – обеспечьте их наличие и сдайте, с письменными указаниями по применению, руководителю (сопровождающему) группы.

Умение плавать: отлично, хорошо, плохо, не умеет (выделить).

Индивидуальные особенности поведения ребенка:______________________________________

Особые пожелания (для руководителей в лагере)_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я предупрежден(а) об ответственность за достоверность сведений в данной анкете.

Дата_______________Подпись___________________

Я ознакомлен (-а), что в лагере запрещено табакокурение и употребление алкогольных напитков, даже слабоалкогольных, даже в небольших количествах.

Я гарантирую возмещение материального ущерба, нанесенного моим ребенком принимающим организациям, перевозчикам или третьим лицам.

Я сознаю недопустимость аморального поведения детей в коллективе и гарантирую возмещение расходов по досрочному возвращению моего ребенка на родину в случае такой необходимости.

Я принимаю на себя всю ответственность за нарушение моим ребенком норм общественной морали, поведения и норм проживания в отеле на все время действия путевки.

Я, ознакомлен (-а), с информацией и согласен (на) с тем, что в случае нарушения ребенком Правил поведения в детском лагере, о чем будет составлен акт за подписью руководителя группы, представителя администрации лагеря (или отеля) или представителя принимающей стороны, ребенок будет депортирован из страны пребывания за счет родителей, без согласия последних, без какой-либо компенсации, с возмещением всех понесенных расходов (авиабилеты, транспорт, сопровождение и т.д.) и встретить в Москве.

Просим принять на ответственное хранение и выдавать по необходимости денежные средства и ценные вещи (в противном случае претензии по их пропаже не принимаются).

Причины, по которым ребенок может быть депортирован

1. Самовольный уход с территории лагеря
2. Купание в неурочное время, в необорудованном месте, без разрешения руководителя группы
3. Систематическое невыполнение указаний руководителя группы или представителя администрации,
4. Совершение кражи.
5. Нанесение морального или физического ущерба другим детям, в т.ч. вымогательства, угрозы, (при наличии подтверждения это факта администрацией лагеря (отеля) или полицией).
6. Употребление спиртных напитков, курение, употребление наркотических веществ.
7. Нанесение материального ущерба другим лицам, в том числе отелю, лагерю или принимающей стороне.
8. Грубое нарушение правил пожарной безопасности.
9. По медицинским показаниям (обострение хронических заболеваний, скрытых родителями).

Родитель (мать, отец) или законный представитель

__________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)

__________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

«____»________201__ г. ________________________
(подпись)

Анкета № 1

1. Ты - - в лагере. Совпали ли твои представления об этом лаге­
ре с тем, что, ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в школе, в классе тебе больше всего
запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы

хотел научиться?

4. Каковы твои представления о твоем отряде? Что ты считаешь
обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови трех ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд,
могли бы стать твоими хорошими друзьями.

Анкета №2

1. Чем тебе больше всего нравится или не нравится твое пребы­
вание в нашем лагере?

2. Что ты за эти дни узнал, чему научился, в организации каких
дел в отряде, в лагере ты принимал участие?

3. Участие, в каких делах тебе больше всего понравилось? Какие
дела во второй половине смены ты хотел бы организовать, чему
научиться?

4. Что ты ценишь в своем отряде? Что плохого в отряде?
нужно изменить?

5. Что бы ты хотел пожелать своим вожатым?

6. Скоро будет проходить одно интересное дело, где вы будете
действовать группами. Назови трех самых близких тебе ребят отря­
да, с которыми ты бы хотел участвовать в этом деле.

Анкета № 3

1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная.
Напиши, как думаешь ты? .

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запом­
нились?

3. Что нового ты узнал, чему научился?

4. Чем тебе больше всего твой отряд:

а) нравится?

б) не нравится?

5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?

6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живя
с ребятами из разных районов?

7. За что ты ценишь своих друзей?

8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, по­
ступках, отношении к людям?


9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.

10. Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем
лагере, назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел еще раз
встретиться.

Следующие методики хорошо работают в начале смены, когда в отряде собираются нередко дети, впервые приехавшие в лагерь, и ощущение дискомфорта у них преобладает над возможностью сво­бодного общения.

Микроигра «Давайте познакомимся»

Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека. Участники: дети и вожатые.

* Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной
музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

Ход проведения:

Организационный момент игры:

Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз -«Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в груп­пах, самостоятельно выбирать способ выполнения решения возни­кающих проблем. Я не буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!»



Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите лис­ты цветной бумаги. Выберите лист с любимым цветом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим бу­лавкой к вашей одежде.

Задания:

* Объединитесь, в группы по цвету своих визиток. (Группы рас­
полагаются под укрепленными в разных местах комнаты цветными
листами). Познакомьтесь друг с другом в группе;

* Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших
товарищей;

* Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллек-
тивную «визитку» - - выступление в любом жанре (песня, танец,
сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые кон­
сультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них
возникают трудности с фантазией (что практически никогда не
бывает).

В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чув­ствах, возникших в процессе игры (или прожитого дня), стараются проанализировать причину их возникновения.


"Ладошки" вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как ори-

гинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творчес­ким группам).

Микроигра «Киностудия»

Цель: определение структуры межличностных отношений в отря­де и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.



Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.

Ход проведения:

Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Кино­студия» и предлагает всем детям отряда представить следующую си­туацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма. В процессе обсужде­ния качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каж­дый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместно обсужде­ния с уже выбранными помощниками.

Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в те­чение 15-20 минут сценку на тему, которую они вытягивают из черного ящика, заранее подготовленную

Темы для «режиссеров»:

4 отбой;

* уборка помещения;

* Посещение бассейна;

* отряд в столовой;

* дежурство в родительский день.
Представление детьми своего фильма.

После проведения этого творческого дела вожатый просит каж­дую творческую группу провести анализ своей деятельности и опре­делить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.

Деловая игра «Лидер»

Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать его сплочению.

Участники: дети и вожатые

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.

Ход проведения:

Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5-6 человек (способы деления на

группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который им будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника И дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):

* белый жетон для лидера-организатора;

* желтый жетон для лидера-вдохновителя;
* красный жетон для исполнителя;

* зеленый жетон для зрителя.

Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения -- 3 минуты. Задания:

1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-ни­
будь фигуру;

2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет
или выразить чувства, настроение). Время выполнения -- 5 минут;

3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме
за 4 минуты;

4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме:
спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.д.
Время выполнения - - 5 минут;

5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву.
Время выполнения --. 3 минуты;

6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный
прежде рассказ. На подготовку -- 5 минут.

После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лиде­ров-победителей: «лидер<-организатор», «Лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», «зрителях».

Информация для вожатых: в течение игры у каждого участника появится набор жетонов (количество жетонов равно количеству за­даний). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.


Приложение № 3

Даная программа создана в рамках комплексной программы органирзации летнего отдыха детей в пришкольном лагере. Содержит в себе обоснование, план-сетку, мероприятия и дополнительные приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План сетка мероприятий

Психологической службы пришкольного лагеря «САМИ»

1 день

03.06.13 г

2 день

04.06.13 г

3 день

05.06.13 г

4 день

06.06.13 г

5 день

07.06.13 г

Рисунок «Я и лагерь»

Начало работы почты доверия «Рука в руке»

Входная диагностика

Игры на сплочение (4 отряд)

Упражнение «Мое имя» (1 отряд)

Входная диагностика

Игры на сплочение (2 отряд)

Упражнение «Мое имя» (3 отряд)

Игры на сплочение (1 отряд)

Упражнение «Мое имя» (4 отряд)

Игры на сплочение (4 отряд)

Упражнение «Мое имя» (2 отряд)

6 день

10.06.13 г

7 день

11.06.13 г

8 день

13.06.13 г

9день

14.06.13 г

10 день

17.06.13 г

Игры на сплочение

«Бурундуки», «Ужасный секрет»

Релаксационное занятие «Звуки природы» (1 отряд)

Игровой тренинг «Кораблекрушение» (2 отряд)

Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию» (1 отряд)

Упражнение «Королевство внутреннего мира» (4 отряды)

(3 отряд)

Игровой тренинг «Кораблекрушение» (3 отряд)

Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию» (2 отряд)

Упражнение «Королевство внутреннего мира» (1 отряд)

Развивающее занятие «что такое хорошо и что такое плохо» (2 отряд)

11 день

18.06.13 г

12 день

19.06.13 г

13 день

20.06.13 г

14 день

21.06.13 г

15 день

24.06.13 г

Игровой тренинг «Кораблекрушение» (4 отряд)

Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию» (3 отряд)

Упражнение «Королевство внутреннего мира» (3 отряд)

Развивающее занятие «что такое хорошо и что такое плохо» (1 отряд)

Релаксационное занятие «Звуки природы» (3 отряд)

Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию» (4 отряд)

Упражнение «Королевство внутреннего мира» (2 отряд)

Развивающее занятие «что такое хорошо и что такое плохо» (4 отряд)

Релаксационное занятие «Звуки природы» (2 отряд)

Игровой тренинг «Кораблекрушение» (1 отряд)

16 день

25.06.13 г

17 день

26.06.13 г

18 день

27.06.13 г

Релаксационное занятие «Звуки природы» (4 отряд)

Анкетирование родителей

Повторная диагностика (выход)

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Индивидуальная карта отдыхающего

Фамилия, имя ребенка : ________________________________

Отряд: ____________________________________________________

Руководитель: _____________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Мое настроение в лагере

Дни смены

ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие.

ФИОЛЕТОВЫЙ – глубокая печаль и грусть .

  1. Рейтинг мероприятий

Критерии

Мероприятие

Очень понравилось

Понравилось

Остался равнодушным

Не понравилось

Предварительный просмотр:

Приложение 8

Анкета

бойца отряда освобождения «САМИ» (первичная).

  1. В какой класс пойдешь? __________________________________________________
  2. Твои первые впечатления о лагере _________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Закончи предложение «Лагерь – это … _____________________________________

_______________________________________________________________________

КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость.

ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм.

ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие.

СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон.

Подчеркни, пожалуйста, тот цвет , который полностью отражает твое состояние в настоящий момент.

  1. Предлагаем тебе почувствовать себя архитектором. Ниже изображено здание. Твоя задача «расположить» в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере Принцип распределения:
  • на 3-м этаже – «буду ходить туда всегда» (+ + +);
  • на 2 этаже – «скорее пойду, чем не пойду» (+ +);
  • на 1 этаже – «скорее не пойду, чем пойду» (+);
  • в подвале – «не пойду никогда» (- - -)

Предварительный просмотр:

Приложение 9

Анкета

бойца отряда освобождения «САМИ» (повторная).

  1. Твои фамилия и имя _____________________________________________________
  2. Когда ты родился (лась)? _________________________________________________
  3. Твои впечатления о лагере ________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Любое наше настроение можно окрасить в какой либо цвет. Мы предлагаем следующие цвета:

КРАСНЫЙ – активность, восторженность, бодрость.

ЖЕЛТЫЙ – положительные эмоции, оптимизм.

ЗЕЛЕНЫЙ – спокойствие.

СИНИЙ – грусть, сниженный эмоциональный фон.

ФИОЛЕТОВЫЙ – пассивность, упадок сил.

Подчеркни , пожалуйста, тот цвет , который полностью отражает твое состояние в настоящий момент .

  1. Самое важное событие в лагере. ___________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Закончи предложения:

«Лагерь – это … _________________________________________________________

«Я рад, что _____________________________________________________________

«Мне жаль, что __________________________________________________________

«Я надеюсь, что _________________________________________________________

  1. Было ли скучно в лагере?________________________________________________
  2. Было ли тебе страшно?__________________________________________________

Предварительный просмотр:

Приложение 10

Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией пришкольного лагеря

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей

Удовлетворены ли Вы?

ДА

Час-тично

НЕТ

Затруд-няюсь

организацией отдыха вашего ребенка

организацией оздоровления вашего ребёнка

организацией питания в лагере

учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере

возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка

организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий

участием ребенка в мероприятиях

организацией работы кружков и секций

взаимодействием всех организаций на территории города по организации отдыха и оздоровления детей

оснащенностью настольными играми

Ваши пожелания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОЧТА ДОВЕРИЯ «РУКА В РУКЕ» Внимание!!! В лагере работает «Почта доверия»! Почтовый ящик находится на 2 этаже, возле 18 кабинета. Там ты можешь оставить свое обращение (письмо, записку) с вопросами, просьбами, пожеланиями. Указывать имя и фамилию не обязательно, то есть твое послание может быть анонимным. Подробная информация (ПРАВИЛА) о работе Почты доверия вывешена рядом с почтовым ящиком. Действуй! Почта это – П онимание О тветсвенность Ч естность Т аинственность А нонимность Приложение 11

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Программа

психологического сопровождения

пришкольного лагеря

с дневным пребыванием детей

«САМИ»

МБОУ СОШ № 9

Составитель:

Рябцева Анастасия Сергеевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 9

г. Куйбышев,

2013г.

Пояснительная записка.

Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлено привлечение педагога-психолога к организации летнего отдыха для детей в рамках пришкольного лагеря. Необходимость психолога в лагере также обусловлена целым рядом причин:

  • содействие в адаптации детей к новым условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);
  • вероятность возникновения конфликтных ситуаций;
  • наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д);
  • напряженные условия работы, способствующие повышению риска эмоционального выгорания воспитателей.

Поэтому целью работы психологической службы пришкольного лагеря «САМИ» является создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач :

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
  2. содействие снятию эмоционального напряжения;
  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
  5. изучение психофизиологического состояния детей.

Основным адресатом реализации данной программы являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.

Программа рассчитана на одну смену пришкольного лагеря. Занятия проводятся ежедневно (1 занятие с отрядом в неделю).

Продолжительность занятий с отрядом 25-30 минут.

Занятия проводятся в кабинете психолога. А также психолог приходит в отряды, для проведения мини-игр.

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:

- диагностическому;

- коррекционно-развивающему;

Консультативному;

Профилактическому.

Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.

Психолог может дать квалифицированный совет воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.

Характеристика деятельности по каждому из направлений:

1. Диагностическая работа проводится в организационный период , основной и заключительный . Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:

* неустойчивым общественным мнением;

* адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;

* демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;

* оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день)в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

* степень деятельностной активности детей;

* дифференциация деятельностных потребностей детей;

* выявление формальных и неформальных лидеров;

* выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;

* выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

* выявленностью общих интересов;

* необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;

*повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

На протяжении всей смены дети заполняют карту отдыхающего, где ежедневно отмечают свое настроение и составляют рейтинг мероприятий. Также были разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха детей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.

В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы :

  • игровые тренинги;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;
  • арттерапия;
  • ароматерапии;
  • музыкатерапии;
  • релаксационные упражнения.

3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.

4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой пришкольного лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, а также организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья.

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление психического здоровья воспитанников.
  2. Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.
  3. Стабилизация эмоционального состояния.
  4. Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.
  5. Сформированность осознанного отношения к здоровью.

План работы психологической службы

№ п/п

Адресат

Сроки реализации

Входная групповая диагностика (анкетирование)

1,2,3,4,5 отряды

2-3 день смены

Игры на сплочение:

«Скала»

«Узелки»

«Электрическая цепь»

«Коллективный счет»

«Ужасный секрет»

«Бурундуки»

«Квадрат»

«Переправа»

Дети

На протяжении смены

Индивидуальная диагностика

Дети

На протяжении смены, по запросу

2 отряд

3 отряд

4 отряд

1 отряд

11.06

14.06

18.06

25.06

Релаксационное занятие

«Звуки природы»

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

10.06

20.06

24.06

26.06

Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию»

1 отряд

2 отряд

3 отряд

4 отряд

11.06

14.06

18.06

20.06

Рисунок «Я и лагерь»

Дети

1день смены

Рисунок «Что мне запомнилось в лагере»

18 день смены

Упражнение «Королевство внутреннего мира» (арт)

8, 10, 12, 14день смены

Упражнение «Мое имя» (самопрезентация)

2 - 5 день смены

Развивающее занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»

13.06

17.06

19.06

21.06

3 отряд

4 отряд

2 отряд

1 отряд

Почта доверия «Рука в руке»

Дети, родители, педагоги

На протяжении смены

Повторная диагностика (анкетирование на выходе)

1,2,3,4отряды

17-18 день смены

Консультации, индивидуальные беседы

Дети, родители, педагоги

На протяжении смены

Приложение 1.

Игровой тренинг «Кораблекрушение»

Цель: создание условий для развития навыков социального взаимодействия.

Задачи:

  1. Создание благоприятной атмосферы для сплочения коллектива.
  2. Выработка стратегии поведения.
  3. Определение социальных ролей.

Время: 30-35 минут.

Оборудование: бланки для каждого игрока; ручки.

1. Задается ситуация : «Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы». Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере необходимости, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.

2. Работа в группах. Объединяем в группы. Их задача – сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе.

Результат записывается в столбик № 3.

3. Рефлексия.

К чему мнению в группе вы прислушивались?

Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?

4. Оглашение «правильного ответа». Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:

Помогающие вас обнаружить;

Поддерживающие жизнь;

Бесполезные.

А потом правильнее всего расположить надо было так:

* для обнаружения : зеркальце – 1, 2 – горючая смесь;

* для поддержания жизни : 3 – канистра с водой, 4 – армейский сухой паек, 5 – шоколад, 6 – непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от

солнца), 7 – рыболовная снасть, 8 – 15 метров нейлонового каната, 9 – подушка надувная, 10 – спирт (для обработки ран), 11 – репеллент;

* бесполезные : 12 – радиоприемник, 13 – карта Тихого океана, 14 – противомоскитная сетка, 15 – секстант.

Результат записывается в столбик № 5.

  1. Обработка результата . Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й (считают сами дети).

Затем подсчитывается разность каждой строчки 3 и 5 столбика и записывается в 4-й.

Подсчитываем результаты в столбиках: 2-го столбика по вторым, 4-го под четвертым. В результате получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось меньшим, тот и является лидером.

Бланк участника игры

Предметы

1. Секстант*

2. Зеркальце

3. Карта Тихого океана

4. Баллон с горючей смесью

5. 5-литровая канистра с водой

6. Лист непрозрачного пластика

7. Радиоприемник

8. Рыболовная сеть

9. Бутылка медицинского спирта

10. Противомоскитная сетка

11. Надувная подушка

12. Репеллент, отпугивающий акул

13. Армейский сухой паек

14. 12 метров нейлонового каната

15. 2 коробки шоколада

*навигационный измерительный инструмент, используемый для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения географических координат той местности в которой происходит измерение.

Приложение 2.

Релаксационное занятие «Звуки природы»

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Создание условий для удобного расположения каждого члена отряда;
  2. Создание ситуации «присутсвия».

Время: 20 минут.

Оборудование: музыка (звуки природы), музыкальный центр, спортивные маты (ковер).

Детям предлагается расположиться как можно удобнее, так чтобы никого не стеснять, не мешать (можно лечь, можно сидеть, как удобно детям). Затем дается инструкция:

«Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Все вы наверняка были в лесу и не раз. Ведь так? Уже настало лето, все деревья распустили листочки и теперь гулять в лесу очень интересно. Итак, вы можете закрыть глаза, и мы отправляемся…»

Затем, медленно, под музыку читается текст:

«Вы попали на поляну около леса… посмотрите вокруг… что вы видите?.. что слышите?..

С разных сторон доносятся приятные звуки пения птиц… Вы садитесь на зеленую, свежую, еще покрытую росой травку… рядом цветут цветы… Ромашки, одуванчики, незабудки… Изредка, к ним подлетают пчелы, чтобы собрать нектар… в воздухе парят бабочки… посмотрите, какие они красивые…

Из леса доносится пение птиц…а что же там, в глубине леса?..

Вы встаете и решаете пройти в сам лес… где - то в траве вы заметили еле приметную дорожку, ведущую в лес…вы идете по ней. Ступая н осторожно, боясь раздавить муравьев, бегающих под ногами вы все больше приближаетесь к лесу… посмотрите по сторонам, что вы видите? Может вы видите, пасущиеся недалеко от вас коровы жуют ярко зеленую траву… а присмотревшись, вы можете увидеть как пчелка, снимает нектар с цветка…она то садится на цветок, то неожиданно взлетает… Вы идете дальше...

На полянке, не далеко от вас вороны собирают жучков…

Пение птиц усиливается…и вы оказываетесь в самом лесу…Послушаете как звонко щебечут птицы… рядом с вами пчелы опыляют цветы…в лесу так спокойно что вы слышите жужжание их крыльев… вы продвигаетесь все дальше в лес…

Остановитесь на мгновение… (9 -12 минута мелодии) посмотрите по сторонам…поднимите голову к небу… Оно еле видно из-за густых крон деревьев…внезапно вы услышали совсем неподалеку шум воды… вы прибавили шаг и вышли прямо к реке…она шумела так сильно, что немного приглушала пение птиц… подойдите к реке… опустите руки в воду… Что вы чувствуете? Вода холодная или теплая?.. присядьте на камень у воды…

(18.10) посидев у воды вы решили вернуться в лес… уходя от реки, ее шум постепенно стихал, и вновь слышалось пение птиц.Побродите по лесу… (на протяжении 10 минут речь ведущего отсутствует.Детям предоставляется возможность пофантазировать самостоятельно).

Приложение 3.

Игры на сплочение.

  1. «Скала»

Все участники группы встают в прямую линию. Ведущий говорит о том, что все мы сейчас являемся мощной, непоколебимой скалой.

Для того чтобы почувствовать себя скалой, необходимо очень плотно встать друг к другу (участники могут обняться за талию). После того,как группа стала действительно скалой, по ней начинают движение альпинисты. Альпинистами выступают сами участники группы. Первый, кто стоит в линии. Начинает двигаться АО скале. Его задача не сорваться, крепко держаться за скалу. После того как первый участник пошел, начинают двигаться остальные участники. Ведущий должен следить, чтобы правила не нарушались и на скале не было больше трех альпинистов.

  1. «Узелки»

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.

Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг

  1. «Электрическая цепь»

Участники становятся в круг. Им предлагается взяться за руки. Сжатие руки – сигнал. Который необходимо передать по кругу. Сигнал подает ведущий, он же должен и завершить, принять сигнал обратно. Сигнал может подаваться в одну сторону. Так и в обе одновременно; может подаваться одним сжатием руки, а может несколькими (в одну сторону одно сжатие, в другую 2). Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет выполняться за максимально короткое время.

  1. «Переправа»

Понадобятся стулья для каждого участника (газетный листок для каждого, так более безопасно).

Если используются стулья, то их необходимо поставить в тесный круг, сидениями внутрь.

Задание: Вы группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будите помогать друг другу и заботиться о товарищах.

В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом. Не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место. Поддерживать советом и делом – все это не просто разрешено, но желательно…

Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке) время от времени я буду убирать из круга стулья, что усложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы. Я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рада поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в ходе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.

  1. «Коллективный счет»

Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью среди участников тренингов. Может иметь статус диагностической процедуры, фиксирующей, насколько в данный момент высок уровень взаимной чувствительности членов группы.

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга.

Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок, при этом должны выполняться три условия:

Во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);

Во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

В-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начать с единицы.

Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе.

В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

  1. «Ужасный секрет»

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!». Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!».

В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлебы вымазывать остатки подливы».

Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…».

Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг.

Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один говорит, что он узнал, что «мы храпим», что «мы грызем ногти», другой вспомнит, что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены.

А затем всем участникам игры можно предложить произнести хором «И мы об этом никогда никому не скажем!»

  1. «Бурундуки»

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

  1. «Квадрат»

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее. Можно даже заранее очертить квадрат, в котором они должны поместиться.

Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь увеличить занимаемую им площадь, например:

Квадрат пошел влево – квадрат идет влево.

Квадрат садится – квадрат с криками и воплями пытается сесть.

Квадрат прыгает – квадрат с менее интенсивным шумом прыгает.

Приложение 4.

Упражнение «Королевство внутреннего мира».

Понадобится средство для воспроизведения музыки. Релаксационная композиция, краски, кисти, листы для рисования.

  1. Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с фантастическими образами, и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. В кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
  2. Ведущий: «В каждом из нас есть особый мир – уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И, конечно, на территории каждого из наших Королевств внутреннего мира есть города и поселки. В которых живут удивительные создания – не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства внутреннего мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть т властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.

Разные события происходят в нашем Королевстве внутреннего мира – радостные и грустные. Порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.

Границы нашего Королевства внутреннего мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства.

Каждый из нас – задумывается он об этом или нет – хочет, чтобы его Королевство внутреннего мира процветало и развивалось, чтобы поменьше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих…»

Затем происходит рисование участниками своего Королевства внутреннего мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет продолжение.

Ведущий: «На некоторых ваших рисунках присутствуют различные существа, на других изображений живых существ нет. Я прошу вас подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства внутреннего мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже нарисованных) одно существо, которое отражало бы какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому из этих существ».

После того как задание выполнено, ведущий просит всех участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств.

Дальнейшую работу можно организовать по-разному. В зависимости от количества участников. Если число участников невелико (до 6 человек), то предлагается сочинить общую сказку,в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом не обязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного – либо позитивного, либо негативного. Если группа многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по 5-6 человек и предложить не просто сочинить сказку, но инсценировать ее. Время на работу не менее 30 минут.

После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:

Какие образы родились у вас во время фантазирования на тему «Королевство внутреннего мира»?

Что неожиданного вы увидели в своем Королевстве?

Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?

Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

Трудно ли вам было объединить своих существ из Королевства внутреннего мира в едином сюжете сказки?

Как вы справились с этими трудностями?

Какие чувства вы сейчас переживаете?

Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное – сделайте это!

Какие ощущения испытываете сейчас?

Приложение 5.

Упражнение «Мое имя»

Цель: осознание собственной значимости, способствование более глубокому самопознанию.

Понадобятся кисти, краски, гуашь, карандаши и т.п., все, что позволяет рисовать.

  1. Участникам предлагается задание нарисовать свое имя, как они себе его представляют, рисунок может быть насыщен любыми изображениями, с которыми ассоциируются собственное имя.
  2. После того. Как все дети закончили свои рисунки, они собираются вкруг на обсуждение.
  3. Каждый ребенок (по желанию) демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем имени, о том, что он хотел нарисовать.
  4. Ведущий должен активизировать работу участников группы, создавать условия для того, чтобы дети активно задавали вопросы по рисункам. Давали свои ассоциации на рисунок участника.
  5. Ведущий предупреждает, что участник может принимать, а может не принимать высказывания группы.

Приложение 7

Личный отзыв ребенка о лагере

Фамилия и имя ____________________________________________

Класс: ________________

  1. Что понравилось?____________________________________________ _______ _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что НЕ понравилось? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что полезного узнал (а) и приобрел (а) за время пребывания в лагере?______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Твои предложения по улучшению отдыха. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 12.

«Путешествие в Тилимилитрямдию»

Цель: Создание условий для формирования и развития познавательного интереса.

Задачи: 1) Создание благоприятного микроклимата;

2) Содействие в формировании умения работать в коллективе;

3) Способствование развитию познавательного интереса.

Форма: Игра

Продолжительность: 30 минут

Оборудование: Карточки с рисунками.

План занятия:

1) Приветсвие.

2) Разминка

3) Конкурсная программа:

3.1. Упражнение «Геометрические фигуры»

3.2. Игра «Развиваем наблюдательность»

3.3. Игра «Путаница»

3.4. Разминка (физминутка)

3.5. «Кораблик»

3.6. «Гусеница»

3.8. «Найди букву»

4) Завершающий этап (Подведение итогов, награждение)

Ход занятия:

1.Приветствие.

Цель: создание атмосферы доверия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, я предлагаю вам посетить волшебную страну Тилимилитрямдию. Добираться мы будем на паровозиках, поэтому нам нужно распределиться, кто в каком поезде поедет. На столе лежат билетики. Каждому нужно подойти, взять билет и сесть в свой паровозик. Каждый паровозик придумывает свое название и выбирает капитана-машиниста.

А теперь давайте представимся: нужно сказать название паровозика, представить машиниста и каждого пассажира. Для этого нужно сказать свое имя и то, что вы любите делать. Например, я Анастасия Сергеевна и я очень люблю рисовать.

2.Разминка

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке

Итак, все пассажиры на местах, мы отправляемся. Для того чтобы завести наши паровозики мы поиграем в игру под названием «Поймай звук ладошками».

Инструкция для детей: Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук Ш (шар, сыр, мышь, плащ, шуба, щука, мишка, миска, шум, тигр, шаг, шанс, мыло, утро, страус, шутка, штраф…).

И вот, мы уже в пути. На протяжении всей дороги вы, как пассажиры каждого паровозика, будите выполнять задания, за которые будут даваться баллы. А какой паровозик придет первый в Тилимилитрямдию, мы узнаем, подсчитав количество полученных очков.

3. Основной этап

3.1. Упражнение "Геометрические фигуры"

Цель: развитие восприятия формы предметов.

Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур.

Инструкция для детей: определите и запишите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

3.2. Игра "Развиваем наблюдательность"

Цель: развитие внимания.

Инструкция для детей: в течение 5 минут запишите как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: предметы красного цвета, круглые предметы и предметы, начинающиеся на букву К. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

3.3. Игра «Путаница»

Цель: развитие памяти, слухового восприятия

Инструкция для детей: Исправьте ошибку в стихотворении.

Наша Маша громко плачет:

Уронила в речку мячик. (Таня)

Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:

"Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду."(Бычок)

____________

Зайку бросила лентяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок. (Хозяйка)

____________

Жил старик со своею женою

У самого синего моря. (Старуха)

____________

Плутовка к дереву

На цыпочках подходит.

Вертит хвостом,

С лягушки глаз не сводит... (Ворона)

____________

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью конь ученый

Все ходит по цепи кругом. (Кот)

3.4. Разминка (физминутка)

Цель: снятие напряжения

Ведущий: А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Мне нужно по одному пассажиру из каждого паровозика, которые проведут физ.минутку.

3.5. Упражнение «Кораблик»

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Инструкция для детей: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому».

3.6 Упражнение «Гусеница»

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности.

Инструкция для детей: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

3.7. «Разрезанные изображения»

Цель: развить умение составления целого из части

Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.).

Инструкция для детей: соберите из этих частей целые изображения.

3.8. Конкурс капитанов-машинистов «Найди букву»

Цель: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания.

Капитанам нужно в тексте одной чертой подчеркнуть букву А, двумя - все буквы Н.

Пока капитаны выполняют задание, команды решают ребусы.

4.Завершающий этап.

Цель: Подведение итогов, подсчет баллов.

Паровозик, набравший большее количество очков, прибывает в Тилимилитрямдию.

«Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы узнали что-нибудь новое? А что вам больше всего понравилось?»

Приложение 13

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Цель: знакомство детей с понятиями «хорошо» и «плохо».

Задачи:

  1. Дать характеристику понятию «хорошо».
  2. Дать характеристику понятию «плохо».
  3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.
  4. Создать условия для закрепления полученной информации.

Оборудование: мультимедийная презентация.

План занятия:

  1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.
  2. Основная часть.
  3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»
  4. Рефлексия.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».

Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

  1. Основная часть.

Сегодня у нас занятие на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». На занятии мы поговорим о хороших и плохих поступках людей, а еще нас ждут увлекательные задания. Готовы?

Предлагаю поиграть в игру «Вежливые слова»

  1. Проводится словесная игра «Вежливые слова».
  1. Назовите все формы приветствий, какие вы знаете?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

  1. Теперь скажите мне все формы благодарности.

Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю.

  1. А, сможете ли вы вспомнить формы пожеланий?

Дети: Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

  1. А какие мы знаем формы извинений?

Дети: Простите, извините, прошу прощения , приношу извинения , прошу меня извинить .

  1. А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Назовите мне формы просьбы.

Дети: Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

  1. И наконец, скажите мне все способы прощания.

Дети: До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока.

b) А сейчас я предлагаю вам поговорить о таких словах как хорошо и плохо. Кто знает, что значит «хорошо» и «плохо» (дети высказываются).

Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?

Дети: Это значит, быть внимательным к людям; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное, а также говорить вежливые слова.

Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова?

Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. А вы знаете какое нибудь стихотворение про хорошо и плохо?

с) Зачитывается стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
если град загрохал,-
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,

этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь
тех, кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!

Если ты порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
вырастет из сына cвин,
если сын - свиненок,
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду делать
хорошо,
и не буду -
плохо".

d) Упражнение «Кто прав?». Учащимся предлагаются ситуации, где нужно определить кто виноват, и кто как поступил, плохо или хорошо.

  1. Рефлексия.

На этом наше с вами занятие подходит к концу. Вы все сегодня были молодцы. Давайте же вспомним, о чем мы с вами говорили на этом занятии (дети высказываются).

А теперь поднимите руку те, кому понравилось занятие.

Спасибо всем. До свидания.




Поделиться: