Рождественский урок в воскресной школе. Днесь Христово Рождество

РОЖДЕСТВО в воскресной школе 2013г.
1-й ребенок. Две тысячи лет прошло с той ночи, когда родился Бог и земля наконец обрела мир. Теперь Он с нами среди тревог и суеты, всегда в наших сердцах. И мы всегда можем обратиться к нему в молитве!
2-й ребенок. До сих пор мы помним эту историю и каждый год она согревает наши сердца. Мы помним о том,
Как, проповедуя любовь и правду Божества,
Он каждый год рождался вновь на праздник Рождества.
Давно погасла в зимней мгле Восточная звезда,
Но не забыто на земле Рождение Христа.
Рождественский тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума:
В нем бо звездам служащий
Звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Слово настоятелю о. Алексию.

Кто того от века ждал?
Кто не удивился?
Бог сначала мир создал,
Сам потом родился.
Перед Ним Звезда текла
От высот востока,
И сердца волхвов зажгла
Верою глубокой.
И искать они пошли
Не царя земного,
Там, где жили пастухи,
В яслях было СЛОВО!

1. Вначале было СЛОВО!

2. И СЛОВО было у Бога!

3. И СЛОВО было – Бог!

Рождественский кондак

Дева днесь Присущественнаго раждает
И земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют:
Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

МОНТАЖ
1.Мало мы живём на свете, мы не взрослые, а дети.

Но уже мы знаем много о любви великой Бога.

2.Но земле грехи царили, очень плохо люди жили.

Все дрались и воевали, но всегда чего-то ждали.

3.Ждали, что придёт Спаситель, всех недобрых Примиритель.

Было долгим ожиданье, все устали от страданья.

4. Но Господь любил несчастных на путях земных, опасных.

Велика Господня милость: в мире чудо совершилось.

5. Мрак ночной на дол ложился. В эту ночь Христос родился.

Мать достала полотенце - спеленать Христа-Младенца.

6. И пещера, где ягнята, стала радостью богата.

В Вифлееме люди спали, ничего о том не знали.

7.В небе звёздочки, как свечи. Пастухи пасли овечек.

Вдруг всё небо осветилось - Божье воинство явилось

8. Возвестить о Божьем чуде, чтобы радовались люди.

Пели: "Слава Богу в вышних!" На земле не будет лишних:

9. Мир, любовь, благоволенье - примет каждое селенье.

В светлой радости и вере пастухи пошли к пещере.

10. Звёзды в небе не угасли. Для Христа - овечьи ясли.

Вызывает удивленье это дивное смиренье.

1. Мы не взрослые, а дети, но живём всегда во Свете

Вместе: Пусть небесный Свет меж всеми будет здесь, как в Вифлееме.

СЦЕНКА [Дети у елки]

Мария:
Смотри-ка, Петя, какая елка!
И как красиво все кругом!
Подарков интересных столько!
Давай сейчас их разберем!

Пётр:
Давай скорее открывать!
Не терпится мне поиграть.

Мария:
Какая кукла!
Бантики какие!
На платье, на туфлях, на волосах!
Большие глазки голубые.
Сережки чудные в ушах!
Любимой будет куколкой моей
Играть я не устану с ней!

Пётр:
А, Библия с картинками большими
Здесь Ной, Адам и Божья звезда!
Отныне с книгами моими
Ее поставлю навсегда!

Мария:
А мне понравился тот Волхв:
. Ну покажи опять его!

[Появляются Волхвы]

Волхвы:
Вас поздравляю с Рождеством -
Любви Господней торжеством!

Мария:
Ой! Кто это пришел сюда!
Мы их не знали никогда!

Пётр:
[тихо] Похож он на Волхва того
А вместе с ним друзья его.

Волхвы:
Да, мы Волхвы.
К Христу идем!
Подарки Господу несем!

Пётр:
Я знаю, Бог нам подарил
Иисуса в бедной колыбели!
Добру Он всех людей учил!
И ангелы на небе пели!

Мария:
И яркая звезда горела
На небосводе голубом,
Вся добрая земля хотела
Склонить колени пред Христом!

Волхвы:
Мы собрались на день рождения
Христа, подаренного нам!
Он - Божье всем благословение.
Пришли мы с этой вестью к вам!

Волхвы:
А, как должны мы поступать,
Чтоб Господа не огорчать?

Мария:
Иисуса мы должны любить,
В любви Господней вечно жить!

Пётр:
Любить родителей, родных
Всегда заботиться о них"

Волхвы:
Вы верно, знаете писание.
Господь нам Сына подарил,
Чтоб через тяжкие страдания,
Он зло добром лишь победил!
Добром все злое победить
Иисус нас научил!
Всегда в душе своей хранить,
Все то, что нам Господь вручил!
Ну, ребята, нам пора,
А вас, наверно, ждет игра.

Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем на ней разноцветные фонарики. А сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы, чего на елке не бывает?

ИГРА «Чего на елке не бывает?»
(если бывает - хлопок, если нет - тишина)

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит-
На ветвях ее висит:
Звездочка-верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька-Петрушка?
Мягкая игрушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки-шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?

А вот чем на самом деле мы украсим елочку:
"Рождественская елка".
Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.
Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
И на сердце сладостно,
Весело, светло.
День сегодня радостный –
Христово Рождество!
Поздравляем с праздником,
Хотим вам пожелать
Здоровья, счастья, радости
И Божью благодать.

Песня «Рождество снова к нам пришло».

Звучит торжественная музыка.
Появляется ангел, одетый в белые одежды, озаренный лучами света.
Ангел
Пастыри! Не бойтесь понапрасну,
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос!
Младшая группа поет колядку «Ангели в небе».


Наступил долгожданный срок!
Славьте Бога! Господь родился!
С человеками – вечный Бог!

Бог Великий лежит в вертепе,
Наш Творец, искупивший нас.
Пойте, Ангелы, Богу на небе,
Пойте люди, родился Спас!

Свою песню, которую он написал к Рождеству исполнит наш воспитанник Максим Соколов.

Песня «Хлопья снега в ночной тишине».

А сейчас я приглашаю всех посмотреть кукольный спектакль «Рождественский колобок».

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «КОЛОБОК»

КОЛОБОК
(сценка на Рождество)

Куклы: Бабушка, Колобок, Заяц, Мышка, Лиса, Пес-Барбос, Ангел

Действие первое

Избушка, старушка

Бабушка (Б).- Приближается Рождество. Снегу-то намело! А в сердце тепло. В такой праздник хочется сделать что-то очень приятное. Побалую-ка я внучат пирогами, и не простыми, испеку Колобка. Пусть будет как в сказке! Только он будет Рождественский…

Музыка (Бабушка как будто что-то делает руками, из-под ширмы поднимается по чуть-чуть Колобок).

Б. Какой красавец удался - Колобок румяный бок! Полежи тут, остыть немножко.

Бабушка уходит. Музыка, появляется Колобок.

Колобок (К) - Интересно, что это за праздник такой - Рождество? Мне так не терпится узнать ответ. Пока Бабушки нет, сбегаю, спрошу у кого-нибудь и сразу же назад.
(Избушка убирается)

Действие второе

Под музыку, немного печальную идет навстречу Заяц, плачет

К.- О, Зайка - попрыгайка, почему ты плачешь?

Заяц(З)- Как же мне не плакать? Я скакал по лесу, убегал от лисы, перепрыгнул канавку, подвернул лапку. Мне на лапку не ступить, как я дальше буду жить?!

К.- Не плачь, может, я могу помочь, покажи свою лапку. (Заяц протягивает лапку) Чик и готово!
(Дергает за лапку и как будто вправляет ее).

З. Спасибо, Колобок-румяный бок! Ты настоящий друг.
Посмотри, как я могу
поет - Вправо, влево повернись,наклонись и поднимись
лапки кверху, лапки вбок и на месте скок, скок, скок!
- Может теперь я тоже смогу тебе чем-нибудь помочь?

К. - Бабушка сказала, что наступает праздник Рождества. А что это за праздник я так и не понял.
З - А, Рождество - такая булка!
К.- Булка? Значит это я?!
З- Что значит я? Я бывают разные!
К- Я эта самая булка! Я эта самая булка! Значит это День моего рождения.
Заяц обходит колобка и рассматривает его со всех сторон.

З- Интересно, почему тогда весь мир празднует твой День рождения? Ты что такой знаменитый?
К- Нет, меня Бабушка только сегодня испекла. Она сказала, что я Рождественский.
З.- А, наверно она испекла тебя на этот праздник для своих внуков.
К.(немного печально)- Значит это не мой День рождения.

Действие третье

Музыка.Появляется Мышка.
Мышка(М) Рождество, Рождество - чудный праздник детей и взрослых
Мир и радость оно принесло
Ля, ля, ля, ля, ля, ля Рождество!

Колобок и Заяц - Мышка, привет!
М.- Привет ребята, с наступающим вас праздником!
З.- Спасибо!
К.- Мышка, ты пела очень красивую песню про Рождество.
М.- Да, да!
К.- А что это такое Рождество?
М (жестикулируя, пританцовывая, в общем, со знанием дела)- Рождество, ну это такой большоооооооооооой праздник. Это много подарков, много сладкого, много игрушек. Все танцуют, поют, много едят и еще это такая нарядная елка, вся такая в огнях, в гирляндах!
З.- Может это День рождения елки? Если бы у меня был День рождения, я бы обязательно тоже нарядился как елка!
К.- А разве у деревьев бывают Дни рождения?
М.- Хи-хи-хи-хи, ой, насмешили (падает от смеха), хи-хи-хи-хи-хи, сегодня у елки, а завтра у дуба.хи-хи-хи-хи! С вами весело, ребята, только у меня очень много дел. Желаю удачи.
Все- до свидания.
К.- Значит это не елкин День рождения. Столько ответов на один вопрос, но где же правильный?

Действие четвертое

Звучит вкрадчивая музыка. Появляется Лиса-краса. Пританцовывает, поет песню.
Лиса (Л)- Рождество, Рождество - чудный праздник детей и взрослых,
Мир и радость оно принесло Ля, ля, ля, ля, ля, ля Рождество!

Заяц, видя Лису опускает ушки и начинает дрожать от страха.

Л.- Не боись, косой, в этот праздник я зайцев не ем, делаю одни только добрые дела: взрослым уступаю, маленьких не обижаю и, в целом, на меня не пожалуешься! Я вся такая добрая, такая вежливая!
К- А ты только в этот день делаешь добрые дела?
Л- Нет, есть еще несколько праздников, но Рождество- особенный день!
К.- Лиса, а что в нем особенного в этом дне?
Л- В этот день люди зачем-то выворачивают дубленки наизнанку, ходят от дома к дому с большими мешками и кричат "ДАВАЙТЕ НАМ БЛИНЫ"И все время зовут какого-то Коляду. Думаю, что этот самый Коляда раздает им блины.
К.- Может это день голодных людей? Так причем же здесь Рождество? Я совсем запутался.
З- Подождите, я вспомнил, я вспомнил! (прыгает от радости)
Все - что ты вспомнил, косой?
З- Я, кажется, знаю у кого мы все можем узнать он нас точно распутает.
Л- Говори скорей, не задерживай, мне не терпится узнать всю правду!
З- На окраине деревни живет старый пес-Барбос. Зимой, в большие морозы он нас с братишками пускает в дом погреться. У него большая будка, там тепло. Знаете, какие у него очки! Знаете какой он умный! Он точно знает все.
К- Так веди нас к этому Песу-Барбосу!
З- Забыл сказать одну очень важную деталь: он от старости почти глухой, ему нужно в самое ухо кричать. Музыка

Действие пятое

Будка. Музыка "барбосовская"
Барбос (Б)- Что-то никто не заходит к старому Барбосу. Бывало зайчата забегут погреться. Все забыли старика.
Появляется шумная компания. Толкают друг друга, шумят например, не толкай меня, нет ты первый меня толкнул
З- Привет дедушка, давно мы не были в гостях у тебя!
Б- А, Зайка-попрыгайка, пришел с друзьями погреться, заходи, заходи.
З(громко в ухо)- Мы к тебе по делу!
Б- Не кричи, я не глухой!
К- Что такое Рождество?
Б- Спасибо, я уже завтракал!
З- Ему нужно в самое ухо кричать.
К- Дедушка, что такое Рождество?
Б- Как говоришь, Рождество? Минуточку, минуточку. Я, кажется, что-то начинаю припоминать. В детстве, когда я был еще маленьким, мой дед поведал одно предание, которое передал ему его дед, который получил его в свою очередь от своего прадеда, доставшееся ему от своего прапрадеда, так вот дело было так: Мой прапрапрапрапрапрапрадед помогал пастухам пасти овец. Однажды пастухам явился Ангел…
Звучит торжественная музыка. Появляется свет и Ангел в нем
Ангел (А) - Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне в городе Давидовом родился Спаситель, который есть Христос господь!
Хор -
Слава в вышних Богу
И на земле мир,
В человеках благоволение.
Б- И все слышавшие дивились тому, что рассказывали пастухи.
К- Вот так история! Сам Господь родился в этот день! Вот это праздник! Спасибо дедушка за благую весть!
Б- И вам доброго Рождества.
З- До свидания!
Б- Да, снегу много навалило!
Музыка. Уходят
Л- Я вспомнила слова песни! Давайте споем ее вместе!
Все- Давайте!
Поют песню
К- Я поспешу домой, Бабушка заждалась меня.
З- И меня мама наверно ищет.
Л- Счастливого Рождества, ребята!
Уходят под музыку

Действие шестое

Избушка, Старушка
Б- Я знала, что в Рождество происходят чудеса, что Колобок румяный бок не станет долго лежать на окошке. А вот и он сам
К.- Бабушка, я был такой глупый, думал, что Рождество - это День моего рождения, а потом, что это День рождения елки, и еще всякое разное, а оказалось - это рождения нашего Спасителя. Прости меня, пожалуйста, за то, что я без разрешения ушел, мне так было интересно.
Б - У меня не было ни грамма сомнения, что так и будет, поэтому испекла еще много пирогов. Скоро приедут внучата, будем вместе пить чай, кушать пироги и слушать историю о рождении нашего Спасителя.
К- И я вместе с вами буду слушать?
Б- Конечно и ты вместе с нами будешь пить чай и слушать.
К- Бабушка, какое счастье!

Ребята, а сейчас давайте с вами повторим рождественскую историю. На нашей ширме вы видите звездочки, на каждой из них вопрос о Рождестве. Справитесь? Ребята по одному подходят и отгадывают рождественские загадки.
Молодцы, вы хорошо знаете историю праздника. Выходит младшая группа.

А теперь скажите мне,

В чем мы видим красоту? –
В подражании Христу.
Если хочешь быть красивым,
Говори всегда спасибо.
В этом слове – слова два,
Очень важные слова.
Слово первое – спаси.
Говоря его – проси,
Чтобы милостивый Спас
Всех помиловал бы нас.
А второе слово – Бог.
Его просим, чтоб помог
Нам послушными расти,
Крест достойно свой нести.

Звучит музыка. Дети получают подарки и проходят на рождественскую трапезу.

Рождественские посиделки

Такой праздник можно предложить малышам в детском саду, в классе, в клубе семейного досуга, в воскресных школах.

Праздник предусматривает чаепитие с рождественским угощением. Его ведут два ведущих и девочки-хозяюшки. В воскресных школах это могут быть представители от каждой школы, в общеобразовательных - от класса и т.д.

Предварительная подготовка к празднику предусматривает яркое праздничное оформление помещения, красивый эффектный пролог, выступление детей с рождественским поздравлением и колядками.

Кульминацией праздника станет концерт у елочки, подготовленный ребятами. Во время концерта дети наряжают елку рождественскими игрушками, изготовленными своими руками, следуя старинным славянским традициям.

Организаторам праздника важно не затянуть мероприятие. Регламент для малышей - до часа, для детей среднего возраста не более двух часов.

Организаторам следует предусмотреть рождественские подарки для всех детей и распечатки-памятки с рецептами блюд рождественского стола, а также рецепты изготовления рождественских игрушек.

До начала праздника гостей встречают девочки-хозяюшки, они приглашают их за стол.

ОФОРМЛЕНИЕ

Следует украсить помещение новогодними флажками, снежинками и т.п. Определить место сцены, где заранее установлена елка с огоньками, но без игрушек.

(Звучит колокольный звон. Выходят ведущие.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Рождество Христово

Празднуем сегодня,

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

ВЕДУЩИЙ 2:

Спас пришел к народу,

Спас явился людям,

Слава в вышних Богу,

Всем спасенье будет.

(На сцене детский хор или вокальная группа без объявления исполняют песню «Рождество» )

Песня. Рождество.

Муз. А Паутова


1.

Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес,

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

ПРИПЕВ:

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот...

Зажжется первая звезда,

И к нам Христос сойдет.

2.

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир.

ПРИПЕВ

ВЕДУЩИЙ 1:

С праздником вас, ребята, и уважаемые взрослые!

ВЕДУЩИЙ 2:

С Рождеством Христовым!

ВЕДУЩИЙ 1:

25 декабря по старому стилю, 7 января - по новому согласно библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа.

ВЕДУЩИЙ 2:

Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.

ВЕДУЩИЙ 1:

Этот праздник, такой долгожданный и прекрасный, всегда встречают праздничным семейным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

ВЕДУЩИЙ 2:

Потому что Рождество - праздник верующих в Христа, а это значит, что Рождество - это добро и правда.

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, все праздники всегда начинаются с поздравлений и добрых пожеланий.

(На сцену выходят девочки-хозяюшки.)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Гости жданные, красивые,

Дорогие, неспесивые,

Мы, хозяйки, хороши,

Всем вам рады от души!

(жест радушия)

2.

Мы пришли к вам не с помехою,

С угощеньем и потехою.

(девочки под фоновую музыку дружно выносят на столы какое-либо рождественское блюдо.)

3.

Наши гости, не стесняйтеся,

Угощеньем угощайтеся!

4.

Рождество! И всем понятно,

Что пора подать «Колядки».

ВЕДУЩИЙ 1:

Хозяюшки, а где же ваши «колядки»?

(девочки-хозяюшки выносят на столы мучное блюдо «Колядки»)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Все колядки на столе,

Вот кол яд очка тебе.

(дает ведущему пирожок-колядку)

ВЕДУЩИЙ 1 (берет пирожок):

Вот еще... Ну кто же не знает, что такое колядка? Это стишок или песенка, с которой идут в гости славить Христа и поздравлять с Рождеством, а хозяева благодарят колядников гостинцами. При чем тут пирожок?

ВЕДУЩИЙ 2:

Ну, что ты ____________ (имя ведущего 1).

Колядки - это традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.

По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже и их благодарили гостинцами.

ВЕДУЩИЙ 1:

Девочки, расскажите нам про свои колядки и обязательно поколядуйте нам.

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Мы - хозяйки на все руки,

Мы прогоним лень и скуку,

С тестом любим мы возиться,

Гостю есть, чем угоститься.

2.

Вот колядочки с капустой,

Угощайтесь, очень вкусно!

Тесто здесь ржаное, пресное,

Печь колядки интересно нам!

3.

У меня колядки с сыром

Угощайтеся всем миром!

4.

Я несу с картошкой,

И с пшеном немножко...

1.

Вы колядочки берите,

Нам «Спасибо» говорите.

А теперь нам, детвора,

Спеть колядочки пора!

(выходят колядники с вертепом и присоединяются к хозяюшкам. Они поют песню «Колядка»)

Песня «Колядка»

Воссияло солнышко во яслях на сене -

народился Божий Сын миру во спасенье.

Ночью студеной

зябнет Рожденный

Царь Царей всея Вселенной.

Славят Бога на небе ангельские хоры,

прославляет вся земля, и леса, и горы,

Славит дуброва

Бога Живого,

воцарение Христово.

Злые духи жалобно плачутся в пустыне,

человеки Рождеству радуются ныне:

Царь воцарился,

Бог народился,

во спасенье нам явился.

Ты, Мария-матушка, радости причина,

попроси у Господа, Вымоли у Сына

в жизни помогу,

в рай нам дорогу,

будем петь мы: слава Богу!

ЧТЕЦЫ:

1.

Ангел нынче нам спустился

И пропел: «Христос родился».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

2.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые -

Для людей - благоволенье,

Мир и правда для земли!

От жестокости и бед,

Нас Христос спасает всех,

Милосердью учит нас,

К миру призывает Спас!

Знают взрослые и дети,

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

Радуйтесь все люди,

На большой планете,

С нами Бог, Любовь и Правда

Христославьте, дети!

(Девочки-хозяюшки колядникам вручают подарки.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, вы, наверное, обратили внимание на нашу елочку. Да, она светится яркими огоньками, но игрушек на ней нет.

ВЕДУЩИЙ 2:

И это не случайно. Елочка ждет подарков от ребят, наших веселых песен, танцев и настоящих рождественских игрушек, сделанных своими руками.

ВЕДУЩИЙ 1:

Мы начинаем праздничный рождественский концерт!

(У елки дети устраивают праздничный концерт. Участники концерта перед выступлением вешают на нее рождественские игрушки. Далее дети у елки водят хороводы, играют в подвижные игры и т. д. Уместно ввести в программу сказочных героев с Дедом Морозом и Снегурочкой. Они приходят к детям с поздравлениями и подарками (призами). Они же проводят музыкально-развлекательную программу у елочки. Подобрать программу можно в сценариях новогодних утренников.)

ФИНАЛ

ВЕДУЩИЙ 1:

Нашу елку нарядили,

Вам колядочки дарили,

Мы от всей души старались,

Стол накрыли, улыбались.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вот такое Рождество,

В целом мире - торжество:

Песни, танец яркий,

У детей подарки!

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Всем ребятам на прощанье

Адресуем пожеланья:

2.

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

3.

Будьте вежливыми сами,

Дома помогайте маме.

4.

И об этом помнить нужно:

Дорожите, дети, дружбой!

5.

Иисус Христос родился

И мир счастьем осветился!

6.

Так возрадуемся вместе,

Господу споем все песню!

(Дети все вместе заканчивают свой Рождественский праздник песней "Рождество Христово".)

Песня "Рождество Христово"

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово

Рождество!»

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово

Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы, люди, грешны,

Ты один святой.

Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово

Программное содержание:

  1. Закрепить с детьми знания о зимних праздниках (новый год, рождество, крещение, колядки); об их главных символах и о подготовке к празднику. Закрепить знания детей о зиме, зимних месяцах.
  2. Вызвать у детей интерес к общению, активное участие в беседе.
  3. Обогащать словарный запас детей (канун, сочельник).
  4. Создать радостное настроение для детей.

Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".

Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Наступили холода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Правильно.

А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А вам нравится зима? Чем она вам нравится?

Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)

Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.

А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)

Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)

Для чего они это делают?

Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)

А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)

Вспомните слова, которые говорят колядовщики.

Коляда, коляда

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с хохолком.

А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)

Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.

Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)

К этому празднику готовится вся семья.

Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)

Что является главным символом Нового года? (Елка.)

Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)

Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)

Вам понравилась песня?

Чем она вам понравилась?

Какая она по характеру?

О чем поется в этой песне?

Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)

Кто из вас знает, что означает слово Рождество?

Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.

А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?

Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.

Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?

(Дети делятся самостоятельно на две команды.)

Первая игра называется "Слова".

Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".

Молодцы, понравилось собирать слова?

А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".

Снег волшебный это хорошо,

Не растает он в руках у вас ни за что!

И играть в него легко.

Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.

Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)

Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.

Как вы думаете, какая из них Рождественская?

Чем они отличаются?

А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)

Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?

Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.

Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?

Никто его не знает? Но все наверно видели.

Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.

А как вы думаете, как изображали ангелов?

Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Выбирайте себе любое место и разукрашивайте ангелочков.

Теперь давайте рассмотрим ваших ангелов.

Каким цветом вы их разукрасили?

Почему у них такие лица вы нарисовали?

Пусть ваши ангелочки несут в ваш дом тепло, уют, радость и счастье.

Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
  • продолжить формирование понимания символического языка иконы;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
  • формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)

Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)

Чем является данное высказывание?

Как понимаете смысл данной пословицы?

Что такое праздник?

Обратимся к словарю. Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ , «праздничный». Буквальное значение - «день, не занятый делами, свободный от работы».

А какие праздники вы знаете?

Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)

Все ли праздники празднуют одинаково?

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)

Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?

К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?

2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)

Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

3. Актуализация знаний.

Почему этот праздник так называется?

Что вам известно об этом празднике?

А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)

А какое событие легло в основу этого праздника?

А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)

Как звали родителей Иисуса?

Что вам известно о них?

Учитель:

Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна . Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом . Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете . Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил . Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.

Люди давно ожидали рождения Спасителя.

Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?

Учитель: (Слайд 9 – 10)

Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме . Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий . Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид , должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2 ).

Как на свет появился спаситель?

Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

Кто первым узнал о рождении Спасителя?

Как вы думаете, что сказал им Ангел?

Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Учитель: (Слайд 11)

В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда . А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар , жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель : (Слайд 12- 14)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Физминутка

Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Учитель: (Слайд 15)

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?

Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)

День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.

Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

Примеры:

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?

Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.

А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

(Показ иконы) (Слайд 20)

Что вы на ней видите?

Что мы видим в центре иконы?

Почему Младенец родился в бедной пещере?

Кто изображён наверху?

Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?

Как они узнали, что родился Спаситель?

Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?

Как узнали о рождении Спасителя пастухи?

А как узнали о рождении младенца волхвы?

Кто находится внизу иконы?

А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Что еще изображено на иконе?

5. Первичное закрепление.

Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3 ) (Слайд 21 - 22)

6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали на уроке?

Источники информации

  1. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2013.
  3. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
  4. «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
  5. Я иду на урок в воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

Зима. Рождество

Зима. Рождество

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с временем года - зимой. Побуждать отвечать на несложные вопросы. Учить узнавать Младенца-Христа на картинках, принимать молитвенную позу, повторять молитву за учителем (для младших детей повторять слово «Аминь»). Вызвать веселое, радостное настроение. Воспитывать любовь к Богу, интерес к занятию в субботней школе.

Памятный стих: Луки 2, 11 «Родился вам Спаситель!»

ВСТУПЛЕНИЕ.

1.Доброе утро, детки! Я рада всех вас видеть, таких нарядных и веселых.

2.Это наш субботний колокольчик, он будет звать вас на урок. Когда он прозвенит, детки тихо сядут на стулья. Давайте поиграем с ним.Вот как звенит колокольчик! Все деткисадятся на стульчики.

Колокольчикзвенит,

Нашим деткамговорит:

Динь-динь-динь, динь-динь-динь,

На урок приглашает,

Иди, Юлечка, иди, Вовочка,

Иди, Катюша - песенку послушать.

Дети садятся на стулья.

3. Детки, к нам на урок пришел маленький ослик Иа (учитель показывает игрушку), это хороший ослик, он любит играть с детками и слушать интересные истории. Поздоровайтесь с осликом.

(Дети говорят: «Здравствуй, ослик!»). Споем вместе с осликом песню о субботнем дне.

Песня «Доброе утро субботнего дня»(можно спеть какую-либо другую песню по теме).

4.Ослик Иа хочет познакомиться с детками. Кто пришел к нам на урок?

Поется песня «Кто пришел к нам на урок?», учитель подносит к каждому ребенку ослика, они жмут ему ножку. (Вместо ослика можно использовать и других животных, которые участвуют в рождественском рассказе: овечка, козочка, барашек и т. д.)

5. А сейчас будем молиться Иисусу. Сложим ручки вот так. (Учитель показывает и помогает детям сложить ручки), станем на коленки, вот так (на коврике), закроем глазки и помолимся.

«Дорогой Иисус! Спасибо Тебе за субботний день, за всех деток. Благослови урок, помоги запомнить все. Аминь».

Учитель побуждает детей повторять молитву или слово «Аминь».

6. У нас сегодня есть именинники (называет детей). Давайте поздравим их песенкой, пожмем им ручку,крепко обнимем и подарим имениннику книжечку. (Поется любая песня и учитель молится за именинников, называя их имена).

7.Наш ослик Иа собирает дары для Иисуса. Ослик отвезет эти дары в далекую страну. На эти денежки купят деткам Библии на день рождения. Сегодня у нас денежки будет собирать …. (назначаются старшие дети). Кто принес дары Иисусу? Положите их в мешочек, который висит на спинке уослика. (Поется песня «Я принес дар Иисусу» или другую песню по теме).

Молитва над дарами вместе с детьми.

«Дорогой Иисус!Прими наши дары для бедных деток в далекой стране. Благослови их. Аминь».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I . Рассказна коврике: « Зимняя картина».

1.Детки, а вы знаете, какое время года сейчас? Зима. Все листики с деревьев опали. Где листики? Нет листиков. Деревья без листиков. А на земле что лежит? Это снег (показать картинку дерева в снегу).

2.Снег такой белый-белый, холодный и мокрый. Потрогайте снежок (помощник приносит снег или ледяную сосульку. Если снега нет, продолжаем рассматривать картинку).Если потрогать снег (лед), торучкибудут мокрые.

А вы видели, как падает снег? Сначала на небо приходят белые тучи (фланелеграф, белые тучи), потом оттуда падает снег.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится».

3. Сейчас я подарю вам белые снежинки.Посмотрите, какие они красивые (раздать детям вырезанные из плотной бумаги снежинки D =15 см, покрытые прозрачной клейкой пленкой). Давайте споем песенку про снежинки (дети поют песню и приклеивают снежинки на фланелеграф. Можно просто размахивать снежинками, изображая их падение).

«Снежинки, снежинки,

Белые пушинки,

Тихо - тихо падают,

Деток наших радуют!»

4. Из снега можно лепить снеговик, вот такой! (показать поделку из ваты, крупную). Чтобы сделать снеговик, сначала нужно скатать снежок (учитель берет кусочек ваты и скатывает круговыми движениями). Давайте сделаем снежки (детям раздают кусочки ваты и они катают снежки. Родители и учитель помогают им, обучая технике скатывания). (Дети 2-3 лет обучаются в садах лепке круговыми движениями, младшие могут просто подержать вату в руках). Ой, сколько у нас много снежков, и какие они красивые!

5.А что еще любят детки делать зимой? Они любят кататься на саночках (картинка ребенка на санках). Это санки, вы на них тоже катались. Посмотрите, малыш тепло одет, потому что на улице холодно. Он в шубке, шапочке, шарфике. И наши детки пришли на урок тепло одетые. Малыш играет, катается, ему весело. Давайте и мы поиграем.

Разминка

Станем в кружок, возьмемся за ручки и покружимся, как снежинки (дети становятся в круг и под слова водят хоровод).

«Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок»

Повторить 2 раза в разные стороны.

Хорошо наши детки покружились, будто снежинки. А теперь тихонько наши «снежинки» садятся на стульчики.

II . Библейская история. Рождество

1.Зимою есть праздник, который любят все детки - рождество. Рождество - это день, когда люди вспоминают о рождении Иисуса. Когда Иисус родился, Он был маленький, как вы. И у Него были папа и мама (фланелеграф: Иосиф и Мария на ослике). Маму звали Мария, а папу звали Иосиф. Перед тем, как Иисус родился, Его мама Мария и папа Иосиф должны были идти в другой город. У них не было машины и Мария ехала на ослике, на таком, как наш Иа (показать игрушку), А Иосиф шел рядом. И было слышно, как по дороге топали ноги Иосифа: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ», а рядом стучал копытцами ослик: «Цок-цок-цок, цок-цок-цок». Как топали ножки Иосифа? (дети повторяют), а как стучал копытцами ослик? (повторяют).

Давайте покажем, как они шли.

Игра.

1.Иосифа ножки шли по дорожке «Топ-топ-топ, топ-топ-топ» (дети делают большие шаги, учитель показывает движение). Ослика ножки шли по дорожке «Цок-цок-цок, цок-цок-цок» (высоко поднимать согнутые в коленях ноги).

2.Вот они пришли в город. Мария устала, хочет спать. Но где они будут спать? Они постучали в дверь: «Тук-тук». Давайте постучим палочками (ладошкой, кулачком по коленке, столу): «Тук-тук, тук-тук». Дядя вышел и сказал: «У меня нет места, идите в сарайчик». И они пошли в сарайчик (фланелеграф). Там было много животных: овечек, коровок, осликов (показать крупные картинки). Давайте поставим животных в сарайчик (раздать животных из фланелеграфа, дети прикрепляют к полотну).

3.И ночью родился Иисус. Он был очень маленький. Мария завернула Иисуса в мягкие пеленки, вот так, и положила в ясельки (завернуть куклу в пеленку и положить в коробок). Мария и Иосиф были очень рады своему сыночку. Мария сказала: «Какой Он хороший», Иосиф сказал: «Мы назовем Его Иисус». Это был день рождения Иисуса.

4.Когда вы родились, ваши папы и мамы хотели всем рассказать, что вы родились. Они звонили по телефону и говорили: «Алло! Алло! Дедушка, бабушка, дядя, тетя! У нас родился Саша!» (Телефон. Набрать номер и говорить в трубку).

Как мама и папа говорили? (Дети прикладывают ладошку к уху и говорят: «Алло!»).

Но тогда не было телефонов и ангелы на небе решили спеть песню (раздать детям фигурки ангелов на палочках). Ангелы пришли к пастухам и сказали: «Родился вам Спаситель » (Памятный стих Лук.2:11). Что сказали ангелы пастухам? Поднимите наших ангелов вверх и все вместе скажем: «Родился вам Спаситель» (2 раза).

Пастухи пошли и увидели Иисуса (картинка) и сказали: «Здравствуй, Иисус! А на небе взошла большая звезда (показать большую вырезанную звезду). Ее увидели мудрецы и сказали: «Там родился Иисус!» (фланелеграф). Они пошли к Иисусу и подарили Ему подарки.

А что мы подарим Иисусу? Давайте подарим Ему наши сердечки (раздать вырезанные сердечки из фланели или с обратной стороны наждачная мелкая бумага, дети наклеивают их на полотно возле Иисуса).

А еще мы подарим Иисусу песенку. Песня с музыкальными инструментами или с движениями.

«Маленький Иисус в ясельках лежит,

Маленьким Иисусом мама дорожит.

Покормит, подержит, погладит его

И песенку тихо споет для него».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Давайте повторим наш стих (раздать ангелов на палочках). Что сказали ангелы пастухам? «Родился вам Спаситель». (Фигурки ослика с написанным текстом памятного стиха учитель раздает детям)

2.Песня (повторить из тех, что пели на уроке)

3.Молитва: «Отец Небесный! Спасибо Тебе за маленького Иисуса, который родился на нашей земле.Мы Его любим и хотим тоже быть послушными, как Он. Аминь»

Заданиеродителям:

1. Детям подарили бумажного ослика с написанным памятным стихом. Дома в течение месяца родители должны напоминать им об истории рождения Иисуса и повторяют памятный стих. Фигурку ослика можно потом поместить в специальную тетрадь памятных стихов. По фигурками рисункам дети легко вспомнят все выученные библейские стихи.

2. В течение неделивместе с детьми слепите снеговика. Можнолепить из пластилина или изваты.

Игры на ковре:

1.Игра «Топали по дорожке».

«Большие ножки шли по дорожке: топ-топ, топ-топ (делают большие шаги); маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ, топ-топ (бег); ослика ножки стучали по дорожке: цок-цок, цок-цок (поднимая ноги в колене); мишкины ножки шагали по дорожке (переваливаясь с ноги на ногу); зайчика ножки прыгали по дорожке: прыг-прыг, прыг-прыг (прыжки на двух ногах).

2.Постройка из кубиков. Сарайчик для ослика.

Из 3-х кубиков:

Усложнениеназанятиях3-4.

1.Вместо картины с зимними пейзажами, использовать макет в коробке или доску из пенопласта.

2.Вместо фланелеграфа - настольный театр.

4.Вместо картины ребенка на санках, можно взять куклу и игрушечные санки. Когда показываем куклу на санках, проговариваем стих:

Покатились санки вниз,

Крепче куколка держись,

Ты сиди, не упади,

Может, ямка впереди.




Поделиться: