План-конспект занятия по квиллингу "Квиллинг. Будем знакомы" план-конспект занятия (2 класс) на тему

Тема урока: «Квиллинг. Чудесные превращения бумаги

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

    Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение занятия:

    Образцы работ в данной технике;

    выставка иллюстраций и книг;

Инструменты и материалы:

двусторонняя цветная бумага, канцелярский нож, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки, резиновые коврики, на которых можно резать.

Методы обучения:

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).

Форма организации занятия:

Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

    Квиллинг;

    бумагокручение;

    бумажная филигрань;

    бумажное кружево.

План занятия.

1. Организационный этап (3 – 5 мин.)

2. Основной этап (10 мин.)

3. Контрольный этап (30 мин.)

4. Итоговый этап (5 мин.)

5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача:

подготовка участников занятия к работе на занятии.

организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

Сообщение темы урока:

Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

2. Основной этап.

Задача:

освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с историей возникновения искусства “квиллинг”).

установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса.

История квиллинга. (слайды).

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило . Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет . Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Контрольный этап.

Задача:

выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.

применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания.

Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.

Инструктаж по технике безопасности:

Правила работы с ножницами:

Храните нож в определённом месте;

    кладите его в сложенном виде.

Техника квиллинга.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Практическая работа. (слайды).

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают в группе, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

    Проверка организации рабочих мест учащихся;

    Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

    Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

4. Итоговый этап.

Задача:

дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.

после выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.

5. Рефлексивный этап.

Задача:

мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МАСТЕР – КЛАСС

"БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ"

Педагог дополнительного

Больба Раиса Ивановна

Белая Калитва

Мастер-класс на тему

"Бумажные фантазии в технике квиллинг"

Цель : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

Задачи:

Обучающая: показать приемы работы с бумагой и базовые формы в квиллинге.

Развивающая: развивать интерес к предмету, образное мышление и творческие способности.

План работы:

1. История квиллинга

2. Материалы

3. Инструменты

4. Приспособления

5. Демонстрация образцов

6. Техника квиллинга

7. Самостоятельная работа

8. Подведение итога мастер-класса

9. Самоанализ

1. История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила.

2.Материалы:

Бумага цветная и белая для офисной техники плотностью не менее 80г на кв.метр, клей ПВА, картон.

3.Инструменты:

Линейка, карандаш, ножницы с острыми концами, макетный нож, зубочистка с расщепленным концом и просто зубочистка для нанесения клея.

4.Прспособления:

Шаблоны для распускания спиралей

5 .Демонстрация образцов в технике квиллинг (см. приложение №1)

6.Техника выполнения базовых форм.

Полоска бумаги накручивается на зубочистку и распускается между пальцами до нужного диаметра. Можно использовать шаблон с отверстиями различного диаметра.

Для получения базовой формы капля спираль зажимается пальцами с одного конца.

Всего базовых форм около 20-ти, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

7.Самостоятельная работа – изготовление открытки с использованием техники квиллинг(см. технологическую карту и приложение №2)

8.Подведение итогов мастер-класса.

Квиллинг позволяет, как бы выявить новые свойства бумаги, неизвестные людям, которые не знакомы с бумагокручением. Например, посредством квиллинга, можно изготавливать красивые изделия, используемые в быту: вазочки, конфетницы, подставки – всё, что не связано с хранением воды. Такие изделия не только красивы и оригинальны, но и прочны и долговечны.

Квиллинг – интересное захватывающее занятие, и если его правильно организовать, то оно даст детям углубленные знания о возможностях бумаги, будет способствовать закреплению положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, а также приобщаться к декоративному искусству.

9.Самоанализ.

Проведение мастер-класса по квиллингу требует от 3-х до 4-х часов.

На данный мастер – класс отводился 1 час. Чтобы уложиться в это время, картон, бумага для открытки, а также цветные полосы были заготовлены заранее.

Мастер-класс прошел по намеченному плану. Несколько сокращен был рассказ об истории квиллинга.

Из-за нехватки времени не все базовые формы были выполнены слушателями, хотя их образцы были представлены на карточке. Продемонстрированы также образцы работ в технике квиллинг(см. приложение №1).

В качестве образца также были показаны цветки, выполненные из полос шириной 2, 3, 4 и 5 мм. Подчеркнуто, что для детей желательно резать полосы шириной 5 мм.

Самостоятельная работа слушателей мастер-класса была выполнена в полном объеме. В ходе выполнения открытки задавались вопросы, на которые педагог давал ответы и показывал приемы выполнения разрличных квиллинговых форм.

Считаю, что задачи, поставленные в начале работы, были выполнены полностью.

Технологическая карта изготовления открытки в технике квиллинг

Операция

Материалы, инструменты

Вырезать прямоугольник из цветного картона размером 11х15 см

Линейка, карандаш, нож, ножницы, клей ПВА, баночка для клея, зубочистки, салфетки, полоски цветной бумаги шириной 3 мм

Вырезать лист белой бумаги размером 9х9 см

Выполнить базовую форму тугая спираль для середины цветка и наклеить на квадрат

Выполнить 6 лепестков в форме капли и наклеить вокруг серединки цветка

Выполнить из зеленых полосок 5-6 листков и расположить по своему усмотрению вокруг цветка

Выполнить дополнительные элементы для украшения композиции в виде усиков и спиралей

Наклеить квадрат с композицией на цветной картон

План-конспект урока Дата: 24.11.11 г. Тема: «Красочные полосочки- Цветочное настроение» (техника: квиллинг). Тип урока: изучение нового материала, урок-творчества. Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квислинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе. Методы обучения: Рассказ; Демонстрация готовых работ; Беседа с объяснением нового материала; Показ трудовых приемов; Самостоятельная работа Методическое оснащение урока: Образцы работ в данной технике Презентация Microsoft Office Power Point Оборудование и инструменты:  бумажные полоски шириной 3-7 мм,  стержни деревянные с расщепленным концом, зубочистки,  картон,  клей,  ножницы,  салфетки. Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка). Ход урока Организационная часть Приветствие. Проверка явки учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Тема урока: «Красочные полосочки- Цветочное настроение». Квиллинг- вид декоративно-прикладного творчества, в результате которого можно сделать разнообразные миниатюры из бумаги. Для того чтобы освоить искусство квиллинга достаточно лишь освоить изготовление отдельных элементов миниатюр, а затем соединяя эти элементы получать разнообразные поделки, открытки, картины. Я хочу представить вашему вниманию мастер-класс по квиллингу, в результате которого покажу, как изготовить красивую открытку к празднику, который будет совсем скоро: день Матери. Прежде чем мы начнем, хочу с вами повторить технику безопасности: Храните ножницы в определённом месте. Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя. Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.  С острыми предметами работать аккуратно, не толкаться, зубочистки в рот не брать. Начало показа презентации Microsoft Office Power Point. (В процессе показа слайдов раскрывается тема урока). Слайд 1. Знакомьтесь- Квиллинг. Слайд 2. Содержание. Слайд 3. История квиллинга. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Слайд 4. Инструменты и материалы. Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения: Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш. Слайд 5. Бумага для квиллинга. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов или нарежьте сами. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Слайд 6, 7,8. Техника квиллинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Возьми полоску бумаги двумя пальцами. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Приклей конец полоски клеем ПВА. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток». Всего существует более 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.   Слайд 9,10. Тренировочные упражнения Из полосок белой бумаги скрутить спираль. Попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся работают парами, выполняют работу по изготовлению элементов открытки, по образцу или придумывают композицию самостоятельно. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) Проверка организации рабочих мест учащихся; Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания; Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционнотехнологической картой;  оказание помощи слабо подготовленным учащимся. Уборка рабочих мест. Подведение итогов урока и выставление оценок. Выставка работ учащихся и определение лучшей работы. Заключительное слово учителя Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты. Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

Тема : Цветочная фантазия (поделки из бумаги)

Цели: изготовление цветов из бумаги; исследование разнообразия цветочной темы в поэзии и загадках; знакомство с основными приемами работы с бумагой.

Задачи: научить работе с цветной бумагой; учить работе по команде учителя; обучить технике складывания из бумаги.

Оборудование:

Для кислицы - бумажные полоски шириной 3 мм белого цвета-5 шт., желтого - 1 шт., зеленого - 1 шт.; лист бумаги зеленого цвета; открытка-паспарту, бумага для вкладыша.

Для маргаритки - бумажные полоски розового цвета шириной 7 мм - 4 шт., зеленого цвета шириной 3 мм - 2 шт., лист зеленой бумаги, открытка-паспарту, бумага для вкладыша

Для подснежника - бумажные полоски шириной 5 мм двухтрех оттенков синего цвета - 5 шт., зеленого цвета - 2 шт.; шириной 3 мм: зеленого цвета - 6 шт.; обрезки зеленой бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Вводная часть.

Учитель. Тему нашего занятия я хочу озвучить отрывком из поэмы «Сады» Жака Делиля.

Художниками быть просто садоводам!

Луга, уступами сбегающие к водам,

Оттенки зелени, все в солнечном цвету,

Где тени облаков, меняясь на лету,

Скользят, одушевив ковер, живой и яркий,

Обнявшихся дерев причудливые арки,

Округлые холмы и резвые ручьи -

Вот кисти с красками, и вот холсты твои!

Природный материал в твоем распоряженье, -

Твори же из него свое произведенье!

III. Практическая часть.

Цветок кислица

Технология изготовления

Цветок . Полоску белого цвета закрутить с помощью шила в кружок, для чего сначала приложить один ее конец к острию и начать закручивать, а затем снять с него и продолжать закручивать пальцами до конца. Чуть раздвинув их, расширить бумажный кружок до размера 1,5 см в диаметре (обязательно проконтролировать размер с помощью трафаретной линейки) и зафиксировать конец полоски с помощью клея. Получится деталь, похожая на спираль. Сдавить ее пальцами в месте склейки, чтобы придать ей форму лепестка (рис. а, с). По аналогии выполнить остальные лепестки. После этого сложить детали в форме цветка и места их соприкосновения смазать клеем.

Полоску желтого цвета плотно закрутить в кружок и зафиксировать ее конец с помощью клея - это сердцевина цветка. Поместить ее в середину и приклеить.

Вырезать из цветной бумаги вкладыш по размеру открытки- паспарту и приклеить на него готовый цветок.

Стебелек. Отрезать часть от полоски зеленого цвета и приклеить верхний конец под лепестками цветка, а нижний чуть сдвинуть вверх для образования небольшого прогиба и тоже приклеить (рис. б). Оставшуюся часть зеленой полоски разрезать на две части, на длинные ребра нанести клей и прикрепить к основанию стебелька.

Листья. Загнуть лист зеленой бумаги вдоль края на 1 см и вырезать ножницами детали листьев — 6 шт. (рис. в). Сгибы смазать клеем и разместить в соответствующих местах композиции.

Цветок маргаритка

Технология изготовления

Цветы и бутоны . На полоске розового цвета сделать частые надрезы с одной стороны (рис. а, с). Плотно закрутить ее с помощью шила и зафиксировать конец клеем, заклеить ненадрезанный конец — получится цветок. Таким же образом выполнить второй цветок. Распушить цветы, отогнув надрезанные лепестки. Бутоны выполнить по аналогии из более коротких полосок розового цвета. Приклеить к каждому бутону зеленый ободок.

Стебельки . Отрезать две зеленые полоски нужной длины и склеить. Полученную более плотную полоску разрезать на части — стебельки. Надрезать верхние концы стебельков, смазать клеем и вставить в цветы и бутоны (рис. б, с).

Листья. Бумагу зеленого цвета загнуть вдоль края на 1 см и вырезать листья разной величины (рис. в). Выгнуть стебли и листья, чтобы придать композиции объем.

Приклеить на вкладыш сначала большие листья, затем стебли и сверху - мелкие листья. Клей наносить только на нижнюю часть деталей.

Цветок подснежник

Последовательность изготовления

Цветы. Скрутить бумажные полоски синего цвета с помощью шила и склеить кружки диаметром 15 мм. Сдавить каждый кружок тремя пальцами, придав им форму цветков (рис. а, с).

Стебельки . Отрезать зеленые полоски по количеству цветков, склеить их, оставив не склеенными заостренные верхушки стебельков (рис. б, с) к которым приклеить цветки.

Листья. Нарезать узкие полоски зеленой бумаги разной длины (рис. в, с), каждую полоску скрутить, придав форму листьев (рис. г, с). Низ листьев промазать клеем, приклеить к основанию стебельков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Новый Оскол Белгородской области .

План - конспект открытого занятия:

«Декорирование открытки в технике квиллинг!»

Объединение «Мастерица», руководитель -

учитель технологии

Направление - декоративно - прикладное;

возраст участников занятия - 9 - 11 лет.

Цель:

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами декорирования открытки в технике квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

· Обучающая: способствовать формированию представления о декорировании открыток в технике квиллинг; ознакомить учащихся с техникой декорирования.

· Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности детей; развивать интерес к дпт; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

· Воспитывающая: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе .

Методическое оснащение занятия:

· Образцы работ в данной технике;

· выставка иллюстраций и книг;

Инструменты и материалы:

нарезанные полоски цветной бумаги, ножницы, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки.

Методы обучения:

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).

Форма организации занятия:

Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

· открытка;

· квиллинг;

· бумагокручение;

· бумажная филигрань;

· бумажное кружево.

План занятия.

1. Организационный этап (5 мин.)

2. Основной этап (10 мин.)

3. Контрольный этап (20 мин.)

4. Итоговый этап (5 мин.)

5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача:

Подготовка участников занятия к работе.

Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

https://pandia.ru/text/78/444/images/image002_51.jpg" alt="http://*****/images/attach/c/0/53/274/__68447.jpg" align="left" width="314 height=199" height="199">Ещё Родиной поздравительной открытки считают Англию, страну с богатыми традициями. Там до появления специальных открыток, поздравления писали просто на визитных карточках . Первую поздравительную открытку придумал английский художник Джон Келкот Хосли по просьбе своего друга, для поздравления с рождеством многочисленных друзей. Так в 1840 году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная открытка.

В Россию открытки долгое время возили из-за границы. Датой возникновения первой российской открытки можно считать 1898 год. Тогда выпустили первые открытки к Рождеству и Пасхе.

Открытка существует уже не первый день, за время своего существования её внешний вид и предназначение неоднократно менялись.
В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие материалы.

Сегодня магазины пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки. Появились специальные услуги дизайнеров-оформителей по изготовлению эксклюзивных открыток. Современные технологии видоизменили традиционную "поздравишку", и теперь в подарок можно получить виртуальную открытку. А все-же авторская открытка из картона как-то милей, в ней больше тепла и человечности.

История квиллинга (слайды 10-18).

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага (сл. 21) Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга (сл.22).

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило . Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет . Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

3. Контрольный этап.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.

Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности ; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.

Инструктаж по технике безопасности:

Правила работы с ножницами:

- храните нож в определённом месте;

Кладите его в сложенном виде.

Техника квиллинга (сл. 23-25).

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Практическая работа. (слайды).

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

· Проверка организации рабочих мест учащихся;

· Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

· Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Физминутка (сл. 31).

4. Итоговый этап.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.

5. Рефлексивный этап (сл. 32).

Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на занятии? Было интересно? Было трудно?

Что вы теперь можете? Чему научились? Что удивило? Что захотелось?

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.



Поделиться: