Конспект урока по изо (фгос) - «русский народный женский костюм» (5 класс). Народный праздничный костюм Тип занятия: комбинированный

План-конспект урока "Народный праздничный костюм" 5 класс

Цели:

* способствовать развитию национального самосознания учащихся,

* формировать уважения к русской культуре,

* развивать патриотизм.

Задачи:

Учебные:

* Познакомить учащихся с русским праздничным костюмом.

* Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. И так на Руси сложился целый комплекс замечательных праздников и замечательные народные традиции, которые дошли до наших дней. Давайте сейчас вспомним, какие народные, христианские, праздники вы знаете? (Перечисление традиционных праздников)

II. Формирование новых знаний.

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ - понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация.

Давайте, сейчас повторим, какие детали старорусской одежды вы знаете? (Просмотр слайдов, ответы учащихся.)

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Давайте сейчас посмотрим отрывок из замечательного фильма «Морозко». Обратите внимание на только на одежду героев, а и на головные уборы. (Просмотр Х.ф.)

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение.

Головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII - XIX вв.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.

Скажите какие наиболее распространенные элементы оберегового орнамента вы знаете и что они означают? (ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя).

Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.(Просмотр репродукций на слайдах)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько килограммов.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки.

Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: "Девичья коса – всему миру краса". Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.(Демонстрация моделей из коллекции школьного музея)

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. теме русской одежды есть еще один важный смысл.

Одежда - визитная карточка.

Практически каждая женщина обязана была сама шить одежду для себя и семьи. Соответственно - чем более удачно получался костюм, чем больше на нем орнамента, украшений и т.д - тем лучше и старательней считалась хозяйка. Кроме этого - основа славянского мировоззрения - умение гармонизировать пространство вокруг себя. То есть - гармония в семье, порядок во дворе и доме. Эта гармония может достигаться только при условии внутренней гармонии. Если человек сбалансировал и привел в гармонию свои энергии - он без труда это сделает и с пространством вокруг себя. Соответственно - если женщина находится в гармонии сама с собой - результат ее действий (в данном случае пошив и украшение одежды) будет гармоничным и привлекательным. Вывод - если к тебе приходит человек в рваной рубахе с торчащими нитками и косыми рукавами - это отражение атмосферы в его семье, соответственно и в его душе. Хорошего ничего не стоит ожидать от этого человека, к чему бы он не прикоснулся - получится так же как его рубаха.

Еще немаловажно. Рукоделием занимались только ЖЕНЩИНЫ. Это еще одно подтверждение тому, что предки понимали - что атмосфера в семье зависела только от женщин.

III. Закрепление знаний.

Игра "Туесок " на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит плетеный туесок с записками, на которых написано название элементов народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают достают листочки показывают на помощнице названные части костюма.

IV. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (русской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народного костюма, компьютерная презентация, ученица в русской одежде, головные уборы из музея.

Музыкальный ряд: русские напевные мелодии, народная хороводная музыка и песни.

Учитель: ребята, мы с вами должны помнить, что крестьянство на Руси – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме

V. Анализ работ. Подведение итогов урока.

В конце 2х часового урока выставка и обсуждение детских работ, в ходе, которой выявляются недостатки и самые удачные моменты и работы ребят. Методом всеобщего решения выбираются лучшие эскизы на школьную выставку.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Передник (запон) - одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок Занавеска - длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

Просмотр содержимого документа
«Народный праздничный костюм»

  • 5 класс

Народный праздничный костюм


Цели урока:

  • Закрепить знания о народном костюме;
  • Ознакомить с понятием ансамбль и значением колорита в одежде;
  • Развить эстетический вкус;
  • Привить интерес к народному творчеству.

  • Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

  • Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С.Лихачев


Женский костюм

  • Рубаха – основа женского народного костюма.
  • Сарафан

  • Пояс
  • Передник (запон) – одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок
  • Занавеска – длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

  • Душегрея – короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.

  • Епанечка – разновидность душегреи, короткая утепленная кофта без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках.
  • Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Одежда замужних женщин.


Сочетание белого и красного цветов – отличительная черта как вышивки, так и народной одежды в целом.


Головной убор

«Кокошник»

«Сборник»

«Повойник»


Мужской костюм.

  • Основой мужского костюма была рубаха, которая имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) . Рубаха носилась навыпуск и обязательно подпоясывалась. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали также вышивкой.

  • Обязательной частью одежды русского крестьянина были штаны (порты), которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, простой люд – холщовые. Заправлялись они в сапоги, или обертывались длинными кусками ткани (онучами). Поверх надевали зипун.

  • Кафтан – традиционная верхняя одежда
  • Армяк – одежда, похожая на халат. Одевали поверх кафтана

Орловский костюм

Курский костюм

Тамбовский костюм


Рязанский костюм

Смоленский костюм

Воронежский костюм


  • В чем секрет красоты русского народного костюма?
  • Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Практическая работа

  • Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде

Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.


ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.








Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.




Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.


В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.



















Технологическая карта урока по ИЗО в 5Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Бисеналиев Н.И.

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

- Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Получили ключевое слово урока- КОСТЮМ

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

Определим различие костюмов разных территорий России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

3 этап выявления места и причины затруднения

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися старших классов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает игру «Наряди куклу».

Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

(Приглашаются ученики,которые выбирают необходимые элементы костюма для куклы

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталоиИтогину

Даёт

Самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

Чему мы учились на уроке?

Что нового и интересного узнали?

Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию


Тип занятия: комбинированный.

Форма: урок-беседа, экскурс в историю.

Цель: развитие интереса учащихся к историческому наследию нашей Родины.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

  2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

  3. Создать условия для творческой работы и развития художественного вкуса, фантазии и воображения.

  4. Развивать навыки поисково-исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся.

  5. Прививать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация по теме: «Русский народный праздничный костюм», компьютер, проектор; магнитофон; репродукции картин с изображением русского народного костюма (И.П.Аргунов «Портрет крестьянки в русском народном костюме», В.М.Васнецов «Царевна-лягушка»); иллюстрации к сказкам; панно с изображением сельского пейзажа, шаблоны человеческих фигурок; музыкальный ряд: русские народные песни; материалы библиотеки (книги: «Толковый словарь», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», «Традиции русского народа»), комплект художественных материалов.

План занятия:

    Постановка целей урока. Вступительное слово учителя.

    Беседа о народном костюме. Сообщения учащихся, презентация.

    Постановка художественной задачи.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Работа над коллективным панно, обмен впечатлениями.

    Домашнее задание.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, вступительное слово учителя.

(слайд 1,2)

а) Беседа:

Давайте с вами, ребята, представим, что мы живём в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой? (Дети высказывают свои мысли).

Вы правильно говорите: жизнь была трудной в прошлые века: весной и летом тяжёлая работа в поле, осенью – сбор и заготовка урожая. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно.

Зато, когда приходил праздник, его встречали радостно, всегда к нему готовились.

Презентация (слайд 3,4)

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки. Часто заклички, шутки, прибаутки придумывались на месте, с ходу – импровизировали, особенно частушки.

Праздник – это не только песни и пляски.

- Чем еще отличается этот день от простых будней? /наряды/

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд.

Презентация (слайд 5)

Сообщения учащихся:

    Люди в старину были мало похожи на современных жителей. Они одевались совсем по- иному. Одежду никто не покупал: её делали дома своими руками.

    Считалось, что одежда должна быть удобной, поэтому её шили свободной. Свою рубаху никому не отдавали, так как считалось, что она оберегает человека от невзгод.

    К одежде в старину относились с почтением, складывали в сундуки, специально стирали.

Какое разнообразие праздничных нарядов! Слайд 6,7 (презентация)

А что у них общего? (узоры)

Как можно назвать по-другому? (орнамент) Что такое орнамент?

Любой русский костюм в старину непременно был украшен орнаментом, вышивкой.

Давайте вспомним, какие виды орнамента вы знаете? /растительный и геометрический/

Давайте познакомимся с нарядами поближе. (Слайд 8)

Основу любого русского костюма составляла рубаха . Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками . Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны , которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком <рисунок 1>.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Словарная работа (работа дана учащимся заранее: найти толкование слов: косоворотка, рубаха, онучи, лапти, штаны (порты), пояс(кушак) , в толковом словаре Ожегова или Даля)

Рисунок 1.

А теперь познакомимся с женским костюмом (слайд 9, 10)

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан <рисунок 2>.

Словарная работа: найти толкование слов: сарафан, епанечка, душегрея, кокошник,кичка, коротена, понева, навершник.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

В праздничный наряд входили и так называемые душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики <рисунок 2>.

Рисунок 2.

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс <рисунок 3>.

Рисунок 3.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

И, наконец, головные уборы.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

Кокошники, ленты, венки /девичьи/.

Коруна, сорока, кичка /женские/.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

Дать толкование слов «ансамбль», «колорит».

Ансамбль- согласованность, стройность частей единого целого.

Колорит- насыщенность цвета, соотношение красок по тону.

III. Практическая работа – создание коллективного панно на тему “Праздник в деревне”.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент .

2 группа: “Одеть” бумажную фигурку, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Готовые работы приклеиваются на заранее приготовленное панно с изображением сельской местности.

В ходе работы можно загадать детям несколько загадок (слайд 11-13) и пословиц (слайд 14)

В ходе работы можно предложить прослушать учащимся несколько русских народных песен.

IV. Итог.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-разному, остается главное – радость, особое волнение, веселье, нарядная одежда, подарки, песни и пляски, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти традиции составляют необычайность и особенность. О них нужно помнить и знать.

V. Оценивание работ.

VI . Домашнее задание: подбор материала о современной моде (материалы журналов).

Толкование слов:



Поделиться: