Математические сказки для школьников. Сказки для дошкольников о разных величинах Математические сказки для детей

«Большой - маленький»

Лисята родились в глубокой норе под корнями старого дерева. «Какие вы у меня МАЛЕНЬКИЕ, крохотные» - часто говорила мама лиса, любуясь малышами.

Однажды мама ушла на охоту, а малышам наказала из норки не выходить. Но лисята не послушались и вылезли на свет. Сидят, оглядываются. Солнышко пригревает, ветер шелестит листьями. Вокруг БОЛЬШИЕ кусты, а деревья еще БОЛЬШЕ, верхушками небо поднимают. Тихо, тепло, пахнет цветами и совсем нестрашно.

На полянку прилетела пестрая бабочка. Побежали лисята, хотели её поймать, да куда там! Вьется, порхает бабочка перед мордочками. МАЛЕНЬКАЯ, ловкая, в лапы не дается. Так и улетела.

Тем временем вернулась мама лися. Вот уж досталось лисятам за то, что не слушались.

«Высокий - низкий»

Однажды мышка-мама и мышата пошли собирать зерно на зиму.

Выскочили они из норки и побежали быстро- быстро, под ВЫСОКИЕ корни подныривают, НИЗКИЕ перепрыгивают. Маленькая мышка бежит и думает: «Какая большая трава, даже солнышко не видно! Скорее бы нам прибежать!».

Но вот и поле. Выглянула из травы и ахнула:

Какая красота! Трава маленькая, вокруг все видно, просторно!

Не радуйся понапрасну!- остерегла дочку мама.

В НИЗКОЙ траве спрятаться некуда. А врагов у нас много: на земле - лисы, в небе-ястребы, а ночью нас совы высматривают. Только в ВЫСОКОЙ траве мы в безопасности.

Набрала дружная семейка зерна и вернулась домой.

«Длинный – короткий».

Повстречались на опушке котенок и зайчонок.

Ой, какие у тебя уши большие, торчат выше головы. Это так не красиво!- фыркнул котенок.

У меня уши не большие, а ДЛИННЫЕ, во всем лесу ДЛИННЕЕ нет. Мама говорит, что я ими должен гордится. Они помогают мне любой шорох услышать.- сказал зайчонок.

Фи! – опять фыркнул котенок- А у меня зато хвост ДЛИННЫЙ, пушистый, а у тебя маленький, крохотный, но просто комочек пуха!

Правильно крохотный, а точнее - КОРОТКИЙ хвост,- засмеялся зайчонок.

Нам зайцам ДЛИННЫЙ хвост ни к чему. Нам ноги ДЛИННЫЕ нужны. Чуть услышу я подозрительный шорох- прыг! Только меня и видели. Нас, зайцев, уши да ноги спасают!

Да, что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь? – возмутился котенок- Ты, что всех боишься, что ли?

Врагов у нас в лесу много. Боюсь! – вздохнул зайчонок и был таков.

«Узкий – широкий».

Весело прыгал вдоль ручейка лягушонок, увидел ёжика и спрашивает его:

Ты что тут делаешь?

Да вот прикидываю, как бы через ручей перебраться, - ответил ёжик.

Ха! Нашел проблему! По мне что большая река, что маленький ручей,- хвастается лягушонок.- Ноги у меня длиннее, вмиг перепрыгну или переплыву!



У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. УЗКИЙ ручей еще одолею, а вот ШИРОКУЮ реку приходится обходить стороной, - признался ёжик.

Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: « Интересно! Ежик большую реку называет ШИРОКОЙ, маленький ручей- УЗКИМ. А, что ещё бывает УЗКИМ и ШИРОКИМ? У кого бы спросить?»

Выглянул он из камышей, видит - утка плавает. Говорят - утки умные. Вот и решил лягушонок у нее спросить, что ШИРОКИМ, а что УЗКИМ бывает.

Для ребёнка-дошкольника сказка особенно дорога. А математическая сказка может стать ещё и отличным инструментом обучения. В таких сказках герои встречают магические цифры и невероятные геометрические фигуры. Благодаря добрым поступкам и чародейству у ребёнка складывается представление о времени, количестве, форме и прочих математических понятиях. Математические сказки - не средство запоминания информации, а способ успешного постижения азов науки.

Что такое математическая сказка

Математическая сказка - художественный текст, основанный на жанре приключений. В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей. Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения. Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.

В детском саду постижение математических основ начинается с младшей группы. Воспитатель должен подготовить ребят к постепенному освоению начальных законов логики и других важных процессов обучения. Если мы говорим о сказках, то в младшей группе детям стоит чаще читать их перед тихим часом, так как дома большинство родителей отдают предпочтение телевизору и играм на планшете и смартфоне. Этот факт подтверждает статистика, составленная в России Online Market Intelligence (OMI) в 2012 году.

Процент родителей, готовых передать свои гаджеты детям (с указанием возраста ребёнка). В опросе приняло участие около 4000 человек

Если же родители готовы заниматься с ребёнком самостоятельно, на помощь им придут книги сказок для самых маленьких. Например, «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Г.В. Сапгира и Ю.П. Луговской. Эта книга предлагает детям отправиться навстречу приключениям вместе с друзьями - Томатиком и Кубариком - и узнать, что значит один, много, выше, ниже, длиннее, короче и т.д.

Цели и задачи текстов для дошкольников младшей, средней и старшей групп

В младшей группе воспитатель с помощью математических сказок знакомит детей с простейшими количественными понятиями, такими как «много», «один», «ни одного». В обычных же сказках он указывает на формы предметов, связанные с геометрическими фигурами. В средней группе математические сказки синтезируются с народными сказками, которые дети уже хорошо знают. Возьмём, например, Колобка. Воспитатель, читая, выделит порядковый номер каждого «шага» Колобка, тем самым продемонстрировав, как поэтапно движется главный герой. А сказка «Теремок» поможет сосчитать количество героев в домике. Между сказками учитель применяет пальчиковую гимнастику, с помощью которой изучаются цифры.

Учим с помощью сказок значения геометрических фигур и их названия

В средней группе поставлены следующие задачи:

  1. Научиться считать до пяти.
  2. Освоить знания о количественных и порядковых числах, долях и целой части.
  3. Закрепить умение ориентироваться во времени.
  4. Закрепить навык узнавания геометрических фигур.
  5. Тренировать пространственное ориентирование (осознание ребёнком направлений: между, под, за, спереди и т. д.).

В старшей группе (дети 5–6 лет) героями сказкок становятся математические понятия, будь то ноль или квадрат. При знакомстве дошкольников со сказкой воспитатель не должен забывать следить за тем, чтобы дети понимали сюжет и смысл повествования. Вспомогательными инструментами послужат увлекательные игры, связанные с логикой, такие как:

  • подбор одинаковых пар;
  • изготовление прямоугольника, равного предоставленному образцу;
  • определение, каких предметов больше.

Игры помогут ребёнку утвердить представление о равенстве и целостности чисел и вещей. Проводимые детьми операции способствуют умственному развитию, вырабатыванию умений синтезировать, анализировать и сравнивать данные.

В старшей группе математические сказки используются для достижения следующих целей:

  1. Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.
  2. Соотносить количество вещей с цифрой.
  3. Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).
  4. Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.
  5. Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.
  6. Уметь выполнять простейшие арифметические действия.
  7. Развить способность заменять героя сказки определённым предметом («Кубик-рубик» - берём в руки куб).
  8. Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.

В детском саду утверждается учебный план на год. Он должен соответствовать документам:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • СанПин 2.4.1.2660–10;
  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666.

Чёткого указания навыков, которыми должен обладать ребёнок, нет, но в ФГОС ДОУ указано:

Ребёнок… … …обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Министерство Образования и Науки Росиийской Федерации

Приказ 1155

По желанию родителей им могут предоставить учебный план детского сада, где прописаны все навыки, которым обучают детей. Воспитатели расскажут каким образом и в какой форме будет проходить обучение, предоставят дополнительную информацию.

В подготовительной группе в сказки включаются задачи на простые математические действия (в два действия), логические операции и способы их решения. Важно познакомить детей с эталонами мер длины: метром и сантиметром, рассказать в сказочной форме о деньгах, их правильном использовании. Перед школой начнутся занятия, в которых содержатся основы математики и сказка поможет понять и освоить более сложную информацию.

Правильно используем тексты в зависимости от возраста ребёнка

Сказки классифицируются по жанрам: сказки о животных, социально-бытовые и волшебные. У каждой разновидности свои правила построения сюжета и создания персонажей.

Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки. Ключевые специфические черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это выражается не только в специальных приёмах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда преград, совершая математические действия ради достижения цели.

Н.И. Кравцов; С.Г. Лазутин

Русское народное творчество

Виды математических сказок:

  • цифровые;
  • ориентированно-временные;
  • геометрические;
  • комплексные;
  • понятийные.

Каждая сказка имеет структуру, состоящую из трёх основных частей: воображаемая страна, конфликт между героями, разрешение конфликта, счастливый конец. Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или простой геометрии. Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры - то скорее научится считать.

Сказка для дошкольников должна быть с рисунками: им трудно воспроизводить необычных персонажей в своей голове, тем более если понимание математики сводится к нулю. Только изображения, сопровождаемые текстом (именно в таком порядке!), способны полностью раскрыть содержание сказки. Театрализованные сказки тоже хороши, но часто в беззаботном веселье проходит мимо памяти та доля смысла, которая как раз должна остаться. Ребёнку потребуется время, чтобы проработать логические повороты в действиях героев, ведь математические сказки несут определённую интеллектуальную нагрузку. Если же сделать представление, то детская усидчивость испарится.

При чтении сказки важно не забывать указывать на обрисовку героев и их поступков. В старшей группе, помимо изображений, в руки хорошо бы брать настоящие предметы, похожие на персонажей - так ребёнок будет сопоставлять фигуры или цифры с рациональными действиями, происходящими в приключениях. Взяв в руки книжку, вы принимаетесь не спеша читать. Если сказка без изображений, то распечатываете и предоставляете их отдельно, или рисуете. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок, при возникновении трудностей с пониманием, задавал вопросы, а не просто слушал. О возрастающей сложности преподносимого материала говорилось ранее.

Популярные математические сказки

Рассмотрим несколько примеров популярных сказок, которые помогут нам научить ребёнка счёту.

0 и 1

Жили-были в городе Математики числа и цифры. Они всегда спорили, кто важнее и старше, даже придумали для себя необычные знаки «<», «>», «+», «=», «-».
Среди них жили единичка и нолик.
Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.
Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе.
И получилась из них цифра 10.
Стали они числом побольше, и их взяли в школу.
В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие числа посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее.
Так появились цифры больше 10.

Сказки прививают любовь к математике

Г. Н. Обивалина

Золушка

В одном сказочном королевстве жила-была девочка по имени Золушка. Была она сирота, воспитывала её мачеха, у которой были две свои дочери. Дочери были очень ленивы, и всю работу по дому приходилось делать Золушке. Вот в один прекрасный день Король пригласил всех на бал. Но Золушке мачеха не разрешила ехать на бал. Она приказала Золушке к её возращению решить все задачки, которые не решили её дочери:
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?
Как в решете воды принести?
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
А также Золушка должна была вымыть посуду: 5 ложек, 5 чашек и 5 тарелок. Сколько получилось вымытой посуды? Золушка быстро справилась с заданием мачехи и села за рукоделие.

Г. Н. Обивалина

Блог Галины Николаевны Обивалиной

Три царевны

В далёком царстве жил царь с тремя дочками. Они любили по вечерам решать задачки и разгадывать загадки. За каждый правильный ответ царевны получали по подарку. Старшая царевна любила получать подарки из золота, средняя царевна из бриллиантов, а младшая любила цветы и животных.
Однажды вечером царь сказал: «Я привёз из дальних стран много разных подарков. Кто из моих дочек правильно решит задачки - тот и получит подарки.
Задача №1 - Для старшей царевны: сорви с одной яблони 5 жёлтых яблок, а с другой 5 красных яблок. Сколько всего яблок ты сорвала?
Задача №2 - Для средней царевны: в твоей шкатулке лежат 6 колец с бриллиантами. Я тебе привёз ещё 2 кольца. Сколько всего у тебя будет колец?
Задача № 3 - Для младшей царевны: у тебя было 9 котят, а 2 убежали. Сколько осталось котят?»
Все царевны решили свои задачи правильно, и царь подарил старшей царевне золотой сундучок, средней царевне 2 кольца с бриллиантами, а младшей царевне весёлого щенка.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.

Г. Н. Обивалина

Блог Галины Николаевны Обивалиной

Видео: пластилиновая математическая сказка про ноль

Видео: мульт-рассказ по мотивам мультсериала «38 попугаев»

Картотека полезной литературы

  1. «Путешествие в Цифроград: математическая сказка» Шорыгина Татьяна Андреевна (3 книги).
  2. «Математические сказки. Пособие для детей 6–7 лет» Ерофеева Тамара Ивановна.
  3. «Математические сказки. Пособие для детей 5 - 6 лет. В 2 выпусках» Ерофеева Тамара Ивановна, Стожарова Марина Юрьевна.
  4. «Приключения Треугоши: Математическая сказка для детей от 2-х до 4-х лет» Шевелев Константин Валерьевич.
  5. «О короле Кролике и хитром Лисе: Математическая сказка для дошкольников 5–7 лет» Лукьянова Антонина Владимировна (худ. Душин М.В.).
  6. «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Сапгир Генрих Вениаминович, Луговская Юлия Павловна.
  7. «Приключения в стране Геометрии» Ерофеева Тамара Ивановна.
  8. «Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. Для детей 3–6 лет» Дерягина Людмила Борисовна.
  9. «Учимся считать. Веселое путешествие, или Как найти новых друзей и научиться считать до десяти» Горбушин Олег Юрьевич.
  10. «Цифры, счет и карандашик Коля» Рик Татьяна Геннадиевна.


Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует точка зрения на творчество: всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить “дар” в выдающийся талант.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.
Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. И как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв – “скучная” наука. А нас, математиков, часто величают “сухарями” и “занудами”. Обидно до глубины души. А ведь это не вина предмета, а, наверное, вина тех, кто его преподает.
И среди учителей литературы, истории “зануд” ничуть не меньше. А ведь наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный, исторический. Что больше будоражит душу: “Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов” или “Я вас любил. Любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем”?

Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике ”, – говорил К. Вейерштрасс.
Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.
Хотя мы не владеем таким арсеналом воздействия на душу, как литература, история и т.п., но кое-что есть и у нас.
Легких путей в науку нет. И овладеть математикой “легко и счастливо” не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Большое внимание уделяю на своих уроках игровым технологиям, как виду преобразующей творческой деятельности, в тесной связи с другими видами учебной работы.

“Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики”, – писал К.Д.Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность обучающихся на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей фантазии. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Одним из способов решения этой проблемы является использование игровых ситуаций на уроках математики. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций.
Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся 5-6 классов.

Урок-сказка.

Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих.

Сказки нужны в 5-6-х классах. На уроках, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку: Благодаря сказке на уроке присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.

Игровые сюжеты и ситуации чаще всего возникают в ходе игровых уроков: уроков-сказок, уроков- путешествий и т. д. Но и на разных этапах уроков.

1. Чем больше учащиеся выполняют задач и упражнений, тем лучше и глубже усваивают программу по математике. А в достижении этой цели очень хорошо помогают устные задания, устный счет. Подобные занятия развивают активность мышления и сообразительность, увеличивают скорость вычислений.

Польза устных вычислений огромна. Применяя законы арифметических действий к устным вычислениям, ученики не только повторяют их, закрепляют, но, что самое главное, усваивают их не механически, а сознательно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества человека, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность. Устный счет содействует тренировке памяти, открывает широкие возможности для развития творческой инициативы учащихся.

Математика "Проценты, это не скучно"

Так же при изучении этой темы я часто использую задачки с “полушутливым” содержанием и задачки, со сказочными персонажами.

1. Красная Шапочка несла бабушке пирожки. По дороге она съела 20% пирожков, 10% всех пирожков отдала зайцу, 50% оставшихся пирожков – волку, а последние 7 принесла бабушке. Сколько пирожков было у Красной Шапочки вначале?

2. Карлсон съел вначале 50% имеющегося в банке варенья, затем съел 80% от оставшегося варенья, затем последние 5 ложек. Сколько варенья было в банке, если ложка вмещает 25 г.

3. Царь Горох решил выдать свою дочь, царевну Несмеяну, замуж. Несмеяна поставила условие: “Выйду замуж за того принца, который отгадает все мои загадки”. 40% женихов сразу расхотели жениться, 20% решило лишь половину загадок, 16% только одну загадку, 22% – не решило ни одной. Сколько женихов сваталось к Несмеяне, если замуж она все же вышла?

По завершении темы (практически любой) можно дать задание: “Придумайте сказку, рассказ, задачу на основе изученного материала”. Дети – великие выдумщики, с радостью выполняют эти задания, а учитель при этом накапливает богатейший материал.
Дети часто путают числитель и знаменатель, поэтому можно предложить им такую сказку.
Жили-были в двухэтажном домике два брата. Тот, кто жил на втором этаже, любил быть чистеньким и часто мылся, поэтому его называли Числитель. А тот, который жил на первом этаже, мыться не любил, да еще Числитель выливал воду из окна и забрызгивал брата. Поэтому он и был забрызганный, замазанный, его и назвали Знаменатель. Так и пошло, чистый – сверху, числитель, Забрызганный – снизу, знаменатель.
Активизация знаний по теме “ПРОЦЕНТЫ”

Сказка о хитром и жадном короле

Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил: Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!” “Ура!” – закричали гвардейцы. “Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые I 20%. Согласны?” “А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. – Пусть хоть на один месяц!” Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны. “Бот здорово! – говорил старый гвардеец друзьям за кружкой пива. – Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем за здоровье короля!”

Прошел еще месяц. И получил старый гвардеец жалованья только 9 долларов 60 центов. “Как же так? -заволновался он. – Ведь если сначала на 20% увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!” “Вовсе нет, -объяснил мудрый звездочет. – Повышение твоего жалованья составляло 20% от 10 долларов, т. е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т. е. 2,4 доллара”.

Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали: “Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20% и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и то же, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, – ваша просьба логична; пусть будет по-вашему!”
Задание. Подсчитай, сколько теперь получил старый гвардеец по истечении первого месяца и по истечении второго. Кто же кого перехитрил?
А вот ещё сказки которые можно использовать на уроках математики.

Сказка о Нуле

Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным.
- Быть ему главным, - пророчили все вокруг.
А Нуль важничал и раздувался, как индюк.
Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое.
Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержание никакого.
Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.
С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу”.

Сказка о Нуле

Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: "Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно из чисел не делится на ноль. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать да добра наживать.

Глупый король

В некотором королевстве Математика жили- были цифры. Жили они дружно, были очень трудолюбивы, много считали и умножали богатство своей страны. Цифры много работали, складывали, умножали, всё делили поровну и были при этом очень счастливы.

Но вот однажды цифра ноль решила провозгласить себя королём. Стал этот король очень жестоким и злым, унижал все остальные цифры. Терпели цифры, терпели и решили проучить короля Нуля. Когда наступила тёмная ночь, они сложили все свои вещи и ушли в ближайший лес. Там они спрятались то своего жестокого короля.

И остался король Ноль жить один. Королевство его стало приходить в упадок. Никто не умножал, не прибавлял, все трудолюбивые цифры исчезли. Загрустил король и понял, что без всех цифр ничего не может. Решил пойти в лес и попросить у всех цифр прощения. Так и сделал, вернул все цифры в государство. И стали все жить счастливо и весело. Ведь ноль только с остальными цифрами что-то значит.

Величественная дробь

Жила-была Дробь, и было у нее две слуги – Числитель и Знаменатель. Дробь помыкала ими, как могла. «Я – самая главная, – говорила она им. – Что бы вы без меня делали?» Особенно она любила унижать Знаменатель. И чем больше она его оскорбляла, чем меньше становился знаменатель, тем больше Дробь раздувалась в собственном величии.
И Дробь, надо признаться, была не одна такая. Некоторые люди почему-то тоже думают, что чем больше они унижают других, тем величественнее становятся сами. Сначала Дробь стала такой большой, как стол, потом как дом, потом – как земной шар… А когда Знаменатель стал совсем незаметен, Дробь принялась за Числитель. И он тоже вскоре превратился в пылинку, в нолик…
Вы догадались, что произошло с Дробью? Ноль в числителе, ноль – в знаменателе. Это же черт знает что получилось!

Математическая сказка «СКАЗКА ПРО ТО, КАК НА НОЛЬ ДЕЛИЛИ, ДА НЕ ПОДЕЛИЛИ».

Два в квадрате

Жили да были, да не тужили показатель и основание степени. Всё у них было гладко, не ссорились, не ругались, а если и начинали, сразу мирились. Основание занималось домашними делами, а показатель строил новый дом для них. И вот однажды в один пасмурный, но при этом тёплый день Основание и Показатель поссорились. Причём поссорились крепко...
Основание бросило вёдра с водой на землю и стало кричать на показатель, что хочет, чтобы они разошлись. Показатель делал то же самое в отношении Основания. Они ругались, ругались, ругались, и в итоге пришла в запустение их стройка, колодец зарос травой, старый домик покосился и начал рушиться, вся земля высохла. Но даже не смотря на это части степени не помирились между собой...Во время очередной ссоры к ним заглянула некогда частая гостья-цифра 4."Что вы делаете?!Зачем ругаетесь?!"-воскликнула она.
"Я не хочу жить с этим основанием!"- ответил Показатель.
"А я не хочу жить с этим Показателем!"- ответило Основание.
Немного пораскинув мыслями, Четвёрка пришла к гениальному, важному решению:
"Если бы вы не ругались, то ваш домик был бы построен, участок расчищен и зелен, колодец был бы в хорошем состоянии! Ваша ссора привела к разрушению вашей жизни! А что ещё неприятней-к разрушению моей. Вы ведь часть меня! Вы-Два в Квадрате, а я Четыре! Мы с вами не просто друзья, мы очень близкая родня, а как только вы начали ссориться, я стала болеть... Сейчас до сих пор у меня насморк..."
Основание и Показатель взглянули друг на друга...И обнялись. Забыли все прошлые обиды, ссоры и невзгоды, а вскоре уже и построили домик и пригласили к себе жить Четверку, которая их воссоединила и примирила.
И стали они жить-поживать да десятичные дроби наживать.

В стране Математика, в городе Чётное появилось число 13.
Но с ним никто не общался лишь только потому, что оно было нечётным числом.
=И вот с ним решило познакомиться число 1. Они стали лучшими друзьями.
Так они сдружились, что соединились, и получилось число 14. Ведь 13+1=14 !
Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.
Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием поделюсь с коллегами, выступая на методическом объединении.
Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха?
Изменить генетику мы не можем, что – дано, то – дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.
Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте ”, – писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.
Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.
Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.
Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
В заключении я хочу сказать: математика, конечно же, сложная наука, и если не вносить в ее преподавание крупицы юмора и любви, то очень трудно добиться от детей любви к этому предмету. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.
А я подведу итог: математика – благодатная почва для творчества учителя и его учеников.
Надо только любить свой предмет. И, конечно, учеников.

Конспект урока математики в 5 классе «Путешествие в страну Математики»

Проект «математические сказки»

Проект, памятки, сборник математических сказок учащихся

ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»


Проект «Математические сказки», 5 – 9 классы

Учитель: Кочева Е. В.

    Введение

    Проект: тип, цели, гипотезы, задачи, продукт, возраст учащихся, действия, вывод

    Памятки «Как сочинить математическую сказку»

    Сборник математических сказок учащихся «Екатеринбургской школы-интернат «Эверест»:

    Мир геометрических фигур.

    Важная дробь.

    Сказка о нуле.

    Кто любимый?

    Как поссорились цифры 1 и 2.

    Дружба цифр.

    Сказка о нуле.

    Дружба фигур.

    Важный ноль.

    Земля круглых чисел.

Проект «Математическая сказка»

    Введение.

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования” , – говорится в объяснительной записке программы по математике.

Перед школой стоят задачи повышения общего уровня развития учащихся, подготовки школьников к дальнейшему образованию и самообразованию. В основе обновления и перестройки школьного образования лежит и проблема развития творческой личности учащегося, которая предполагает полное обеспечение возможностей для ее самораскрытия и самосовершенствования. При таком подходе ребенок рассматривается как уникальный, саморазвивающийся индивид.
Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствуют успеху в математической деятельности. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок. При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.

Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества. Обучаться математике необходимо, но мысль должна идти "изнутри". Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся.

Предлагаемая работа по созданию математических сказок должна идти параллельно с теми или иными формами специального обучения, содержательно дополняя его. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а так же уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.

Обычно работа по формированию умения сочинять математические сказки начинается с чтения готовой математической сказки. Потом предлагается желающим придумать свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Домашнее задание написать математическую сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у детей. Каждому учащемуся хочется проверить: а сможет ли он реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно. Учащимся необходимо напомнить структуру сказки, несмотря на то, что это они уже изучали на уроках литературы. Для этого учащимся предлагается памятка: «Как сочинить математическую сказку».
Математические сказки являются средством для развития дальнейшего математического творчества. Они же являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий. Создание математических сказок является процессом творческим, как для ученика, так и для педагога.

Цель нашего воспитания - вырастить творческую личность, которая сможет развить и претворить в жизнь все свои способности.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время это важное средство умственного развития. Если бы не составление сказок, то, возможно, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление - беспорядочным. Между творческим мышлением и словарным запасом учащегося существует прямая связь. Чем больше волнует ребенка слово, тем больше оно запоминается, поэтому многие сказки запоминаются детьми, как бы сами собой. От такого запоминания память не перегружается, а становится еще острее.

Сказка, поэзия…

Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике. Это очень важно для учащихся с ОВЗ.

Сказки нужны. На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.

    Проект.

Тип проекта : межпредметный, творческий.

Цели проекта :

    вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды творческой деятельности;

    развивать умение проектировать свою деятельность;

    развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

    развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый;

    воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы;

    развивать презентационные умения, т.е. умение предъявлять свою работу другим;

    привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности).

Гипотезы:

    Сказочный творческий игровой подход мешает усвоению математических формул, правил и законов, на уроках математики не приемлем.

    Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.

Задачи: познакомиться с правилами и специальным планом по выполнению сочинения математической сказки.

Продукт: сборник сочинений по теме.

Возраст участников проекта: учащиеся 5 – 9 классов.

Действия:

    Познакомиться с написанными математическими сказками. Определить тему своей сказки.

    Сформулировать основную мысль будущей сказки, определить с какой целью ее будешь писать и чему она должна научить слушателей.

    Построить рассказ по схеме (смотри памятку), подобрать рисунки из интернета или выполнить рисунки самостоятельно.

    Получить консультацию у учителя.

    Привлечь к предстоящей работе (по желанию) членов своей семьи.

    Оформить сочинение, распечатать на компьютере.

    Предоставить на выставку. Подвести итоги деятельности. Обсудить, что было сделано хорошо, а что не удалось. Какие работы понравились?

Вывод.

Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе».

Проведенное нами исследования показали, что «человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», как уверял С.В. Образцов. Мало просто вложить знания в душу ученика, их надо укрепить в ней, так чтобы знания остались на всю жизнь.

Сказки в математике позволяют сделать это. Когда ученики писали свои сказки, они применили свои знания, полученные на уроках математики. Когда учитель рассказывает какое-то правило еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается. В работу включается не только логическое, но и творческое мышление.

Итак, на основании всего изложенного в нашей работе, мы приходим к выводу, что нашла подтверждение вторая гипотеза, о том, что сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки.

    Памятка: «Как сочинить математическую сказку».

Сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план .

    Первое, что нужно сделать – это определить тему , то есть то, о чем будет наша сказка.

    Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

    И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме :

    Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)

    Завязка действия (с чего все началось)

    Развитие действия

    Кульминация (самые важные моменты)

    Спад действия

    Развязка (чем все закончилось)

    Концовка

С чего начать? Сказку можно начать «Однажды...» или «Жили-были...». Можно начать с описания главного героя или с описания места, где происходят события.

Работа по написанию математической сказки начинается с выбора её героев и сюжета. В ней действующими лицами будут математические понятия (точка, прямая, числа, цифры, знаки, различные геометрические фигуры …).

Сказочному персонажу стоит придумать особое сказочное имя. И не забыть рассказать хоть немного про его характер. И про его внешность. Очень важно переживать за своего главного героя, сочувствовать ему.

Кроме главного героя будут и другие персонажи. О них тоже полезно позаботиться. Как они выглядят? Какие у них внутренние особенности? Могут быть такие, что и сочувствовать им нечего, но описать всё равно надо.

Самое главное, чтобы в сказке была основная мысль, связанная с правилами математики. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Сборник математических сказок.

Учитель: Кочева Е. В.

    Мир геометрических фигур.

    Важная дробь.

    Сказка о нуле.

    Кто любимый?

    Как поссорились цифры 1 и 2.

    Плюс и минус в цифровом городе.

    Дружба цифр.

    Сказка о нуле.

    Дружба фигур.

    Важный ноль.

    Игра «Три фигуры» в математической стране.

    Необыкновенное происшествие в математической стране.

    Земля круглых чисел.

    1. Математическая сказка. «Мир геометрических фигур»

Сочинил: Старков В.

8 «В» класс

Математическая сказка.

«Мир геометрических фигур»

Жили – были геометрические фигуры. В мире геометрических фигур треугольник был царем. Однажды собрались все жители мира геометрических фигур и решили помериться силой.

В соревнованиях участвовали лучшие из лучших представителей данного мира: треугольник, квадрат и круг. Первым показывал свою силу треугольник. Какие бы тяжести он не поднимал, все равно оставался в своей форме: в форме треугольника.

Вторым участником соревнования вызвался квадрат. Он очень старался показать себя сильным и выносливым, но не смог остаться квадратом под действием разных тяжестей. То он превращался в прямоугольник, то – в параллелограмм, то – в ромб. Квадрату пришлось признать, что он проиграл и треугольник был сильнее него.

Третьим участвовал в соревновании круг. Он тоже старался, как мог, но при поднятии разных тяжестей он всегда превращался в овал. После многочисленных попыток круг признал свое поражение.

Все единогласно решили, что в честном соревновании победителем становится треугольник: самый сильный, выносливый, прочный из всех геометрических фигур. Ведь не случайно треугольник считают жёсткой фигурой. Не зря его выбрали царём в мире геометрических фигур!


    1. Математическая сказка. «Важная дробь»

Сочинила: Акутина Алёна

6 «А» класс

Математическая сказка.

«Важная дробь»

Жила-была Дробь и были у нее слуги: числитель и знаменатель. Дробь помогала им, как могла, и жили они в мире и согласии.

Однажды Дробь решила, что пора показать всем, что она особенная и важная в мире математики.

Я самая главная! Чтобы вы без меня делали? - говорила она им.

Особенно она любила ругать знаменатель. И чем больше она его ругала, тем меньше становился он.

Сначала Дробь стала такой большой, как стол, потом как дом и наконец – как земной шар.

Когда знаменатель стал совсем незаметным, то Дробь принялась за числитель, решив, что её подвластно всё.

И он тоже превратился в пылинку. Когда – то Дробь была огромной и важной, а сейчас стала очень маленькой и незаметной. Её это очень огорчило, и она задумалась о том, что она сделала, решив больше не ругать никого, так как это имело неприятные последствия для такой важной особы.

Числитель и знаменатель сказали Дроби, что ее величина зависит напрямую от них и ссориться не надо.

Ты можешь и возвыситься и стать незаметной благодаря нам! – заявили они Дроби.

В мире математики есть понятия, которые тесно связаны между собой! Надо очень внимательно относиться к своим действиям.


    1. Математическая сказка.

«Сказка о нуле».

Мальчик Вася учился в третьем классе. Однажды ему приснился удивительный сон: он попал в страну чисел.

Цифры в этой стране играли, веселились, как обыкновенные дети. Мальчик стал с ними играть. Васе было очень весело. Он заметил, что цифра ноль сидит в сторонке и скучает. Мальчик подошел к нему и спросил, почему тот не играет с другими цифрами.

И ноль рассказал, что другие цифры не хотят с ним дружить. Они говорят, что он ничего не значит. Васе стало жаль его. У мальчика в школе были одни пятерки, и он - то знал, что ноль в математике очень важен. Вася решил подружить всех с цифрой ноль.

Он подошел к цифре девять и попросил взять ноль в игру, но она только посмеялась в ответ. И так было со всеми другими цифрами. Все отказывались дружить с нулем и считали просьбу Васи странной.

Когда мальчик совсем уже, отчаялся, то подумал о единице. Она ведь тоже очень маленькое число и почти ничего не значит. Единица подумала и согласилась.

Когда все остальные цифры увидели вместе единицу и ноль, очень удивились. Получилось, что такие маленькие цифры вместе составили число десять, которое больше любой однозначной цифры, взятой в отдельности.

И теперь все захотели дружить с нулем. Цифры пообещали Васе, что никогда больше не обидят нуль.

    1. Математическая сказка

«Кто любимый?»

Сочинил: Неуймин Артем

6 «А» класс

Математическая сказка

«Кто любимый?»

Жила – была Царица - математика. В ее царстве было много домиков. Домики с цифрами, знаками, фигурами, дробями, формулами.

Однажды Математика принесла цифрам красивое одеяло. Когда они легли спать, каждая цифра стала тянуть одеяло больше на себя, почему-то думая, что это подарок именно ей.

Дошло дело до большой ссоры. Между собой поругались цифра 2 и 5.

Меня любят все ученики, а тебя нет! – сказала 5.

Зато я красивая и похожа на лебедя,- ответила 2.

Цифры 1,4,7 назвали цифры 3,6,8,9 толстыми, а бедный 0 сидел в уголке и плакал.

Когда утром пришла Царица Математика, все цифры подбежали к ней с вопросом о том, кого она любит больше

всех. Улыбнулась Царица, поцеловала всех. Объяснила, что

любит всех одинаково.

Каждая из вас красива и полезна по - своему. Все вместе вы – сила. Нужно относиться к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе другие! – промолвила великая царица Математика.

Успокоились цифры, обнялись. Поняли, что им вместе идти по жизни. Это был полезный урок для жителей всего математического царства.

    1. Математическая сказка

«Как поссорились цифры 1 и 2»

Жили - были в сказке цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 .

Однажды цифра 1 поссорилась с цифрой 2 .

Единица позвала другие цифры на помощь,

которые стали уговаривать 1 и 2 помириться.

Они говорили, что в математике цифры дружны

и необходимы для записи разных чисел и примеров.

Знаки « +», «-», «×», «:» решили помочь цифрам 1 и 2 .

Все вместе составили примеры:

1 + 2 = 3, 2 – 1 = 1, 2 × 1 = 2, 2: 1 = 2.

Цифры 1 и 2 поняли, что не надо ссориться,

потому что в математике нужны и важны все

без исключения цифры и числа.

    1. Математическая сказка.

«Плюс и минус в цифровом городе».

Однажды одним прекрасным днем «Плюс» гулял по цифровому городу. Вдруг он встретил другой знак и странно так на него посмотрел.

Как тебя зовет незнакомец? – спросил «Плюс».

Меня зовут «Минус». А как тебя называть?

Мое имя «Плюс».

Решили знаки лучше узнать друг друга и помериться силой. Они позвали на помощь цифры 2 и 5. Знаки придумали соревнование на составление примеров, чтобы в результате получилось большее число.

Свой пример составил «Плюс»: 2 + 5 = 7, а у «Минуса» получилось: 5 – 2 = 3. «Минус» остался недоволен результатом и предложил найти другие числа для примеров.

Долго ходили знаки в цифровом городе, но ничего в соревновании знаков не изменилось. У «Плюса» всегда получалось больше, а у «Минуса» - меньше. Потому что «Плюс» увеличивает, а «Минус» уменьшает.

    Математическая сказка «Сказка о нуле»

Сочинил: Мамин Кирилл

Класс:6 «А»

Математическая сказка

«Сказка о нуле»

Как-то в маленькой стране чисел собрались однозначные цифры и стали рассуждать, кто из них важнее:

Я хоть и одна, но всегда прихожу первой, - говорит гордая цифра 1.

А хоть и не первая, зато для ученика - приятная оценка, - говорит любимая цифра 5.

А ты, ноль, что означаешь? Ты ничего не означаешь? – спрашивает вредная цифра 8.

Ничевочка, ничевочка! – закричали цифры.

Я может, ничего не означаю, но если я встану возле любой цифры, то увеличу её в 10 раз. Какой же я ничевочка? - обиделся ноль на цифру 8.

С тех пор ноль стали уважать и стали приглашать к себе в гости, чтобы увеличить своё число, добро, богатство в 10 раз.

И стали они жить поживать да добра наживать.

    Математическая сказка «Дружба фигур»

Жили-были в геометрической стране круг, квадрат и треугольник. Они дружили и никогда не ссорились. Очень часто они собирались вместе и создавали разные фигуры, предметы.

Вот что у них получилось: из круга сделали мячик, стороны куба составили их квадратов. Дом составили из квадратов и круга, а из треугольника – крышу дома. Из кругов нарисовали снеговика.

Друзьям понравилось такое совместное творчество, и они решили чаще собираться вместе для составления других рисунков. В результате у них получились самые разнообразные рисунки, состоящие из геометрических фигур: поезд, ракета, вертолет.

Чем больше друзья использовали геометрических фигур, тем больше получалось разных рисунков. Потому что эти фигуры были настоящими друзьями.

    Математическая сказка

«Игра « Три фигуры » в математической стране»

Жили-были в математической стране геометрические фигуры – треугольник, квадрат, круг и цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Они любили играть вместе. Особенно геометрическим фигурам нравилась игра « Три фигуры ».

Однажды собрались на игре все жители математической страны. Геометрические фигуры играли против цифр.

Треугольник, квадрат и круг всегда могли сделать рисунок из трех фигур. Получались разные варианты рисунков: дом, снеговик, пирамида или машина, человечек, ракета или самолет, подводная лодка, башня.

Как бы цифры не старались, у них не получилось составить новую фигуру или новый рисунок. В конце игры подсчитали очки и оказалось, что выиграли фигуры со счетом «3: 0».

Цифры немного огорчились. Жители математической страны решили, что эта игра интересная, и она подходит только для геометрических фигур.

    Математическая сказка.

«Необыкновенное происшествие в математической стране».

В одной чудесной стране жили, да не тужили цифры. Была у них королева « Математика» . Правила она честно и справедливо.

И вот в один прекрасный день на эту страну напали разбойники « Х» и « У».

Собралась вся стана цифр на битву. А 1, 2 и 3 подумали, что страна цифр проиграет и спрятались. Пришли знаки «<» и «>» . Начали они спорить кто сильнее, страна цифр или разбойники. Знак «>» говорит, что разбойники сильнее, а знак «<» считает, что страна цифр сильнее. Не могут они решить кто сильнее.

И вот началась битва. Цифры 5, 6, 7, 8 и 9 очень старались победить. Знаки «+» увеличат, «─» уменьшат, «:» разделят, а «×» умножат. Да только ничего у них не получается. Ведь «Х» и « У» – неизвестные. Как их победить?

Вскоре жители математической страны решили уравнение и узнали, какие цифры скрываются под маской «Х» и «У». Победили цифры.

Королева « Математика» хотела выгнать разбойников, но пришел знак «=» и всех помирил. Королева простила всех разбойников и стали все жить весело и дружно.

    Математическая сказка

«Земля круглых чисел»

Сочинила: Шурова Татьяна

6 «А» класс

Математическая сказка

«Земля круглых чисел»

Давным–давно в математическом государстве жили-были король с королевой. Звали короля «100», а королеву «200».

У них родились двое детей. Дочери дали имя «300», а сыну – «400». Жили они дружно и счастливо.

У королевской семьи были еще сказочные животные. У коня была кличка «500», у пони – «600», у свиньи – «700», у козы – «800», у барана – «900». Жили они вместе дружно, счастливо и не ссорились друг с другом. Потому что это было государство «Круглых сотен».

А соседние государства имели на звание «Круглые тысячи», «Круглые десятки тысяч» и т.д.

Все эти страны находились на земле «Круглых чисел» и жили в мире и согласии. Потому что с каждым годом количество стран увеличивалось, а «Земля круглых чисел» процветала.

Уважаемые родители! Прививать интерес маленьких детей к математике — задача не из легких. Сделайте их интересными!

А так, как дети очень любят сказки, забавные рассказы – можете их использовать!

«Как родилась линия»

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала:

— Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать и поищу себе подружек.

Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт.

— Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать.

Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья — точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, — получается кривая линия.

«Плюсы и минусы»

В древности у одного математика было трое учеников. Когда они в совершенстве овладели всеми арифметическими действиями, учитель призвал их и сказал:

— Теперь, когда вы достигли некоторых вершин в математике, пришла пора применить знания на практике, в жизни. Идите же и считайте, чего в мире больше — плюсов или минусов.

Ушли ученики, и пришли ровно через три года, как и договаривались.

— Ну, вот ты,- обратился он к первому ученику,- скажи, чего же в мире больше: плюсов или минусов?

— Конечно же, плюсов. Я встретил умную, красивую, богатую жену. У нас прекрасный дом, сады, чудесные фрукты. У меня за это время родилось двое замечательных детей. И вообще, я считаю, что минусы бывают только в математике, в жизни их вообще не существует.

— Ну, а ты что насчитал? — с грустью обратился он к другому своему ученику.

— Я считал… Все время считал… Золото, разные драгоценности, деньги. Но меня ограбили. Кругом одни негодяи и жулики.

— Ну а как насчет моего задания? Чего больше: плюсов или минусов?

— Какие там плюсы? Вы их когда-нибудь видели в жизни? На каждом шагу одни только минусы.

Учитель погрустнел еще больше, махнул рукой и ничего не ответил.

— Я, учитель, ничего не успел. Видел я и плюсы, и минусы. Видел, что плюсы приносят людям радость, а минусы – горе. И мне захотелось сделать так, чтобы в жизни людей было как можно больше плюсов и как можно меньше минусов.

— А всё-таки – это отличное действие. Больше плюсов, меньше минусов – ради этого стоит жить. Молодец, ты здорово усвоил мою науку!

А вы думаете по этому поводу, ребята?

«Путешествие по стране геометрии»

Однажды Совёнок услышал незнакомое слово « геометрия ». Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме — Мудрой Сове. Мама Сова взяла лист бумаги и карандаш и нарисовала там точку и прямую линию.

Это точка, — сказала она. -Точка, — повторил за ней Совёнок.

Мама Сова нарисовала теперь две точки и провела через неё черту (линию). -Смотри внимательно, Совенок, это линия. Прямая линия. Попробуй нарисуй и ты такую прямую линию, вот тебе линейка.

Совёнок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия и даже быстро сочинил вот такую песенку:

Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!

Теперь я знаю, что такое геометрия. Она рисует прямые линии. Мудрая Сова засмеялась.

Не торопись, Совёнок, геометрия изучает не только линии, посмотри: табуретка стоит слева от стула, а стул — справа от табуретки. А вот стоят мальчик и девочка. Скажи: кто из них стоит слева, а кто справа? А вот две точки, расположенные по разные стороны от прямой линии: — Покажи, какая из них слева от прямой, какая справа?

Знаю, знаю,- закричал Слонёнок,- геометрия изучает, кто стоит справа, а кто слева! Мудрая Сова покачала головой и продолжила свой рассказ:

Геометрия ещё может очень много, например, помогает строить дома.

Посмотри в окно, видишь, строится дом. Над землёй уже поднялись два

этажа, и строители возводят третий. Строителям помогает подъёмный кран.

Он поднимает с земли большие плиты — перекрытия и подаёт их строителям.

Под тяжестью груза стальной трос туго натянулся. Вот тебе еще прямая

линия. Она протянулась точно сверху вниз. Такую линию называют вертикальной. Совёнок всё понял и на радостях придумал новую песенку:

Вот верёвочка моя!

Привязал к ней камень я,

И верёвка моментально

Натянулась вертикально!

Строители часто используют в своей работе такую верёвочку с грузиком, -продолжала Сова. -Для чего? — спросил Совёнок.

Для того, чтобы проверить, вертикально ли стоит стена дома, не наклонилась ли она в какую- нибудь сторону. Если стена наклонилась, то верёвочка с грузиком пойдёт не по стене, а так: Строители же должны стену поставить вертикально, вот так: Иначе дом может упасть.

«Сказка об отрезке»

Жил-был Карандаш. Был он очень любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

— Как эта линия называется?

Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит:

— Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?

Засмеялась Прямая:

— Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, — сказал Карандаш. — Я, наверное, пошёл не в ту сторону.

И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов. Она бесконечна… — И Прямая, даже пропела про себя песенку:

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди,

Не найти конца пути!

Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.

Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца?

Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, -подсказала Прямая.

Ура! — закричал Карандаш. — Появились два конца, теперь я могу гулять по Прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на Прямой? Как это называется?

Это мой отрезок,- улыбнулась Прямая линия.

Отрезок прямой, отрезок прямой, — с удовольствием повторял Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. (Он был так рад, что от усталости не осталось и следа.)

«Приключения точки»

Жила — была Точка. Она хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

Как эта линия называется? Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!» Сказано — сделано. Вышла Точка напрямую линию и пошла по этой линии.

Шла-Шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит:

Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой линии?

Эх, ты, Точка! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?

Тогда я поверну назад, — сказала Точка. — Я, наверное, пошла не в ту сторону.

И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов.

Опечалилась Точка:

Как же быть? Что же, мне так и придётся идти, идти без конца?

Можно позвать на помощь Ножницы, — посоветовала Прямая. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щёлкнули перед самым носом и разрезали Прямую.

Ура! — закричала Точка. — Вот и конец получился! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

— Можно и с другой, — послушно щёлкнули Ножницы.

— Как интересно! — воскликнула Точка. — Что же из моей прямой
получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это
называется?

— Это отрезок, — сказали Ножницы. — Можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные. И разбросать их можно, как захочется. — Ножницы быстро- быстро защелкали.
Посмотри, что получилось. Если нарисовать кружочек, получится солнышко с разными лучиками, — робко ответила Точка. — А как можно точно определить, какой из отрезков самый длинный и какой самый короткий?

Нужно позвать на помощь Циркуль и Линейку.

Тут Ножницы кликнули помощников. Пришли Циркуль и Линейка и принялись за дело.

Циркуль расставил свои ноги и измерил один отрезок, затем подошёл к другому, самому маленькому, и Совёнок сразу увидел, что этот отрезок меньше первого.

— А линейка может точно ответить, насколько этот отрезок меньше, — важно
ответил Циркуль, — а я могу снова соединить отрезки.

Циркуль подтянул лучи друг к другу, соединил их концами, и вот что получилось.

Да, — воскликнула Точка, — это не прямая. Здесь прямо не пройдёшь, придётся поворачивать. Что же это такое? Как это называется?

Это угол, — сказал Циркуль.

Угол… Угол…-несколько раз повторила Точка новое для неё слово -Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи?

Вершина угла. Сейчас ты Точка в вершине угла. А лучи, которые начинаются от тебя, — это стороны угла. Можно даже прокатиться разок -другой. Понравился Точке такой совет. Катится она и приговаривает:

От вершины по лучу

Словно с горки покачу.

только луч теперь — «она»,

Он зовется «сторона».

Покаталась Точка ещё немного по сторонам угла, а потом вернулась к вершине и обратилась к Циркулю:

Я хочу катиться быстрее. Нельзя ли сделать горку круче?

Можно, — ответил Циркуль.

Он сдвинул стороны угла вот так:

Это уж слишком? — запищала Точка.

Какой острый угол? С такой крутой горки кубарем покатишься? Не нужно так круто?

Циркуль раздвинул немного стороны угла.

Теперь хорошо, — сказала Точка.- Но мне уже расхотелось кататься. Лучше расскажи мне всё, что ты знаешь об угле.

Углы бывают разные: прямые; углы, которые шире прямых, называются тупыми углами; а углы, которые меньше прямых, называются острыми углами.

«О треугольнике»

Давным-давно в математическом царстве было геометрическое Государство и правил им король Треугольникус. Был он уже старым и часто болел. Однажды собирает он своих глашатаев и посылает их по сёлам и городам с заданием: найти человека, который вылечил бы Треугольникуса. И такой лекарь нашёлся в городке « Три стороны. » Пришёл он к королю с треугольным листом, на котором был изображён чертёж и поставлен вопрос: сколько на этом чертеже различных треугольников? Назови их. Король Треугольникус думал целый день. А когда решил, почувствовал себя сразу здоровым и помолодевшим.

Но ты-то, дружок, здоров. Тебе не составит большого труда подсчитать все треугольники в этой фигуре. Но на всякий случай и ты послушай совет, который дал королю на прощание лекарь:

Кто более или менее

С терпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг.

Терпение, терпение-

Твой самый лучший друг.

Да, забыли вам сообщить самое главное. Как только король сел за разгадывание количества треугольников на рисунке, послышалась музыка. Это пели треугольнички. Надеюсь, ты не забыл, что дело происходило в волшебной стране? Если хочешь, можешь даже выучить песенку треугольничков, Она ведь волшебная и поможет тебе веселее и быстрее разгадать любую задачу:

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе — друзья,

Дружнее не сыскать. Мы треугольников семья, Нас каждый должен знать.

(В. Шитомирский)

Успехов Вам, уважаемые родители!

Т. Зименко,

воспитатель высшей квалификационной категории.



Поделиться: