Богородская игрушка занятие в старшей группе. Богородская деревянная игрушка

Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход НОД

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Семь маленьких сказок про Богородские игрушки

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...

МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна воспитатель

Тема: Богородская игрушка и её мастера.
(старшая группа)

Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.

Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.
- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
- Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
- Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?
- Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)
- Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
- Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
- Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)
- Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
(вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)
- Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
- Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.
- Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет.
(дети читаю стихотворения)

Дымковский индюк.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

Мои игрушки. В. Василенко.

Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки)
- Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
- Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ иллюстрации)
Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь?
- Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
- А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать.
(воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

Сказка.
Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.

- Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему?
(воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой)
-Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять
Наклониться три, четыре
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.

-Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
- Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются?
- У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
- Вспомним, как называются эти игрушки?

- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
(дети говорят пословицы и поговорки о труде)
- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера.
(дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров)
- Понравилась вам работа мастеров?
- А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы.
(дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты).
- Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки)
- Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.

Светлана Мезенцева

Тема НОД : «Богородские игрушки »

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей : 4 года (средняя группа) .

Тема НОД : «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками .

Форма организации : групповая.

Форма НОД : совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.

Предварительная работа : Организация выставки «Русская народная игрушка » , разгадывание загадок об игрушках .

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы :

Демонстрационный дидактический материал

Богородские игрушки : дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Раздаточный материал :

Богородские игрушки .

Педагог : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Педагог : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Педагог : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Педагог : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Педагог : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Педагог демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .

Педагог : А вот ребята, игрушки – дергунчики . Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.

Дети : Очень интересные игрушки .


Педагог : Да ребята, Богородские игрушки добрые , забавные, «живые» .


Педагог : Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок» .

Дети : Идет бычок качается, Вздыхает на ходу :

«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» .

Педагог : Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку . Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!

Дети : Очень!


Педагог : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.


Педагог : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.


Во время игры звучит мелодия «Русская изба»

(Е. Птичкин - М. Пляцковский) .

Педагог : Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру . Понравилось вам играть с народными игрушками ?

Дети : Очень!

Педагог : А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки ?

Дети : Село Богородское .


Педагог : Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки ?

Дети : Из мягких, игрушки вырезают ножом .

Педагог : Наше занятие подошло к концу , а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками .

Татьяна Воронина
Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой»

Тема «Знакомство с богородской игрушкой » .

Цель : познакомить детей с богородской игрушкой , привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Задачи : 1) формировать у детей интерес к народной игрушке ; познакомить с историей возникновения богородской игрушки ; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал : богородские игрушки , иллюстрации с изображением богородских игрушек , села Богородское ; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа : просмотр презентации «Богородская игрушка » ; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

Ответы детей.

(Воспитатель показывает игрушку Медведя ) .

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское . Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит : «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки . С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка » . С помощью игрушек рассказывают сказки . Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину) . Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке» ) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки» ). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки» ). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат» ). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка» ). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

Воспитатель : Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Ответы детей.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Физкультминутка

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель : Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Ответы детей.

Воспитатель : А из какого села умельцы сделали эту игрушку ?

Дети : Из Богородского .

Воспитатель : Из чего сделаны игрушки ?

Дети : Из дерева.

Воспитатель : Значит, они какие?

Дети : Деревянные.

Воспитатель : Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

Краткосрочный проект «Знакомство с дымковской игрушкой» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

Конспект занятия в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Цели: Продолжать.

Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой» Цель: 1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой 2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине. Материал:.



Поделиться: