Презентация 5 кл изо праздничный костюм. Народный праздничный костюм

Тип занятия: комбинированный.

Форма: урок-беседа, экскурс в историю.

Цель: развитие интереса учащихся к историческому наследию нашей Родины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

  2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

  3. Создать условия для творческой работы и развития художественного вкуса, фантазии и воображения.

  4. Развивать навыки поисково-исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся.

  5. Прививать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация по теме: «Русский народный праздничный костюм», компьютер, проектор; магнитофон; репродукции картин с изображением русского народного костюма (И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском народном костюме», В.М.Васнецов «Царевна-лягушка»); иллюстрации к сказкам; панно с изображением сельского пейзажа, шаблоны человеческих фигурок; музыкальный ряд: русские народные песни; материалы библиотеки (книги: «Толковый словарь», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», «Традиции русского народа»), комплект художественных материалов.

План занятия:

    Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.

    Беседа о народном костюме. Сообщения учащихся, презентация.

    Постановка художественной задачи.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Работа над коллективным панно, обмен впечатлениями.

    Домашнее задание.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, вступительное слово учителя.

(слайд 1,2)

а) Беседа:

Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.

Презентация (слайд 3,4)

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

- Чем еще отличается этот день от простых будней? /наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.

Презентация (слайд 5)

Сообщения учащихся:

    Люди в старину были мало похожи на современных жителей. Они одевались совсем по- иному. Одежду никто не покупал: её делали дома своими руками.

    Считалось, что одежда должна быть удобной, поэтому её шили свободной. Свою рубаху никому не отдавали, так как считалось, что она оберегает человека от невзгод.

    К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

Какое разнообразие праздничных нарядов! Слайд 6,7 (презентация)

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент?

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? /растительный и геометрический/

Давайте познакомимся с нарядами поближе. (Слайд 8)

Основу любого русского костюма составляла рубаха . Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками . Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны , которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 1>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Словарная работа (работа дана учащимся заранее: найти толкование слов: косоворотка, рубаха, онучи, лапти, штаны (порты), пояс(кушак) , в толковом словаре Ожегова или Даля)

Рисунок 1.

А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 9, 10)

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 2>.

Словарная работа: найти толкование слов: сарафан, епанечка, душегрея, кокошник,кичка, коротена, понева, навершник.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 2>.

Рисунок 2.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 3>.

Рисунок 3.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

Дать толкование слов «ансамбль», «колорит».

Ансамбль- согласованность, стройность частей единого целого.

Колорит- насыщенность цвета, соотношение красок по тону.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.

В ходе работы можно загадать детям несколько загадок (слайд 11-13) и пословиц (слайд 14)

В ходе работы можно предложить прослушать учащимся несколько русских народных песен.

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

V. Оценивание работ.

VI . Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).

Толкование слов:

Класс: 5

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники.

Воспитательные:

  • Воспитывать Любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  • Воспитывать уважение к художественному творчеству русского народа.

Оборудование и материалы:

  • Таблицы с изображением русского народного костюма.
  • Шаблоны женских и мужских фигур.
  • Рисунки ребят по этой теме.
  • Репродукции исторических картин русских художников (И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К.Е. Маковский “Русская красавица в кокошнике”, А.П. Рябушкин “Московская девушка 17 века”)
  • Комплект художественных материалов.
  • Ткань, тесьмы, бисер, блестки, клей, ножницы для аппликации.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Беседа о народном костюме. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Привычное представление о русском женском северном костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – Епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали Душегрею с длинным рукавом.

  1. Русская рубаха - на Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым “уязвимым” для злых сил местам - у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно - по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно - петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
  2. Распашной сарафан - одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  3. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
  4. Епанечка - распашная душегрея.
  5. Шугай - Душегрея с длинным рукавом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской.

  1. Понева – шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету, поневы были черные, синие в клетку.
  2. Передник - “запон”, “занавеска”. Передник всегда щедро украшался, вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово “красный” означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
  3. Соро"ка - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России. Была самым богатым из женских головных уборов.

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина "Красавица"

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

3. “Московская девушка 17 в.” А.П.Рябушкин - Картина удивительно проста. По старинной улице Москвы идет девушка. Ее походка легка и грациозна. Она как бы парит над снегом. Впечатление легкости усиливается развевающейся шубкой и лентой в шикарной косе.

Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

V. Подведение итогов, анализ работ.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.


Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.


ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.








Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.




Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.


В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.



















Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учеников с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Материалы: иллюстрации различных видов русского народного костюма; бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Каждый из вас интересовался, как выглядели наши предки, во что были одеты. Сегодня мы поговорим и об этом.

2.1. Народный праздничный костюм

В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.

Основой женского костюма была рубаха. Шили ее из домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам. На севере нашей страны шили своеобразные рубахи-долгорукавки, рукава которых достигали двух метров. Рубаха непременно была украшена вышивкой. О вышивке мы говорили на прошлом занятии.

– Как вы думаете, для чего служила вышивка на одежде наших предков? (Вышивка на рубахе выполняла функцию оберега и защищала людей от горестей и болезней.)

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахами-«сенокосицами». Их носили без сарафана. Богатство украшения рубахи сулило счастье ее владелице.

В раннюю пору замужества женщину на Руси называли молодухой. Ее костюм был богато украшен, что символизировало цветущий возраст. Из узорного штофа были сшиты сарафан и душегрея. Душегрея чаще была отделана золотыми полосами, что придавало наряду еще больше красоты. Голову украшал высокий кокошник, убранный каменьями. А поверх него повязывалась шелковая шаль, которая переходила в накидку. Украшением для головы в будние дни служила лента-повязка.

Женский наряд русского Севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь его главными элементами были сарафан и рубаха. Рубаху на Руси носили с давних времен, и считалось, что ее ни в коем случае нельзя продавать. Она была главной, а порой и единственной одеждой на Руси. Для красоты и удобства рубаху затягивали пояском.

В южной части России вместо сарафана носили поневу – домотканую юбку из шерсти, которую укрепляли по талии поясом. К ней прилагался передник, на котором присутствовала символика земли. Он служил оберегом для беременной женщины. По праздникам поверх поневы надевали навершник из нарядной ткани. В изготовление праздничного костюма женщины вкладывали всю свою душу.
Очень красивы и необычны головные уборы северянок – в основном, это кокошники, украшенные золотой нитью и речным жемчугом. Девичья коруна напоминала царский венец, на который походил парчовый косник, украшенный жемчугом. В будни же девушки украшали свою голову лентой или платком.

Сибирский праздничный костюм был по-своему своеобразен. Мужчины и женщины носили ненецкую малицу (длинную одежду без единого разреза), изготовленную из оленьего меха шерстью внутрь, с капюшоном и рукавичками. Сарафаны шили, в основном, из хлопчатобумажной дабы (привезенная из Китая ткань типа бязи или холста, обычно отбеленная или крашенная в синий цвет). Праздничная одежда шилась из восточного шелка.

Свадебный костюм был самым нарядным, торжественным и богато украшенным. Древние крестьяне верили: как пройдет свадьба, такова будет и жизнь молодых. Свадебный костюм обычно дополняли различными бусами и ожерельями. А его самой драгоценной частью был головной убор. По нему определяли возраст женщины. Свадебный костюм шили задолго до торжества, так как он требовал больших усилий и огромных затрат времени.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основу составляла рубаха-косоворотка, которая шилась из белой, синей и красной ткани. Вокруг талии завязывались порты – неширокие длинные штаны. На ноги надевали лапти. Поверх рубахи носили зипун, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.
Что касается обуви, то надо сказать, что люди на Руси ходили не только в лаптях (хотя они и были самой прочной обувью). В Сибири и Поморье лаптей не было. Там чаще всего носили кожаную обувь – сапоги, полусапожки, башмаки. Также существовали некие коты – обувь, похожая на просторные туфли, чтобы нога в шерстяном носке легко в нее входила. Обувь украшалась так же тщательно, как и костюм. Различные узоры делали обувку более веселой и праздничной.

2.2. Украшения

Украшения на Руси выполняли функцию оберега. Их обычно помещали на голове, чтобы мысли и разум были защищены, на шею и грудь – чтобы защитить душу и сердце, на руки и ноги – чтобы предотвратить ушибы и ранения. Материал, из которого делались обереги, должен был быть добротным и являться хорошим проводником доброй энергии. Золото символизировало свет, серебро – чистоту. Больше всего украшений носили молодухи и женщины-матери.

Головными уборами на Руси служили венцы, кокошники, диадемы. Они оберегали головы женщин. Головной убор символизировал небо, а по форме он мог напоминать птичьи головки, гребешки и хохолки. Украшали их, как правило, золотой или серебряной нитями, различными камнями и орнаментами.

Существовали подвески к головному убору. Рясны – вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди, которые напоминают дождевые струи.

На Руси носили кольца (височные кольца – заушницы), они выполняли функцию опознавательного знака. Кое-где встречались кольца с полукруглыми щитками с семью лучами, где-то имелись спиралевидные или браслетообразные кольца. Славяне с озера Ильмень носили ромбические кольца. Круг и спираль символизировали солнце.

Браслеты и обручи были распространены по всей Руси. Их носили и мужчины, и женщины. У мужчин они служили символом мужества и отваги. Классическая тема на браслетах – земля и вода. Браслеты и обручи изготавливали из разных материалов: серебра, золота, бронзы, стекла, меди и т. д. Очень распространены были браслеты из проволоки. Носили их на обеих руках, иногда даже по несколько штук сразу.

Кольца и перстни также являлись украшениями на Руси. Они говорили о знатном происхождении своих хозяев. Их носили даже маленькие дети. Такие украшения чаще всего передавались по наследству от матерей к дочерям. На перстнях было по три квадратных клейма, в которых заключался заклинательный смысл. Существовали обрядовые кольца, которые использовали для вызывания дождя.
Был и еще один вид украшений, преимущественно девический, который назывался лунницей. Такое украшение имело форму луны или солнца, и носили его на груди. Солнце олицетворяло мужское начало, а луна – женское. Это украшение было символом супружества.

Гребни использовали как обереги-подвески. Чаще всего они состояли из двух голов животных или двуглавой птицы. Русский гребень считался мощным оружием против злой нечисти. Иметь дома гребень значило быть богатым. Делали их, в основном, из дерева или кости. Считалось, что он мог защитить от всех болезней.

Но наиболее любимыми украшениями женщин были бусы и ожерелья. Ожерелье плелось, в основном, из разноцветного бисера. Зеленый бисер указывал на богатство хозяйки.

Славянские украшения-обереги делят на мужские и женские. На женских оберегах присутствовал конь, который даровал им мудрость и счастье. Среди амулетов довольно часто встречаются птицы. Некоторые амулеты выполнялись в виде двух ложек, что значило: он принадлежит молодоженам. Ложки символизировали благополучие.

Для сохранности домашнего имущества использовали амулеты-ключи, а маленькие ключики являлись символом приданого. Топорики оберегали как мужчин, так и женщин. Топор был знаком Перуна (Бога грома и молнии). Такие обереги защищали людей от внезапного зла.

3. Творческое задание

А сейчас гуашью мы попробуем нарисовать русский народный праздничный костюм. Костюм может быть как женским, так и мужским (головной убор, основной комплекс, обувь).

Сначала вам нужно выполнить эскиз костюма, запечатлеть основные детали и лишь затем выполнить рисунок в цвете. В конце украсьте костюм орнаментом.
(Работу можно сопроводить русскими народными мелодиями.)

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Вместе с этим также читают:



Поделиться: