4 месяца и очень. Что должен уметь грудничок в четыре месяца

Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти. Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения. Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Основные навыки

Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
  • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
  • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
  • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
  • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
  • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
  • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны. Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям. Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

Отличия девочек и мальчиков

Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.

Особенности развития мальчиков и девочек

Сфера Мальчики Девочки
Внутриутробное развитие и роды Эмбрион подвержен большему стрессу и риску преждевременных родов, ему приходится бороться за выживание.

Мозг мальчика настроен на совершенствование и прогресс.

Быстрее развиваются после родов.

Рождаются более зрелыми и приспособленными.

Мозг девочки настроен на выживаемость.

Физическая Дыхание – брюшное.

Легкие больше по размеру, чем у девочек.

Сильные, подвижные.

Лучше видят левым глазам.

Пространственное зрение более развито.

Распознают синий спектр цветов.

Аудиалы.

Дыхание – грудное.

Выносливее, чем мальчики.

Хорошая реакция на громкий звук.

Лучше распознают лица.

Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное.

Распознают красный спектр цветов.

Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый.

Визуалы.

Психическая Медленнее созревает левое полушарие.

Наглядно-образное восприятие.

Медленнее созревает правое полушарие.

«Речевое» восприятие мира, ввиду раннего навыка говорить.

Эмоциональная Более неспокойны и меньше спят.
Слезами реагируют на все новое вокруг.
Плач вызван обычно отсутствием внимания.
Девочки нуждаются в большем внимании и разговоре.

Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:

  • Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
  • Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.

Обратите внимание! Нельзя оставлять малыша на кровати или диване – в момент переворотов он может упасть.

  • Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
  • Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
  • В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
  • Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.

Физическое развитие

Этот месяц показателен в том, что большинство рефлексов угасает: пропадает хватательный рефлекс, малыш сам выбирает, какую игрушку ему взять. Параметры веса и тела прибавляются: масса тела может вырасти на 750 граммов, рост – на 2,5 см.

Какие есть проявления в физике:

  • Кроха перестал «цвести» – прыщики исчезли.
  • Усиливается слюноотделение. Это происходит по причине того, что кроха пытается все попробовать на «зуб», тянет все в рот. У некоторых малышей могут начать появляться зубки в 4.5 месяца.

Дополнительная информация. Стоит убирать подальше от малыша мелкие детали, игрушки, пуговицы и горошины – малыш может ими задохнуться либо проглотить.

Восприятие окружающего мира

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Социальные навыки

Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

  • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
  • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

  • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
  • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
  • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
  • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
  • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
  • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

Психоэмоциональное развитие

У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.

Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:

  • Оживление при виде знакомых лиц.
  • Увидев маму, радостно щебечет и гулит.

  • Радуется своему отражению.
  • Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
  • К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
  • Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
  • Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
  • Прислушивается при произношение своего имени.
  • Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
  • Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение.

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Видео

В этой статье:

Первые три месяца для мамы и малыша – это огромный и весьма напряженный труд. Ответственность лежит, конечно, на обоих родителях и даже отчасти на родственниках: уход, воспитание, игры… Однако мама – самый главный персонаж в жизни маленького человека. Именно она как никто другой должна знать и понимать своего малыша в любом возрасте.

В 4 месяца развитие ребёнка достигает новых барьеров, и преодолевать трудности дальнейшего воспитания вам придётся другими методами, нежели раньше. С рождения до трёх месяцев вы учились жить по графику: кормить, менять пелёнки, гулять, купать, делать массаж, справляться с коликами, не спать ночами из-за первых зубов, улыбаться, разговаривать с тем, кто пока не может вам ответить. В 4 месяца эти радостные и волнительные будни отходят на второй план: начинается новый период. Вы воспитываете сына, и это действительно важно осознать. До 4-го месяца у вас на руках был ребёнок – теперь пришла пора общаться с пусть маленьким, но мужчиной.

Что умеет ребёнок в 4 месяца?

Не зависимо от того, кто у вас родился – мальчик или девочка, ребёнок
в 4 месяца должен иметь в запасе огромный спектр больших и маленьких навыков. Вот что свойственно четырехмесячному ребенку.

  • Может играть своими частями тела – пальцами на руках и ногах. В том числе подтягивать ноги ко рту.
  • Умеет различать любимые игрушки, подтягивать их к себе, играть самостоятельно.
  • Все предметы обязательно отправляются в рот.
  • Обильное слюноотделение предвещает скорое появление первых зубов.
  • Ребёнок может поворачиваться с боку на бок и переворачиваться на животик.
  • Умеет не только держать голову и поднимать корпус, но и сам дотягивается до игрушек, лёжа на боку или на животе.
  • Знает своё имя, мамин и папин голос, запомнил лучших друзей семьи.
  • Ребёнок гулит, «подпевает» знакомым мелодиям, перебивает родителей в разговоре.
  • Ночью ребёнок спит, а днём хочет игр и общения.
  • Часто просит взять его на руки телодвижениями и выкриками. Находиться в вертикальном состоянии ему нравится больше.
  • Ребёнок всеми силами старается быстрее начать сидеть.

А теперь поговорим о сыновьях. К вышеперечисленным навыкам смело можете добавить мужскую силу и упорство. Природа распорядилась так, что мальчики начинают сбегать с простыни гораздо живее и усерднее, чем девочки. К счастью, малыша-мальчика легче успокоить, хотя бы тем, что его можно расположить в подушках в приблизительно сидячем положении,
«на подъёме». Это на несколько минут отвлечет мальчугана от мыслей о побеге. Девочек сажать категорически нельзя из-за развития внутренних органов, а не только из-за некрепких костей.

Мальчики в 4 месяца охотно играются со своими половыми органами. Это нормальная реакция малыша на своё тело. Сейчас он изучает себя и запоминает, что к чему.

Некоторым детям, и чаще мальчикам, в это время требуется первый прикорм. Сил на развитие уходит гораздо больше, чем тогда, когда они находились в пелёнках, и маминого молока бывает недостаточно для получения достаточной энергии, а также для витаминизации растущего организма.

Обычный день малыша в 4 месяца

Маме с четырёхмесячным малышом не скучно. Уход за ним сильно отличается от ухода за младенцем. С самого утра ребёнка тянет на общение и игры. Самым лучшим выходом для родителей будет теперь превращать в игру любое действие: идёте в ванную – «поход», садитесь кушать – «дозаправка вертолёта», слушаете музыку – «играем в музыкантов». Каждое действие сопровождайте подробной устной расшифровкой. Так
малыш и запоминает действия, и играет с вами. Соответственно, и устаёт, впитывая информацию.

Как ни странно, утомить ребёнка в первой половине дня – ваша прямая обязанность. Дневной оздоровительный сон повышает иммунную систему, даёт силы на дальнейшее развитие, стимулирует пищеварение и, самое главное, не даёт малышу задуматься о том, нужен ли он этой семье.

Как вообще ребёнок может думать о том, что он не нужен? Очень просто! Мальчики и девочки 4 месяцев прекрасно разбираются в эмоциях и улавливают настроение родителей. В семьях, где нет времени играть с детьми (а так бывает), малыши развиваются медленнее и с пелёнок испытывают стресс, чувствуя ненужность. А это сильно повлияет на их дальнейшее развитие.

Мальчики, как правило, выделяют на данный момент маму. С девочками вопрос общения стоит несколько по-другому: они общаются со всеми, интересуются папиными делами – по-своему, по-детски. А мальчику необходима мама и её внутренний мир.

Прогулка с четырёхмесячным малышом превращается в экскурсию. Так идёт общение с окружающим миром и развитие его восприятия в целом. Сначала вы изучаете двор, затем – ближайшие парки и аллеи. Встречаете животных и разговариваете о них, показываете, как кормить птичек… Прохожие тоже интересуют маленького ребёнка. Необходимо рассказать, что, кроме его семьи, есть другие дяди и тёти, а ещё есть такие же маленькие мальчики и даже девочки. На самом деле ребёнок может понимать лишь
часть вашей речи, но интонацию уловит сразу и воспримет разговор как приятное общение с родителями.

Как и прежде, необходимым пунктом в жизни ребёнка остаётся личная гигиена. Мальчики не всегда нуждаются в присыпке. Порой достаточно принять детскую ванну и оставить своего маленького озорника полежать на полотенце, чтобы тело проветрилось и обсохло. Также постарайтесь отодвинуть на второй план «бабушкины» стереотипы и не слишком укутывайте своего ребёнка в тёплые пуховики, памперсы, пледы и ватные штаны. Если вы вызовете перегрев тела, то можете получить проблемы с гениталиями, а точнее, с яичками сына. Одевайте ребёнка по погоде и по его температуре. Если у малыша температура 36,6, значит, он чувствует холод не сильнее, чем вы. Лишняя одежда – это термос без кислорода.

Рост, вес, питание

Как правило, богатыри-мальчики внушительнее маленьких леди – это нормальное развитие. К четырём месяцам их вес может достигать 8-9 кг при росте до 68 см. Если ваш малыш весит 10 кг, но его рост перешел отметку 70 см – это может быть генетической «изюминкой», а вовсе не тревожным знаком того, что он развивается неправильно. Но посещение врача не отменяют даже самые прекрасные показатели.

Педиатр должен осматривать малыша ежемесячно, не считая ваших к нему визитов с индивидуальными вопросами.
Он измеряет рост, вес, проверяет навыки ребёнка. Назначает витамины и прикорм, если рост и вес недотягивают до нормы, или же советует диету, если вес превышает норму. Рост и вес мальчиков и девочек, конечно, отличается, но определяются эти параметры не прописанными в книжках стандартами. Если у папы с мамой внушительный рост, то и ребёнок не будет маленьким. Если вес соседского мальчика на килограмм больше, чем у вашего, а они родились в один месяц и год, то наверняка изначально, после родов, уже были в разных весовых категориях. Не стоит
откармливать ребёнка специально и слишком сильно беспокоиться за рост, если ваши параметры немного не совпадают с таблицей в учебнике.

Если вы или врач считаете, что ваш ребёнок недоедает, можно вводить дополнительное питание, чтобы развитие не замедлялось. В настоящее время это не является проблемой, поскольку детские отделы пестрят разнообразием прикормов для детей. Нет надобности опустошать кошелёк ради заграничных цветных баночек. Институт детского питания РФ прекрасно заботится о здоровье детей и разрабатывает отличное меню для самых маленьких. Если время прикорма наступило летом, все еще проще. Посоветовавшись с ведущим врачом, вы можете самостоятельно готовить пищу из овощей и фруктов, делая безопасные пюре на пару, без соли и сахара.

Не давайте ребёнку всё и сразу. Прикорм нужно вводить очень осторожно: аллергическая реакция на любой продукт может появиться внезапно.
У мальчиков высыпания образуются на щёчках и на внутренней стороне ног, в паховой области. Похожие на потничку красные пятна – сигнал того, что у мальчика возникла аллергия на новый продукт. Не надо паниковать – просто больше не давайте его ребёнку. Прикорм достаточно пробовать раз в сутки, чтобы обратить внимание на изменения. То же самое проделывайте с жидкими кашками и фруктовыми пюре. Если же ваш ребёнок спокойно играет, спит, продолжает веселить окружающих и с удовольствием пробует новую порцию интересных продуктов – вы счастливая мама.

Игры с мальчиком в 4 месяца

Нужно ли сразу переходить на «военное воспитание» ребёнка, если у вас растёт сын? Все имеют право на детство, и мальчик должен получать воспитание по своему возрасту. Сейчас ему 4 месяца – его вряд ли интересует курс валюты, война в
ближнем зарубежье или как правильно складывать одежду в шкаф. Ему важна улыбающаяся мама, активный в играх папа и 5-7 минут в день «Маши и медведя» по телевизору, который также нельзя исключать из воспитания.

Если вы приверженцы «спартанской» системы, когда у детей отбирают возможность ознакомиться с телефоном, планшетом и другой современной техникой – можете попробовать обойтись без подгузника, соски, миксера для взбивания пюре и даже без этой статьи, написанной в интернете. Поймите, наши дети – это новое поколение, обязанное знать, в какой мир они пришли.

Ограждать их от вредной информации – дело благородное, однако знакомство с современным миром необходимо, а ваши запреты лишь ненадолго отодвинут неизбежное.
Никто не говорит, что у детей в руках чуть ли не с рождения должны находиться современные игрушки, но познание мира нельзя отменять и отделять от того, как продвигается развитие нового человека. Малыш будет рад чему угодно, он ведь только начинает изучать огромный мир. Включенный на 5 минут телевизор с детским каналом не причинит вред ребёнку.

Физиологические игры с мальчиками

Мальчики в четыре месяца всегда подражают своим родителям. Примите это к сведению и начинайте упражнения: расстелите одеяло на полу и начинайте строить смешные рожицы друг другу, перекатываться с боку на бок, тянуть друг к другу ручки. Такие игры нравятся мальчикам. Особенно увлекаются ползанием отцы, по праву получающие шанс вернуться в детство, чтобы поиграть в разведчиков. Сын будет восторгаться, громко смеясь и выговаривая непонятные, но весёлые звуки.

Конечно, можно и подкидывать малыша – только невысоко. Лучше это занятие тоже передать папе, ведь у него сильные и надёжные руки. В игре у малыша просыпается привязанность и доверие к отцу, развивается моторика, появляется понятие о равновесии.

Возьмите яркую игрушку и притяните к себе. Малыш должен доползти до неё или схватить ручками и притянуть. Возьмите ещё одну и поставьте так, чтобы он чуть-чуть не дотягивался, а между сыном и игрушкой поставьте стеклянную банку. Малыш должен понять, что игрушку надо добыть, отодвинув преграду. Это развитие логического мышления и физкультура для всего тела малыша.

Правильный уход за ребёнком, внимание к нему и, главное, любовь родителей помогают маленькому человеку расти счастливым и полноценным членом общества.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов – отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков – 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.


В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.


В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.



Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.



Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду – можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью – например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.

Весо-ростовые показатели в 4 месяца

К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.

Изменения рефлексов

У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:

  1. Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
  2. Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
  3. Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
  4. Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
  5. Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.

Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.

Появление новых навыков в 4 месяца

Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  • Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
  • При помощи взрослого удерживать . Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
  • Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
  • Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
  • Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
  • Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
  • Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.

Эмоциональные и психические изменения


Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:

  1. В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
  2. Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
  3. Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
  4. Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
  5. Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
  6. Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
  7. В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.

Изменения работы глаз

Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.

Уши и слух в 4 месяца

В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери. В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком. Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев. Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.

Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.

Грудное вскармливание ребенка

При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.

Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей

Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Игры с малышом в 4 месяца

В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.

Четырехмесячный малыш переходит на новый этап развития. У него стремительно развиваются органы чувств, повышается уровень осознанности и тактильных ощущений. Он начинает живо реагировать на близких людей и окружающий мир. Родители понимают, что настало время развивать кроху и интересуются, что должен уметь ребенок в 4 месяца и как правильно сформировать его игры и режим дня.

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов. Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать.

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

Средняя прибавка веса в этом возрасте составляет 700 грамм, а рост увеличивается на 2,5 см.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

В эмоциональном плане грудничок очень тесно привязан к маме, вот почему именно ей придется развивать его умения в дальнейшем.

Общительность - признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

  • фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
  • реагировать на свое имя и оклик взрослого;
  • узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
  • оживляться при звуках любимой мелодии;
  • подпевать пению мамы;
  • привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
  • возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
  • улыбаться собственному отражению в зеркале;
  • «поддерживать» разговор разнообразным гулением;
  • «разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Крохе нравится играть с бумагой и игрушками с сенсорными наполнителями.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Основные направления домашнего развития

Даже если ребенок физически активен и общителен, не нужно думать, что он будет развиваться и совершенствовать новые навыки самостоятельно. Лучший способ поддержать его на этом пути - разнообразные совместные игры, гимнастика и общение. Заниматься нужно ежедневно, когда малыш сытый, сухой и выспавшийся.

В качестве основы необходимо присутствие в ежедневном распорядке дня утреннего и вечернего массажа, купания и прогулок. Для улучшения двигательной активности нужно расширить пространство для движений и класть малыша на пол или в широкий манеж, чтобы ему было где переворачиваться и готовиться к ползанию.

Ранняя физкультура

Развивать физическую форму лучше всего разными играми, которые полезны и для эмоциональной сферы, поскольку вызывают положительные эмоции. Чтобы сделать их интереснее, необходимо задействовать дополнительные предметы:

Развивающую гимнастику для ребенка в 4 месяца должна делать мама, поскольку она проведёт упражнения мягче и бережнее, чем папа. Утренняя и вечерняя зарядка должна проходить в игровой форме и сопровождаться веселыми песенками, стишками и потешками. Упражнения довольно легкие, при ежедневном выполнении по 5-10 раз их польза будет очевидна:

Знакомая всем игра в «Сороку-ворону» полезна не только для знакомства с пальчиками, но и для развития системы пищеварения. На ладонях есть проекции всех внутренних органов человека. Круговой массаж во время игры благотворно влияет на кишечник, способствуя мягкой дефекации.

Мелкая моторика и органы чувств

Разнообразие тактильных ощущений жизненно необходимо для правильного мировосприятия четырехмесячного крохи. Сенсорный кубик, каждая стенка которого выполнена из разнофактурных тканей с шуршащими вставками и аппликациями, колокольчиками и короткими веревочками, можно купить или сделать самостоятельно, обклеив коробку от молока необходимыми материалами.

Малышам нравится мять в руках маленькие мешочки с различными наполнителями - крупами разных размеров и шуршащей жесткой бумагой. Это дает мозгу необходимые впечатления для формирования логических и сенсорных цепочек восприятия. Есть много простых и увлекательных для малыша игр, которые развивают органы чувств:

  1. Прятки. Мама прячет лицо в ладонях, спрашивая при этом: «Где я?» или «Где мама?». Потом она открывает ладони и улыбается. Можно также прятаться под пеленкой или закрывать личико малыша на долю секунды. Несмотря на простоту, эта игра формирует доверие к окружающему миру, ведь ребенок понимает, что даже после исчезновения мама появится снова.
  2. Знакомство с музыкой. Понадобится большое количество простых музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, ксилофон, дудочка. Можно также использовать неваляшку и погремушки. Необходимо показать малышу, какие звуки издает каждый инструмент, а затем постараться повторить их словесными междометиями.
  3. Книжки с животными. Кроха обязательно заинтересуется яркими картинками и будет слушать рассказ мамы о каждом персонаже.
  4. Мыльные пузыри. Во время прогулки или купания в ванночке можно пускать их по одному или сразу несколько, показывая ребенку, как красиво они летят и опускаются на его ручки. Он с интересом будет следить, как пузыри появляются и лопаются.
  5. Части тела. Уже можно показывать малышу разные части тела, дотрагиваясь его ручкой до носа, ушей, ротика и называя их. Хорошо также продублировать действия на себе или любом родственнике.

Главное условие для успешных занятий - любящая атмосфера. Многие родители чересчур настойчивы в стремлении научить всему, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Развитие мальчиков и девочек не может идти по одинаковому алгоритму. Девочки более восприимчивы и раньше начинают издавать звуки, тогда как мальчикам требуется больше занятий для развития сенсорной системы. Не стоит переживать, если ребенок не выполняет все упражнения с одинаковым успехом.

Причины для волнений

При регулярных занятиях и зарядке даже недоношенные на пару месяцев детки начинают соответствовать средним нормам развития. Не нужно думать, что если ребенку всего несколько месяцев, то он все равно не поймет стихов и песен. Малыши воспринимают их на невербальном уровне целиком, а польза от таких занятий придет немного позже.

Очень эффективна небольшая логопедическая гимнастика, при которой взрослый меняет положения губ, словно произнося по очереди гласные звуки, показывает язык и поворачивает его кончик в разные стороны. Малыш будет наблюдать за этим с интересом, а затем, возможно, попытается повторить, что весьма полезно для его речевого аппарата.

Однако существуют очевидные несоответствия нормам четырехмесячного возраста, которые потребуют усиленных занятий или лечебной коррекции. Стоит насторожиться, если ребенок:

  • не может держать голову вертикально;
  • не оживляется при появлении родителей;
  • не реагирует на незнакомых людей;
  • не интересуется игрушками;
  • не фиксирует взгляд на собеседнике;
  • не гулит и не улыбается;
  • лежит неподвижно и не поворачивает голову.

Даже один из этих симптомов является поводом для немедленного обращения к неврологу и педиатру. Специалисты помогут исключить серьезные заболевания или назначат лечение, которое будет тем эффективнее, чем раньше его начать.



Поделиться: