Что происходит с волосами после окрашивания. Классические перманентные красители для волос — характеристика и процесс окрашивания

Решение стать блондинкой нередко спонтанно. Женщина просто идёт в магазин и покупает понравившуюся белую краску. Дома она смешивает что-то в тюбике с чем-то во флаконе, наносит на волосы и ждёт. Неудивительно, что результат отличается от ожиданий.

Создание блонда всегда происходит в два этапа.

  1. Осветление (обесцвечивание). Это процесс, при котором разрушается натуральный или искусственный пигмент волос.
  2. Тонирование. Придание волосам желаемого оттенка.

Осветление производится специальной пудрой или кремом и окислителем определённого процента. Например, чтобы тёмные волосы сделать светлее на 4–5 тонов, нужен оксид не меньше 6%. Если волосы светлые, обычно используют 1,5–3-процентный окислитель. Но всё очень индивидуально. Иногда, чтобы добиться нужного результата, для осветления блондинов используют 6–9-процентный оксид.

Результат осветления всегда тёплого оттенка. Почему так происходит, узнаете чуть позже. Пока же запомните: между понятиями «осветление» и «окрашивание в блонд» нельзя ставить знак равенства. Ведь осветлиться можно и для создания ядерно-оранжевой или кислотно-зелёной шевелюры.

Осветление - это лишь первый шаг к блонду. Оно задаёт подложку, на которую обязательно должен лечь цвет.

Результат окрашивания зависит от многих факторов: состояния волос, исходного тона и оттенка и, конечно же, красящего состава и способа его нанесения.

Вика Глу, парикмахер

Ошибка 2. Не учитывать фон осветления и уровень тона

В быту люди делятся на блондинов, шатенов, рыжих и брюнетов. У профессиональных парикмахеров и колористов всё сложнее.

Волос человека состоит из питающего стержня (медулы), придающего прочность и эластичность кортекса и защитной кутикулы (множества плотных чешуек на поверхности).

В кортексе находится меланин, который отвечает за цвет волос. Меланин состоит из двух пигментов эумеланина и феомеланина. Первый имеет тёмный оттенок (от коричневого до сине-чёрного) и форму удлинённых гранул. Второй представляет собой круглые молекулы жёлтого и красного цветов.

Натуральный цвет волос зависит от соотношения пигментов меланина. Чем больше эумеланина, тем темнее шевелюра, и наоборот: у блондинов преобладает феомеланин.

От количества эумеланина зависит уровень тона (или, как ещё говорят, уровень глубины тона).

Уровень тона (УТ или УГТ) - это градация натурального цвета волос по светлоте.

Вика Глу, парикмахер

Выделяют 10 УТ, где единица - это чёрный, а блондом считается всё, что выше семёрки.


uhairstylist.com

При осветлении повышается уровень глубины тона и проявляется фон осветления. Это цвет, который получается после частичного разрушения натурального или искусственного, если волосы были окрашены, пигмента.

Представьте себе колбу с красными и жёлтыми шарами внутри. Исходный уровень тона - 6. Осветляемся до 9. В колбе остаются только жёлтые шары. Следующий шаг - тонирование, и нужно понять, сколько добавить синего и красного, чтобы цвета перемешались и издалека колба выглядела бежевой.

Перед переходом в блонд нужно определить уровень тона, преобладающий пигмент и желаемый результат. От этого зависит, чем осветлять (порошком или кремом), окислитель какого процента использовать, откуда начинать наносить состав и прочие нюансы. Парикмахеры составляют специальные формулы, чтобы рассчитать, сколько граммов из какого тюбика выдавить для тонирования конкретных волос.

Вика Глу, парикмахер

Ошибка 3. Не следовать инструкциям

Важно учесть не только уровень тона и фон осветления, но и понимать, к какому типу относится состав и как им правильно пользоваться. Осветление и окрашивание волос - это химические реакции, протекание которых зависит от используемого красителя.

Все красители можно разделить на прямые и непрямые.

Прямые не смешиваются с окислителем и не проникают внутрь волос. Их молекулы оседают на кутикуле. Выпускаются прямые красители в основном в виде оттеночных шампуней, бальзамов и муссов. Также к прямым красителям относится и цветные мелки. Их легко использовать в домашних условиях (не нужно ничего смешивать) для поддержания или освежения цвета.

Непрямые красители открывают кутикулу, проникают внутрь волоса и разрушают природный пигмент, чтобы освободить место для искусственного. Такие красители всегда смешиваются с окислителем - перекисью водорода с различными добавками. Выпускаются обычно в форме кремов. Работать с ними сложнее (нужны точные пропорции).

К непрямым относятся также красители, в которых нет аммиака, но присутствуют его производные. У них не такой резкий запах, но принцип действия такой же, как у аммиачных красителей.

При работе с непрямыми красителями очень важно правильно подобрать процент окислителя. От него зависит, на сколько удастся подняться по уровню глубины тона и сколько держать состав на волосах.





Многие ошибочно думают, что чем дольше они держат краску на волосах, тем лучше будет эффект. На деле производители проводят не одно клиническое исследование, чтобы рассчитать, сколько времени конкретному составу нужно для осветления, проявления и закрепления искусственного пигмента. Если на упаковке написано «Держать 30 минут», держите полчаса. Передерживая краску, вы лишь сушите волосы.

Ошибка 4. Не ухаживать за волосами

Чтобы стать роскошной блондинкой, мало осветлиться. Блонд требует постоянного бережного ухода. Иначе прошедшие через реакцию осветления волосы повиснут безжизненной паклей.

У волос не бывает силы и энергии, потому что это ороговевшие придатки кожи. Некоторая восстанавливающая косметика регенерирует дисульфидные связи и белок, но большинство кондиционеров просто плотно закрывают чешуйки кутикулы, чтобы они отражали свет. В итоге волосы хорошо выглядят, их приятно трогать.

В интернете масса народных рецептов осветления волос. Необходимо понимать, что лимонный сок, отвар ромашки или кефир никогда не превратит вас в платинового блондина. Максимум сделает русые волосы на полтона светлее.

Но природные компоненты можно использовать для улучшения состояния окрашенных волос. Вот несколько хороших масок.

  1. Медовая . Смешайте в равных пропорциях мёд, сок алоэ и касторовое масло. Держите на волосах 30 минут. Смойте большим количеством тёплой воды.
  2. Банановая . Смешайте блендером до полной однородности один средний банан, одно яйцо, одну чайную ложку мёда, столовую ложку и две столовые ложки жирного йогурта без добавок. Держите около часа, затем смойте и вымойте голову шампунем.
  3. Яичная . Две столовые ложки желатина залейте тёплой водой и оставьте на 10–15 минут, чтобы желатин набух. Затем растопите его на водяной бане, добавьте желток одного яйца и столовую ложку своего бальзама для волос. Получившуюся смесь нанесите на волосы, наденьте полиэтиленовую шапочку и укутайте голову полотенцем. Держите 40–60 минут. После процедуры промойте волосы тёплой водой.

Будьте осторожны с народными средствами. Они могут испортить даже самый красивый холодный блонд. «Еда» на волосах никогда не даст такого эффекта, как профессиональная косметика. Из того, что вряд ли сделает хуже, - уксус (кислая среда пригладит чешуйки), кокосовое масло (но его сложно смывать).

Вика Глу, парикмахер

Кроме того, необходимо постоянно поддерживать цвет оттеночными шампунями и прочими средствами, которые тоже нередко содержат уходовые компоненты.

Как-то мы писали о том, но вопрос с прической этим, конечно, не ограничивается. Теперь мы поговорили с профессиональным колористом об окрашивании волос и выяснили всё, что нужно знать, прежде чем менять цвет или закрашивать седину дома или в салоне.

маша ворслав

Зачем красить волосы


В чем преимущество
профессиональных и
безаммиачных красок


На профессиональных красителях обычно нет рекомендаций по смешиванию цвета, и, в принципе, для нейтрализации можно использовать и бытовые красители, но есть риск попасть пальцем в небо. По фотографии, которая их сопровождает, нельзя понять оттенок, который в конечном итоге выйдет, - это всё равно, что смотреть на журнальную фотографию сквозь студийный свет и . Чтобы его прикинуть, надо знать, что значит каждая цифра в номере оттенка. У меня есть клиенты, которые знают, какими цветами их надо красить. Тройка, например, обозначает золотой оттенок, так что если хочется получить пепельный, его нельзя использовать.

Еще есть безаммиачные и временные красители, которые не очень долго держатся. Безаммиачный краситель не проникает глубоко в волос, он держится на поверхности и не повреждает структуру волоса, даже если его окрашивают в более светлый цвет. Еще один их плюс в том, что если цвет получится не таким, как хотелось, можно тем же красителем другого оттенка исправить его. Аммиачный же краситель кардинально меняет цвет волос.

Важно понимать, что окрашивание стойкими аммиачными красителями - это билет в одну сторону. После них волосы могут остаться отличного качества, но родной пигмент уйдет и останется искусственный, которой может измениться со временем (потускнеть например). Ну и вообще, самостоятельное окрашивание лучше начинать с полуперманентных штук вроде шампуней, пенок, кремов и прочего - это тоже классные вещи, эффект которых легко поддается корректировке.

Проконсультироваться по поводу красок можно хотя бы у своего парикмахера. Он расскажет, что хорошо будет смотреться с конкретной внешностью и как волосы сработаются с краской. Есть волосы, которые на первый взгляд очень легко окрасить (классические русые например), но даже мастер не может выкрасить их в холодный блонд. Все зависит от характеристик волоса, о которых знают только профессионалы, так что при домашнем окрашивании можно минимизировать риски хотя бы с помощью хорошей краски.

Что влияет на результат
окрашивания


Безусловно, есть типы волос. Негроидные и восточные сделать даже на три тона светлее, не повредив сам волос, достаточно сложно. Волосы, например, азиатов настолько плотные, что их невозможно осветлить добела, не съев краской весь кератин. Очень темные волосы априори теплые по цветотипу, и в них будет вылезать красный или оранжевый пигмент.

Кудрявые волосы тоже достаточно сложно окрашивать, потому что они по природе хрупкие и ломкие. В идеале с ними надо работать безаммиачным красителем. Волнистым волосам - неважно, темным или светлым - тоже нужно бережное окрашивание. Классический славянский волос, который мы называем «мышиным», тоже может преподносить сюрпризы и даже после холодной по оттенку краски выдать рыжину.

Конечный результат окрашивания предсказывают на основе цветотипа внешности. Человек может быть с голубыми глазами и светлой кожей, но цветотип у него будет теплым. Определить тип можно по цвету вен и радужке глаза: если вены отчетливо голубые, цветотип холодный и теплые оттенки волоса будет легко нейтрализовать. А если в глазах много теплых коричневатых вкраплений, лучше подготовиться к тому, что краска может не перебить естественный красный или оранжевый цвет волоса.

Как избежать желтизны
при осветлении


С домашними осветлениями вообще сложно, потому что у волоса есть предел, светлее которого он уже не станет. После него надо не осветлять, а тонировать, чтобы нейтрализовать желтизну и подлатать волос. Хорошая краска содержит кератин, керамиды, масла и другие хитрые формулы, которые занимают места родных пигментов, вымытых осветлителем. А если продолжать усердствовать с осветлением, можно просто разрушить волос.

Сложность осветления зависит от типа волос. Например, кавказской девушке нужно делать перерыв между осветлениями хотя бы на две-три недели, чтобы кератиновый слой волос успел прийти в себя. Чтобы сделать хороший чистый блонд, нужно в идеале два сеанса. Если волосы уже были окрашены, может понадобиться больше или, наоборот, меньше времени. У меня была клиентка с натуральными рыжими волосами, которая красилась в рыжий, и мы за пять часов в салоне сделали ей классный теплый блонд (никто этого не ожидал). Кстати, если волосы раньше красили натуральными красками (хной, басмой), с ними очень сложно, потому что такие краски вообще не вымываются и могут обесцветиться, например в зеленый. Так, если длинные волосы через год после хны начать окрашивать профессиональной краской, надо помнить, что натуральная всё еще на середине длины и никуда не вымылась.

Есть такая цветовая схема, звезда Освальда, ее проходят колористы во время учебы. По ней понятно, что нелюбимый всеми желтый можно нейтрализовать противостоящим ему фиолетовым, а избавиться от красного в шоколадных и кофейных оттенках можно с помощью специальных «матирующих» цветов, в основе которых есть зеленый пигмент. Колористы используют математические формулы, по которым можно понять, какое количество нейтрализующего тона необходимо. Так что если неразумно использовать холодный тон, можно из желтой стать фиолетовой.

Как ухаживать за
окрашенными волосами


После окрашивания уход за волосами, конечно, меняется. Для натуральных волос нужно использовать уход в соответствии с их типом (кудрявые, сухие и т. д.), окрашенные тоже можно отнести к типам. Если имело место обесцвечивание, нужен серьезный увлажняющий и восстанавливающий уход, кератиновый например. Кератин сейчас вообще модное слово, но он реально нужен волосу для защиты, а обесцвечивание в большинстве случаев его вымывает и портит волосы. Если они совсем сухие и пористые, полностью восстановить их нельзя, но можно сделать более блестящими и плотными. Для этого есть масса средств от бережного шампуня до масок. Плюс нужно подобрать несмываемый уход (кондиционеры, масла).

Как добиться красивого
неестественного цвета


В случае с покраской в неестественные цвета залог успеха - грамотная основа: качественно и равномерно (то есть без всяких пятен) обесцвеченные волосы. На хорошую основу можно вообще любой цвет положить. В принципе, для этого даже не нужны стойкие красители. Я даже не рекомендую стойкие, потому что сегодня тебе нравится зеленый, а завтра уже нет. Есть масса пигментов в форме шампуней, пенок, кремов, которыми можно самостоятельно окрасить волосы в классные цвета. Безусловно, все пастельные оттенки достаточно сложно получить. Я считаю, что их надо миксовать, четко рассчитать время выдержки, аккуратно наносить. По сравнению с ними сочные, кислотные цвета вообще не проблема. Но надо не забывать, что и с ними нужно отталкиваться от исходного цвета волос. Я бы рекомендовала самостоятельно делать цветные прядки, но вот всю голову лучше окрашивать у профессионала. Еще нужно знать, что у разных марок разная интенсивность цветов: у одной синий может быть плоским и тусклым, а у другой - глубоким. Нельзя назвать какую-то одну самую классную фирму, потому что их очень много.

Как я и обещала, сегодня мы совершим экскурс в анатомию и физику: изучим теоретические основы процесса окрашивания и поговорим о главном отличии натуральных красителей для волос от их химических «конкурентов», о механизме окрашивания волос и воздействии красящих смесей на волосы.

Как показывает практика, самое большое количество ошибок при использовании натуральных красителей происходит именно из-за непонимания сути механизма окрашивания. Многие неправильно полагают, что хна — это обычная краска, только натуральная и безвредная. Этот неверный посыл и приводит к разочарованиям.

Хна — это краситель радикально иного механизма окрашивания, нежели привычные для нас химические краски, которые просты и незамысловаты в использовании. Ее взаимодействие с волосом происходит по иному принципу и требует соблюдения определенных условий. Как же происходит процесс окрашивания? Разберем этот вопрос на уровне анатомии волоса.

Как все вы знаете, волос состоит из трех слоев: кутикулы (покровный чешуйчатый слой), кортекса (средний слой «одеревеневших» кератиновых волокон, «кора» волоса, которая содержит наш собственный пигмент — меланин) и мозговой сердцевины (центральный слой живых жидких кератиновых волокон). Все три слоя анатомически и физиологически неразрывны и в норме присутствуют у любого человека. При этом, кортекс анатомически является ороговевшим продолжением мозговой сердцевины, а кутикула плотно спаяна с кортексом липидным кожухом — молекулами жирных кислот, связанными с кератином волоса ковалентными связями через атом серы. Этот липидный кожух защищает кортекс от внешнего воздействия, предотвращает разрушение волокон кератина и потерю зерен меланина, которые крепко «вплетены» в кератиновый каркас.

В зависимости от целостности волокон кератина коркового слоя, а также прочности и плотности прилегания к нему покровных чешуек, волосы делятся на шелковистые (гладкая поверхность волоса с плотным прилеганием чешуек и тугим переплетением кератиновых волокон) и пористые (шероховатая поверхность волоса с неполным прилеганием чешуек и рыхлым переплетением кератиновых волокон с большим количеством пустот). Пористые волосы сильнее подвержены воздействию агрессивных сред, легче утрачивают эластичность, высыхают, ломаются, быстрее выгорают (теряют меланин), но легче окрашиваются (любым красителем). Шелковистые волосы, напротив, более устойчивы и эластичны. Окрашиваются они (благодаря своей прочности) труднее, но краситель держится на них более стойко.

Но не только прочность и плотность кутикулы влияет на способность к окрашиванию: расположение и размер зерен меланина и преобладание того или иного его вида (желто-красный или черно-коричневый) также играет важную роль — от этого зависит получаемый в результате окрашивания цвет.

При окрашивании волос химическими красителями происходит полное или частичное замещение собственного пигмента волоса на искусственный пигмент красителя. Для этого, все без исключения искусственные красители содержат в своем составе агрессивные компоненты (такие как: персульфаты, резорцин, перекись водорода, аммиак и тому подобные), которые разрыхляют липидный кожух между кутикулой и кортексом, разрывают и расщепляют плотные кератиновые волокна кортекса, выдавливают зерна меланина и, наконец, заполняют пустоты искусственным пигментом. Как следствие, волос может изменить цвет радикально, но при этом утрачивает целостность и постепенно разрушается. Из-за разрушения кератиновых волокон искусственный пигмент очень быстро вымывается, что заставляет нас вновь и вновь прибегать к повторным окрашиваниям, которые с каждым разом только усугубляют ситуацию и ведут к полному разрушению волоса по длине.

И здесь расчетливая косметическая промышленность и предприимчивые мастера-парикмахеры не дают нашим волосам умереть спокойно, не выдоив из нас все до последнего рубля (или последнего волоса): силиконы, кератины, витамины, вазелины и протеины — в ход идет все, что позволит склеить жалкую мочалку, оставшуюся от волос, хотя бы на время… Поэтому, мы слишком поздно замечаем проблему, чаще всего тогда, когда ее уже невозможно решить ничем, кроме ножниц.

Некоторые из моих покупательниц, после перехода на мытье волос натуральным мылом, замечают, что волосы начинают катастрофически «сечься» на концах и считают, что это связано с мылом. Однако, мыло здесь не при чем! Это как раз яркая демонстрация моих слов: как только мы перестаем «склеивать» рассыпающийся в прах кератин силиконами промышленных средств, волосы (а вернее то, что от них осталось) тут же начинают обламываться вплоть до самых корней. Ибо механической целостности волос давно уже нет, просто под толстым слоем «клея» мы этого не замечаем! Но если рассмотреть поврежденный волос под микроскопом, картина будет удручающей:


Механизм окрашивания натуральными красителями совсем иной. Натуральные красители содержат слишком незначительное количество веществ, способных хоть сколько-нибудь воздействовать на липидный кожух волоса, поэтому они просто не в состоянии проникнуть в кортекс и вытеснить натуральный пигмент.

Кератиновые волокна при окрашивании натуральными красителями не повреждаются, переплетение их не ослабевает, и меланин полностью сохраняется внутри кортекса (что и влияет на итоговый цвет волос после окрашивания). Но тогда каким же образом хна позволяет добиться изменения цвета волос? О, это сложный многоступенчатый процесс!

Начинается он в момент заваривания и настаивания сухого растительного порошка: частицы лавсона экстрагируются водой с образованием коллоидного раствора. Должна отметить, что в экстрагировании (по-простому — «заквашивании») нуждается любая хна, независимо от того, богата она пигментом или нет (пигмент в обязательном порядке требуется перевести из клеток растительных тканей в коллоидный раствор, иначе он физически не сможет попасть на волосы). Если продавец говорит вам, что его хна в этом не нуждается, так как она «качественная», он либо не понимает сути процесса, либо лжет, либо торгует хной с подмесом химического красителя, либо стремится не упустить своей выгоды, заставляя вас тратить больше растительного порошка, чем нужно для одного окрашивания.

Нельзя окрасить волосы без предварительной экстракции пигмента! При этом, чем жиже будет смесь (чем больше в ней воды), тем быстрее и полнее завершится процесс экстракции. И это не мои «придумки», это — физика: законы диффузии вообще и закон Фика в частности, согласно которому процесс диффузии напрямую зависит от градиента (возрастания) концентрации раствора.

И я могу подтвердить это на простом и наглядном опыте (чем отличается физика и химия от гуманитарных наук? Тем, что здесь все сказанное легко проверить и отличить действительность от претензий на оригинальность: сказал — докажи!). Итак, доказываю: берем два стакана, всыпаем в них равное количество хны (самой дешевой) и заливаем водой температурой 80-90°С. Только в один стакан наливаем 200мл воды, а в другой ровно столько, чтобы развести хну до состояния густой сметанообразной консистенции, которую обычно продавцы хны рекомендуют для нанесения на волосы:


Оставляем стаканы на час-полтора, чтобы экстракция завершилась как можно полнее и сопоставляем результаты. Для этого доводим объем воды во втором стакане до уровня первого, взбалтываем содержимое обоих стаканов и оцениваем цвет.

Как видите, в первом стакане, где воды изначально было больше, цвет настоя гораздо более насыщен пигментом, нежели во втором. Малое количество экстрагента (воды) во втором стакане быстро пресытилось даже небольшим количеством пигмента, диффузия критично замедлилась, что не позволило осуществить экстракцию до конца, до полного истощения растительного сырья. Иными словами, бо́льшая часть пигмента так и осталось лежать мертвым грузом в тканях растительного сырья, а значит использованное нами количество красителя было потрачено зря:


Таким образом, окрашивание начинается с правильного процесса экстрагирования пигмента, благодаря которому коллоидный водный раствор получается максимально насыщенным.

Далее, при нанесении коллоидного раствора на волосы, тонко диспергированные в нем частички пигмента слой за слоем осаждаются на поверхность волоса, аналогично тончайшим слоям венецианской штукатурки. Сначала эти слои практически полупрозрачны, но постепенно «набирая вес», все глубже и глубже пропитывая и «цементируя» кутикулу, заполняя собой все пустоты, неровности и шероховатости, они приобретают нужную толщину, яркость и прочность «хитинового покрова». Пигменты в комплексе с таннинами спрессовывают и уплотняют поверхностные слои волоса, тем самым утолщая волос, делая его прочнее и тверже.

Как видите, процесс окрашивания идет не изнутри волоса, а снаружи по принципу «цементирования», а не замещения меланина колорантом. Именно поэтому хну невозможно смыть ничем, кроме ножниц. Однако, и окрасить волосы до нужного уровня интенсивности и глубины цвета тоже непросто! Чтобы нарастить необходимую толщину «цементирующего» слоя потребуется время, не менее шести-восьми регулярных окрашиваний, которые займут около полугода.


И хочу предостеречь вас от попыток «ускорить» процесс. Не забывайте, что оседающий на волосах краситель не только утолщает волосы (что дает возможность обрести столь желанный объем), но и утяжеляет их! Необходимо, чтобы волосяные фолликулы успели адаптироваться к повышенной нагрузке. Окрашивание натуральным красителем можно сравнить с отделочными работами: на бетонную стену сначала наносят контактный состав, затем черновую штукатурку, затем грунтовку, чистовую штукатурку, еще один слой грунтовки и, наконец, финишную шпаклевку. Важно точно соблюдать последовательность действий и время на просушку слоев, в противном случае — либо стены так никогда и не станут ровными и гладкими, либо все несколько слоев потрескаются и отвалятся от бетонного основания.

Так и в случае с хной: если вы поспешите, и будете проводить окрашивание слишком часто, с превышением времени выдержки красителя на волосах — вы повредите волосы (пересушите их, сделаете жесткими и непослушными), либо совсем их потеряете (они просто отвалятся с корнем под своей непомерной тяжестью).

Все, кто начал окрашивать волосы хной еще в юности, достаточно «натренированы», поэтому для них всегда предусмотрены определенные «скидки». Но тем, кто решил перейти на натуральные красители только с появлением седины, спешить нельзя ни в коем случае! При постепенном и неторопливом продвижении к цели, с соблюдением всех правил окрашивания и мер предосторожности, краситель ляжет на волосы прочно и без потерь, а волосы приобретут долгожданный объем, густоту и будут расти почти вдвое быстрее.

При таком механизме окрашивания волос не только насыщается цветом и разглаживается, но и «запечатывается» в дополнительный защитный кожух, благодаря которому может противостоять внешним агрессивным факторам и удерживать влагу внутри живой сердцевины. Слой красителя на поверхности волоса играет и еще одну немаловажную роль — роль зеркального «отражателя», универсального УФ-фильтра. Все эти эффекты неоднократно проверены мною на практике: в жарких странах цвет моих волос не выгорает ни на солнце, ни под воздействием морской воды. Были даже курьезные случаи, когда окружающие к концу отпуска утрачивали любые сомнения в том, что это мой «натуральный» цвет волос.

Сейчас, когда механизм окрашивания стал вам понятен, стали очевидными и причины возникновения проблем при окрашивании седых волос.

Седой волос — это прозрачный стеклянистый волос полностью лишенный собственного пигмента меланина, с большим количеством воздушных пузырьков внутри кортекса (благодаря которым волосы становятся легкими и пушистыми, но при этом непослушными, жесткими и, порою, извитыми). При окрашивании таких волос всегда возникают трудности. Полное отсутствие собственного пигмента не позволяет ограничиться простым «тонированием», поэтому для окрашивания седых волос в тот же цвет, что и у остальных волос, нужна комбинация как желто-красных, так и коричнево черных пигментов (смесь красителей).

Например, у вас русые волосы, значит красного и черного меланина у вас примерно поровну. Окрашивая свои волосы чистой хной, вы увеличиваете количество красного пигмента, но количество черного не меняется, что в итоге дает оттенок махагони.


В случае же седых волос, при окрашивании их хной (желто-красный пигмент) волосы приобретают абрикосово-апельсиновые тона (рыжие сорта хны) или нежно-розовые тона (медные сорта хны), так как собственный черный пигмент отсутствует и не может влиять на оттенок.

То же происходит и при одновременном окрашивании смесью хна/басма — хна более сильный пигмент (лучше абсорбируется волосом) нежели басма, а потому седые волосы будут иметь максимум светло-каштановый (охристый) оттенок.


Со временем (5-6 окрашиваний) и седые волосы закрасятся глубоко, надежно и навсегда — ни хна, ни басма своих позиций не сдают, в том числе и на седых волосах (это самый главный плюс натуральных красителей для седых волос — химические красители из них легко вымываются и процесс каждый раз приходится начинать заново).

Но и в случае натуральных красителей обладательницы седых волос всегда сталкиваются с «проблемой корней» — корни, окрашенные в апельсиновые тона, вопиют! Что же делать в этой ситуации?

Решением проблемы становится регулярное (каждые 8-10 дней) подкрашивание корней. Волосы растут примерно на 0,3 мм в сутки, соответственно, за 10 дней длина отросших корней составит не более 3-4 мм, которые не смогут создать цветового контраста в связи с малой видимостью. А к тому времени, когда длина отросших участков увеличится до хорошо видимой (1-1,5 см), они уже будут окрашены не менее 3-4 раз и глубина цвета прикорневой зоны перестанет контрастировать с основной длиной.

Вторым решением этой проблемы является двухэтапное окрашивание — сначала хна, затем басма. Так краситель с первого же раза ложится интенсивнее, и корни сразу получают более темный (менее контрастный) оттенок.

Такая техника очень сложна при докрашивании корней, когда красители последовательно должны наносится строго на определенную длину прилегающего к корням участка волос, но для обладательниц коротких и очень коротких волос, наносящих краситель на всю длину, а не только на корни, такой вариант является идеальным!

Схожая проблема ожидает и обладательниц волос, осветленных или окрашенных химическим красителем — естественно и плавно сравнять цвет волос «до и после», увы, не удастся — волосы навсегда сохранят «границу» цвета. Так что постепенно, сантиметр за сантиметром, их придется состригать — только так можно избежать контрастов.

А теперь пришла пора поговорить о минусах натуральных красителей. Как водится, есть свои слабые стороны и у них.

Большинство входящих в состав хны веществ оказывает исключительно положительный эффект, но есть и такие, влияние которых не так однозначно и его стоит минимизировать. Галловая кислота — вещество, которое, как и любые другие кислоты, сушит волосы. Также и дубильные вещества — соли галловой кислоты (по сути своей — полезные) могут причинить вред — добавить волосам жесткости и ломкости, что сказывается на внешнем виде волос (особенно, если волосы длинные). Такие последствия при окрашивании хной нередки и связаны с неправильным приготовлением смеси, слишком густым нанесением или слишком длительным (частым) применением красителя.


Для предотвращения вышеперечисленных проблем существует простое решение — обыкновенное растительное масло! Оно не только защитит волосы от разрушительного воздействия галловой кислоты, но и смягчит «цементный» слой таннинов, обеспечив сохранение мягкости и эластичности при регулярных окрашиваниях. Добавьте в красящую смесь немного растительного (или специального) масла и хна не причинит вашим волосам ни малейшего вреда. А о том, какие масла лучше всего использовать при окрашивании, я подробно расскажу вам чуть позже.

Так что не стоит демонизировать вред хны. Никогда и ни при каких обстоятельствах хна (даже без добавления масла в красящую смесь) не сможет высушить волосы так, как это делают химические красители!

Более того, у галловой кислоты и ее сложных эфиров (таннинов) есть и полезные свойства — это мощные антиоксиданты, польза которых в отношении нейтрализации свободных радикалов и радионуклидов известна всем. Благодаря им, хна и басма оказывают целительное воздействие не только на волосы, но и на кожу головы. Под воздействием дубильных веществ, происходит уплотнение белков кожи (дубление). Кожа становится плотнее и лучше противостоит инфекциям, химическому и механическому воздействию, что способствует более прочному укоренению волос, сокращению их потерь и быстрому росту.

Но есть у натуральных красителей и еще ряд особенностей, относимых к «минусам». На мой взгляд, именно они (а не мифический «вред», о котором постоянно твердят противники хны) снижают популярность применения хны и басмы.

Прежде всего — это трудоемкость и длительность процесса окрашивания. Использовать химический краситель гораздо проще и быстрее, и мало кто желает обременять себя лишними хлопотами. Наша собственная лень — первый враг всего натурального. Да, согласна, окрашивание волос хной — не для слабонервных. Здесь потребуется терпение, терпение, еще раз терпение и величайшая сила воли! Обычно, не трудно уделить себе любимой полчасика-часик на приятную расслабляющую процедуру. Но выкраивать на малоприятную процедуру окрашивания волос целый день, каждые две-три недели, да еще и месяц за месяцем, год за годом — это большая проблема. При этом, процесс окрашивания не только долгий, но и ужасно хлопотный — от приготовления смеси до ее смывания (иначе окрашивание натуральными красителями в специализированных салонах не стоило бы столь ощутимых денежных средств!).

Как же упростить процедуру и сэкономить время? Для этого тоже есть ряд мер, которыми вы можете воспользоваться. Вот их неполный перечень:

  • если вы достигли заданной глубины цвета и волосы по всей длине (за исключением прикорневой зоны) стойко и равномерно окрашены (особенно, если у вас длинные волосы), то необходимости каждый раз наносить краситель на всю длину волос больше нет, достаточно окрашивать только корни и прилегающий к ним отрезок в 5-8 сантиметров. После нанесения красящей смеси на корни, соберите остальные волосы в пучок и заколите их на затылке. Такое «частичное» окрашивание существенно сократит время нанесения и смывания смеси, а также в разы сократит расход дорогостоящего красителя. Помимо прочего, такая методика позволит сохранить заданную глубину цвета и предохранит концы волос от чрезмерного высушивания (и цементирования);
  • если для вас не проблема лечь спать попозже, а встать пораньше, и вы используете одноэтапную технику окрашивания — наносите краситель на ночь, примерно на 6 часов (как говорится, солдат спит, служба идет). Однако, в таком случае вы должны использовать очень жидкую красящую смесь, не гуще кефира, которая практически не держится на кисти, легко стекая с нее. В смесь нужно в обязательном порядке добавлять двойное количество масла, а между окрашиваниями делать масляные обертывания, чтобы волосы не потеряли своей мягкости и эластичности;
  • если ваши волосы не слишком загрязнены, проводите окрашивание без предварительного мытья волос. Красящая смесь в этом случае также должна быть достаточно жидкой, но масло добавлять не нужно — вашего собственного кожного сала будет достаточно для защиты волос и кожи головы — это также сократит время, необходимое на мытье и подсушивание волос до окрашивания;

Igora Royal, Koleston Perfect, Revlonissimo NMT, Salerm Vison, LondaColor, Color Fusion, Essex и многие другие .

Классические перманентные красители работают с четырьмя видами окислителей: 3%, 6%, 9% и 12%.

Вконтакте

Осветляют максимум до пяти тонов (в большинстве случаев только до четырех). Окрашивают седину до 100%. Не осветляют окрашенные волосы.

Окрашивание волос окислительными красителями - это всегда результат наложения двух цветов:

1. цвета выбранного красителя,

2. цвета фона осветления.

В состав перманентных красителей входит два вида красящих частиц:

1. бесцветные или слабоокрашенные после окисления (пигменты),

2. цветные частицы после окисления (пигменты).

Уровень тона красителя и его насыщенность цвета определяются базовыми частицами, а цветовой нюанс - цветными. Множество комбинаций базовых и цветных частиц, входящих в краситель, определяет спектр цветовой палитры крем-краски.

Как происходит окрашивание волос, химия процесса

Как уже сказано, химический процесс окрашивания будет происходить только в том случае, если смешать два компонента в момент использования - крем, содержащий полимерные массы, носители цвета и щелочные составляющие, и оксигент, содержащий стабилизированную перекись водорода.

При смешивании этих двух компонентов начинается химическая реакция.

1. Разрыхление и осветление.

Щелочные соединения (аммиак NH 4 OH), окислительный агент (Н 2 О 2) и дополнительные компоненты разрыхляют кутикулу и слои кортекса для лучшего проникновения красящих молекул в волос.

Перекись водорода Н2О2, при помощи аммиака NH 4 OH распадается на воду и атомарный кислород О 2 (Н 2 О 2 + H 2 O + O 2).

Атомарный кислород осветляет натуральный пигмент волоса. Чем больше количество атомарного кислорода, тем сильнее осветлится волос, из чего следует, что уровень осветления зависит от процента перекиси водорода.

Но не будем забывать, что выделение большого количества атомарного кислорода требует большего значения щелочности продукта, поэтому осветляющие серии перманентных красителей содержат повышенное количество аммиака, что в последствии приводит к более сильному осветлению по сравнению с классическими перманентными красителями (необходимо заметить, что данный этап значительно увеличивается у осветляющих перманентных красителей).

Время процесса: по 10-ю минуту.

2. Проникновение и окрашивание.

На данном этапе в волос проникают предварительные красители, которые подготавливают его к окрашиванию, и окислительные красящие молекулы, необходимые для создания окончательного цвета.

Перекись водорода Н 2 О 2 , взаимодействуя с красящими частицами красителя (молекулы перманентного красителя имеют маленькое тело и развиваются только в волосе), увеличивает их и выстраивает в связи.

По окончании реакции окисления красителя в волосе красящие молекулы разбухают в 300 раз, заполняя все образовавшиеся пустоты после окисления натурального пигмента.

Красящий пигмент, взаимодействуя с натуральным пигментом, предварительно осветленным, и образует новый цвет.

Время процесса: с 10-ой по 30-ю минуту.

3. Стабилизация и закрепление.

Стабилизаторы, содержащиеся в красителе, закрепляют молекулярные связи и увеличивают жизнь новому цвету в волосе.

Время процесса: с 25-ой по 35-ю минуту.

При мытье головы после окраски смоются лишь те проявленные частицы краски, которые находятся на поверхности кутикулы волоса.

Особенности применения перманентных красителей

1. Краситель наносится не на чистые волосы.

Но нельзя допускать, чтобы клиент пришел с волосами, не мытыми более одного дня. Идеально, если клиент помоет голову с утра, а вечером придет на окрашивание или вечером вымоет голову, а с утра придет в салон. То есть, в среднем достаточно восьми часов для восстановления защитной пленки на коже головы, которая предостережет и защитит ее от агрессивного воздействия красителя.

Если волосы грязные (не мылись более суток, имеется наличие средств стайлинга и другие загрязнения), то необходимо перед окрашиванием вымыть пряди «щадящим» способом. То есть, моя их, максимально постараться, чтобы шампунь не попадал на кожу головы.

2. Краситель необходимо наносить тонкими проборами и обильно.

Нежелательно прочесывать волосы во время нанесения, хотя если расчесать прядь в течение первых нескольких секунд, то вреда волосам и цвету не будет.

Если расчесывать волосы примерно через минуту после нанесения красителя и позже, появится большая вероятность повреждения кутикулы зубьями гребня.

3. При нанесении необходимо учитывать тот факт, что корни должны дышать. Поэтому нельзя собирать волосы в «бабетты» или узлы.

Пример расчета при окрашивании волос

  • Цвет волос: светло-русый (уровень глубины тона - восемь).
  • Основной доминирующий пигмент - желто-оранжевый.
  • Желаемый цвет - светлый блондин жемчужный (доминирующий пигмент красителя фиолетово-синий).

Рассмотрим на схематических примерах, что происходит в волосе, если нанести краситель без добавления нейтрализующего микстона.

Многие фирмы-изготовители выпускают микстона, которые применяются для усиления и нейтрализации цвета. Каждая из них имеет свою формулу смешивания микстона с красителем, которую необходимо соблюдать.

Конечно, для нейтрализации нежелательного оттенка и фона осветления (или фона затемнения) микстона необходимо намного меньше, чем при добавлении его в краситель ради насыщения цвета. В последнем случае количество микстона может достигать такого же количества, что и красителя.

4. «Правило десяти».

При нейтрализации цвета в большинстве случаев используется «правило десяти» (где расчет идет из расчета N количество микстона на 30 мл красителя).

От десяти нужно отнять уровень глубины тона, из которого колорист пытается создать желаемый цвет.

Необходимо отметить, что доля микстона, добавляемого в смесь, не учитывается на долю окислителя. То есть, если взято 30 ml красителя и 10 ml микстона, окислителя должно быть 30 ml (в случае, если смешивать краситель с окислителем необходимо по формуле 1:1).

Не забывайте, многие фирмы изготовители имеют собственную систему. Так, например, у компании Wella отнимать придется от 12, а у компании L’Oreal вы вообще не найдете микстонов для нейтрализации. Как говорилось выше, придется использовать тона-нейтрализаторы.

Рассмотрим примерную таблицу для правила десяти:

  • 10 уровень 0,5 см = 0,25 мл
  • 9 уровень 1 см = 0,5 мл
  • 8 уровень 2 см = 1 мл
  • 7 уровень 3 см = 1,5 мл
  • 6 уровень 4 см = 3 мл
  • 5 уровень 5 см = 2,5 мл
  • 4 уровень 6 см = 3 мл
  • 3 уровень 7 см = 3,5 мл
  • 2 уровень 8 см = 4 мл
  • 1 уровень 9 см = 4,5 мл

Из схемы видно, что пигмент красителя, вместо того чтобы красоваться на волосах прекрасным холодным оттенком, нейтрализует натуральный доминирующий пигмент. И вместо желаемого цвета на волосах появляется приятный натуральный светлый блондин.

Для того чтобы избежать этого эффекта и достичь желаемого цвета, необходимо в краситель добавить микстон с фиолетово-синим пигментом, который нейтрализует доминирующий натуральный пигмент и даст возможность красителю окрасить волосы в жемчужный цвет.

5. При окрашивании волос необходимо учитывать такие особенности, как первичное окрашивание и окрашивание отросших корней (при этом длина отросших корней не должна превышать 3-4 см).

6. Время окрашивания в среднем равно 30-35 минутам, в зависимости от фирмы-изготовителя средства.

  • В редких случаях оно изменяется в большую сторону. Чаще всего это происходит при окрашивании седины, а у некоторых компаний и при окрашивании экстрамодными тонами - в этих случаях время увеличивается до 35 минут, а при окрашивании седины становится равным 45 минутам.

Особенности окрашивания седых волос, правила в видео:

  • Также время изменяется при окрашивании предварительно осветленных и сильно пористых волос, в данных случаях время уменьшается до 15-20 минут.

7. При окрашивании нет необходимости использовать дополнительное тепло, но если нужно максимально сэкономить время, то можно использовать климазон.

Для правильного использования необходимо прочитать инструкцию к красителю, где будет сказано, насколько сокращается время при применении дополнительного тепла. В среднем оно сокращается на одну треть.

Если применяются капли-усилители цвета Express Color, то необходимо следовать инструкции. прилагаемой к ним. Исходя из практики, можно смело сказать, что они прошли положительно все тесты, проводимые с красителями большинства фирм изготовителей, представленных на отечественном рынке (не считая непрофессиональной продукции).

8. Для удаления красителя с кожи краевой необходимо использовать специализированные средства, такие как Color Clean.

Если же такого средства нет, то срабатывает старое доброе правило: против лома только лом. То есть нужно снять немного красителя с волос и нанести на краевую роста и немного вспенить. После этого смыть при помощи воды.

Не рекомендуется применять шампунь до удаления красителя с кожи, поскольку многие фирмы производят специализированные технические шампуни с эффектом фиксации, после которых удаление красителя окажется огромной проблемой.

9. Перед применением шампуня необходимо хорошо промыть волосы. Лучше всего до того момента, пока с волос не станет стекать чистая вода без особой примеси цвета-красителя. И лишь после этого можно использовать шампунь.

  • Если компания изготовитель выпускает специализированные шампуни-нейтрализаторы, то необходимо использовать именно их. Они зачастую дополняют краситель и улучшают его стойкость и сочность.
  • В случае, если компания не выпускает таких средств, нужно использовать шампунь, подходящий по структуре волосам.

Шампунь наносится в небольшом количестве, вспенивается с помощью легкого массажа и смывается. Повторное применение не нужно. После этого можно наносить кондиционер или маску. Выбор зависит от состояния и структуры волос.

10. Для домашнего ухода за окрашенными волосами необходимо рекомендовать использование средств, которые выпускает компания-изготовитель красителя. Они, чаще всего, дополняют уход специальными поддерживающими компонентами.

При применении такой линии цвет будет оставаться сочным и ярким в полтора раза дольше, чем при применении линии по уходу, выпущенной другой компанией.

Арт-директор сети салонов Cut and Color Ольга Колесникова развеяла главные мифы об окрашивании волос и поделилась секретами ухода.

Что происходит с волосами в процессе окрашивания?

Если речь идет об окрашивании перманентными красками, то аммиак или вещество-заменитель открывает чешуйки, после чего краситель проникает внутрь волоса. Под действием перекиси водорода, с которой смешан краситель, натуральный пигмент осветляется, а в процессе окисления волосы приобретают новый цвет. Разумеется, окрашенные волосы нуждаются в дополнительном уходе: «взъерошенную» аммиаком и перекисью кутикулу нужно «приглаживать» кондиционерами, кондиционирующими спреями и сыворотками. Именно поэтому даже в домашних наборах для окрашивания всегда имеется бальзам для волос.

Как часто следует делать маски после окрашивания?

Рекомендации по частоте применения зависят от степени повреждения волос. На упаковке всегда есть инструкция: как правило, маску нужно держать от 3 до 15 минут. Существуют также маски выходного дня – средство оставляют на час под махровым полотенцем. Если ваши волосы не раз подвергались химическому воздействию, используйте маску как кондиционер: наносите после каждого мытья, не выдерживая 3-5 минут. Обладательницам тонких и прямых волос без объема подойдет легкая маска или несмываемый кондиционирующий спрей.

Народные средства в уходе за окрашенными волосами – это бессмысленный реверанс в сторону экологии. В самых трагичных случаях можно обратиться к салонным процедурам по восстановлению, например масляному обертыванию или ламинированию. Эффект, безусловно, будет, но важно понимать, что нельзя вернуть в идеальное состояние поврежденные или от природы сухие и пористые волосы – можно закамуфлировать проблемы и придать дополнительную прочность.

Правда, что маски лучше наносить на сухие волосы?

Маску следует наносить только на свежевымытые волосы, очищенные от секрета сальных и потовых желез, от микрочастиц пыли и остатков стайлинга, в том числе кондиционирующего средства. Цель маски – проникнуть в пустоты волоса, увлажнить, напитать, сделать поверхность более гладкой и создать искусственную кутикулу. Использование маски на сухие волосы неэффективно, ведь большую часть ухаживающих веществ мы впоследствии смываем шампунем.

По мнению большинства трихологов, от ежедневного мытья волосы истончаются еще больше, а краска вымывается быстрее, но обладательницам жирных волос все равно приходится мыть их каждый день. В таком случае нужно подобрать хороший увлажняющий шампунь, кондиционер и дополнительный уход для кончиков. Для сохранения цвета существуют оттеночные шампуни и кондиционеры.



Поделиться: