День автомобилиста (День водителя) — все о празднике. День автомобилиста (День водителя) — все о празднике Когда отмечают день работников автомобильного транспорта

День автомобилиста 2018 отмечают ежегодно в последнее воскресенье октября. Официальное название профессионального праздника – «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта». Какого числа будут чествовать представителей отрасли в этом году? Праздник выпадает на 28 октября. Установлена дата была указом президента РФ от 26.06.2012.

Как появился праздник

Впервые он был установлен указом ПВС СССР от 15.01.1976 и называли его тогда «День работников автомобильного транспорта». Через 20 лет его стали отмечать как «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства». Затем в 2000 у работников дорожного хозяйства появился свой праздник, а с 2012 года к автомобилистам присовокупили всех работников городского пассажирского транспорта.

Праздник отмечают:

  • водители;
  • инженерно-технические работники;
  • рабочие автотранспортных предприятий;
  • сотрудники учебных заведений.

Транспорт в России

Страна использует все современные виды транспорта. На автотранспорт приходится 8.6% общего грузооборота, 56% объема перевозок грузов и 44% коммерческих перевозок. Доля автобусных перевозок в пассажирских перевозках составляет 61%, а в общей структуре пассажирооборота автотранспорт занимает 28%.

Городской общественный транспорт – основной элемент транспортной системы. Он включает: трамвай, скоростной трамвай, автобус, троллейбус, такси, метрополитен, монорельсовые дороги, обеспечивая порядка 80% поездок населения.

Праздничные мероприятия

Как правило, накануне Дня автомобилиста в Минтрансе РФ проводят заседание Оргкомитета, где обсуждается регламент проведения и праздничные мероприятия.

Торжественная часть праздника включает:

  • поздравления и награждение представителей отрасли;
  • чествование ветеранов отрасли;
  • вручение призов участникам конкурсов профессионального мастерства;
  • большой праздничный концерт.

Благодаря автомобилистам работают заводы и фабрики, торговые центры пополняются товарами, люди свободно перемещаются внутри и между городами. Поэтому День автомобилиста смело можно назвать всенародным днем.

Автомобильный транспорт

Это самый молодой вид транспорта, ведь первые автомобили появились лишь в конце XIX в. Сейчас автомобильные перевозки успешно конкурируют с железнодорожными и водными, перевозя практически все виды грузов. Автотранспорт универсален, надежен и удобен. Его основное преимущество – транспортировка «от дверей до дверей». Автомобильный транспорт – первый конкурент железнодорожного. Он эффективен для перевозки грузов на короткие и дальние расстояния. В общественном автотранспорте используют троллейбусы и автобусы. Автобусы повышенной комфортности стали незаменимы в индустрии туризма.

Однако не все так радужно. Автомобили и автобусы нуждаются в хороших дорогах, транспортных развязках. Строительство новых трасс, реконструкция старых – долгий и затратный процесс. А пока автотранспорт вынужден по полдня простаивать в пробках, нанося экологический вред.

Личный или общественный

Общественный транспорт стал развиваться с начала XX в. Но уже с середины века с ним начали конкурировать личные автомобили. В некоторых странах Европы на волне автомобилемании был полностью ликвидирован трамвай. Понятно, что личное авто – это и скорость, и удобство, и возможность поездки «от двери до двери». Но следует учитывать, что города буквально страдают от перегрузки улиц, а недостаток парковочных мест раздражает не только самих автомобилистов, но и пешеходов, вынужденных маневрировать между машинами, стоящими вкривь и вкось и частично перекрывающими тротуары. Платный въезд в центральную часть города и улучшение качества общественного транспорта должны помочь решить проблему.

Автомобильный транспорт стал неотъемлемой составляющей нашей жизни, независимо от того, проживаете вы в мегаполисе или провинциальном городке. Не удивительно, что каждый владелец автомобиля или человек, работа которого связана с данным видом транспорта, ежегодно отмечает День автомобилиста, несмотря на то, что по определению данный праздник считается исключительно профессиональным.

Сегодня кажется, что праздник автомобилиста был испокон веков, но стоит углубиться в историю, и окажется, что подобная дата появилась всего чуть больше 30-ти лет назад. И все-таки даже за столь относительно короткое время возникло множество споров на тему того, когда отмечать и какое официальное название имеет данный праздник.

День автомобилиста: история праздника

Первое упоминание о Дне автомобилиста появилось более 30-ти лет назад. В советское время это была праздничная дата для всех работников автомобильного транспорта. Стоит отметить, что повод для празднования был не только у водителей, но и всех сотрудников, которые имели прямое отношение к дорожному хозяйству.

Законодательный орган СССР издал указ, в котором было зафиксировано, что с данного момента (1 октября 1980 года) последнее воскресенье октября является профессиональным праздником всех водителей, который и получил название – День автомобилиста. В народе праздник советские граждане назвали по-простому – «День водителя». Именно поэтому в настоящее время возникает множество споров по поводу того, как правильно называется День автомобилиста.

С распадом СССР многие республики перенесли те или иные праздничные даты, другие и вовсе отказались от советских праздников. День автомобилиста также не стал исключением – официально праздник сегодня отмечается всего в нескольких бывших республиках СССР, среди которых: Российская Федерация, Украина и Беларусь.

Что касается того, какого числа праздник «День водителя», следует отметить, что только в трех вышеуказанных странах дата празднования не изменилась. При этом существует некоторое отличие в праздновании Дня автомобилиста в России от того же праздника в Украине и Беларуси.

Празднование Дня автомобилиста в России

Многие согласятся, что автомобилисты и работники дорожного хозяйства – это две совершенно разные категории. К тому же представители второй отрасли в некоторых случаях и вовсе не имеют отношения к управлению автомобилем. Для предотвращения возникновения каких-либо споров, правительство России посчитало целесообразным создать два абсолютно разных, но равноправных праздника.

Профессиональный праздник «День водителя» в , и Российской Федерации, как и прежде, отмечается в последнее воскресенье октября. Существует лишь одно отличие – в первых двух постсоветских странах этот праздник совмещен с «Днем дорожника». В то время как президент РФ Владимир Владимирович Путин в указе «О Дне работников дорожного хозяйства», вышедшем 23 марта 2000 года, распорядился перенести «День дорожника» на третье воскресенье октября.

Сегодня праздник водителя практически утратил свое первоначальное значение, став праздничной датой для всех, кто обладает автомобилем. Но всегда стоит помнить, что День автомобилиста – это не просто очередной профессиональный праздник, а дань всем работникам данной отрасли, без работы которых жизнь в современном мире была бы невозможной.

Стоит отметить, что День автомобилиста сегодня вправе отмечать и те, кто пребывал за рулем во времена ВОВ, поставляя боеприпасы, переправляя раненных солдат с линии фронта, вывозя женщин и детей из оккупированных городов.

Когда поздравляют с этим праздником официально, его полностью именуют Днём работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Что иногда вызывает путаницу, потому что существует еще и отдельный День работников дорожного хозяйства, отмечаемый в 3-е воскресенье октября месяца. Но это разные даты, о чём следует помнить, готовясь отметить День автомобилиста.

Заслуги автомобилистов перед обществом чрезвычайно велики. Труд их нелёгок, зачастую опасен. Однако, именно благодаря их деятельности работают заводы, магазины полны товаров, а мы можем свободно перемещаться туда, куда хотим. Поэтому День автомобилиста, учитывая число отмечающих его людей, смело можно назвать праздником всенародным.

История

Официальный свой статус День автомобилиста обрёл еще в Советском Союзе после выхода соответствующего указа Президиума ВС СССР. Это памятное событие произошло в 1980 году. Последнее воскресенье октября стало собственным профессиональным праздником работников множества советских автомобильных хозяйств. Дата быстро стала популярной у всех, кто имел отношение к сфере автомобилизма, а таких людей в Советском Союзе было больше 10 миллионов.

В 1996 году, статус этого праздника был также официально подтверждён указом Президента России. Постепенно его стали отмечать не только работники автотранспортных предприятий, но и множество автовладельцев-частников. А ведь сегодня половина российских семей имеет свои автомашины. Легко понять, что отмечают эту дату десятки миллионов людей.

Традиции

Интересно, что День автомобилиста сегодня отмечается не только в РФ, а, практически во всех бывших республиках СССР. Его празднуют и на предприятиях, и в семейном кругу. В автохозяйствах проходят самые разные мероприятия – от традиционных собраний с поздравлениями, вручениями ценных подарков и премий до тематических концертов, корпоративных застолий, автомобильных выставок и даже гонок, в которых принимают участие сотрудники организаций.

Ну а автолюбителей с удовольствием поздравляют в этот день их домашние и друзья. Конечно, не остаются в стороне и коллеги «именинников». О празднике часто напоминают и отечественные СМИ. Нередко на ТВ идут фильмы и передачи соответствующей тематики.

День автомобилиста, или, как его чаще называют – День водителя ежегодно отмечается в нашей стране в последнее воскресенье октября. В 2018 году праздник выпал на 28 число. Фактически, этот праздник может считаться днем каждого человека, имеющего, водительские права. Хотя, конечно, для того, чтобы стать профессиональным водителем, этого мало.

В качестве профессионального праздника День Водителя был установлен еще в Советском Союзе, когда в 1980 году Президиум Верховного Совета СССР выпустил соответствующий Указ. Этот праздник широко отмечался на всех автотранспортных предприятиях. В наши годы эта традиция продолжает сохраняться, тем более, что к водителям профессионалам присоединились и многочисленные владельцы личных автомобилей, которых с каждым днем становится все больше и больше.

День работника автомобильного и городского транспорта — так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста (или шофера). Как понятно из названия, главными героями этого дня являются профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси.

Кроме того, принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.

Цель этого торжества — показать важность автотранспорта в экономике страны, отдать дань уважения всем работникам данной отрасли, ведь они делают нашу повседневную жизнь удобнее и проще.

В настоящее время праздник уже не несет своего первоначального значения, так как теперь его считают своим не только профессиональные водители, но и любители (одним словом, все, у кого есть машина).

Традиции празднования Дня автомобилиста

В этот день принято поздравлять профессиональных автомобилистов. Причем виновники торжества получают поздравления не только от своих близких, но от начальства, политиков и местных чиновников. В транспортных, грузовых и пассажирских компаниях празднику уделяется особое внимание.

В частности, там организуются концерты, а руководство вручает лучшим сотрудникам премии, почетные грамоты и дипломы. Но так как праздник уже давно стал народным, то и торжества по его случаю приобрели такой же характер.

Так, в конце октября во многих российских городах обычно проводятся парады ретро-автомобилей, автопробеги и различные конкурсы (например, на лучший авто-тюнинг и оснащение машины). Там, где есть возможность, организуются гонки и скоростные заезды.

Помимо этого в День шофера устраиваются многочисленные выставки, на которых всех желающих знакомят с машинами, их устройством и принципами работы, а также историей автопрома.

В 2010 году на 110 китайском шоссе государственного значения была зафиксирована пробка, которую называют крупнейшей за историю автомобильного транспорта. Некоторые водители сообщали, что они ехали 100-километровый участок в течение 5 дней, а всего затор длился с 14 по 25 августа.

В 1997 году Японцы ввели специальный знак ля пожилых водителей старше 75 лет. Наклейку в виде осеннего увядающего листа они должны клеить на стекло своего авто. Однако некоторые водители отказывались это делать, избегая ассоциирования себя с мёртвым листом, поэтому в 2011 году форма знака Koreisha была изменена на четырёхлистник.

В Финляндии штрафы за серьёзные нарушения правил дорожного движения исчисляются в процентах от последнего задекларированного дохода нарушителя. Все мужчины ругают женщин водителей, но согласно милицейским сводкам, они значительно реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП. Женщины более осторожны и в большей степени, чем мужчины, соблюдают правила вождения автомобиля.

Во многих странах автомобиль стал неотъемлемой частью жизни общества, а сравнительно молодая профессия «водитель» - одной из самых распространённых. В России у работников автомобильного транспорта есть собственный праздник, подчеркивающий уважение к данной профессии – последнее воскресенье октября . День автомобилиста установлен на официальном уровне в 1976 году, а позднее подтвержден дополнительными Указами правительства.

С распадом СССР в неизменном виде праздник сохранился только в Белоруссии, в других странах СНГ он видоизменен или вовсе упразднён. Сегодня в РФ это не только профессиональный праздник – он объединяет и любителей, рядовых обывателей, настоящих фанатов автомобильного мира, увлеченных историей развития автомобилестроения.

Появившиеся самодвижущиеся экипажи конца 19-го века считались забавными диковинками. Да и сейчас современному человеку они покажутся таковыми. В Германии удалось сохранить выдающийся экземпляр 1885 года, спроектированный К. Бенцом. Ещё одно имя, без которого невозможно рассматривать историю автомобиля – немецкий конструктор Г. Даймлер. Именно он вместо 3-х колесной модели предложил 4 колеса.

У первых самодвижущихся машин даже не было руля, а его функции выполнял рычаг. Патенты, вовремя полученные изобретателями, навсегда закрепили за ними статус основателей этого сухопутного вида транспорта, а компания, которую они основали «Даймлер-Бенц» (правда сейчас она именуется по-другому) производит знаменитые «мерседесы».

Русские умельцы немного не успели получить лавры создателей. Первый отечественный предок автомобиля был сконструирован весной 1896 года Е. Яковлевым и П. Фрезе. Агрегат с мотором мощностью 2 лошадиные силы презентовался на новгородской промышленной выставке, и хотя он не сохранился, копия есть в музее.

Первое в мире более массовое производство освоила Франция. Интересно происхождение слова «шофёр», которое прижилось в Советском Союзе. Оно пришло из французского языка, в котором само в конце 19-го века стало символом открытий науки. Дословный перевод «кочегар» отсылает к паровому двигателю, когда использовались уголь и дрова. Необходимо было обладать изрядной ловкостью в процессе завода и управления.

Франции принадлежит и другое достижение – первые автомобильные гонки прошли от Парижа до Руана в 1894 году. Уже на заре автомобилестроения каждый производитель пытался доказать, что его экземпляр самый лучший. В первых гонках принимали участие 102 образца. «Пежо» поставил рекорд того времени – 20 км/ч.

Массовое отечественное производство имеет свою историю и ведет начало с 1932 года, когда на Горьковском автозаводе выпустили с конвейера первую машину (не без участия другой легенды автостроения – компании «Форд»). Сначала наши машины были копией американских, но затем они приобрели собственное лицо, с учетом местных реалий.

Продолжительное время частный автомобиль считался роскошью – в Советском Союзе таковым он был долгое время, вплоть до конца 70-х годов, ведь основная часть выпускаемой продукции - грузовые автомобили. Автомобиль оставил значимый след в ходе ВОВ – например, ГАЗ-ММ, прозванный «полуторка». Он составлял до половины парка всех машин и именно «полуторка» чаще всего ходила по блокадной «Дороге жизни». Поэтому в День автомобилиста не забывают фронтовых водителей, кто перевозил стратегические грузы, раненых. К памятникам воинам-автомобилистам возлагаются цветы.

Сегодня любой желающий поучаствовать в празднике будет удивлен количеством мероприятий, организованных по этому случаю, особенно в крупных городах. Их устраивают не только местные власти и активисты – активно подключаются крупные дилеры некоторых популярных марок. Автопробеги по значимым местам, флешмобы, квесты, соревнования в водительском мастерстве – участникам или зрителям скучать не придется. Этот праздник далеко не формальный: способен обеспечить хорошим, позитивным настроением даже тех, кто не имеет к нему профессионального отношения.



Поделиться: