Школьная дружба. Классный час на тему "Что такое школьная дружба?" (1 класс)

Что значит дружба в жизни человека? Так ли важно иметь друзей в современном мире? Что лучше: один хороший друг или шумная, веселая компания? Все эти вопросы, наверняка, ставит перед собой молодой человек .

Дружба начинается ещё в детстве и сопровождает человека всю жизнь, ведь друг – это не только надежный университетский товарищ или человек, знакомый со школьной скамьи, другом может являться кто-то из нашей семьи. Не зря иногда про взаимоотношения матери и дочери говорят: «Посмотри, они ведь общаются как подруги!». Например, для меня таким другом всегда являлась и является моя бабушка, с ней я могу обсудить любые вопросы и доверить секреты, зная, что она никому ни о чем не расскажет.

Первые друзья у человека появляются в детском саду. Нередко доводилось интересоваться у младшего брата о том, с кем он играет, гуляет, делит свои машинки, и я не удивлялась, когда слышала: "Сегодня я играл с Ваней, а завтра покажу свою новую машинку девочке Кате". Честно говоря, таких друзей мы помним недолго, и они не становятся важной частью нашей жизни, скорее они просто помогают весело проводить время и учиться общению, учат быть открытым для новых знакомств, возможно, благодаря им мы осознаем, что же такое первая дружба.

Следующая ступенька социализации - это школьное общение, школьные друзья и первый настоящий друг, с которым, казалось бы, вы пройдете полжизни, а может, и больше. Нам уже нетрудно познакомиться с одноклассниками, расширить круг знакомых. Жизнь приобретает новый, интересный смысл. Вместе с первым букварём появляется тот товарищ, с которым вы можете просидеть допоздна, обсуждая что угодно: будь то компьютерную игру, будь то новый выпуск молодёжного сериала.

Общаясь, дети делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, тем самым помогая раскрыться себе и своему другу, открыть новые способности. Если ваш товарищ увлекается зимними видами спорта, то и вам, скорее всего, захочется научиться кататься на коньках или, может быть, освоить сноуборд.

Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда хочется без слов поплакаться на плече у человека, которому вы точно небезразличны, почувствовать, что вы не одни в этом сложном мире со всеми его вечными проблемами.

Школа - это не только постоянный поток новых знаний, это и настоящее испытание на прочность, в том числе и испытание дружбой. Каждый дружит по-разному: для кого-то друг- это человек, с которым можно весело и приятно провести время, для другого – тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая, верная рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!

Конечно, дружба проверятся временем, и друг познается в беде, как гласит одна хорошая, всем известная поговорка. И все-таки, как школьные друзья влияют на нашу жизнь, и стоит ли вечно стремиться к тому, чтобы найти одного самого надежного и понимающего человека, которого именуют лучшим другом? Я в школе всегда общалась со многими людьми, но одна подруга всегда оставалась лучшей среди остальных друзей и уж точно выделялась на фоне каких-то новых, случайных знакомств. К сожалению или к счастью, как закончилась школа, так и закончилась дружба. Конечно, с первой школьной подругой, с которой живём неподалеку, мы до сих пор созваниваемся и встречаемся, но происходит это не чаще двух раз в полгода. Наверное, это из-за того, что круг общения постоянно меняется, появляется друзья в институте, как у нее, так и у меня. Но я думаю, что жалеть об «утерянной» дружбе не стоит, потому что по мере нашего социального развития, по мере того, как меняемся мы и мир вокруг нас, появляются новые друзья, завязываются неожиданные знакомства и возникают новые интересные предложения от не менее интересных собеседников. В институте для кого-то начинаются первые серьёзные отношения, формируются дружные, весёлые компании. Однако есть те, кто предпочитает новому общению старых друзей, и нельзя сказать, что это неправильно. «Старый друг лучше новых двух» - про это тоже не будем забывать.

У каждого человек должны быть друзья, но никогда не угадаешь, где их можно обрести. Близкие по духу люди могут жить с тобой в одном подъезде, ходить вместе на занятия по рисованию или на спортивную тренировку. Их можно встретить во время туристической поездки, а еще они могут оказаться твоими одноклассниками. И, по-моему, школьная дружба всегда самая крепкая.

Со школьными друзьями ты не просто играешь во дворе или весело проводишь время на море, с ними приходится пройти через «огонь, воду и медные трубы». Под такими испытаниями я подразумеваю совместную подготовку докладов, написание контрольных работ, помощь друг другу во время уроков и незаметные подсказки отвечающим у доски.

Как известно, друзья познаются в беде, а в школьной жизни бывает множество ситуаций, когда требуется помощь товарищей. И тогда можно сразу понять, кому стоит доверять, а кому нет.

Хороший друг всегда поможет тебе разобраться со сложным предметом и выполнить домашнее задание, никогда не расскажет учителю о том, что у тебя под стулом спрятана шпаргалка. Он может даже одолжить тебе запасную футболку для физкультуры, если ты забыл свою дома, а преподаватель грозится поставить плохую оценку из-за этого.

Пройдя испытания на прочность, школьная дружба не угасает с годами. Порой школьные товарищи вместе поступают в университет и продолжают общаться там, затем они также поддерживают приятельские отношения, а после дружат семьями.

Так у моей мамы есть три лучшие подруги. Со всеми ними она вместе училась в школе. Несмотря на то что теперь они живут в разных городах, они часто ездят друг к другу в гости, постоянно созваниваются и много времени проводят за разговорами. Я надеюсь, что через много лет мне тоже удастся сохранить со своими школьными друзьями такие же крепкие отношения.

Составитель: учитель начальных классов МОБУ СОШ № 21 г. ТаганрогаОстапенко Марина Владимировна

Тема урока: « Школьная дружба».

Тип урока: вводный, 1 класс

Цель урока: сформировать представление о дружбе, как необходимом условии для сотрудничества и мирного сосуществования.

Задачи урока:

    Образовательная: расширить знания детей о дружбе, формировать нравственные качества обучающихся.

    Развивающая : развивать речь, смекалку, коммуникативный навык;

    Воспитательная : воспитывать чувство толерантности по отношению к людям других национальностей;

Учебное оборудование: компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point , плакат с изображением радуги, заготовки для детей для написания объявлений, ручки, карандаши, маленькие картинки с изображением солнышка, сердечка, улыбки, звёздочки, цветка, чёрной грозовой тучи.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности.

Цель: организовать и настроить детей на работу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в классе, снять напряжение.

Звучит мелодия песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

    Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания детей о дружбе, вызвать их на откровенный разговор, учить детей самостоятельно формулировать тему урока, с помощью учителя определять задачи, которые нужно решить.

1) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А какая – попробуйте догадаться сами.

Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. /Радуга. /

Верно! Но наша радуга необычная, она пришла к нам в гости и принесла с собой буквы. Попытайтесь из них составить слово.

3. Целеполагание и построение проекта урока.

О чём будем говорить? /О дружбе./Да, ребята о дружбе, а точнее – о школьной дружбе.

1) Игра «Займи свою позицию».

Цель: учить делать выбор своей позиции, отстаивать свою точку зрения, воспитывать уважение к девочкам.

В противоположных сторонах класса висят таблички с надписями:

    «Дружба в классе нужна»

    «Дружба в классе не нужна»

Встаньте у той таблички, которая соответствует вашей точке зрения.

Чтобы не толпиться, давайте сначала предложим девочкам найти свою позицию. А потом спокойно это сделают мальчики. (Ребята выполняют задание)

А кто из вас считает, что об этом важно и нужно говорить? Почему?

2) Мозговой штурм «Друг – это….» (работа в группах по 4 человека.)

Цель: формировать умение работать в группе, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию. Учиться слушать других, договариваться, воспитывать уважительные отношения к одноклассникам

(звучит тихая музыка)

Ребята, подумайте, а кого можно назвать другом?

После обсуждения дети высказывают своё мнение.

- Какое прекрасное слово "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия.

3) Рассказы детей о своих друзьях.

Цель: развивать речь, умение видеть в каждом человеке его достоинства

и недостатки, воспитывать стремление понять и принять друга таким, какой он есть .

Ребята, расскажите, с кем вы сдружились за время учёбы в школе. Чем интересны вам эти люди? Чем вы любите заниматься вместе? (рассказы детей)

Жители Кубани издавна ценят дружбу и умеют дружить. Когда кому-то в жизни бывает трудно, мы стараемся поддержать, протянуть руку помощи. Участвуя в акции «Цветик-семицветик», мы с вами помогли больным детям справиться со своим недугом. В нашей школе есть традиция: если кому-то нужна помощь – мы спешим на помощь все вместе!

4) Игровое упражнение «Найди себе подобного».

Цель: развивать смекалку, формировать умение взаимодействовать в коллективе, активизировать познавательную деятельность, воспитывать уважение друг к другу .

Ученики встают в круг, закрывают глаза. Учитель прикрепляет им на спину маленькие рисунки и даёт задание: найти себе подобного. Разговаривать при этом нельзя. Выполнив задание, дети встают парами. А одному ученику пары не хватило.

- Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей? (С этим ребёнком договориться до урока, объяснить суть игры, иначе он может обидеться) Почему так произошло? Дети объясняют. (Он не такой, как все)

    Дружба и толерантность.

Цель: дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.

Мы знаем, что в нашем классе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, девочки и мальчики, с веснушками и без. Все разные. А в нашей школе есть дети других национальностей. Россия – многонациональная страна. Её населяют более 100 разных народов.

Кто знает, какие народы живут в России?

Поэтому нашу страну называют многонациональной. У нас на Кубани живут разные народы, люди с другим цветом кожи и глазами, отличными от ваших. А какие национальности вам известны?

В нашей школе тоже учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, греки, армяне и др. Они такие же, как и вы умные, талантливые, весёлые и красивые. И школа для всех нас - это общий дом, где нам хорошо и уютно. А хорошо нам потому, что мы все вместе!

6) Практическая работа.

Цель: формировать умение работать с таблицами, самостоятельно добывать знания, делать выводы, показать. Что наш край многонациональный, а дружба всех народов – главное наше богатство.

С помощью таблицы определите, какой из народов самый многочисленный?

Место

А знаете вы, какие народы живут в нашей области, в нашем городе?

(Ответы детей)

Давайте рассмотрим таблицу и узнаем, правильно вы ответили или нет.

народ


(Дети рассматривают таблицу)

А нужно ли дружить с ними? (ответы учеников)

Дети, все люди, даже если они бедны, старые или больные, если они другой национальности, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина, ребёнок - неповторим и значим. Чтобы дружить, надо быть толерантным. А быть толерантным - означает принимать других со всеми их различиями физического, религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. Это означает быть внимательным друг к другу, не замыкаться, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Мы все разные, но мы вместе. И только тогда, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы. И это так здорово!

8 ) Физминутка под музыку песни Ю.Чичкова « Детство – это я и ты»

Цель: снять усталость и напряжение, вызвать положительные эмоции.

8) Работа с пословицами в тетради.

Цель: формирование умения работать с учебником-тетрадью, развивать мышление, сообразительность.

Ребята, у нас в области живёт очень дружелюбный, трудолюбивый и мудрый народ, который умеет дружить и ценит дружбу. Недаром же он сложил такие замечательные пословицы о дружбе.

Рассмотрите рисунки и прочитайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

(Дети выполняют задание в тетради).

А какие пословицы о дружбе вы ещё знаете? Давайте поиграем. Я буду называть начало пословицы, а вы - окончание.

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

    Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Дружба не гриб, в лесу не найдешь!

9) Правила дружбы - (работа в парах ).

Цель: развивать умение работать в паре, формулировать свои мысли, учиться общению друг с другом.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. А для того, чтобы в классе у нас не было ссор, давайте придумаем «Правила дружбы 1го класса».

(Каждая пара придумывает своё правило дружбы). После чего, дети называют их, а учитель записывает на Интерактивной доске и предлагает утвердить эти правила дружными аплодисментами.

    Не бояться просить прощения, если обидел друга

    Не грубить

    Не злиться и не драться

    Не жадничать

    Помогать другу во всём

    Быть честным, открытым и т.д.

10 ) Игра «Однокоренные слова».

Цель: дать возможность применить знания, полученные на уроке русского языка, развивать мышление и речь.

Ребята, придумайте однокоренные слова к слову «дружба»

Дети. Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружный, подруга…

Что вы чувствуете, когда произносите эти слова?

С каким человеком вы хотели бы дружить?

Должны ли друзья быть, во всем похожи друг на друга?

Учитель. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию “друг” ?

Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?

Кто может объяснить, что такое откровенность?

- Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?

Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

11) Объявление “Ищу друга”.

Цель: развивать творческие способности детей, умение кратко формулировать мысль.

Ученик 1 . Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Ученик 2 . Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

Ученик 3. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел!

Ученик 4. Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Ученик 5. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Ученик 6. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!

Учитель . Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей или единомышленников. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его “Ищу друга”.

Звучит музыка. Дети пишут объявление на заготовке, указывая то качество человека, которое, по его мнению, необходимо для дружбы и украшают свою работу рисунками, так, чтобы оно сразу привлекало к себе внимание.

Давайте, отдадим наши объявления радуге и она разнесёт их по всем уголкам нашей любимой Кубани и поможет нам отыскать новых друзей.

(Дели приклеивают свои объявления на плакат с изображением радуги)

4. Саморефлексия. Релаксационная пауза “Круг дружбы”.

Цель: сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

А сейчас подойдите все ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа. Пожелайте друг другу того, чего желаете себе (дети желают друг другу любви, добра, радости, хороших и преданных друзей и т.д.).

5.Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок о дружбе.

- Ребята, чему научил вас сегодняшний урок?

О чём заставил задуматься?

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"


Тема: «Школьная дружба»

Цели: - познакомить с понятиями «товарищи», «друг», с особенностями школьной

Помочь понять необходимость и ценность понятия «дружба»;

Воспитывать чувства любви и уважения к своим друзьям;

Определить ценность дружбы;

Учить слушать, понимать и помогать друг другу;

Оборудование: компьютер, словари С. И.Ожегова и В. И. Даля.

Плакат, «ладошки».

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руки, руки протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.


  1. ^ Сообщение темы и цели урока.
Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

Сегодня мы поговорим о школьной дружбе, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, составим «Законы дружбы».


  1. ^ Работа над новым материалом.

  1. Подготовительная работа.
Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

С. В. Михалков. (слайд 2)

Как вы понимаете слово «дружба»?

Правильно, дружба – это умение помогать другим людям, прислушиваться к их мнению и советам.

2. Работа со словарями.

Найдем, какое объяснение слову дружба дано в словарях С. И.Ожегова и В. И. Даля.

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И.Ожегов)

«Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь. (В. И. Даль)

Обратите внимание, что В. И. Даль на первое место в определении слова дружба поставил бескорыстие, как вы думаете почему?

Что такое бескорыстие?

- Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными чистыми. Настоящий друг поддержит в трудную минуту, проявит сочувствие, поможет решить проблемы, разделит заботы и радости. Тот, кто хочет дружить, должен в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга. И если у кого нет друга, может это происходит от того что он сам не готов стать настоящим другом и требует от других многого, ничего не давая взамен.

2.Песня «Дружба». (слайд 4)

3.Беседа.

А у вас в классе есть верный друг?

Что вам нравится в вашем друге?

Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?

- «Друг», «приятель», «товарищ" – одно ли значение у этих слов?

Ребята, хотите узнать, откуда и когда появилось слово «товарищ»?

Много – много лет назад (в 11веке, а сейчас 21век) купец (богатый человек, который занимался торговлей) набирал людей, чтобы перевезти товар в другие страны и вернуться назад. Их и назвали «товарищами»

Как вы думаете, что значит «дружить»?

Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.

Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

А знаете ли вы пословицы о дружбе?

4. Игра « Найди конец пословице». (слайд 5)

Предлагаю вам поиграть в игру «Найди конец пословице».

Не имей сто рублей, а имей без корней

Человек без друзей, что дерево сто друзей

Друга ищи, а найдешь не найдешь

Дружба не гриб, в лесу новое

Друг лучше старый, платье береги

5.Физминутка «Дружба».

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

6. Край наш многонациональный. (слайды 6 – 12)

Ребята, посмотрите на картинку.

Кого вы видите?

Как они выглядят?

Все ли одинаковые?

А чем отличаются?

Все мы похожи друг на друга, но у нас есть и отличия – это национальность.

Друга выбирают не по национальности, не по цвету глаз или кожи, а по его качествам: верности, преданности, доброте, бескорыстности.

Кто из вас знает, какой он национальности?

Но ведь вам, национальности не мешают быть друзьями, вы уважаете друг друга.

У нас в Краснодарском крае, на Кубани, проживают люди около 100 национальностей. Все они живут дружно. У каждой национальности есть свои обычаи, свои костюмы. Рассмотрите костюмы. Это костюмы праздничные и конечно их не носят каждый день.

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблю­дать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7.Законы дружбы. (Уча­щиеся читают по цепочке.) (слайд 13)

Основные законы дружбы.


  1. Один за всех, и все за одного.

  2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  4. Радуйтесь вместе с друзьями.

  5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
8.Пожелание себе, классу, другу. (слайд 14)

Посмотрите, какое большое сердце нарисо­вано на плакате. Это сердце нашего класса, готовое любить и по­могать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В этом сердце есть кармашек. У вас на столах лежат вырезанные из бумаги ладошки. Напишите или нарисуйте на этих ладошках пожелания - себе, классу, другу. Мы их откроем через несколько лет, когда вы будете в 11 классе.(Учащиеся пишут пожелания).

IV. Итог урока.

Кого называют товарищами?

Каким должен быть друг?

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова изве­стного героя, кота Леополь­да: «Ребята, давайте жить дружно!» (слайд 15)

И мне думается, эту дружбу вы пронесете через всю школьную жизнь.

Карташева Валентина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП пгт САНЧУРСК Кировской области
Населённый пункт: пгт. Сачурск Кировской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа во 2 классе
Тема: Что такое школьная дружба?
Дата публикации: 25.12.2015
Раздел: начальное образование

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДМЕТ: Азбука нравственности

Внеурочное занятие с учащимися 2 а класса «Что такое школьная

дружба?»

Карташева В.Г.. учитель начальных классов, высшей квалификационной

МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области
Цель: создание дружного и сплочённого коллектива. Задачи: - научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; - дать понятие дружбы; - ознакомить с правилами дружбы; - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали; - воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; - воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу; - развивать умения аргументировать свою точку зрения. Приветстви е -Приветствуем друг друга улыбкой, Мы сегодня будем говорить на очень серьезную тему. Но об этом узнаем попозже. - Давайте прослушаем песню В.Шаинского на слова М.Танича « Если с другом вышел в путь...» Слайд 1 -О чем эта песня? Как вы думаете о чем пойдет разговор на нашем занятии? -Ребята, давайте поговорим о школьной дружбе
.(Дружба)

-
Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" – и с разу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это
любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Слайд 2 -Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение? -Что же такое дружба? Слайд 3 -Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, как на этот вопрос отвечают другие. – Что такое дружба? – Спросила я у птицы. Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: Дружба – что такое? Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Слайд 4 -А вот так слово толкуется в словаре В.И.Даля (
показать словарь)
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.
Слайд 5 Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. -Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам. «Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)». «Старый друг лучше……(новых двух)». «Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)». «Человек без друзей,…..(что дерево без корней)». «Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)». «Друга за деньги …..(не купишь)». «Сам погибай, …….. (а товарища выручай)». «Друг познается ….. (в беде)». «Дружба не гриб, ……(в лесу не найдешь)». «Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)». «Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)». Слайд 6 -Ребята послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища». Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется. - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. -Что вы можете сказать об этих мальчиках? Слайд 7 -Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые действительно умели дружит. Предлагаю вам игру «Кто с кем дружит?» Слайд 9 -Посмотрим наши школьные фотографии
.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет
Физминутка.
Давайте поиграем в игру «Поздоровайся!». Описание игры: Одному из учащихся завязывают глаза. Одноклассники, молча, по одному подходят и здороваются с
ним за руку. Водящий должен узнать, кто это. Слайд 10,11 -Ребята, давайте сформулируем правила дружбы. 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания. Слайд 12 Оцените себя Слайд 13 Мимическая гимнастика Слайд 14 Подводя итог, Артем прочитает стихотворение. С другом разделю все вместе, С другом буду всегда честен. Если в чем-то я е прав, Друг поможет – он не враг. В обиду друга я не дам, Не променяю, не предам. От того беги скорей, Кто чернит своих друзей. Обижаться не спешу, Школьной дружбой дорожу. Слайд 15 -Выберите ту группу слов, которая подходит. - А почему вы не выбрали другую группу? -Все ли качества обязательно иметь другу?
Группа 1
добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, хорошо учится, любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый
Группа 2
(по щелчку- убрать) трусливый, жадный, льстивый, богатый, ленивый, жадный, ябеда, глупый, вор, каприза, задира, лживый, злой, невежа
Предлагаю вам поиграть в игру «Дружеское рукопожатие». (На доске крепится большая ладонь из бумаги) Ребята, посмотрите, нам протягивают ладонь. Чем мы должны ответить? Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо относятся и хотят дружить. (Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки) Ребята, выбирайте любую ладошку и на обратной стороне напишите 3 слова, каким бы вы хотели видеть своего друга. Готовые ладошки прикрепите к большой ладони. Слайд 16 В заключении я хочу вам пожелать найти настоящего друга. Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдешь себе друзей. Напоследок хочу подарить вам памятки
«Правила дружбы
». - Ребята, мы два урока говорили с вами о дружбе, изучали законы дружбы, учились играть вместе, дружно, учились помогать друг другу. В заключение поиграем в игру «Законы дружбы». Дети становятся в круг; передают друг другу маленькое «сердечко» и начинают предложение со словами
«Дружба –

это
… Исполняется песня «Если друг не смеется…». Слайд 17-18 Всем спасибо!



Поделиться: