Тема недели Мой город, мой край. Перспективный план

Перспективный план
воспитательно – образовательной работы
с детьми старшей группы.

Тема недели «Мой город, мой край»

Основные направления работы.

Девиз. Лучше нет родного края!

Основные идеи.
Челябинск город большой,
Он нам дом родной.
Здесь живёт моя семья,
Здесь живут мои друзья.

В сказочном Урале мы живём,
Так привольно нам в краю родном.
Горы и вершины, реки и долины,
Нам всегда ласкают взор.
Сосны исполины, кедры и рябины,
Манит нас лесной шатёр.
Зеленей, расцветай мой родимый край,
Зеленей, расцветай, мой любимый край.

Итоговое мероприятие.
Тематический праздник «День города».
Выставка детских рисунков «Мой город».

Основные задачи воспитания и обучения.

Социально – личностное развитие.




Художественно – эстетическое развитие.


День
недели
Вид деятельности
Задачи.
Образовательная
область
Режимный
момент

Пн
Выставка фотографий
«Наш город».
Познакомить детей с архитектурой родного города. Развивать наблюдательность, учить рассматривать здания внимательно, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
Художественное творчество
Утро

Пн
Развивать умение детей замечать изменения в оформлении помещения группы в соответствии с темой недели. Вызвать желание детей высказать своё мнение по их поводу оформления группы, внести свои предложения о возможных вариантах оформления.
Художественное творчество
Утро

Пн
Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать интерес к «малой Родине».
Социализация
Вечер

Вт
Познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром.
Социализация
Утро

Вт
Чтение стихотворения Афанасьевой Н.А. «Как сгорел дом».
Подвести к пониманию предназначение спичек в доме, опасности, если спички попадут в руки детей, не знающих правила пожарной безопасности.
Безопасность
Вечер

Ср
Познакомить детей с понятием «архитектура». Воспитывать интерес к архитектуре родного города.
Художественное творчество
Утро

Ср
Презентация
«Мой край».
Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Знакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края. Познакомить с гербом и флагом Челябинской области. Расширять представления детей о диких животных и птицах Челябинской области. Формировать у детей предпосылки экологического сознания, напомнить правила поведения в лесу.
Социализация
НОД

Ср
Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города. Формирование представлений о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения. Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры.
Художественное творчество.
Безопасность
Прогулка

Ср
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение видеть в каждом ребёнке положительные качества.
Социализация
Работа перед сном

Ср
Обсуждение рассказа
Павловой Н. «Помощница».
Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Социализация
Вечер

Чт
Выставка «Уральская роспись».
Познакомить детей с уральской росписью (тагильские подносы). Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
Художественное творчество
Утро

Чт

Продолжать знакомить детей с уральской росписью (тагильские подносы). Учить рисовать элемент росписи – ромашка на розетке. Продолжать учить рисовать кистью разными способами. Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии. Воспитывать любовь к родному краю, гордость уральскими мастерами.
Художественное творчество
НОД

Чт
Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Учить правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.
Безопасность
Работа перед сном

Чт
Рассказать о важности и значимости труда строителей. Прививать чувство благодарности к строителям за их труд. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Труд
Вечер

Чт
Сюжетно-ролевая игра
«Строители».
Учить детей отражать в игре явления социальной действительности. Расширять знания детей об особенностях труда строителей, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей.
Социализация
Вечер

Пт
Закрепить знания детей о родном городе.
Социализация
Утро

Пт
Совершенствовать игровые замыслы и умения детей. Расширять представления детей о родном крае.
Социализация
Прогулка

Пт
Развивать эмоциональную сферу детей. Расширять знания детей о чувстве радости.
Социализация
Работа перед сном

Пт
Тематический праздник
«День города».
Воспитывать любовь к родному городу.
Социализация
Вечер

Непосредственно образовательная деятельность.

Познание (Кругозор).
Презентация «Мой край».
Задачи. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Знакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края. Познакомить с гербом и флагом Челябинской области. Расширять представления детей о диких животных и птицах Челябинской области. Формировать у детей предпосылки экологического сознания, напомнить правила поведения в лесу. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать развивать речь как средство общения. Развивать слуховое внимание, память.

Познание (ФЭМП № 1)
Задачи. Закреплять навыки счёта в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными. Учить строить высказывания. Воспитывать любовь к родному краю.

Коммуникация (Чтение художественной литературы).
Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
Задачи. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку. Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки. Помочь детям составить план пересказа сказки. Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Воспитывать скромность.

Коммуникация (Развитие речи).
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с
Задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з–с и их дифференциации. Формировать умение называть слова, начинающиеся на определенный звук. Познакомить со скороговоркой. Воспитывать любовь к родному краю.

Художественное творчество.
Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать».
Задачи. Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Учить строить высказывания.

Художественное творчество.
Декоративное рисование «Уральская роспись».
Задачи. Познакомить детей с уральской росписью (тагильские подносы). Учить рисовать элемент росписи – ромашка на розетке. Продолжать учить рисовать кистью разными способами: наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге (примакивания), рисовать концом кисти точки. Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии. Закреплять умение рисовать гуашевыми красками. Воспитывать любовь к родному краю, гордость уральскими мастерами. Формировать умение оценивать свои рисунки. Учить строить высказывания.
Художественное творчество.
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Задачи. Продолжать отрабатывать умение детей вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, расположение в пространстве). Продолжать знакомить с правилами безопасности при работе с ножницами и клеем. Формировать умение оценивать свою работу. Учить строить высказывания.

Познание.
Конструирование «Дома».
Задачи. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки. Расширять представления детей о труде строителя. Напомнить, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Закреплять умение соблюдать правила участия в играх со строительным материалом: беречь постройки, сделанные другими детьми, не кидаться кубиками. Развивать умение поддерживать беседу. Учить строить высказывания. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми (привычку играть сообща).

Физическая культура
Задачи. Повторить ходьбу и бег между предметами врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя. Упражнять в ходьбе на носках. Развивать координацию движений в прыжках в высоту (достань до предмета) и ловкость в бросках мяча вверх.

Музыка
Задачи. Развивать тембровый слух детей. Учить детей различать одно-, двух-, трёхчастную формы. Продолжать учить петь слитно, протяжно, гасить окончания. Формировать певческие навыки, умение детей петь легким звуком. Учить детей отмечать сильную и слабую доли музыки, танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки. Поощрять интерес детей к танцевальному творчеству. Учить исполнять на металлофоне попевки, построенные на одном звуке. Напомнить правильные приёмы звукоизвлечения.

Совместная деятельность педагога с детьми и


Образовательная область «Социализация».

Продолжать формировать интерес детей к малой Родине. Познакомить с историей города Челябинска, с легендами и сказаниями Уральского края, с гербом и флагом Челябинска и Челябинской области. Воспитывать любовь к родному городу.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение видеть в каждом ребёнке положительные качества, умение оценивать поступки сверстников. Познакомить детей с традиционными приветствиями. Развивать эмоциональную сферу детей. Расширять знания о чувстве радости.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Родная страна.
Презентация «Челябинск. Путешествие в прошлое».
Задачи. Познакомить детей с историей города Челябинска. Формировать интерес к малой Родине.

Презентация «Мой край – Челябинская область».
Задачи. Продолжать формировать интерес детей к малой Родине. Познакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края, с гербом и флагом Челябинской области. Расширять представления детей о диких животных и птицах Челябинской области.

Словесная игра «Любимый город».
Задача. Закрепить знания детей о родном городе.

Ситуативный разговор «Челябинск город большой, он нам дом родной».
Задача. Воспитывать в детях любовь к родному городу.

Образ Я.
Ситуативный разговор с мальчиками «Настоящий мужчина всегда внимательный».
Задача. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам.

Семья.
Ситуативный разговор «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
Задача. Воспитывать в детях любовь к своей семье, её членам.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Обсуждение рассказа Павловой Н. «Помощница».
Задачи. Формировать умение детей оценивать поступки сверстников. Побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Словесная игра «Добрые слова».
Задачи. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение видеть в каждом ребёнке положительные качества.

Ситуация общения «Доброе утро».
Задача. Познакомить детей с традиционными приветствиями.
Ситуативный разговор «Без доброты будет в сердце темно».
Задача. Воспитывать в детях желание проявлять заботу об окружающих.

Ситуативный разговор «Жадность унижает, скромность украшает».
Задача. Воспитывать в детях скромность.

Напоминание «Поспешишь – людей насмешишь».
Задача. Формировать у детей умение оценивать свои поступки.

Добрый совет «Правила дружных детей соблюдай – никого не обижай».
Задача. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Добрый совет «Старших нужно уважать, никого не обижать».
Задача. Воспитывать уважительное отношение детей к окружающим.

Добрый совет «Добрые слова говорите, людям радость подарите».
Задача. Воспитывать культуру поведения детей.

Развитие игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра «Семья, поездка в лес».
Задача. Учить детей развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Задачи. Учить детей отражать в игре явления социальной действительности. Расширять знания детей об особенностях труда строителей, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по родному краю».
Задачи. Совершенствовать игровые замыслы и умения детей. Расширять представления детей о родном крае.

Театрализованные игры.
Школа актёра «Театральная разминка».
Задачи. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Закрепить понятия «мимика», «жест». Упражнять детей в изображение героев с помощью мимики, жестов.

Словесная игра «Радость - это...».
Задачи. Развивать эмоциональную сферу детей. Расширять знания детей о чувстве радости.

Дидактические и подвижные игры.
Задачи. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры.

Самостоятельная деятельность детей.
Цель. Создать условия для сюжетно – ролевых, творческих и подвижных игр детей.
Задачи. Поощрять желание детей самостоятельно организовывать творческие игры. Поддерживать и развивать интерес к подвижным играм. Формировать желание детей организовывать сюжетно-ролевые игры. Способствовать развитию самостоятельности в организации игр.

Социально-личностное развитие.
Образовательная область «Безопасность».

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Учить правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на улице, с правилами пожарной безопасности.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Игровой тренинг «Незнакомка в детском саду».
Задачи. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Учить правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

Малоподвижная игра «Пешеход, пассажир, водитель».
Задача. Повторить с детьми правила дорожного движения.

Пешеходная прогулка по микрорайону.
Задачи. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города. Формирование представлений о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения.

Чтение стихотворения Н.А. Афанасьевой «Как сгорел дом».
Задачи. Подвести к пониманию предназначение спичек в доме, опасности, если спички попадут в руки детей, не знающих правила пожарной безопасности.

Ситуация общения «Песочная страна».
Задача. Напомнить детям правила поведения при играх с песком.

Ситуация общения «Правила безопасности при катании на самокате».
Задача. Формировать навыки собственной безопасности детей.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Ситуация общения «В стране Растений».
Задача. Расширять представления детей о способах правильного взаимодействия с растениями.

Ситуативный разговор «Когда кору у деревьев повреждают, то деревья убивают».
Задача. Продолжать формировать у детей навыки культуры поведения в природе.

Социально-личностное развитие.
Образовательная область «Труд».

Познакомить детей с обязанности дежурных по уголку природы. Продолжать учить поддерживать порядок в группе и на участке. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Совершенствовать умение детей работать с бумагой.
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Рассказать о важности и значимости труда строителей. Объяснить детям, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Развитие трудовой деятельности.
Самообслуживание.
Самообслуживание «Правила умывания».
Задача. Приучать детей умываться правильно, по мере необходимости мыть руки.

Самообслуживание «Волшебное зеркало».
Задача. Закреплять умение детей следить за опрятностью одежды и прически.

Хозяйственно бытовой труд.
Совместный труд «Помощники».
Задачи. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Продолжать учить поддерживать порядок в группе. Формировать навыки коллективного труда: трудиться рядом, не мешая друг другу, в общем ритме.

Трудовое поручение «Уберём опавшие листья на дорожках».
Задача. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Труд в природе.
Организация дежурства.
Задача. Познакомить детей с обязанности дежурных по уголку природы.

Трудовое поручение «Наведём порядок в цветнике».
Задачи. Привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Ручной труд.
Работа с бумагой «Лягушонок».
Задача. Совершенствовать умение детей работать с бумагой: сгибать лист в разных направлениях.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам.
Ситуативный разговор «Будешь стараться - всё может удаться».
Задача. Воспитывать в детях трудолюбие.

Ситуативный разговор «Каков мастер, такова и работа».
Задача. Воспитывать в детях ответственное отношение к полученному заданию.

Формирование первичных представлений о труде взрослых,
его роли в обществе и жизни каждого человека.
Презентация «Профессия строитель».
Задачи. Рассказать детям о важности и значимости труда строителей. Прививать чувство благодарности к строителям за их труд. Объяснить детям, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Образовательная область «Художественное творчество».

Знакомить детей с уральской росписью. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий. Вызвать интерес детей к цветоведенью. Учить смешивать краски (гуашь) для получения новых цветов.
Познакомить детей с понятием «архитектура». Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания. Воспитывать интерес детей к архитектуре родного города.

Развитие продуктивной деятельности.

Декоративное рисование.
Выставка «Уральская роспись».
Задачи. Знакомить детей с уральской росписью (тагильские подносы). Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

Лепка.
Школа лепки.
Задача. Закреплять умение детей лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Приобщение к изобразительному искусству.

Выставка фотографий «Наш город».
Задачи. Познакомить детей с архитектурой родного города. Развивать наблюдательность детей, учить рассматривать здания внимательно, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Беседа «Знакомство с архитектурой».
Задачи. Познакомить детей с понятием «архитектура». Воспитывать интерес к архитектуре родного города.

Пешеходная прогулка по микрорайону.
Задачи. Познакомить детей с ближайшим микрорайоном родного города. Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры.

Развитие детского творчества.

Школа юного художника. Исследование «Три основных цвета».
Задачи. Вызвать интерес детей к цветоведенью. Учить смешивать краски (гуашь) для получения новых цветов.

Художественное творчество «Деревья».
Задачи. Развивать эстетическое восприятие детей, умение созерцать красоту окружающего мира и отражать это в рисунке

Художественное творчество «Деревья осенью».
Задачи. Развивать способность детей наблюдать, всматриваться в объекты природы, замечать изменения.

Эстетическая развивающая среда.

Ситуация общения «Наша группа».
Задачи. Развивать умение детей замечать изменения в оформлении помещения группы в соответствии с темой недели. Вызвать желание детей высказать своё мнение по их поводу оформления группы, внести свои предложения о возможных вариантах оформления.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для художественно – творческой деятельности детей.
Задачи. Поддерживать стремление детей к художественному творчеству. Способствовать проявлению интереса к художественной деятельности. Поддерживать желание детей заниматься творческой деятельностью.

Художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область «Музыка».

Поддерживать интерес детей к музыке. Формировать певческие навыки, умение детей петь легким звуком. Развивать тембровый слух детей. Поощрять интерес детей к танцевальному творчеству.

Развитие музыкально-художественной деятельности,
приобщение к музыкальному искусству.

Слушание.
Музыкальная игра «На чём играю?»
Задача. Развивать тембровый слух детей.

Пение.
Музыкальный салон «Пойте вместе с нами».
Задача. Формировать певческие навыки, умение детей петь лёгким звуком.

Развитие танцевально-игрового творчества.
Танцевальное творчество «Приветствие».
Задача. Поощрять интерес детей к танцевальному творчеству.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для музыкально – театрализованной деятельности детей.
Задача. Раскрыть творческий потенциал детей.


Образовательная область «Коммуникация».

Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки. Развивать интерес к словотворчеству. Упражнять детей в умении называть слова, начинающиеся на определенный звук, образовывать прилагательные из существительных. Учить строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Игровая ситуация «Интервью. Расскажи о своём городе».
Задача. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Развитие всех компонентов устной речи,
практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря.
Речевая игра «Скажи наоборот».
Задача. Учить детей подбирать слова с противоположным значением.

Звуковая культура речи.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гуляет!»
Задача. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Речевая игра «Назови слова со звуком "с"».
Задачи. Продолжать развивать фонематический слух детей. Упражнять в умении называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Грамматический строй речи.
Речевая игра «Падают, падают листья».
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные из существительных. Развивать интерес к словотворчеству.

Речевая игра «Лишнее слово».
Задачи. Учить детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Уточнять представления о растениях.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для художественно – речевой деятельности детей.
Задача. Способствовать развитию интереса детей к сочинительству.

Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

Формирование интереса и потребности в чтении.
Чтение «Литературный калейдоскоп».
Задачи. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к родному краю.

Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область «Познание».

Поощрять творчество детей, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки. Продолжать развивать умение концентрировать и распределять внимание, расчленённость восприятия, логическое мышление детей.
Формировать элементарные представления детей об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежду). Совершенствовать умение детей определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

Игры с конструктором.
Задачи. Поощрять творчество детей, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки. Уточнять представления о способах соединения, свойствах деталей и конструкций.

Развитие познавательной деятельности.

Дидактическая игра «Найди отличия».
Задачи. Продолжать развивать умение детей сравнивать предметы, устанавливать их различие. Развивать умение концентрировать и распределять внимание, расчленённость восприятия, логическое мышление детей.

Ситуативный разговор «Книгу знаний открываем, что-то новое узнаем».
Задача. Развивать познавательный интерес детей.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предметное и социальное окружение.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Задача. Совершенствовать умение детей определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Ситуация общения «Наряды для кукол».
Задача. Формировать элементарные представления детей об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежду).

Ознакомление с природой.

Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения (деревья). Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца в жизни растений.

Наблюдение за деревьями «Берёза».
Задачи. Прививать детям любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Познакомить детей с лекарственными свойствами берёзы. Дать понятие о роли растений в жизни человека.

Наблюдение за деревьями «Рябина».
Задачи. Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения. Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Малоподвижная игра «Деревья и цветы».
Задачи. Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения. Формировать интерес к познавательным играм.

Наблюдение «Сентябрь – начало осени».
Задачи. Познакомить детей с первым месяцем осени. Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Обогащать речь детей.

Наблюдение «Солнышко».
Задачи. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца в жизни растений. Расширять кругозор детей.

Словесная игра «Живая – неживая».
Задачи. Развивать логическое мышление детей, умение различать живую и неживую природу.

Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Что происходит с деревьями осенью?»
Задачи. Расширять знания детей о деревьях, об изменениях в жизни растений осенью. Развивать познавательный интерес.

Исследовательская деятельность «Почему растения грустят?»
Задачи. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Что такое почва?».
Задачи. Дать детям представление о том, что почва – верхний слой земли, познакомить с составом почвы. Развивать любознательность, мышление.

Исследовательская деятельность «Сравнение песка и глины».
Задачи. Продолжать учить детей сравнивать объекты неживой природы, находить общее и отличие и делать обобщение.

Формирование элементарных математических представлений.

Продолжать знакомить детей с цифрами. Совершенствовать умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Развивать глазомер детей, умение ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Количество.
Занимательная игра «Цифра 2».
Задачи. Вызвать интерес детей к цифрам, познакомить с цифрой 2. Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с числительными.

Величина
Игровая ситуация «Строители».
Задача. Развивать глазомер детей, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Форма.
Словесная игра «На что похоже?»
Задача. Совершенствовать умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Ориентировка в пространстве.
Игровое упражнение «Путешествие квадратика».
Задача. Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Ориентировка во времени.
Ситуация общения «Вчера - сегодня - завтра».
Задача. Закреплять умение детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для познавательно – экологической и познавательно – исследовательской деятельности детей.
Задачи. Воспитывать стремление детей узнать что-то новое. Поощрять инициативу заниматься исследовательской деятельностью, стремление детей к новым знаниям. Способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности.

Физическое развитие.
Образовательная область «Здоровье».

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Воспитывать в детях культурно-гигиенические навыки. Продолжать знакомить детей с правилами поведения за столом. Развивать умение детей определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 3 оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет. (Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей)
Задачи. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, повысить умственную и физическую работоспособность, улучшить настроение и подготовить организм ребёнка к нагрузкам предстоящего дня.

Физкультминутка «Уральский край».
Задачи. Снять напряжение, активировать внимание детей, поддержать на должном уровне умственную активность и работоспособность детей.

Весёлые упражнения «Берёза».
Задачи. Закрепить получённую информацию, активировать внимание детей.

Пальчиковая игра «Осень».

Пальчиковая игра «Деревья».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.

Самомассаж «Огород».
Задача. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Задачи. Познакомить детей со зрительной гимнастикой. Воспитывать желание заботиться о своём зрении.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Ситуация общения «Этикет за столом».
Задача. Продолжать знакомить детей с правилами поведения за столом.

Ситуативный разговор «Чисто жить – здоровым быть».
Задача. Формировать привычку у детей следить за чистотой тела.

Добрый совет «Помни, если ты ребёнок, а не хрюшка поросёнок, то всегда перед едой мылом детским руки мой».
Задача. Развивать у детей элементарные навыки личной гигиены.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Занимательная игра. Лаборатория Здоровья «Тайны помидора».
Задачи. Формировать умение детей определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Обогащать представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и заготовки овощей на зиму.

Добрый совет «Пешком ходить долго жить».
Задача. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни

Добрый совет «Знай и помни об одном свежий воздух полезен перед сном!»
Задача. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Ситуативный разговор «Весёлого болезнь боится».

Ситуативный разговор «Улыбка спутник здоровья и долголетия».
Задача. Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни.

Ситуативный разговор «За осанкою следим, стройными мы быть хотим».
Задача. Формировать у детей привычку следить за своей осанкой.

Ситуативный разговор «Сон лучше всякого лекарства».
Задача. Расширять представление детей о важности сна для здоровья.

Ситуативный разговор «Хлеб всему голова».
Задача. Показать детям зависимость здоровья человека от правильного питания.

Ситуативный разговор «От сладких конфет – зубы могут заболеть».
Задача. Расширять представления детей о факторах, разрушающих здоровье.

Ситуативный разговор «Быстрого да ловкого никакая болезнь не догонит».
Задача. Раскрыть возможности здорового человека.

Физическое развитие.
Образовательная область «Физическая культура».

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества детей. Поддерживать желание детей заниматься спортом, интерес детей к подвижным играм. Поощрять интерес к спортивным упражнениям. Воспитывать активность детей в двигательной деятельности. Формировать навыки собственной безопасности.

Развитие физических качеств,
накопление и обогащение двигательного опыта.

Ходьба.
Игровое упражнение «Переправа через реку».
Задача. Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по бревну боком приставным шагом, руки на поясе.

Игровое упражнение «Лошадка».
Задача. Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен.

Бег.
Игровое упражнение «Быстрая лошадка».
Задача. Развивать у детей координацию движений при беге с высоким подниманием колена (бедра).

Ползание и лазанье.
Игровое упражнение «Пожарные».
Задача. Закреплять с детьми технику лазанья по гимнастической стенке (высота 2,5 м) одноименным способом.

Прыжки.
Игровое упражнение «Достань до предмета».
Задача. Тренировать у детей силу толчка ног при прыжке вверх с места.

Игровое упражнение «Зайчик».
Задача. Учить детей приземляться мягко на полусогнутые ноги при прыжках на двух ногах на месте.

Бросание, ловля, метание.
Игровое упражнение «Подбрось-поймай».
Задача. Развивать координацию движений детей при бросании мяча вверх и ловле его двумя руками (20 раз подряд).

Игровое упражнение «Точно в цель».
Задача. Закреплять умение детей принимать правильное исходное положение при метании предметов в горизонтальную цель.

Спортивные упражнения.

Катание на велосипеде и самокате.
Катание на самокатах.
Задачи. Развивать умение детей самостоятельно кататься на самокатах, отталкиваясь правой и левой ногой, выполнять повороты налево и направо. Формировать навыки собственной безопасности детей.

Спортивные игры.

Элементы футбола.
Спортивное упражнение «Футболисты».
Задача. Упражнять детей в умение обводить мяч вокруг предметов.

Подвижные игры.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята».
Задачи. Упражнять детей в беге врассыпную, в умение избегать столкновения с другими детьми. Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, задействовать всю игровую площадку, навыки безопасного поведения в игре.

Подвижная игра «Ловишки».
Задачи. Упражнять детей в беге врассыпную, в умение избегать столкновения с другими детьми. Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, задействовать всю игровую площадку. Вызвать желание использовать в игре считалочку.

Подвижная игра «Найди пару».
Задачи. Развивать умение детей выполнять движения по сигналу, быстро строится в пары, инициативу, сообразительность.

Подвижная игра «У медведя во бору».
Задачи. Учить детей соблюдать правила игры. Упражнять в беге врассыпную, в умение избегать столкновения с другими детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель. Создать условия для спортивно – двигательной деятельности детей.
Задачи. Поддерживать желание детей заниматься спортом, интерес детей к подвижным играм. Развивать физические качества детей. Поощрять интерес детей к спортивным упражнениям. Воспитывать активность в самостоятельной двигательной деятельности.

Примечание. Данный материал из моей книги «Энциклопедия для воспитателей».
С уважением Волков Нина Александровна.

ДђЗаголовок 1ДђЗаголовок 2Заголовок 3ДђЗаголовок 4ДђЗаголовок 715


5. /первые шаги к знаниям/pril3/Приложение 3/Русские народные игры.doc
6. /первые шаги к знаниям/pril4/Приложение 4/ВРЕМЕНА ГОДА.doc
7. /первые шаги к знаниям/pril4/Приложение 4/ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.doc
8. /первые шаги к знаниям/pril4/Приложение 4/ЖИВОТНЫЕ.doc
9. /первые шаги к знаниям/pril4/Приложение 4/МОЙ ГОРОД.doc
10. /первые шаги к знаниям/pril4/Приложение 4/МОЯ СЕМЬЯ.doc
11. /первые шаги к знаниям/программа.docx «Какой фигуры не стало?»
Упражнение на развитие слуховой памяти
Весёлые скороговорки
«Иголка и нитка»
Правилаигр ы. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней
Тема «времена года» Цель
Тема «геометрические фигуры» Цель
Тема «животные» Цель
Тема «мой город» Цель
Тема «моя семья» Цель
Программа подготовки к школе "Первые шаги к знаниям"
Тема «МОЙ ГОРОД»

Цель: сформировать элементарные представления о городе, в котором живет ребенок и его семья, его особенностях (достопри­мечательности, гимн, герб и т. д.); уточнить знание своего адреса.

Материалы: видеофильм о городе, бумага, цветные каран­даши.

Ход занятий

Занятие 1.

1. Беседа с ребенком по следующим вопросам. Найдите вме­сте с ребенком ответы на те вопросы, которые оказались для него трудными.

Знаешь ли ты, как называется страна и город, в котором ты живешь?

Как называются главная площадь, проспект, река, нашего города?

Как называется улица, на которой ты живешь?

Какие здания есть на твоей улице?

Какой у тебя адрес?

Страна____________________________________

Город_____________________________________

Улица _____________________________________

Дом _____________________________________

Квартира__________________________________

Поговорите с ребенком о том, для чего необходимо знание сво­его адреса. В каких случаях и кому его можно называть, а когда и кому нельзя.

Какие ты знаешь дворцы, театры, музеи нашего города (после просмотра фильма или экскурсии)?

* Если ребенку трудно понять различие между городом и страной, можно использовать игрушку-матрешку. Показывая на самую большую из матрешек, скажите малышу: «Эта матрешка страна. Ее зовут Россия. Эта матрешка (показать на матрешку чуть меньшего размера) - ее дочь. Ее зовут... (название вашего города). А матрешка еще меньшего размера - это район, в кото­ром мы живем. Его зовут... Матрешка еще меньше – это улица, на которой мы живем. Ее зовут...

Занятие 2.

Взрослый предлагает нарисовать план улицы (проспекта), на которой живет будущий ученик. Прежде чем рисовать, необходимо подумать вместе с ребенком об условных обозначениях. Например:

==== - дорога

М - магазин

Скамейки

Деревья

2. Физкультминутка.

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком делает со­ответствующие движения:

3. Подбери определения к словосочетанию «мой город». Какой он? (Красивый, старинный, любимый, чистый, зеленый и т. д.)

4. Прочитай каждое четвертое слово. Какое предложение полу­чилось?

КОРОВА, ДЕРЕВНЯ, СТОЛИЦА, Я, ЧЕРЕПАХА, КНИГА, ДЕД, ЛЮБЛЮ, КУСТ, СОБАКА, УЛИЦА, СВОЙ, ДЫРА, КОНЬ, ДЕРЕВО, ГОРОД.

Теперь прочитай каждое второе слово. Какое предложение получилось?

ДИКИЙ, МОЙ, САД, ГОРОД, СЛОН, ОЧЕНЬ, ДЕЛО, КРАСИВЫЙ.

Прочитай каждое третье слово. Какое предложение получи­лось?

ЛАМПА РЫБА МЫ ПРОСТО ШКОЛА ЧАСТО КОРОНА СУМКА ГУЛЯЕМ НА ТРАВА ПО СОК БОРОДА ГОРОДУ

Что получится, если соединить эти предложения? Получится рассказ? Продолжи его.

5. Подведение итогов занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья».

1. Занятие «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому(убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

4. Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Октябрь

Тема: «Двор детского сада».

1. Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

2. Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

3. Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Ноябрь

Тема: «Мой город».

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.

Декабрь

Тема: «Мой край».

1. Беседа «История края».

Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.

2. Рассматривание фотоальбома «предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Мой край».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Январь

Тема: «Природа города».

1. Прогулка «Природа зимой».

Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.

2. Занятие «Растительный мир зимой».

Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривание альбома «Водоёмы города».

Цель: дать представление о водоёмах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.

4. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Февраль

Тема: «Достопримечательности города».

1. Рассказ воспитателя о Кузнецкой Крепости.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

2. Беседа «Памятник войнам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

Март

Тема: «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

1. Беседа «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Знаменитые люди города Новокузнецка»

Цель: продолжать знакомить детей с знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

4. Рисование «Люди труда».

Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.

Апрель

Тема: «Природа горда весной».

1. Прогулка «Природа весной».

Цель: учить детей видеть красоту природы весной.

2. Занятие «Растительный мир весной».

Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.

4. Рисование «Белая берёза».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.

Тема: «День города».

1. Беседа «Родной город».

Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия к Спасо-Преображенскому собору.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

3. Выставка фотографий о городе.

Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Новокузнецке.

4. Конкурс стихов и песен о городе Новокузнецке.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за любимый город.

Тематическая неделя в старшей группе "Мой город"


Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов.
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о родном городе; развивать творческие навыки; воспитывать любовь к родному городу и краю.
Перспективное планирование:
Понедельник
1 половина дня
Беседа " Мой любимый северный город" - закрепить знания детей о родном городе, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать чувство гордости за свой город.
Чтение стихотворений: Елена Шибаева "Любимый город северный", Лидия Смородина Лучше нет, Лабытнанги тебя."
Подвижная игра «Собери ягоды» (дети собирают ягоды в корзиночку, проговаривая их названия)
А в лесу растет черника,
голубика и брусника,
чтобы ягодку сорвать,
надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
Работа по материалам лепбука "Мой город - Лабытнанги"


2 половина дня
Дидактическая игра "Что растет в родном краю" - закрепить знания детей о растениях нашего края.
Наблюдение на прогулке за цветущим Иван - чаем - познакомить с цветущим травянистым растением Иван - чай, разобрать его строение, поговорить о пользе цветка.
Художественное слово: Виктор Боков"Иван - чай"
Ничего я не знаю нежней иван-чая!
Своего восхищенья ни с кем не делю.
Он стоит, потихоньку головкой качая,
Отдавая поклоны пчеле и шмелю.
Узнаю его розовый-розовый конус,
Отличаю малиновый светлый огонь.
Подойду, осторожно рукою дотронусь
И услышу мольбу: "Не губи и не тронь!
Вторник
1 половина дня
Беседа "Мой город строится" - уточнить и расширить знания детей о строительстве города, воспитывать любовь к родному городу.
Наблюдение на прогулке "Строительство дома" - активизировать в речи детей названия строительной техники, учить грамматически точно составлять предложения, формулируя вопросы и ответы по данной теме.
Художественное слово (загадка)
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы? (подъёмный кран!)
2 половина дня
ИЗО деятельность "Строительство города" - формировать знания о родном городе; формировать технику рисования гуашью, толстой и тонкой кисточкой; развивать творческое воображение, чувство композиции.





Среда
1 половина дня
Чтение стихотворения Ирины Токмаковой "Десять птичек – стайка" - уточнить и расширить представления у детей о птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Целевая прогулка в городской сквер (предложить детям покормить голубей, понаблюдать как птицы клюют корм) - обобщить и систематизировать знания детей о жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.
2 половина дня
ИЗО деятельность с использованием нетрадиционной техники - коллажа (коллективная работа) - развитие детского творчества.


Четверг
1 половина дня
Беседа "Что такое поход. Правила поведения в походе. Собираемся в поход." - разъяснить детям, что такое поход; обсудить правила поведения в походе; разработать маршрут; воспитывать интерес к туристической деятельности.
Дидактическая игра "Наш походный рюкзачок" - формировать у детей жизненно необходимые знания, умения, навыки, научить детей правильно укладывать рюкзак.
Поход в лесную зону - обобщить представления детей о жизни растений и животных нашего края; развивать экологические представления; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; предложить детям собрать растения для составления гербария; природного материала для изготовления поделок.
2 половина дня
Чтение ненецкой сказки "Олешек и мышка" - развивать в детях лучшие качества: высокую духовность, доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, бережное отношение к животным, прививать любовь к ненецким сказкам.
Подвижная игра народов севера "Хейро" (солнце) - закрепить правила игра, способствовать развитию двигательной активности, воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ямала.
Пятница
1 половина дня
Беседа "Наша река Обь" - закреплять знания детей о значении реки для нашего города, воспитывать бережное отношение к природе.
Игра "Путешествие по реке Обь" - формировать игровые умения, воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.


Дидактическое упражнение "Собери пазл" (рыба ЯНАО) - развивать быстроту реакции, сообразительность.
2 половина дня
Чтение долганской сказки "Старик рыбак и ворон"- расширять знания детей о своеобразии жизни народов севера, воспитывать любовь к сказкам, чувство уважения к жизни и традициям других народов.

Светлана Иванова

Группа : младшая

Вид НОД : Познавательное «Мой город »

Тип : Итоговое

Цель : Расширения знания о своем городе

Предварительная работа : рассказы и беседы о городе , рассматривание открыток, иллюстраций в книге, альбома «Городской транспорт » . д\и «Подбери колеса к автомобилю» , п\и «Воробушки и автомобили» стихотворения о транспорте и правилах поведения на дороге.

Задачи :

1. Образовательная : Закрепить представление о Каменске-Уральском, улицах города , видах городского транспорта , светофоре и его предназначении, правилах поведения на дороге.

2. Развивающая : Развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы простыми предложениями, умение сравнивать и размышлять.

3. Воспитательная : Прививать любовь к родному городу , воспитывать аккуратность при работе с клейстером

Активизация словаря : город Каменск-Уральский , улица, водитель, транспорт, грузовик, автомобиль, автобус, троллейбус, пешеходы, светофор, тротуар. Знакомство с новым словом - штанга.

Принципы воспитания и обучения :

1. Доступности;

2. Наглядности;

3. Деятельности;

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

Методы воспитания :

1. Сюрпризный (приход игрушки) ;

2. Словесный;

3. Наглядный;

4. Практический;

Оборудование : картина улиц города , грузовик, автомобиль, троллейбус, макеты домов, дороги, светофоры, рули, кисти, клейстер, клеенки, подс-тавки, заготовки домов, ватман.

План НОД :

1. Организационный момент;

2. Мотивационно-целевой;

3. Планирование деятельности;

4. Реализация деятельности;

5. Подведения итогов;

Ход НОД

1. Организационный момент

Задача : привлечь внимание.

Игра «Покажи, что назову» (змея, птица, мячик, солнышко, дерево, дом низкий, дом высокий) .

Дети изображают названия предмета при помощи пальцев рук.

2. Мотивационно-целевой

Задача : мотивировать детей на предстающую деятельность.

Стук в двери, вносится игрушка с плачущим медвежонком.

Воспитатель : «Почему ты плачешь?»

Медвежонок : «Меня зовут Топтышка, мама уже уснула в берлоге, а я решил побродить по лесу и заблудился».

Воспитатель : «Не плачь Топтышка! Дети вы готовы помочь медвежонку?» Предполагаемые ответы детей : «Да. Хотим помочь. Поможем медве-жонку» .

3. Планирование деятельности

Задача : побудить интерес детей на самостоятельное размышление

Воспитатель : «Расскажите медвежонку, где мы сейчас с вами находимся?»

Дети : «Мы сейчас в детском саду. Мы находимся в детском саду» .

Воспитатель : «Чем занимаются дети в детском саду?»

Дети : «Дети играют, гуляют… В детском саду мы поем» .

Воспитатель : «Наш детский сад находится в городе , кто знает, как называется наш родной город

Дети : «Город Каменск-Уральский » (хоровой ответ)

Воспитатель : «Присядьте на ковер, внимательно посмотрите на картину и скажите, что можно увидеть на улицах города

Дети : «На улице стоят дома. Ходят люди. Машины едут по дороге. Есть тротуары и деревья».

Воспитатель : «Молодцы, вы рассказали Топтышке правильно. Город - это улицы , дома, дороги, тротуары и люди, которые живут в нашем городе Каменске-Уральском .

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по улице города . И познакомить Топтышку со всем тем, что он видел.

Согласны отправиться в путешествие?»

Дети : «Согласны. Да» .

Воспитатель : «Медвежонок пойдем с нами, смотри и запоминай» .

4. Реализация деятельности.

Задача : научиться решать поставленные проблемные ситуации , развивать коммуникативные навыки и связную речь.

Дети идут по улице, на которой стоят макеты домов, а на проезжей части движется транспорт.

Воспитатель : «Мы пойдем по тротуару?»

Дети : «Да» .

Воспитатель : «Почему нельзя ходить по дороге?»

Дети : «По дороге едут машины» .

Воспитатель : «Правильно, тротуар, нужен для людей (индивидуальное обращение к детям ) .

Как называются люди, которые ходят по тротуару?»

Дети : «Это пешеходы (возможны хоровые ответы) ».

Медвежонок спрашивает : «Это что?»

Дети : «Это дома» .

Воспитатель : «Зачем нужны дома?»

Дети : «В домах живут люди» .

Воспитатель : «Правильно в домах живут люди г. Каменска-Уральского» .

Медвежонок : «Это что?»

Дети : «Это машины» .

Воспитатель : «Давайте расскажем медвежонку о машинах. Назовите эту машину?»

Дети : «Это грузовик» .

Воспитатель : «Из каких частей состоит грузовик?»

Дети : «У грузовика есть кабина, кузов, колеса, руль…»

Воспитатель : «Для чего нужен грузовик?»

Дети : «Он возит груз» .

Воспитатель : «Какой груз может перевозить грузовик?»

Дети : «Грузовик перевозит землю, песок, ветки» .

Воспитатель : «Как называется эта машина?»

Дети : «Эта автобус» .

Воспитатель : «А эта?»

Дети : «Эта троллейбус» .

Воспитатель : «Кого перевозит автобус и троллейбус?»

Дети : «Они перевозят людей. Автобус возит людей» .

Воспитатель : «Как называется человек, который управляет автобусом или троллейбусом?»

Дети : «Автобусом управляет водитель» .

Воспитатель : «Как называются люди, которых перевозят автобус и троллейбус?»

Дети : «Этих людей называют пассажирами» .

Воспитатель : «Внимательно посмотрите и скажите, чем автобус отличается от троллейбуса?»

Дети : «У троллейбуса есть рожки, а у автобуса нет» .

Воспитатель : «Молодцы, эти рожки называются штангами. Штанги крепятся к проводам , и троллейбус может двигаться».

Хоровой и индивидуальный повтор «штанги»

Воспитатель : «Чем заправляется автобус?»

Дети : «Автобус заправляется бензином» .

Воспитатель : «Запомни Топтышка, автобус заправляют бензином, а троллейбус движется за счет электричества. Как можно назвать, одним словом все машины?»

Дети : «Это транспорт» (хоровой ответ) .

Воспитатель : «Молодцы! Назвали правильно это транспорт. Ой, ребята посмотрите, что это за коробочка?

Если вы отгадаете загадку, то мы сможем открыть и посмотреть, что же там находится : «Три глаза, три приказа. Красный - самый опасный» .

Дети : «Светофор» .

В случае затруднения воспитатель задает вопросы :

У кого может быть три глаза?

Какие приказы они выполняют?

Почему красный приказ самый опасный?

Расскажите Топтышки на какой сигнал светофора можно переходить улицу? Дети : «Можно переходить, только на зеленый сигнал» .

Воспитатель : «На какой сигнал могут ехать машины?»

Дети : «Тоже на зеленый» .

Воспитатель : «Почему нельзя переходить дорогу на красный сигнал?»

Дети : «Можно попасть под машину… Сломать ногу…»

Воспитатель : «Молодцы! Правильно ответили; переходим дорогу только на зеленый сигнал. Запомни Топтышка!»

Игра «Внимательный водитель» (включается музыка, загорается то зеленый, то красный сигнал) .

Дети двигаются на машинах на зеленый сигнал, на красный стоят.

Воспитатель : «Какие внимательные у нас водители. Ребята, Топтышке пора собираться в обратный путь к себе домой в лес. Я предлагаю на память сделать ему подарок, картину «Улица г. Каменска-Уральского» . Вы согласны?»

Дети : «Да, согласны» .

Воспитатель : «Посмотрите внимательно, что не хватает на этой картине?»

Дети : «Нет домов!»

Воспитатель : «Давайте приклеим дома и получится красивая улица города (уточняется работа с кистью и клейстером) .

Дети приклеивают заранее подготовленные дома к картинке.

5. Подведение итогов

Задача : Обобщить пройденный материал. Оценить старание всех ребят.

Топтышка : «Спасибо вам, ребята за интересный рассказ и подарок, все так старались. Я обязательно расскажу своей маме и своим друзьям о вашем г. Каменске-Уральском. Ведь я теперь знаю, что улица - это дома, дорога, тротуар, пешеходы и транспорт. А дороги нужно переходить только на зеленый сигнал. Спасибо за подарок. До свидания!

Дети отвечают.












Поделиться: