Ребенок не хочет ходить в школу, боится учителя: что делать? Почему дети боятся учителя? Ребенок боится других детей: как быть.

Дата публикации: 08.12.2017

«Не складываться» может по самым разным причинам. Несмотря на то, что до откровенного противостояния доходит редко, поводы для недовольства все же находятся. И ваши вопросы - тому подтверждение.

Если у вас есть свои вопросы, вы можете задать их, воспользовавшись сервисом Доктис,

1. Дочь учится в первом классе. У нас прекрасный классный руководитель - грамотный, опытный. Но ребенок ее боится. Боится отвечать у доски, поднимать руку, хотя знает ответ. Что нам делать? Переходить в другой класс я не хочу…

Для начала нужно понять, что пугает ребенка. Далеко не всегда дело в том, что преподаватель злой или придирчивый. Например, дети могут бояться его… громкой речи. Причем даже если учитель повышает голос на другого ученика, тревожный ребенок зачастую проецирует это на себя. В таком случае нужно объяснить, что педагогу приходится говорить громко - иначе его никто не услышит.

Некоторые дети боятся отвечать у доски или даже с места, потому что их ответ может вызвать смех у одноклассников и порицание учителя (особенно, если подобная ситуация уже была). В таком случае попросите преподавателя задать ребенку заведомо легкий вопрос и похвалить потом за правильный ответ. Это поможет .

А есть дети, которым сложно работать самостоятельно. Им нужно, чтобы взрослые постоянно их направляли. Без поддержки они теряются и пугаются.

Развивайте в ребенке самостоятельность. Не сидите рядом, когда он делает уроки. А если сидите, не делайте все за него: не подсказывайте, а направляйте. Пусть выполнит задание на черновике, а вы потом проверите. Когда у наследника появится уверенность в собственных силах, он и в школе будет чувствовать себя увереннее.

2. Сыну 8 лет. Он способный, но гиперактивный. На уроках вертится, слушает вполуха. Учитель за это невзлюбила моего мальчика. Называет его троечником, не позволяет участвовать в олимпиадах… Если раньше ребенок хотел учиться, то сейчас - нет. Считаю, что это вина педагога. Как вернуть ребенку мотивацию к учебе?

Вы правы - мотивация к учебе закладывается именно сейчас, в начальной школе. Если ребенку нравится учиться, он и дальше будет с интересом это делать. Если нет - может забросить учебу. Мол, все равно меня троечником считают, зачем стараться? Вам нужно найти контакт с классным руководителем. Объяснить, что ребенок хочет активнее себя проявлять в школе. Ведь педагог может об этом даже не догадываться.

Попросите преподавателя задействовать мальчика в школьном спектакле, олимпиаде, конкурсе рисунка. Даже маленькие победы для него уже - победы. Это вернет желание развиваться дальше.

3. С моим ребенком (ему 10 лет) в классе никто не хочет дружить. Иногда его даже бьют. Каждую неделю бегаю ругаться к учителю. Она обещает повлиять на детей, но ситуация повторяется. Вижу, что я уже раздражаю преподавателя своими приходами. Но и она меня тоже раздражает. Неужели нельзя повлиять на учеников?!

Каждому родителю в такой ситуации полезно задуматься: почему обижают именно его ребенка? Конечно, случаи травли в средней и старшей школе бывают. Но в начальной они крайне редки. Не исключено, что ребенок сам провоцирует одноклассников. Может быть, не хочет никому уступать, говорит обидные вещи.

Вашему сыну помогут тренинги по развитию социальных коммуникаций. Их часто проводят и школьные психологи.

Еще отлично «работает» в вашем случае театральная студия. Проигрывая разные роли, ребенок испытывает переживания разных людей. Учится ставить себя на место другого, сочувствовать, терпеть. То есть получает много социальных навыков. Это, безусловно, поможет ему и в школе.

4. Дочь учится в 4 классе. Наша учительница ушла в декрет и к нам пришла новая - только-только из института. Опыта у нее - ноль. Мне она категорически не нравится. Что я могу сделать в этой ситуации?

Прежде всего, нужно четко сформулировать свои претензии. Если другие родители с вами солидарны, то обратиться к завучу. Дальше события могут развиваться по-разному. Учителю могут назначить опытного наставника. Если же он и в самом деле окажется некомпетентным (такое, увы, бывает), найдут другого педагога. Ведь вы стараетесь лечиться у врача, которому доверяете. И учителю тоже надо доверять. У вашего ребенка впереди - переходные экзамены в 5 класс. И нужно, чтобы он их сдал. Поэтому ваше беспокойство можно понять.

Но, с другой стороны, бывает, что объективных причин для недовольства учителем у родителей нет - «просто не нравится и все тут». Особенно если он только после института. Но молодость — это не недостаток. Часто даже наоборот. Молодые преподаватели находятся на одной волне с детьми. Они активны, энергичны, полны энтузиазма. Дети их, как правило, любят. Поэтому, опять же, подумайте, есть ли у вас объективные поводы для тревоги или же вам это только кажется.

«Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя? Если ребенок боится учителя - это сигнал для взрослых. Необходимо разобраться в причинах его возникновения: возможно, этот страх навязан кем-то, возможно, он надуман, а может, у этого страха есть основания. Понимая причину, родителям легче выбрать стратегию поведения и способ выхода из сложной ситуации. У каждого из нас есть свой опыт школьной жизни, свой опыт взаимоотношений с учителями. И если быть честным, то каждый может вспомнить и тех учителей, которых обожали, и тех, которых боялись, а иногда даже ненавидели. Все эти давно забытые эмоции всплывают в памяти, когда наши собственные дети поступают в школу. И конечно, слова ребенка «Я боюсь свою учительницу» вызывают у нас панику. Как к этому относиться? Что делать? Почему ребенок начинает бояться учителя?

Причин страха может быть несколько. Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей. Часто родители транслируют свои страхи детям. А дети, как зеркало, отражают то, что есть в нашей, родительской, реальности. Но возможно, на самом деле этого нет. Совет! Вспомните свое школьное детство. Какие «болячки» у вас остались? Не те ли это «болячки», которые есть у вашего сына или дочери? Если те же, стоит поработать прежде всего с собой. Когда родители при ребенке обреченно говорят: «Тут уж ничего не поделаешь! Я тоже в школе не понимал, как решать эти примеры. И моя учительница так злилась!» - знайте, ваш ребенок будет заранее ждать от учителя не поддержки, а осуждения. А вот и страх!

Причина № 2. Основания для страха действительно есть! Вы поняли это не из чьих-то разговоров, а из беседы с собственным ребенком. Учитель кричит, ругает, ставит «2», выгоняет из класса, не допускает к уроку, отправляет к завучу/директору, оскорбляет, унижает. Такие учителя всегда были. Есть они и сейчас. Если с ребенком случилось что-то подобное, нужно разбираться. Замалчивать и игнорировать эти ситуации нельзя! Ваши вопросы к ребенку должны быть следующие: «где?», «когда?», «при каких обстоятельствах?». А еще: «Кто это видел и может подтвердить?» Это нужно выяснить обязательно. И не только ради поиска свидетелей. Важно понять, что действительно произошло. Совет! Что бы ни произошло, ребенок ждет от вас поддержки. Но самое главное, он ждет совета - что делать в этой ситуации. Вот вы, например, можете обратиться к родительскому сообществу, психологу, завучу, директору. А ребенок? У него пока еще нет опыта проживания таких ситуаций. Нет модели поведения. И ваша задача - сформировать эту модель.

Вариант 1. Неэффективный. Дать совет, типа: «В следующий раз, когда она начнет тебя ругать, скажи ей, что она не имеет на это права! Это написано в Конвенции о правах ребенка!» В данном случае вы толкаете ребенка на конфликт. Но силы неравны. Поэтому заранее ясно, кто проиграет. Ребенка назовут хамом. Положение только усугубится.

Вариант 2. Более продуктивный. Разберите ситуацию. Постарайтесь понять, что стало причиной такого поведения учителя. Если, например, учитель ругает ребенка за ежедневные опоздания или за то, что он в очередной раз не принес на урок папку по труду, то это - зона вашей, родительской, ответственности. Такую ситуацию легко поправить. Но если все же вы видите, что это действительно агрессивное поведение учителя (а такое, к сожалению, бывает), то в первую очередь нужно помочь ребенку сформировать план действий в такой ситуации. Чтобы такая модель поведения ребенком усвоилась и была принята, закрепите ее в игре. Да, проиграйте эту ситуацию. Причем несколько раз, в разных вариантах. Уверяю вас, уровень тревожности у ребенка снизится.

Ну, а вам, конечно, нужно обязательно встретиться с учителем. Но разговор не должен перейти в эмоциональную потасовку. Поэтому подготовьтесь. Боитесь забыть - запишите. Сделайте себе шпаргалку. В ней опишите: Когда произошло? Что произошло? Как это отразилось на ребенке? Какие чувства вызвало у вас (тревогу, опасения, и т. д.)? Какой выход из ситуации вы видите сами? И еще. Что бы ни случилось, как бы вы ни были расстроены или рассержены, постарайтесь не обсуждать с кем-либо данную ситуацию и учителя при ребенке. Ведь, возможно, конфликт разрешится, а для ребенка очень важно сохранить уважение к тому, кто его учит.

Причина № 3. Выдуманные страхи. Это страхи, не имеющие под собой никаких оснований. Они относятся к невротическим проблемам. Ребенок может бояться не только своего учителя, но и завуча, и директора, и большого количества детей в классе, и плохой оценки, и т. д. Все страшно!

Такие страхи могут говорить о низкой самооценке ребенка, его внутренней неуверенности в себе. Он боится отвечать на уроке, потому что есть страх быть высмеянным одноклассниками. А бывает и так, что страхи основаны на мнении и рассказах о школе другого, имеющего для ребенка большой авторитет, человека. Не всегда это взрослый. Особенно подвержены таким страхам дети-меланхолики. «Я ее боюсь!» Почему дети боятся учителя? Совет! Если страх относится к категории «выдуманных», не стоит высмеивать ребенка за это. Не обесценивайте его чувства! То, что для вас несущественно, для него - имеет вес. Возможно, необходимо обратиться к психологу.

В школе бывают разные проблемы… Любая ситуация - решаема. Только решать ее нужно всем вместе. Обиды, замалчивание, уход от решения только закручивают пружину отношений. Напротив, если подойти к этому вопросу корректно, имея свою четкую позицию и ориентируясь на поиск конструктивного решения, можно избежать недопонимания и сохранить добрые отношения и в семье, и в школе.

Одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу в младших классах — отсутствие контакта с учителем. Особенно это важно для детей чувствительных, неуверенных в себе. Иногда доходит до того, что ребенок боится учителя. Что делать? Стать адвокатом своего ребенка и научиться правильно разговаривать с учителем и директором школы, если понадобится.

— Я так устала, — тяжело вздохнула Тара. — Устала от того, что учитель постоянно жалуется на Кару. Она пропускает школу чаще, чем ходит туда. Дочка заболела, и мы сначала считали, что у нее грипп. Но, судя по всему, проблема гораздо глубже. Мы подозреваем, что Кара просто боится своего учителя.

Раньше у нее никогда не было учителя-мужчины, а этот любит рявкать на детей. Нет, он не кричит на Кару, но она настолько чувствительна, что приходит в панику от одной только мысли о том, что кто-то может на нее рассердиться.

Мы разговаривали с преподавателем и посылали ему электронные письма, но он считает, что мы просто ищем оправдания своей дочери. Когда я с ним говорю, создается впечатление, будто он меня не слушает, а думает только о том, как бы мне возразить.

Мы обращались даже к директору, но тот сказал: «В жизни Каре придется иметь дело с разными людьми, и девочке нужно научиться ладить с ними». Безусловно, он во многом прав, но ребенок боится — и это плохо. Разве я могу изменить систему?

Тара действительно страдала. Ее сгорбленная спина, опущенный взгляд и подрагивающий голос выдавали ее состояние. Что может быть хуже для родителя, чем осознание того, что он не может защитить собственного ребенка и не знает, как ему помочь?

— Да, иногда, несмотря на все усилия пап и мам, ребенок все равно сталкивается с проблемами в школе, — ответила я. — Чтобы найти решение, вам нужно стать его адвокатом. Быть защитником нелегко. Это требует времени, сил и выдержки. Порой вы можете чувствовать себя бессильным — и напрасно. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Мы остро переживаем, когда наши дети сталкиваются с проблемами в школе. Мы испытываем настоящие душевные страдания, которые могут усугубляться чувством неловкости за ребенка и воспоминаниями о собственном негативном опыте в школе. Эти эмоции возводят барьеры и заставляют каждого занимать оборонительную позицию.

Учитель знает, что вас что-то не устраивает, но он обычный человек. Он может испытывать стресс дома и на работе. Он отвечает за большую группу детей, которых должен обучать каждый день.

Чтобы педагог не счел ваши требования чрезмерными и прислушался к вам, вы должны найти правильный подход. Не нужно быть чересчур напористым и требовательным. Больше, чем когда бы то ни было, вам понадобятся хорошие коммуникативные навыки.

Разговор с учителем: пошаговая инструкция

Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта.

Чтобы преподаватель начал вас слушать, согласитесь с каким-либо из его утверждений, которое сочтете более или менее справедливым, — даже если для этого вам придется сменить минус на плюс. Например, если учитель Кары говорит, что она слишком эмоциональна, Тара может сказать: «Да, дома она тоже очень чуткая и заботливая». Найдя точку соприкосновения, вы настроите педагога на сотрудничество. Он перестанет обороняться и будет способен к откровенному разговору.

Внимательно слушайте, что говорит учитель, и постарайтесь понять его, на время забыв о своих интересах. Если что-то не ясно, попросите объяснить. Следите за своей интонацией и речью! Учитель должен чувствовать, что вы стараетесь его понять , а не допрашиваете. Например, если преподаватель говорит, что ребенок не справляется с заданиями, спросите: «Не могли бы вы привести недавний пример?».

Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема . Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок.

Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент. Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив и его стол стоит рядом с аквариумом? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка — спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации. Его ответ может вас удивить.
Разговаривая с преподавателем, не думайте, что он хорошо разбирается в вопросах темперамента. В педагогических вузах тема темперамента рассматривается очень поверхностно, поэтому вы можете оказаться более сведущим, чем учитель. Возможно, ему даже не приходило в голову, что ненадлежащее поведение детей может быть обусловлено их темпераментом.

Продолжение разговора с учителем: как стать адвокатом своего ребенка

Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя.

После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции . Например, Тара может сказать: «Я хочу, чтобы Кара чувствовала себя комфортно в школе», а не: «Я хочу, чтобы Кара перешла от вас в другой класс!». Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.

Иногда такое решение уже может существовать. Если вы присутствовали на занятиях, отметьте, какие полезные для вашего ребенка приемы использовал учитель . Например, если вашему чаду трудно усидеть на месте, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы позволяете Дилану лежать на полу, он более сосредоточен и меньше отвлекается». Лучшие методы — те, которые уже используются преподавателем, просто их нужно применять либо чаще, либо по-другому. Например, вы можете сказать: «Я заметил, что, когда вы сделали с детьми зарядку в середине урока, Дилан спокойно сидел все оставшееся время. Нельзя ли начинать урок с зарядки?».

В самом крайнем случае вы можете сослаться на предшествующий позитивный опыт , например: «В прошлом году Дилан хорошо усваивал материал, кода миссис Ромеро использовала „обучающие центры“. Не могли бы вы тоже использовать этот метод?» или «Не хотели бы вы поговорить с миссис Ромеро? Возможно, у нее есть идеи, которые могут оказаться для нас полезными».

Еще один источник решений — методы, которые вы используете дома . Однако предварительно необходимо убедиться в том, что они будут работать в коллективе.

Помните, что у учителя тоже есть темперамент. Он может быть склонен к негативной первой реакции, медленно адаптироваться или же быть очень упрямым. Не давите на него. Предложите свои идеи и договоритесь встретиться и обсудить их еще раз.
Не забывайте и про собственный темперамент. Если вы гиперэмоциональны, учитывайте, что ваши эмоции могут выплеснуться наружу, несмотря на все старания сохранять хладнокровие. Возьмите с собой супруга или подругу, которые смогут продолжить беседу, если вам понадобится выйти из комнаты и успокоиться. Если вы интроверт и вам нужно время подумать, попросите о еще одной встрече.

С учителем не получилось? Как говорить с директором

Не найдя общего языка с преподавателем, попробуйте использовать другие возможности исправить положение. Попросите директора школы или школьного психолога встретиться с вами и учителем. Сотрудник социальной службы, бабушка или дедушка, воспитательница из и любой другой человек, который хорошо знает вашего ребенка, также могут оказаться полезными.

Тара спустя три недели. Я сразу обратила внимание на ее уверенную походку.

— Я отправилась в школу. Я решила, что попытаюсь быть адвокатом, как вы советовали, а не обвинителем, — рассказала женщина (по ее голосу было понятно, что визит в школу дался ей с трудом). — Но я никак не могла придумать, как донести свои мысли до директора и учителя.

И вот, когда я сидела на уроке плавания, меня вдруг озарило: мы же не учим детей плавать, бросая их в воду подальше от берега! Сначала мы учим их на мелководье, где у них может что-то получаться.

Я немедленно пошла к директору школы и сказала следующее: «Вы правы: моей дочери в жизни придется сталкиваться с разными людьми, и она должна научиться с ними ладить». Директор согласно кивнул головой. Тогда я продолжила: «Но когда мы учим детей плавать, мы не бросаем их сразу в воду, а учим постепенно. Я думаю, что мы должны поступать так же, когда учим детей общаться. Все дети разные. Для Кары это слишком большая глубина, и она просто тонет».

Директор внимательно меня слушал! Затем он позвал учителя, и мы вместе обсудили ситуацию. Мы решили перевести Кару в другой класс — но не потому, что ее учитель был плох, а потому что он не подходил для Кары. Такое решение устроило всех, и результаты не заставили себя ждать. За последние две недели Кара не пропустила ни одного дня!

Дети с непростым характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций.



Поделиться: