Ребенок 4 года общается с невидимыми существами. Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона

Психология всё глубже входит в нашу жизнь. И теперь многие знают, что психолог разбирается с человеческими проблемами, но многие как и раньше не знают с какими.

Как правило, со специальностью «психолог» многие путают специализацию психиатра, тем более, что в американской традиции эти термины почти синонимы.

Давайте разберёмся.

Психиатр — это врач, занимающийся сложными случаями неадекватного поведения пациентов.

Психолог же — чаще всего это специалист, работа которого представляет нечто среднее между работой социолога и врача. Психолог не использует в своей практике лекарств; и люди, которые к нему обращаются называются клиентами.

Ради полноты картины следует упомянуть специализацию психотерапевта. Нет полной согласованности насчёт этого термина, но на практике это тот же психолог, но имеющий медицинское образование (психолог может его и не иметь). А это значит, что он как раз и может использовать лекарственные препараты в своей практике.

Итак, с чем психолог работает?

Общими словами это можно было бы выразить так: с неудовлетворённостью своей жизнью. Это могут быть и конфликты, и поиск работы, и способы выражения себя...

В зависимости от того, к какому направлению принадлежит психолог (гештальттерапия, психоанализ, бихевиоризм...) и глубины проблемы клиента, используются разные методы и разное время для их разрешения.

Чаще всего время и место встречи оговаривается заранее, если только психолог не сидит в кабинете, где с нетерпением ждёт очередного клиента.

Из-за того, что консультации психолога всё-таки платные, а также из-за желания россиян решить свои проблемы другим путём, (например, утопив их в стакане), — помощь психолога востребована, в основном людьми либо с высшим образованием, либо достаточно грамотными, чтобы обратиться именно к специалисту.

Работа с кризисными ситуациями : развод, потеря цели в жизни, завершение отношений, работа с любовной зависимостью, работа с острыми переживаниями, потеря интереса к отношениям, работа с ситуациями измены в паре

Я провожу индивидуальное и семейное психологическое консультирование по вопросам:

  • неудовлетворенность собой и жизнью,
  • самореализация,
  • конфликты в партнерских и семейных отношениях,
  • взаимное непонимание,
  • измены,
  • ревность,
  • психологическая помощь в ситуации развода,
  • возрастные, личностные и семейные кризисы.

Проблемы материнства и отцовства:

  • работа с бесплодием и невынашиванием,
  • готовности к родительству,
  • переживание беременности,
  • страхи и фобии при беременности,
  • подготовка к родам,
  • угроза прерывания беременности,
  • психологическая готовность к родам,
  • проблемы послеродового периода:
    • организация семейных отношений,
    • налаживание режима,
    • грудное кормление и пр.

Проблемы детско-родительских отношений:

  • конфликты и недопонимание родителей и детей,
  • сложности во взаимоотношениях с ребенком:
    • трудности в воспитании
  • малыш и няня,
  • взаимодействие с детьми в ситуации:
    • развода,
    • смерти близких родственников,
    • при рождении младшего ребенка и т.д.

Трудности детского возраста:

  • школьная неуспеваемость,
  • адаптация в детский сад и школу,
  • агрессия,
  • нарушение внимание,
  • гиперактивность,
  • непослушание,
  • тревожность,
  • конкуренция между братьями/сестрами,
  • расстройства настроения,
  • страхи,
  • неуверенность в себе,
  • низкая самооценка,
  • проблемы в общении со сверстниками,
  • психологическая травма,
  • переживание развода родителей,
  • смерть близкого,
  • стрессовая ситуация.

Семейные проблемы:

  • недопонимание в паре,
  • ревность, конфликты между супругами,
  • конфликты между детьми,
  • ситуация измены,
  • предотвращение развода,
  • любовники и любовницы,
  • разрыв отношений,
  • развод,
  • переживание потери близкого человека,
  • переживание смерти,
  • переживание семейных кризисов,
  • выстраивание гармоничных отношений с родительскими семьями,
  • неудовлетворенность в паре,
  • сексуальные проблемы в семье,
  • налаживания контакта и взаимопонимания в семье.

Личностные проблемы:

  • отсутствие личной жизни, близкий отношений,
  • неустройство в жизни,
  • проблемы в отношениях с противоположным полом,
  • личностный рост,
  • проработка своих детско-родительских отношений,
  • обида, агрессия на близких,
  • недопонимание, конфликты с родителями/детьми,
  • эмоциональное завершение отношений,
  • мотивация на личностное развитие и успех,
  • определение в своих целях и желаниях,
  • проблемы лишнего веса,
  • недовольство собой,
  • низкая самооценка, неуверенность в себе,
  • страхи, фобии, паники, навязчивы состояния,
  • депрессивные состояния,
  • тревожные состояния, неврозы,
  • частные смены настроения,
  • психосоматические расстройства,
  • нелюбовь к себе,
  • неприятие себя,
  • смена работы,
  • проблемы во взаимоотношениях в коллективе,
  • поиск личностного счастья,
  • развитие самодостаточности, ответственности,
  • выстраивание личностных границ,
  • переедание, невозможность самостоятельно похудеть,
  • булимия,
  • анорексия,
  • Совсем нет сил и энергии, упадок сил
  • Работа с кризисными ситуациями, разводами, ощущением опустошения, потери интереса и цели

Детские темы: (проблемы с детьми)

  • непослушание,
  • истерики,
  • проблемы детского сна, проблемы детского аппетита (много ест, мало ест),
  • проблемы приучения к горшку,
  • детская перевозбудимость,
  • налаживания режима дня,
  • частые болезни,
  • детские протесты и нежелание что-либо делать,
  • постоянные капризы,
  • адаптация к детскому саду/школе,
  • нежелание ходить в школу/ д.сад,
  • конфликты со сверстниками,
  • проблемы в воспитании,
  • ребенок дерется, кусается,
  • вопросы, связанные с туалетом, (недержание),
  • конфликты на детской площадке,
  • ребенок постоянно ноет, плачет,
  • детские страхи,
  • детская агрессия,
  • детская тревожность,
  • детская застенчивость,
  • детская замкнутость (нет друзей, не умеет дружить),
  • гиперактивность,
  • низкая самооценка у ребенка,
  • нет самостоятельности, ответственности,
  • лишний вес (бесконтрольный аппетит),
  • неуверенность в себе,
  • совместный сон с родителями,
  • зависимость от мультиков, компьютерных игр,
  • не любит читать, гулять и т.д.,
  • постоянно говорит "нет",
  • не умеет играть самостоятельно,
  • не слышит, когда ему что-то говорят, о чем то просят

Работа с подростками:

  • взаимоотношения со сверстниками,
  • подростковые кризисы,
  • низкая самооценка, нежелание учиться,
  • конфликты с родителями,
  • конфликты со сверстниками,
  • недопонимание с родителями,
  • подавленное настроение,
  • недовольство собой,
  • вопросы подростковой сексуальности и отношения к сексу,
  • влияние дурной компании,
  • алкоголь, курения, наркотики,
  • проблема лишнего веса,
  • отсутствие мотивации, цели,
  • проблемы с гигиеной,
  • проф. ориентация,
  • компьютерная зависимость,
  • формирование ответственности, самостоятельности, самодостаточности,
  • стеснительность, обидчивость,
  • повышенная агрессия

Причиной волнения для многих родителей может стать момент, когда у их ребенка 3-5 лет появляется воображаемый друг. Они недоумевают: “Неужели он не видит разницу между реальными людьми и воображаемыми? ” и, несомненно, пугаются, если вдруг ребенок заявляет: «Осторожнее! Здесь живет Генри!»

Ваши действия Твой друг воображаемый! Пора бы тебе завести настоящих друзей. О, привет, Генри! Как поживаешь? Хочешь укусить яблоко? Прекрати выдумывать! Легко все сваливать на фантазию, чтобы уйти от ответственности! У меня в детстве тоже был друг, который всегда был со мною, защищал меня, играл… В чем ошибка?

Большинство родителей беспокоит проявление подобных фантазий, они стараются избавить своих детей от подобного. И самое частое, к чему прибегают мамы и папы, это запретить ребенку общаться с воображаемым другом. Но на самом деле детская вера в Деда Мороза или Бабу Ягу, о которых рассказывают сказки, мало чем отличается от такой фантазии – просто здесь ребенок придумывает персонажа сам.

Тем не менее, воображаемый друг занимает важное место в развитии творческих способностей у ребенка. Он помогает справляться со многими проблемами эмоционального характера. К примеру, вместе с воображаемым другом ребенок легче справляется с одиночеством. Например, когда семья переехала в другое место, и новыми друзьями в новом дворе обзавестись пока не удалось.

Также у ребенка может возникнуть такая фантазия, когда в семье появляется второй ребенок. Воображаемый друг может приходить на помощь, когда ребенок начал ходить в детский сад или в семье начались неприятности. Иногда воображаемый друг не человек, а животное. Так у ребенка появляется вымышленный четвероногий друг, если ему хочется иметь, например, собаку.

Причина проблемы

Воображаемый друг позволяет совладать с трудными и дискомфортными ситуациями. В такой способ дети защищаются, компенсируют что-то, с чем самостоятельно справиться не могут.

Иногда ребенок может найти в своем воображаемом друге того, с кем он идеально ладит (особенно, если родители достаточно строгие и требовательные). Также ребенок в игре сам может выступать для своего вымышленного друга в качестве строго родителя. А то и перекладывать свое чувство вины на такого друга, в страхе потерять расположение и любовь родителей. Чем сильнее страх, тем больше соблазна свалить вину на воображаемого друга. Представляя ситуацию таким образом, ребенок обычно заявляет: “Это все Генри ” или “Генри сказал мне сделать это”.

Решение проблемы

Если у ребенка появился воображаемый друг, настороженность может вызывать следующее:

o Ребенок стал напряженным и беспокойным, нарушен режим сна.

o Ребенок стал замкнутым.

o Воображаемый друг ведет себя агрессивно.

o Ребенок переживает из-за ссоры с ним, зависим от него.

В иных случаях появление воображаемого друга не является причиной для беспокойства.

  • Не нужно ругать ребенка, запрещать общаться с воображаемым другом. Он все равно будет это делать, но теперь втайне от вас. Относитесь ровно, без особого любопытства и паники. Это очередной этап становления личности вашего ребенка.
  • Расспросите ребенка о том, как он познакомился со своим другом. Какой он – добрый или злой, что ему нравится, о чем они говорят вместе, бывают ли у них споры и на какие темы.
  • Помогайте разрешать проблемы, из-за которых ребенок может прибегать к воображаемому другу. В случае с переездом помогите ему найти друзей. Ищите компромисс, если ребенку хочется собаку. Если малыш чувствует себя беспомощным, предоставьте ему больше свободы, больше хвалите его и позвольте реализовывать больше своих возможностей.
  • Изредка можно поддаться ребенку, когда тот просит вас сделать что-нибудь для воображаемого друга. Но не переусердствуйте с уступками, поскольку это подкрепляет разрешение сваливать, в том числе вину на воображаемого друга.

Практикум

Вспомните истории, в которых у детей были сказочные друзья. Что они делали, как проявлялись? Какую сторону ребенка они замещают? Подумайте, как бы вы могли вести себя с воображаемым другом, чтобы наладить отношения с ребенком, сделать его сильнее, подтолкнуть к новому поведению.

Вывод

Воображаемый друг – это не отклонение и не причуда ребенка. Это распространенное явление определенного возраста, которое помогает взрослеть и справляться с тревогами и страхами.

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает - так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Фото - фотобанк Лори



Поделиться: