Танцевальное творчество в доу. Доклад «Развитие творчества детей в процессе игрового танца

Пьянкова Нонна Валентиновна

музыкальный руководитель

МДОУ №7 «Теремок» г. Коряжма

«Развитие творчества детей в процессе игрового танца»

Танцевальная деятельность способствует развитию творческого потенциала детей и в целом содействует их эстетическому воспитанию.

Многие ученые и педагоги анализировали роль танцевальной деятельности в эстетическом воспитании. Анатолий Фомин ввел понятие «игровой танец», который характеризуется ситуативной изменчивостью, импульсивностью, насыщенной импровизацией, в отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует заданная форма. В игровом танце у ребенка происходит целостное видение, чувствование образа, в то время как в зрелищном танце педагог передает исполнителю лишь фрагментарное видение образа (роли).

Игра и движение - любимые занятия детей. Именно это и определило тему для работы, которая звучит «Развитие творчества детей дошкольного возраста в процессе игрового танца».

Изучив различные программы по музыкальному воспитанию детей, раздел «Музыка и дети» программы «Детство», литературу и периодические издания по этому вопросу, я остановилась на разделе «Музыкально - ритмические движения», в частности меня привлек- танец. Работа по обучению детей танцу направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Основной целью занятий является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения.

Перед собой я поставила цель и определила задачи работы.

Цель:Развивать творческие способности дошкольников посредством игрового танца

Задачи:

    Создавать условия для развития способностей детей дошкольного возраста;

    Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала детей дошкольного возраста;

    Познакомить с историей возникновения и развития танца от истоков до наших дней;

    Организация полноценной культурно – досуговой деятельности;

    Привитие навыков здорового образа жизни, снятие мышечного и психологического торможения за счёт танцевального движения.

Я стала целенаправленно работать в данном направлении:

    Изучила литературу.

    Предлагаемые программы по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.

    Опыт работы разных педагогов по данному вопросу.

    Провела диагностику с детьми по выявлению уровня развития музыкальных знаний, умений и навыков.

И пришла к выводу, что детей в дошкольных учреждениях учат танцевать только зрелищные танцы, которые необходимы для выступлений на утренниках, тематических праздниках, конкурсах фестивалях. И поэтому продуктом именно такого танца является - форма, а не сам процесс сочинительской и исполнительской деятельности.

Работа по данной теме формирует у дошкольников навыки танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, поэтому развитие творчества детей в процессе игрового танца было организовано на занятиях кружка «Топотушки». Работа осуществляласьпо трём этапам, соответствующим возрастным периодам дошкольного возраста.

    подготовительный (средняя группа) На пятом году жизни формируется навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуют танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.

Значительная часть занятий 1-го года обучения посвящена азбуке музыкального движения. Сюда входят различные виды ходьбы, знакомство с некоторыми рисунками танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. Наряду с этим в план включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.

    основной (старшая группа) На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным. Успешно овладевает Основными движениями, у него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

    этап совершенствования (подготовительная группа)

Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходитьи бегать: легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельностроить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами;выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения(выставлять ноги вперёд на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружитьсядвигаться вперёд); способны передавать игровые образы различного характера.

Организация занятий выстраивается согласно методических рекомендаций по проведению музыкальных занятий. Занятия хореографией проводятся со средней группы, 1 раз в неделю, во второй половине дня, после дневного сна. Продолжительность занятий соответствует возрастными особенностями детей 4-7 лет 20 минут, 25 минут,30 минут соответственно.

Структура занятия: I часть - задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.II часть - задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.III часть - музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов, приемов и средств. Формы можно условно разделить на основные, дополнительные. К основным формам относятся: прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей в Доме Культуры, музыкальные представления в Детской Школе Искусств, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей дошкольного возраста. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Приемы:показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания.

В своей работе наиболее целесообразно применять методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Хореографическая деятельность во время занятия включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

пляски: парные народно-тематические


игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические


хороводы:


построения, перестроения


упражнения с предметам: шарами, мячами, цветами, ложкам и др.

задания на танцевальное и игровое творчество


Об успехах детей свидетельствуют положительные отзывы родителей, высокая посещаемость занятий, активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада, участие в городских конкурсах и фестивалях: открытие малых олимпийских игр в ДОУ; открытии конкурса чтецов в ДОУ; городской фестиваль «Созвездие талантов»; городской фестиваль творчества детей – инвалидов «Зажги звезду»; городской фестиваль близнецов; городской фестиваль «Крылья надежды».

По окончании работы я провела диагностику и сравнила ее с результатами начальной диагностики по тем же критериям.

Двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- исполнять движения, сохраняя при этом правильную осанку;
- различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.);
- овладеть различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.);
- овладеть правильными позициями ног и положением рук;
- уметь исполнить движения и танцевальные композиции хоровода, народных плясок.

Полученные результаты имеют положительную динамику. Уменьшился % низкого и среднего уровня развития, появился высокий уровень развития детей.

Подводя итог работы в кружке «Топотушки» можно сказать, что она прошла не зря. Игровые танцы, разученные с детьми могут быть представлены:

1. Самостоятельным занятием и полезны мне как музыкальному руководителю.

2. Танцминутками, включенными в занятия физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и познавательного цикла, используемые воспитателями для снятия мышечного напряжения детей.

3. Педагогу-психологу на занятиях вербального типа, т.к они направлены на раскрепощение личности ребенка.

Творческих

успехов!!!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №7

Статья на тему:

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Подготовила музыкальный руководитель

Маклакова Елена Михайловна

р.п. Новоспасское

2015 год.

В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация в стране не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, ног тем не менее главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.

Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, по запросу родителей в детском саду №35 «Непоседы» были организованы занятия в танцевальном коллективе «Карамель». Кружковые занятия танцами нацелены на развитие у дошкольников чувства ритма, музыкального слуха, культуры движения, гибкости, пластики, укрепления дыхательной, мышечной и сердечно-сосудистой системы детского организма.

По мнению таких авторов, как Е.В.Горшкова, С.Л.Слуцкая, А.В.Буренина, О.А.Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Основной целью работы танцевального коллектива «Карамель» в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа в детском танцевальном коллективе детского сада позволяет решать следующие задачи:

  • помощь дошкольникам в обретении умения выражения своих впечатлений в танцевально-творческой деятельности;
  • проявление детского творчества через импровизацию в танце;
  • развитие творческого воображения, мышления посредством музыкальных образов;
  • приобщение родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш танцевальный класс просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.

Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения. Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих принципов:

1. соответствия возрастным особенностям дошкольников

2. от простого к сложному

3. доступность для исполнения

Занятия проводятся по возрастным группам. Продолжительность занятий зависит от возраста – средняя группа 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут. В неделю проводится по два занятия во вторую половину дня. Занятие кружка должно приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.

Хореография - это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т.п.

В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога-хореографа - воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.

В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается музыка, обращается внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции. В работе кружка большое значение уделяется танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений.

Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела).

На втором этапе дети нацелены на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.

На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия): после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем происходит совместное объединение их в простейший рисунок.

Также во время занятий танцами происходит знакомство с основами актерского мастерства. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки детям объясняются анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.). Подобным же образом, в игровой форме, дошкольники знакомятся с анатомией частей тела – суставами и мышцами, осваивая особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более осознанно усваивать танцевальные «па» и избегать возможных травм.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила - это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость - это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детей обычно отмечаются положительные сдвиги:

1. улучшается осанка;

2. дети становятся подвижнее;

3. движения становятся изящнее;

4. пластика становится более выразительной;

5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.

Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Танцевальное творчество в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.Танцевальное творчество - массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники ДОУ приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического творчества.

Приобщение к творчеству хореографии включает ознакомление дошкольников с классическими балетами, современной музыкой; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий. Успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые хореографические занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.

Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.

Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.

Используемая литература:

1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. – 152с.

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006– 272 с.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.

6. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

7. Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. -- М.: Просвещение, 1997.

8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005.

9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008

10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2004.


Татьяна Мещерякова
Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства

Слайд 1. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха,

Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается , как умеет. В любом случае танец – это удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный.

Слайд 2. Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека . Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдет совсем немного времени занятий танцем , и вы заметите, как ребенок преобразится : появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия . Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

Слайд 3. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки , мы становимся способными открыто выражать свои эмоции. Таким образом, я считаю, что танцевальное искусство несет в себе , помимо красоты, и психотерапевтический эффект : выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Слайд 4. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения . Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Актуальность данной темы определяется значимостью проблемы воспитания активной творческой личности . Ведущая педагогическая задача - активизировать на занятиях творческие проявления воспитанников, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора . Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер.

Выбор темы продиктован необходимостью познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции , подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности , что они талантливы и неповторимы.

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например : музыка изобразительного характера – танец «Осенние листочки» , «Ромашка – цветок полевой» и др. Продумываю движения для танцев , игр и этюдов, чтобы они были : доступными двигательным возможностям детей , понятными по содержанию игрового образа.

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью : то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей ) .

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций , подбор танцевальных игр , этюдов, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений , на занятиях в танцевальном кружке .

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей » , программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , «От жеста к танцу » Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду » Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Слайд 6. Формирование творческих способностей дошкольников , улучшение их психофизического состояния посредством танца . Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать . В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности .

Главные цели и задачи моей педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце , как вид искусства , а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору , умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

Задачи :

1. Развитие музыкальности :

- развитие способности воспринимать музыку , т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма.

- развитие музыкальной памяти .

2. Развитие двигательных качеств и умений :

- развитие координации движений, гибкости пластичности.

Воспитание выносливости.

Формирование правильной осанки, красивой походки.

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей , потребности самовыражения в движении под музыку :

- развитие творческого воображения и фантазии.

- развитие способности к импровизации .

4. Развитие и тренировка психических процессов :

- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике.

- развитие восприятия , внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности :

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным.

Воспитание умения вести себя в группе во время движения.

Слайд 7. В своей педагогической работе использую групповую форму занятий, применяю комплексный способ разучивания танцевальных элементов по принципу «От простого к сложному» .

Слайд 8. Данный способ включает :

Теоретический компонент (беседа о танце , характере музыки и средствах ее выразительности , объяснение исполнения движений, с учетом возрастных особенностей детей );

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями );

Практический компонент (разучивание и отработка элементов танцевальной вариации , закрепление, тренировка мышечной памяти).

Слайд 9. В своей работе придерживаюсь следующей последовательности изучения танца :

1. Знакомство с танцем : история; разбор музыкального темпа; определение характера музыки, фигур и манеры их исполнения).

2. Разучивание элементов танца , на которых будут строиться фигуры.

3. Разучивание фигур танца , с учетом их физических особенностей, характера и способностей .

4. Театрализация танца : эмоции, характер, сыгранная история.

Слайд 10. Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию . Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества детей самостоятельной импровизации.

Слайд 11. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев , содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами , побуждающие к движению, подсказывающие его.

Слайд 12. Работа над сюжетным танцем я начинаю с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения.

Слайд 13. Особенности разработанных танцевально-игровых композиций :

1. Возможность использования материала на маленьких пространствах (в совместной, самостоятельной деятельности) .

2. Возможность применения материала на детской аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, без большой предварительной подготовки (мероприятия массового характера в помещениях и на улице) .

3. Движения танцев легко трансформируются в зависимости от уровня подготовленности (возраста) детей .

4. Возможность самостоятельного комбинирования и творческой интерпретации движений.

Слайд 14. Для постановки танца нужны творческие задумки , которые требуют для передачи образа использование реквизита. В работе создание реквизита выступает как дополнительная творческая форма работы , которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности .

Слайд 15. Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству , желание показать своё умение на уровне детского сада, на сцене городского Дома культуры. Это подтверждают неоднократные выступление моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции на «День защиты детей » , «День Победы» , «День матери» , культурно-досуговая деятельность. Слайд 16. В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных задач.

Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах , детских утренниках, праздниках, на родительских собраниях и районных мероприятиях :

Слайд 17. Таким образом, можно сделать следующий вывод : последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей , их творческую активность , учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Дата публикации: 15.05.17

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района г. Волгограда»

Методическая разработка

Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС.

Составила:

воспитатель

Муханова Рамиля Рафиковна

Волгоград, 2017г

Методическая разработка

«Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС».

Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать систему музыкальных сюжетно танцевальных композиций, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: дать определение сущности развития творческих способностей дошкольников системе ФГОС, определить их роль в общем, становлении личности дошкольника; Познакомить с методикой проведения сюжетно – танцевальных композиций. Раскрыть особенности программы формирования музыкальных творческих способностей средствами сюжетно – танцевальных композиций как основы передового опыта.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

Первые занятия в танцевальной студии начинаются со слушанья музыкальных произведений. Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Таким образом, сюжет, предполагающий ритмическое движение, сплоченное с игровой ситуацией, позволит наиболее полно и продуктивно стимулировать и развивать в дошкольнике творческие способности, что позволило нам наметить пути развития творчества старших дошкольников посредством именно сюжетных композиций в музыке.

В основе музыкальной деятельности нашей студии лежит передовой опыт педагога музыканта Татьяны Иосифовны Суворовой, которая основной своей задачей ставила развитие ребенка его творческой направленности посредством ритмического танца.

Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако, если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью? Именно в таком репертуаре и скрыт секрет успеха Татьяны Иосифовны, которая уже в течение нескольких десятилетий с успехом использует веселые парные танцы, игры, ритмические композиции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Важную роль в создании системы музыкально-ритмического воспитания дошкольников сыграли замечательные учителя – О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович и др.

Опыт включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

В методической разработке представлены несложные танцы и ритмические упражнения, удобные для разучи­вания со старшими дошкольниками и младшими школьниками, которые можно вклю­чать в программу различных утренников, выступлений и просто занятий с детьми.

Сборник «Танцевальная ритмика» включает следующие разделы:

  • «Музыкально-ритмические разминки» (тренаж).

Подобные упражнения следует включать в начало занятия, так как их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настро­ения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

2. «Парные и круговые пляски» - это, пожалуй, незаменимый материал для прове­дения развлечений, утренников, новогодних «Елок» и т. д. предлагаемый репертуар так­ же отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальнос­тью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

3. «Сюжетные и характерные танцы» - репертуар для детских праздников. Эти тан­цы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с различной подготовкой.

Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного ре­пертуара детьми педагог должен обратить особое внимание на выразительность мимикии движений.

4. «Наше наследие» - лучшие разработки по ритмике для дошкольников, созданные нашими учителями (О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович, Н. Г. Соркиной и др.) в 60-80 гг.

Многие танцы (включенные в 1-й и 2-й выпуски), такие как «Конькобежцы» на музыку Вальдтейфеля, «Снежинки» на музыку Шуберта, «Сиртаки», «Оркестр» на музыку Смета­ны, «Полонез» на музыку Андреева, «Падеграс», полька «Анна», «Собачки», «Танец на ка­нате», «Кадриль» и др., не потеряли своей актуальности и сегодня. Они так же нравятся
детям, как и 20-30 лет назад, и пользуются большим успехом у зрителей.

Многие танцы и упражнения создавались в последние годы в процессе творческого общения с педагогами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России (полька «Буратино», «Спортивный танец» и др.). В раздел «Наше наследие» включены наиболее популярные танцы и упражнения для детей разработанные нашими учителями в 1970-80 годы (Н. Соркиной, А. Айзекович, О. Головчинер и др.). Этот репертуар успешно используется на занятиях ритми­кой и сегодня.

Все педагоги, обучавшиеся на авторских семинарах Т. Суворовой, уже отметили легкость и доступность предлагаемого репертуара, яркость музыки, возможность использовать эти тан­цы в различных формах работы с детьми: на занятиях, праздниках и развлечениях, детских им­провизированных утренниках.

Наша студия «Радуга»

Студия «Радуга Движений» работает в стенах нашего детского сада уже 3 года. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю. В ней занимаются дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем творческого и музыкального развития. Учитывается интерес каждого ребенка, его способности, возможности, а также психологические особенности. В начале каждого учебного года мы проводим диагностику психомоторного развития ребенка. Много внимания уделяется работе с застенчивыми, робкими детьми, а также с гиперактивными и импульсивными. Систематические занятия студии помогают детям развить интерес, способности, ведь каждый из детей по – своему талантлив, каждый может передать характерный образ в движении по желании необходимо дать возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости».

Вся работа танцевальной студии строиться на основе методических разработок, а также на основе программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». В методические пособия вошли танцы, игры. Которые за многие годы их жизни в детском мире зарекомендовали себя как прекрасный репертуар, созданный мастерами и коллективом музыкально – ритмических движений Санкт – Петербурга, а также авторские композиции. Трудно переоценить представленный в методическом пособии материал: он направлен на успешность ребенка, благодаря доступности, простоте, выразительности, как музыки, так и соответствующей ей танцевальной композиции. К данным разработкам прилагаются аудио записи на CD дисках.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

  • -знакомство с содержанием музыкальных произведений.
  • -Воссоздание характерного образа средствами движений.
  • -Анализ продуктов деятельности.

Первые занятия в танцевальной студии мы начинаем со слушанья музыкальных произведений.

Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце, упражнения или игры. На этом этапе обучения педагог знакомит детей с музыкальным репертуаром, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробировать движения подражая педагогу.

Название танца, или упражнения вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа (например, «Капельки») и активизирует работу центральной нервной системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки апробирования упражнения, или движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движений, упражнения, танца целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап: углубленное изучение разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений.

Основная задача этого этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движений, его последовательности, в танце или игре, усовершенствованию ритма, пластики, жестов, мимики, свободного и слитного выполнения движений танца.

Работая над выразительностью образных движений, используем такие приемы как: мини – этюды, сюжетные этюды, пластические этюды, этюды на основе эмоций, игровые приемы.

Пластические этюды, игровые задания в образе животных помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, жестов, мимики, пантомимики.

Этюды на основе эмоций: «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх», а также, продуктивен такой игровой прием, как «живой телефон».

Следующий этап работы – соединение отработанных движений с единим сюжетом.

Последний этап – рождение четко отработанного танца.

Занятия в танцевальной студии и создание сюжетно – танцевальных композиций позволяют ребятам с большим интересом погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, они учатся формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Эти занятия требуют от ребенка умственной и двигательной активности, а также решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Не у всех детей все получается сразу, это длительный процесс. А когда у ребенка наступает момент, и он может то, чего не умел раньше, то есть рождает красивый танец, это для него победа.

Выступление на сцене перед зрителями способствует реализации творческой энергии и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Слушая и слыша музыку, ее характер, интонации, смену настроения, ребенок входит в образ и передает услышанное в движении, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Самый короткий путь для музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности - это игра, фантазирование, сочинительство.

Снятие зажатости, обучение чувствованию и творческому воображению – это путь, через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать танцевальная деятельность. Движение под музыку, создание и воплощение сюжетно – танцевальных композиций связывают творческие проявления с личными переживаниями, ведь музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия в танцевальной студии расширяют познания окружающего мира и действительности, учат детей решать проблемы, находить новые ответы, правильно поступать в тех, или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью с творческой «изюминкой» внутри.

Результат такой систематической и планомерной деятельности является выступления юных артистов перед воспитанниками детского сада, родителями, на развлечениях, утренниках. Периодически мы устраиваем гостевые обмены для воспитанников ближайших детских садов и городские мероприятия.

Литература.

  1. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 2. – Спб: «Музыкальная палитра», 2005. – 48с.
  2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Спб.: «Музыкальная палитра», 2004. – 44с.
  3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 3. - Спб.: «Музыкальная палитра», 2005. – 40с.
  4. Горшкова Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР «О формировании музыкально – двигательного творчества в танце». Дошкольное воспитание №12 – М: Просвещение,1991.
  5. Бочкарёва Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие – Кемерово,1998 –64с.;
  6. Фирилёва Ж..Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений – СПБ.: «Детство – пресс»,352с.
  7. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. И сред. Учебных заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  10. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999.
  11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.

4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965.

6.Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

7.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

8.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125с.

9.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.

10. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»

Обобщение педагогического опыта

музыкального руководителя

« Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности »

Составитель:

музыкальный руководитель

Татаринцева И.В.

г.Жердевка 2018

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А.И. Буренина.

1. Введение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

2. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Цель:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

Обучить основам импровизации.

Развивающие:

Развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формирование художественного вкуса;

Развитие выразительности движения;

Развитие координации движения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям ритмикой;

Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

Воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

Развитие мышления, воображения, познавательной активности.

3. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:

    Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

    Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

    Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

    Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.

При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

    Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

    Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

4. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

5. Технология реквизитного украшения танца

Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.

6. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

7. Эффективность педагогического опыта

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

8. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.

9. Заключение:

На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет

успешной и плодотворной.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше



Поделиться: