Конспект занятия по экологии во второй младшей группе на тему «Путешествие в зимний лес. Конспект занятия в младшей группе "зимушка-зима" Конспект по экологии в младшей группе зима

Зульфия Мезенцева
Занятие по экологии во второй младшей группе «Зимушка - зима»

Тема «Зимушка – зима »

1. Обобщать и систематизировать знания детей о времени года – зиме; отмечая характерные признаки : холодно, идет снег; солнце светит, но не греет, люди надевают зимнюю одежду

2. Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой : заяц, белка, лиса, волк, медведь; как приспособились к суровым условиям : чем питаются, где прячутся от холода - жилища;

3. Выявить и расширить представления детей о свойствах снег : холодный, белый, от тепла – тает

4. Развивать внимание, мышление, воображение, связную речь, умение

слушать; расширить словарный : запас детей : "снегопад", "снежинки".

5. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к животным и

птицам; способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе .

Предварительная работа : Наблюдение на прогулках за погодой, за птицами; Работа с календарем природы; Рассматривания иллюстраций, картин «Зимним пейзажем» ; Чтение художественной литературы

Д\и «Кто где живет?» , «Чем можно накормить птичек?»

Игры со снегом; Экологический час- экспериментирование : «Свойства снега» Беседы : «Как звери зимой зимуют

Материал : Картина : «Дети зимой» , карточки - зимние и летние явления,; Д\и «Кто где живет?» , силуэты деревьев, маркими по количеству детей; Кормушка, тарелочки с зернами, семечками, просо, крошки хлеба, пуговицы, пластилин; силуэты птиц зимующие : воробей, голубь, синичка, снегирь. Поднос с вырезанными снежинками, тазик со снегом.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости , поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки, хорошие настроение, а теперь все глазки на меня

Послушайте загадку :

Снег на полях, Лёд на реках,

Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)

Молодцы, правильно. Ребята, а вы хотите, сегодня на занятие рассказать «Про Зимушку - зиму » нашим гостям? (да)

А сейчас прошу вниманье, я хочу вам дать заданье : У меня на столе много карточек подберите те карточки, которые подойдут к этой картине (картинки признаки зимы)

Семен, что означат твоя карточка? (солнце светит, но не греет)

Вероника, что у тебя? (деревья стоят голые, покрыты снегом)

Денис, а о чем тебе рассказала твоя карточка? (зимой день короткий, а ночь длинная)

Умнички, подумаете, какое время года изобразил художник на картине? (зима )

Как вы догадались? (Потому, что идет снег; нарисовано много снега)

Если на улице холодно, то зима , какая? (холодная)

Если выпадает много снега, то зима , какая? (снежная)

Ребята, посмотрите на картину, а где лежит снег? (На земле, на крышах домов, на заборе, на ветках деревьев….)

А если на улице мороз, то воздух какой? (морозный)

Ребята, а что изменилось в одежде детей? (дети надевают зимнюю одежду)

А чем занимаются дети зимой? (лепят снеговика, катаются на горке)

Посмотрите на горку. Если горка покрыта льдом, то горка, какая? (ледяная)

Правильно. Холодно зимой, поэтому мы надеваем теплую одежду и обувь. А как же звери в зимнем лесу? (выслушиваются ответы детей) .

Давайте мы с вами отправимся в зимний лес!

Шагают наши ножки по ровненькой дорожке

А потом прыг-скок и попали мы в лесок!

Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки- стульчики и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас.

Сейчас вам предстоит разглядеть, кого же спрятала зима ? Кого ты видишь, Софья? (я вижу, лицу)

Почему, Софья ты решила, что это лиса? (у лисы пушистый рыжий хвост)

Что делает лиса зимой? (она ловит зайчика, мышек)

Коля, а кто спрятался за кустом? (зайка) .

Почему ты решил, что это заяц? (У него длинные уши и короткий хвост)

Что ест зимой зайчик (кору деревьев)

Кто стоит возле березки? (волк)

А кто прячется на ветках, Вероника? (белочка)

Почему ты решила, что это белочка? (она маленькая, рыжая и у нее пушистый хвост)

Чем питается белочка зимой? (она находит свои запасы)

Ребята, а где спрятался медведь? (Он спит в берлоге)

Правильно, как их можно назвать одним словом? (дикие животные или звери.)

Почему мы их называем зверями? (Они живут в лесу : они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.) (включается запись) .

Ребята, слышите метель, все дорожки замела. Как же звери свои домики найдут? Поможем им, проведите дорожку от животного до его домика. Коля, где живет белочка? (в дупле)

Зима – очень серьезное испытание для лесных зверей. Животным очень тяжело живется в зимнем лесу, зимой : холодно, морозно, голодно. А еще кому тяжело зимой? (птицам)

Да, правильно, но как люди могут помочь птичкам? (сделать и развесить кормушки; кормить птичек)

Молодцы, падем те к нашей кормушке и покормим птичек (подходят к столу)

Ребята из чего можно сделать кормушку? (из коробки, из бутылки)

Какие птички прилетают на нашу кормушку? (воробьи, голуби, синички, вороны)

Этих птиц называют зимующие птички , как вы думаете почему? (они остаются с нами зимовать)

Ребята насыпьте в кормушку, тот корм, которым мы можем, накормит птичек зимой.

Коля, что едят птички зимой? (зернышки)

Ярослав, а ты что насыпал? (крошки хлеба)

Ребята, а почему, пластилин не положили в кормушку? (птички не едят пластилин)

Молодцы! Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай!

А сейчас пойдемте со мной на полянку

Что, же звездочки сквозные, на пальто и на платке,

Все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке.

О каких же звездочках идет речь? (о снежинке)

А когда много снега падает с неба, как это называется? (снегопад)

У меня на подносе много снежинок, возьмите по одной снежинки

Расскажи, Денис, какая у тебя снежинка? (белая, резная)

Что тебе помогло, догадался, что она белая и резная? (мне помогли это увидеть глаза)

Ребятки, подбросьте свою снежинку и посмотрите на неё. Какая снежинка? (легкая)

Как вы догадались? (почувствовали рукой, что она легкая)

Что снежинка делать? (летать, кружится, падать, таять)

А сейчас мы немножко отдохнем, физкультминутку проведем :

Снег, снег кружиться, белая вся улица

Собрались мы в кружок. Завертелись как кружок.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь,

Мы танцуем день и ночь, встанем вместе все в кружок,

получается снежок"

Ребята, посмотрите, у нас теперь везде снег на полу и даже на столе, и у меня в тазике. - Давайте мы немного поиграем, но сначала скажите, какие у вас ладошки? (сухи)

Возьмите немного снега и подержите в ладошках.

Во что превратился снег? (воду)

А теперь ладошки, какие? (мокрые)

А откуда у вас взялась вода? (снег растаял)

А почему? (потому что ладошки теплые)

А снег, какой? (холодный)

Что можно слепить из снега? (ОД)

Молодцы ребята. О чем мы сегодня говорили? (о зиме)

Почему мы любим зиму ? (ОД)

Что вы делали сегодня? (рассматривали картину, подбирали карточки, рассматривали снег, снежинки, играли)

Кому мы помогали? (животным, птицам)

Ребята, получилось у нас рассказать о зиме нашим гостям? (да)

Спасибо, мне очень понравилось как вы рассказывали о зиме

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе «Подарки зимы».

Алёна Геннадьевна Почаева, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №1 "Радуга", г. Красавино.
Описание: конспект занятия полезен воспитателям, родителям для заучивания с детьми стихов.
Цель: закрепление представлений о зиме на основе наиболее ярких впечатлений детей.
Задачи:
Образовательные: обогащать и закреплять знания о зиме, её характерных признаках; уточнить знания о зимней одежде и обуви.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения стихов, песен, игр, умение слушать воспитателя.
Воспитательные: воспитывать умение видеть красоту зимней природы.
Материалы: «ящик ощущений», картина «Зимний пейзаж», рисунок девочки в зимней одежде, снежинки-конфетки, коробка «Подарки зимы», в которой лежат модели: красная ладошка, веточка ёлки, бумажная снежинка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, пришла я сегодня в детский сад, а у меня на столе красивая коробочка. Я не знаю, кто ее принес. А вы не видели? Очень хочется узнать, что там внутри. По бокам у коробки есть отверстия, я позаглядывала, ничего не видно. А давайте попробуем узнать на ощупь, что там внутри. Кто желает? (ребёнок подходит и засовывает ручки, на ощупь определяет, что там внутри).

Ребёнок: Снег.
(воспитатель открывает коробку и показывает детям. Внутри коробки - снег.)
Воспитатель: Ребята, а когда бывает снег?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Это наверно подарочек от зимы. А у нас еще есть зимние подарки. Давайте их рассмотрим. Они лежат вот в этой шкатулке. Мы их вместе с вами собирали.

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые....(снежинки).
Много снежинок упало на землю и она покрылась снежным покрывалом.
Посмотрите на картину, как красиво зимой. Пушистый снег покрыл землю, дома, деревья. Сразу стало светло и празднично. Особенно красиво снег блестит на солнышке, которое зимой хоть и светит, но мало греет.

Снежинки повсюду зима рассыпает,
Дарит всем серебристый наряд.
Будто сказка вокруг оживает.
И снежинки кружатся, летят.

Воспитатель: В какие игры со снегом вы любите играть?
Дети: Кататься на санках, лепить снежки, лепить снежную бабу, строить горку.
Воспитатель: А когда можно кататься на лыжах, санках, коньках, строить горку?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Почему нельзя кататься на санках летом?
Дети: Нет снега, на улице тепло.
Воспитатель: А вы знаете стихи про снежок? Пожалуйста, прочитайте.

Снег, снег кружится
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А.Барто

Снег идет.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый;
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская

Всюду снег.
Всюду снег, в снегу дома
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
А. Бродский

А я не заметил.
Малютка – снежинка
На город упала,
И я не заметил,
Слезая с саней.
Куда она в белом просмотре умчала...
Но стало на свете как - будто светлей!

Снежинка.
Мама саночки везет, а на санках я сижу.
И на белые снежинки с удовольствием гляжу.
Вдруг пушистая снежинка опускается на нос
Это мне подарок зимний посылает Дед Мороз.
Я снимаю рукавичку и хочу снежинку взять.
На носу ее уж нету... Жаль, растаяла опять.

Воспитатель: Когда тает снежинка, во что она превращается?
Дети: В капельку воды.
Воспитатель: Давайте смотреть дальше подарки зимы.
Послушайте загадку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка)
(воспитатель показывает веточку ёлки)


Воспитатель: На какой праздник люди украшают ёлку?
Дети: На новый год.
Воспитатель: Новый год бывает когда?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Зима нам подарила самый большой и радостный праздник – Новый год. И у нас в детском саду в зале была поставлена и украшена высокая пышная елка. Помните? Настя, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про ёлочку, которое ты читала на новогоднем утреннике?

Наша елка.
Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы –
Достает до потолка.
Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша елка с Новым годом
Поздравляет всех ребят.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам придти опять!
3. Петрова

Воспитатель: А вам дети, нравится, праздник Новый год? А за что?
Дети: Приходит Дед Мороз со Снегурочкой, дарят подарки.
Воспитатель: Давайте снова заглянем в шкатулочку и посмотрим, какой еще подарок приготовила зима. (модель – красная ладошка) Что это?
Дети: Красная ладошка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему она покраснела?
Дети: Замерзла.
Воспитатель: Она замерзла, потому что зима подарила нам мороз. Посмотрите на картинку. Это девочка Верочка. Во что она одета?
Дети: Шубка, шапка, шарфик, валенки, рукавички.
Воспитатель: А почему она так оделась?
Дети: Ей холодно.
Воспитатель: Зима подарила нам мороз и поэтому эта девочка, вы ребята и все люди надели теплые вещи. Верочка не боится мороза, а вы боитесь? А я сейчас проверю.

Игра «Зимняя пляска».


Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
(Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.)

Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ, топ, топ, топ!
(Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.)

Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
(Дети прыгают на двух ногах.)

Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да!
(Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.)

Воспитатель: Как весело поиграли! Зима нам подарила мороз, а мы одели теплую, красивую одежду и нисколько его не испугались.
Давайте скажем зимушке-зиме «спасибо» за ее чудесные подарки.
И на прощание споем песенку о зиме.

Зимушка-зима.
Уж ты, зимушка-зима.
Уж ты, зимушка-зима.
Зима снежная была
Зима снежная была
Все дороги замела.
Зима снежная была,
Все дороги замела
Все дороги замела
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.

А давайте еще раз заглянем в нашу шкатулочку.


А тут – сюрприз (бумажные снежинки, на которых приклеены скотчем конфеты).

Конспект занятия по экологии во 2-й младшей группе детского сада «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий, высокий - низкий.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.

Оборудование, материал:

Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?

Дети:

Да, хотим.

Воспитатель:

Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

Воспитатель:

А как же вы догадались, что именно зима?

Дети:

На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?

Дети:

Широкая. (Дети парами проходят по дороге).

Воспитатель:

Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?

Дети:

Воспитатель:

Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?

Дети:

Воспитатель:

Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?

Дети:

Воспитатель:

Все тело рыбы, и голова, и плавники, все спит, холода не чувствует.

Воспитатель:

Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. Нам предстоит перейти реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети:

По узкому.

Воспитатель:

Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

(Раздаётся храп медведя).

Воспитатель:

А кто это храпит? Прислушайтесь.

Дети:

Воспитатель:

Правильно. А что медведь делает зимой?

Дети:

Спит в своей берлоге.

Воспитатель:

А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?

Дети:

Заяц, лиса, белка, волк.

Воспитатель:

Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?

Дети:

Воспитатель:

Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети:

Синицы, снегири.

Воспитатель:

Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.
(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса).

Хозяйка леса:

Здравствуйте ребята!

Дети:

Здравствуйте.

Хозяйка леса:

Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?

Воспитатель:

Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод. (Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса).

Хозяйка леса:

Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Воспитатель:

Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.

Хозяйка леса:

Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь вперемешку растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А знаете ли вы названия деревьев? Вот это дерево, как называется?

Дети:

Хозяйка леса:

А что есть у берёзы?

Дети:

Ствол, ветки.

Хозяйка леса:

Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?

Дети:

Хозяйка леса:

А что есть у ёлки?

Дети:

Ствол, ветки, хвоя.

Хозяйка леса:

Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).

Упражнение на дыхание

1. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. (3 раза)
2. Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. (3 раза)

Хозяйка леса:

Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.

Опыт по определению прозрачности снега и льда

Ход опыта:

Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.

Хозяйка леса:

Какой снег на вид и на ощупь? Потрогайте его и рассмотрите.

Дети:

Холодный, мокрый, белый.

Хозяйка леса:

Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.

Дети:

Холодный, мокрый.

Хозяйка леса:

Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега положу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?

Дети:

Хозяйка леса:

Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?

Дети:

Красную бумагу.

Хозяйка леса:

Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.

Воспитатель:

Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд - прозрачный, а снег - непрозрачный.
Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, пора бы нам вернуться.

Хозяйка леса:

Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.

Анализ занятия:

Куда мы сегодня ходили с вами?
Что видели по дороге?
Кто встретился в лесу?
Катя что тебе больше всего понравилось?
А тебе Данил?

Воспитатель:

Молодцы ребята. Сегоднямы ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед - прозрачный, а снег - непрозрачный. Наше занятие закончилось.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес».

Цель: знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период.

    Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, медведь).

    Упражнять в подборе характерных признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животного.

    Обогащать и активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Звери зимой».

    Продолжать формировать умение детей согласовывать слова в предложении.

    Развивать умение участвовать в беседе.

    Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным, природе.

Словарная работа: лес, дикие животные, жилище, голодно.

Оборудование: запись хруста снега; картина лесной полянки, предметные картинки; мягкие игрушки: заяц, белка, медведь; раздаточный материал: грибы, шишки, морковь; следы зайца; манная крупа в лоточке на каждого ребёнка; модули, скакалки.

Предварительная работа: беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных; д\игры «Кто, где живёт», «Чьи детки», «Необыкновенный обед».

Ход занятия.

Организационный момент.

Круг радости:

Наши умные головки Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

    Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними.

    Ребята, отгадайте загадку:

Время года, время года

Когда спит кругом природа

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами, {зима)

    Какие приметы зимы вы знаете? (идёт снег, холодно, тепло одеваются, ...)

    Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите отправиться в путешествие? (да)

    Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(воспитатель показывает карточки, а дети объясняют, что на них изображено)

    Молодцы! Теперь я уверена, что вы готовы к путешествию в лес.

    Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно) Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться потеплее)

(дети имитируют процесс одевания)

Обуваем ножки в тёплые сапожки,

Шапку на головку, тёплую куртку,

На руки перчатки.

В лес отправимся гулять, будем весело шагать.

(звучит запись хруста снега)

    Вот какие сугробы метель намела. Перешагивайте через сугробы (дети перешагивают через модули, лежащие на полу) и проходите по волшебному мостику (скакалки), который ведёт в зимний лес.

    Вот мы и в лесу!

Послушайте, какая тишина в снежном царстве. Какой замечательный морозный воздух. Вы чувствуете, чем пахнет в зимнем лесу? Пахнет свежестью, чистотой и прохладой.

Дыхательная гимнастика.

    Дети, а кто живёт в лесу? (...)

    на деревьях живёт и орешки грызёт (белка),

    кто зимой холодной ходит злой голодный (волк),

    зимой белый, летом серый (заяц),

    хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут её .. .(лиса)

    этот зверь в берлоге спит, лижет лапу и ворчит (медведь),

    словно ёлка, весь в иголках (ёж).

    Как называются эти животные? Почему они так называются? (сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах)

Игра «Кто где живёт».

    Ребята, а вы знаете, кто где живёт? (...)

    Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет) Почему? (холодно, голодно, ...) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

    Ребята, смотрите, чьи-то следы. Как вы думаете, кто их оставил?(...)

(если дети не догадываются, то загадать загадку):

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.

Серое брюшко, длинное ушко)

    Правильно, эти следы оставил заяц. Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут.

    Что это за дерево? (ёлочка)

    А кто нас встречает под ним? (заяц)

Какой он? (белый) Почему он белый? (...) А каким он будет летом? (...)

    Что зайка любит кушать? (...) А чем он питается в зимнем лесу? (...)

    У меня для зайчика припасена морковка. Давайте прочитаем стишок про морковку и угостим зайчика:

Я полезный, вкусный овощ.

Сочная и гладкая.

Любят зайчики меня.

Я морковка сладкая.

{кладут морковь в корзинку и ставят под ёлку)

    Посмотрите, что это такое? {скорлупа от орехов)

    Кто мог её оставить? {белочка) А где же она? {на ёлке)

    Давайте встанем в круг и поговорим о белочке. На вопросы отвечай, шишку другу передай. {Где живёт белочка? Какое это животное? Как называется её домик? Делает ли она запасы на зиму? Что запасает? Кто у неё детёныши? Что белочка умеет делать?...)

    Молодцы! Что-то я замёрзла. Давайте с вами поиграем, чтобы согреться. Физминутка «Белка».

{воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой, а рыжей шубке летом.

(дети хором говорят)

Белка сушит сыроежки, лапкой с ветки рвёт орешки.

Все припасы в кладовой пригодятся ей зимой.

(собирают грибы и шишки в разные корзинки)

    Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, (воспитатель ставит корзинки под ёлку) А сами отправимся дальше.

    Сколько снега намело, (приподнимает край ткани - виден спящий медведь) Кто это? (медведь) Как называется его жилище? (берлога) Что он там делает7(спит) Почему?(...)А чем он питается, когда спит? (сосёт лапу) Что любит мишка кушать? (мёд, малину, рыбу,...) Ребята, а можно шуметь возле берлоги?(...) Почему?(...) А когда вы спите, можно шуметь? (…) Нужно заботиться обо всех, кто хочет спать. Пусть медведь спит в берлоге до весны, сил набирается, проснётся сильным и отдохнувшим. У меня и для мишки есть гостинец - бочонок с мёдом. Проснётся - покушает.

(воспитатель оставляет возле берлоги бочонок с мёдом)

    Ребята, помогите деткам животных найти своих мам.

Игра «Чьи детки».

(раскладывают карточки мам к деткам, работа в парах)

Игра «Необыкновенный обед».

    Дружно сели животные обедать за один большой стол, но что это? Очевидно, кто-то нарочно перепутал тарелки с едой. Помоги найти животным то, что каждый из них ест.

    Молодцы, ребята. Справились и с этой игрой.

    Смотрите на нашу полянку кто-то пришёл. Солнышко ненадолго к нам пришло. Зимой оно гостит у нас редко, а в лесу у зверят и того меньше. Давайте нарисуем солнышко и подарим нашим лесным зверятам, (дети рисуют на манной крупе). Звери будут рады нашему подарку.

    А нам пора возвращаться в детский сад. По мостику, через сугробы. Вот мы и пришли в детский сад. Раздевайтесь - варежки, шапку, куртку, сапожки.

Рефлексия.

    Куда мы с вами ходили? Кого видели? Чем занимались?

    Если вам понравилось наше путешествие возьмите весёлые снежинки. Что понравилось тебе, Ева? А тебе, Рома? А тебе, Кира? Я тоже возьму себе снежинку - мне понравилось с вами путешествовать, вы хорошо потрудились. Попрощайтесь с нашими гостями.

Дата публикации: 30.01.18

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка»

Муниципального образования город Ноябрьск

НОДзанятия по(ОО «Познавательное развитие»).. втораямладшая группа

Воспитатель:

Васильева Галина Васильевна

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период. развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Закреплять представления детей о лесных животных; обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зима».

Воспитывать аккуратность; воспитывать чувство дружбы.

Предварительная работа: рассматривание зимних иллюстраций, игры с крупой «Найди, что спрятано», загадывание загадок; рассматривание иллюстраций животных; чтение художественной литературы по теме «Зима».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «В зимнем лесу», мелкие игрушки «Лесные звери», снежинка с заданием, влажные салфетки, полоски синей бумаги, тарелочки с гуашью, письмо от Снеговика.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здороваются.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, что это? стук в дверь.

Воспитатель: Дети, нам пришло письмо.(От кого это, это письмо)

Воспитатель: Правильно! Ребята, это письмо нам прислал Снеговик, он хочет с нами поиграть, спрятался в лесу и ждет не дождется, когда мы его найдем. С играть в игру……

«Снеговик пропал» – стихотворение с движениями.

Снеговик в лесу пропал – (поднять руки вверх, изображая деревья).

Он куда-то убежал – (изображаем бег).

Может, испугался волка – (обнимаем себя, изображая страх).

Может, зайка сбил с дороги – (показываем ушки).

И в сугробах тонут ноги – (поочередно высоко поднимаем ноги).

Как же нам его спасти? Нужно в лес за ним пойти.

Воспитатель: мы пойдемискать Снеговика?

Воспитатель: А чтобы нам легче было искать его, Снеговик оставил нам снежинки-подсказки (Воспитатель достает из конверта снежинку, обращает внимание детей).

Воспитатель: Смотрите, волшебная снежинка, на ней написано, для того чтобы попасть в зимний лес, нам с вами нужно превратится в маленькие пушистые снежинки…и мы с вами окажемся в зимнем лесу. Мы с вами скажем волшебные слова и полетим в зимний лес.

Воспитатель:

Вокруг себя повернись

И в снежинку превратись.

Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами… (Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе).

Воспитатель: Вот мы и лесу (Слайд зимний лес)

Воспитатель: В какой лес мы попали?

Дети: В зимний.

Воспитатель: А почему вы думаете, что это зимний лес?

Дети: Время года зима

Дети: Много снега.

Дети: Все деревья в снегу

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, мягкий.

В. - Посмотрите сколько следов на снегу. Чьи они?

Д. - (Смотрят на следы). Это следы животных.

В. – Значит в лесу живут не только деревья. Но и животные (звери). Давайте по следам поищем нашего снеговика.

В. – Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?

Воспитатель: Смотрите, еще одна снежинка. Снеговик оставил нам загадки про лесных зверей. Если вы правильно их отгадаете, то увидите на экране отгадку (Детям загадываются загадки).

Воспитатель:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Заяц (Показ слайда).

Воспитатель: Юля зайка какого цвета, чем питается заяц.

Воспитатель: Емиль зайка строит себе дом?

Воспитатель: «По веточкам скачет, да не птица. Рыжая да не лисица».

Дети: Белка (Показ слайда).

Как вы догадались?

Чем питается белка?

Где дом у белки?

Что помогает ей ловко перепрыгивать с ветки на ветку?

Делает ли она запасы на зиму? Что запасает? Кто у неё детёныши?

Воспитатель: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк (Показ слайда).

Воспитатель: Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая...

Дети: Лиса (Показ слайда).

В. - Как вы узнали ее?

Д. – Рыжая, а кончик хвоста белый.

Воспитатель: У лисы домик как называется; чем питается лиса

Воспитатель: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.

Дети: Медведь. (Слайд медвежья берлога).

Воспитатель: А медведя не видно. Почему?

Дети: Он спит в берлоге под снегом. (Слайд медведь в берлоге).

А чем он питается, когда спит? (сосёт лапу) Что любит мишка кушать? (мёд, малину, рыбу,...) Ребята, а можно шуметь возле берлоги?(...) Почему?(...) А когда вы спите, можно шуметь? (…) Нужно заботиться обо всех, кто хочет спать. Пусть медведь спит в берлоге до весны, сил набирается, проснётся сильным и отдохнувшим.

В. - А кто еще спит зимой?

В. - Не будем их будить, пусть спят до весны, а мы отправимся дальше.

Как вы думаете, легко зверям в лесу зимой? (нет) Почему? (холодно, голодно, ...) Молодцы! Вы всё сказали правильно.

Воспитатель: Какие, вы у меня молодцы! Все загадки правильно отгадали, а снеговика не где невидно?

Воспитатель: Ой ребята смотрите, кто же это гулял в лесу и оставил такие интересные следы?

Наш Снеговик, вон посмотрите, он стоит далеко. (Слайд – Снеговик стоит вдалеке).

Воспитатель: Да как же мы туда доберемся, ведь в лесу так много снега? Давайте, протопчем тропинку.

Ножки выше поднимайте, по сугробам вы шагайте.

Топ-топ, топ-топ и закончился сугроб.

(Дети имитируют движение, как идут по глубокому снегу, подходим к столам, на которых находятся баночки с белой краской и полоски голубой бумаги)

Воспитатель: Ребятки, а давайте нарисуем тропинку до нашего Снеговика.

Ответ детей.

Воспитатель: А нарисовать тропинку нам помогут наши пальчики.

(Объясняю и показываю способ рисования пальчиками).

Воспитатель: Посмотрите, как мы с вами будем рисовать. Я опущу свой пальчик в баночку с краской, а потом поставлю след на своей тропинке и ещё нарисую много-много следов. Когда я закончу рисовать, свои пальчик вытру влажной салфеткой, чтобы руки стали чистыми.

Воспитатель: Приступайте к работе.

Дети выполняют работу. (Помогаю тем, кто затрудняется)

Воспитатель: Какие у нас с вами замечательные дорожки получились. Давайте разложим тропинки рядышком друг с другом, чтобы получилась длинная дорожка.

Воспитатель: Смотрите, ребята, вот мы и добрались до Снеговика. (Слайд – Снеговик машет рукой детям).

Воспитатель: Молодцы! ребята, вы сегодня дружно играли, все загадки отгадали, Снеговика нашли, у нас всё получилось! Если что-то делать вместе и дружно, то всё получится, и вы со всем справитесь. Молодцы, похлопайте себе и друг другу в ладоши. (Дети хлопают в ладоши) Я вами очень довольна. Пора нам с вами возвращаться в наш любимый детский сад произносим волшебные слова:

Вокруг себя повернулись,

И в ребяток превратились

Рефлексия.

Куда мы с вами ходили? Кого видели? Чем занимались?

Попрощайтесь с нашими гостями.



Поделиться: