Вопрос. Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе

Развитие современной мировой школы - многосторонний, масштабный процесс.

Школа меняет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы – 1).курс на демократизацию школьных систем; 2).дифференциация образования; 3).гуманистическая направленность воспитания; 4).модернизация классно-урочной системы.

Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.

Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей. В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах обучение религии - частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования

В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования.

Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования.

Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы.

В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционныйтип – обязательные программы . Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее специальные программы , адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения. Наряду с этим все большее распространение получают так называемые интегративные программы . Классический пример интегративного курса - программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний.

Во второй половине XX в. мировая школа приступила к реформам программ образования. Эти реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению "Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации образования и обучения. Основной формой дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе.

К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: младшей средней школы (США и Япония), объединенной школы (Англия), общей школы (Германия), - единого коллежа (Франция).

В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков. Появились особые школы для одаренных. В них учат по более насыщенным программам. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь проявить способности. Кроме того, для талантливых детей в обычных школах порой организуют так называемые продвинутые классы. Политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников объективно необходима, поскольку она способствует формированию будущего цвета нации. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы.

Следует также сказать о компенсирующем обучении . Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Практика компенсирующего обучения предполагает сотрудничество школы и семьи, привлечение специалистов по психологии и ориентации, индивидуальный подход. Особенности такого обучения - дополнительные занятия, малая наполняемость классов, наличие классов адаптации, повторное обучение в одном классе и пр. Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности.

На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания . Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления - система, при которой ученики помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов.

Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности - вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие у учеников самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Важные перемены в воспитании произошли в связи с планетарными политическими изменениями. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений из 83 стран.

Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию ). Для этого в программу включают учебные ролевые игры ("Выборы", "Стачка", "Суд" и пр.), большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980-1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию . Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях.

В ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поисков иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ - пилотов превратилась в одно из важных направлений государственной школьной политики.

Во второй половине XX в. начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.

Новейшие технические средства превратились в обязательное условие учебного процесса. Среди них приоритетными оказались компьютеры и видеосистемы.

Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, служат мощным источником информации, а также средством самообразования и корректировки классно-урочной системы.

Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы.

Воспитание в первобытном обществе.

Общество бесклассовое, поэтому все члены общества получают равное образование.

Целью воспитания и обучения является подготовка детей к жизни, к выживанию в сложных условиях.

Организация обучения и воспитания : детей воспитывают и обучают в ходе их непосредственного участия в делах взрослых. Взрослые включают детей в доступную для них деятельность (приготовление пищи, уход за больными, участие в охоте и т.д.) Воспитанием занимается каждый член племени, т.к. дети являются общим достоянием всего племени. Позже появляется первый «тип образовательных учреждений» - Дома молодежи, в которых раздельно обучают мальчиков и девочек. Дети приобретают под руководством опытных старейших членов племени навыки, соответствующие их половому различию и будущей функции в племени. В конце прохождения обучения молодежь подвергается испытаниям (инициации), выдержавшие эти испытания посвящаются в полноправных членов племени и считаются уже взрослыми.

Основные методы обучения и воспитания: устная передача информации (через рассказы старейшин, былины, предания и т.д.); показ, упражнения детей в разнообразных навыках.

Система наказаний отсутствует.

Рабовладельческое общество.

В обществе появилось деление на антагонистические классы (класс рабовладельцев и класс рабов) воспитание и образование с этого этапа начинают носить классовый характер.

Рассмотрим это на примере древней Греции.

Два древнегреческих государства Лакония (столица Спарта) и Аттика (Столица Афины) имели много общих черт в организации воспитания и обучения подрастающего поколения:

оба государства были рабовладельческими, поэтому система частного и общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы рассматривались как «говорящие орудия» и воспитывались как и в первобытном обществе самими родителями, в процессе включения детей в посильный труд своих родителей. Никаких учебно-образовательных учреждений для них не существовало.

В воспитании детей рабовладельцев наблюдалось много общих черт, хотя сами системы воспитания и обучения детей отличались по целям, содержанию и организации, что объяснялось различными историческими условиями жизни этих двух государств. В школах обучались только мальчики, начиная с 7-летнего возраста. Девочки воспитывались дома на женской половине дома (геникее).


Цель воспитания и образования – воспитание у молодежи умения побеждать, выносливости, бесприкословного подчинения. (т.е. воспитание воина)

Организация образования :

С 7 до 18 лет юноши посещали учебные заведения АГЕЛЛЫ, где содержанием воспитания являлось закаливание, военно-физические упражнения, обучение музыке и пению, очень ограниченно обучались письму и чтению.

С 18 лет до 20 – ЭФЕБИЯ

Здесь осуществлялось военно- политическое воспитание: обучение строительству военных укреплений, управлению военными машинами, осуществлялась военная служба и участие юношей в общественных празднествах и театральных представлениях.

Исторические условия жизни страны : Аттика имела выгодное географическое расположение на побережье Средиземного моря. Поэтому жило мореходством, бурными торговыми связями с разными странами мира, бурно развивало свою культуру. Цель воспитания - воспитание человека прекрасного в физическом, умственном и нравственном отношении. Организация образования: С 7 лет мальчики посещали государственные школы ГРАММАТИСТА, где обучались чтению, письму, счету и школы КИФАРИСТА, где учились музыке, пению и декламации. Затем обучение продолжалось в ПАЛЕСТРЕ: упражнялись в беге, прыжках, метании, плавании, борьбе. Наиболее обеспеченные и способные к умственному труду юноши могли продолжить обучение в ГИМНАСИИ, где они готовились к управлению государством и изучали философию, политику, литературу, арифметику и геометрию, астрономию и теорию музыки, и занимались гимнастикой. С 18 лет до 20 лет все юноши проходили службу в ЭФЕБИИ, где кроме того, что изучали спартанцы овладевали еще и морским делом. Основными методами воспитания в обоих государствах являлись разнообразные упражнения, беседы с учителем и политическими деятелями, философами.

Феодальное общество

Общество разделено на антагонистические классы: господствующие классы (духовенство и феодалы) и угнетаемые классы (крестьяне и ремесленники).

Образование во всех типах учебных заведений пронизано религией, обучение ведется на латинском языке, в школах обучаются только мальчики, срок обучения не ограничен.

Существует целая система церковных школ:

§ Монастырские школы (при монастырях готовят юношей к пострижению в монахи) и соборные (кафедральные) школы, для более богатых учащихся, готовящие будущих священнослужителей.

Монастырские и соборные школы делятся на внутренние и внешние. Во внутренних, закрытых школах дети духовенства и феодалов изучают «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Во внешних монастырских и соборных школах (обучающих мирян), изучают чтение, письмо, счет и церковное пение.

§ Приходские школы (при каждом церковном приходе. Здесь могут обучаться не только дети, но и взрослые.) содержание обучение в этих школах составляло чтение молитв на латинском языке, церковное пение и реже обучение письму и счету.

В городах открываются на средства ремесленников ЦЕХОВЫЕ школы, а на средства купцов ГИЛЬДЕЙСКИЕ школы для детей ремесленников и купцов. Содержанием обучения в данных школах являлось чтение, письмо, счет и религия.

Образование простого народа:

Основная масса народа не получала образования в школах. Родители воспитывали детей в повседневном труде или отдавали детей «в люди» для обучения какому-либо ремеслу.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе

В результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией -- рабовладельческим строем. На древнем Востоке возникли первые классовые общества и закладывались основы материальной и духовной культуры, которая была в какой-то мере воспринята и переработана народами Греции и Рима.

2. Шк ола в странах древнего Востока

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством -- это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («священному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.

При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, например счет на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику.

Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. «Ухо мальчика на спине его»,-- говорится в одной древней египетской рукописи. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

3. Воспитание, школа и педагог ическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция -- страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

Лакония (Спарта) занимала в юго-восточной части Пелопоннеса территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное неполноправное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250 тысяч порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию -- быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный властям человек--педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.

«Что касается чтения и письма, -- писал греческий историк Плутарх, -- то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях», т. е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота.

Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, о героях. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).

Юноши 18--20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины, подавляя восстания рабов или уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

По-иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В Афинах в V--IV веках до н. э. бурно развивалась культура. Энгельс указывал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В воззрениях некоторых философов этого времени видны элементы и материализма, и диалектики. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке--рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленилась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (гинекее). Первоначально дети (с 7 до 13--14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно -- сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (так называемого демоса) не могла получать в них образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско»--я учу, позже: «дидактика» -- теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» -- ребенок, «агогейн»--вести).

В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»).

В 13--14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.

Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже -- гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.

Наконец, как в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

Расслоение внутри рабовладельческого общества в Афинской республике сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей тому или иному ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях. На свободнорожденных, занимающихся трудом, рабовладельческая знать смотрела с презрением. Рабы расценивались лишь как «говорящее орудие».

4. Зарождение педагоги ческой теории в Древней Греции

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.

Сократ (469--399 гг. до н. э.) -- философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), он был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педагогических воззрениях. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. педагогический буквослагательный обучение воспитание

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ -- философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.

Платон (427--347 гг. до н. э.)-- философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей -- вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны. Вещи для него лишь тени мира идей.

Платон, представитель афинской аристократии, выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые.

В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники и земледельцы. Им свойственна только низменная, чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания.

Цель этого государства, по Платону, -- приближение к высшей идее блага; она осуществляется главным образом путем воспитания, которому и придается особо важное значение.

Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп -- философов и воинов. В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.

Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет -- школу физического воспитания--палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). С 18 до 20 лет -- эфебия, т. е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Платон считает, что воспитание женщин должно быть подобным тому, как это было в Спарте.

Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем». Дети рабов к образованию не допускаются.

Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о воспитании через положительный пример и др.

Аристотель (884--322 гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. Ф. Энгельс писал: «Древнегреческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 19).

В. И. Ленин подчеркивал, что Аристотель «всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 326), что Аристотель подходит в некоторых вопросах к материализму.

В противоположность своему учителю Платону, разделившему мир на мир идей и мир явлений, Аристотель признал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Во всяком предмете мы можем различить вещество и форму. В веществе имеются возможности вещей; вещество становится вещью, получая ту или иную форму. Так, вещество мрамора может стать статуей, получив известную форму.

Вся жизнь есть процесс развития, который совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в реальности внешнего мира и в основу познания подожил чувственный опыт, ощущения. Ошибки познания происходят, по Аристотелю, от ложного мышления, т. е. неправильного истолкования чувственного опыта. Весьма важно, что Аристотель указал на единство формы и содержания и выдвинул идею развития.

В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях; разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волевой.

Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души -- разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.

Государство, по высказыванию Аристотеля, в целом имеет одну конечную цель -- для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Говоря о том, что государство должно заботиться о тождественном воспитании, Аристотель не имел в виду рабов.

Обобщая исторический опыт человечества, Аристотель установил возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три периода: 1) до 7 лет, 2) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости) и 3) от наступления половой зрелости до 21 года. По его мнению, эта периодизация соответствует природе человека.

Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.

Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп, допустимы лишь легкие упражнения. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку. Музыку надо изучать для развития чувства прекрасного, наблюдая, чтобы занятия ею, как и рисованием, не преследовали профессиональные цели. Женщины, природа которых, по Аристотелю, отличается от природы мужчины, не получают такого же, как они, образования.

В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум -- таковы три источника нравственного воспитания.

Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. Отсюда добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие античной педагогики. Однако в средние века, когда философия Аристотеля была очень популярна, «поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 325).

Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа-материалиста Демокрита (460--370 гг. до н. э.), создателя атомистической теории. Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» -- это только выдумка, воображение людей.

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», -- писал он. Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках.

Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

5. Воспитание и школа в Древнем Риме

В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени -- грамматические школы, а позже школы ораторов.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.

Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.

Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христиaнство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе.

6. Pазработка педагогических и методич еских положений в Древнем Риме

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан (42--118 гг. н. э.). Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. Квинтилиан был хорошо знаком с современной ему греческой и римской философской и педагогической литературой. Он обобщил и свой большой опыт как преподаватель школы риторов. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы.

Квинтилиан считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. По его мнению, тупость и неспособность среди них -- редкое явление. Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен предварительно учительствовать в элементарной школе.

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Для этой цели он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и устранять от него дурных товарищей.

Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии), строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. В особенности признавалось важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Своеобразие философско-педагогической мысли в пространстве древних государств Востока. Общее и особенное в генезисе воспитания и обучения в странах этого региона: Египте, Древней Индии, Китае.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2011

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    Центры обучения писцов при дворцах и храмах. Изображение картин воспитания и обучении в эпоху Греции легендарным Гомером в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Зарождение и эволюция педагогической мысли в Древней Греции, требования к минимальному обучению.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    История педагогической мысли и просвещения Казахстана. Мусульманские мектебы и медресе. Зарождение основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави. Идеи мыслителей казахской степи.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2014

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Эфебия как общественное учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу. Эйрены как члены общины, имевшие определенные гражданские права.

    презентация , добавлен 21.06.2013

    Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы Х1-ХШ вв. Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Преподавательская деятельность М.В. Ломоносова. Вклад ученых-методистов в развитие учительской мысли в Беларуси.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Изменение приоритета целей школьного обучения: от ориентации на усвоение знаний к развивающему обучению. Идея развивающего обучения в истории педагогической мысли. Понятие умственного воспитания и развития, его задачи и пути осуществления в школе.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Изучение истории развития воспитания и зарождения педагогической мысли в Древней Греции, которая связана с культурой городов-государств, когда воспитание заняло особое место в обществе. Вклад Пифагора, составившего свод правил нравственного поведения.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому, образ государя как модель человека.

Предисловие авторов ко 2-му дополненному и переработанному изданию монографии «Психология и психотерапия семьи»..................................................................................................................................................................................... 3

Предисловие к первому изданию............................................................................................................................................................. 7

Предисловие ко второму дополненному и переработанному изданию монографии «Психология и психотерапия семьи»..................................................................................................................................................................................... 7

Введение............................................................................................................................................................................................................... 9

Организационная взаимосвязь семейной психотерапии с другими вилами помощи семье.................................................... 11

Современная семья и нарушения ее функционирования........................................................................................................... 13

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество................ 15

Стадии супружеских отношений........................................................................................................................................................... 16

Нарушения жизнедеятельности семьи................................................................................................................................................. 18

Семья как источник психической травмы......................................................................................................................................... 22

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.................................................................................................................. 23

«Семейная тревога»................................................................................................................................................................................... 24

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение............................................................. 25

Чувство вины, связанное с семьей........................................................................................................................................................... 27

Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний............................................................................... 28

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму....................................................................... 28

Глава 2. нарушение ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ............................................................................................................................... 30

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи............................................................ 31

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным..... 31

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория».................................................... 36

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами.......................................................................................................................................................................................... 43

Семья нервно-психического больного и здравоохранение. Модели взаимоотношений........................................................... 45

Современные программы помощи семье с психически больным.................................................................................................... 48

Основные формы помощи семье.............................................................................................................................................................. 50

Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга......................................................................... 52

Представления членов семьи о своей семье......................................................................................................................................... 52

Пути развития внутреннего образа семьи........................................................................................................................................... 63

Наивные семейные постулаты................................................................................................................................................................ 72

Роль семейных постулатов...................................................................................................................................................................... 74

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.................................................... 85

Концепция репрезентативных систем. Современные представления......................................................................................... 86

Нейро-психологические основы инливилуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психолгической школы)................................................................................................................................................ 95

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье........................................................... 98

Нарушение межличностной коммуникации в семье................................................................................................................ 106

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье.............................................................................................. 107

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации..................................................................................................... 109

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление............................................... 116

Нарушение механизмов интеграции семьи................................................................................................................................... 120

Семья: ее структура и интеграция...................................................................................................................................................... 120

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи.................................................................................. 126

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)..................................... 127

Механизмы семейной интеграции........................................................................................................................................................ 134

Семейные мифы......................................................................................................................................................................................... 158

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.............................................................................. 159

Этапы и механизмы патологизируюшего семейного наследования при неврозах: парадигма онтогенетически-ориентированной семейной психотерапии....................................................................................................................................... 168

Структура и возрастная линамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности..................................... 171

Этапы и механизмы патологизируюшего семейного наследования........................................................................................... 177

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.................................................................................................................................................................................. 186

Изучение семьи и диагностика ее нарушений.............................................................................................................................. 187

Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений.................................................................... 206

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ..... 219

История развития семейной психотерапии.................................................................................................................................... 220

Школа Пало Алто......................................................................................................................................................................................... 224

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия............................................................................ 230

Семейная системная психотерапия.................................................................................................................................................. 232

Теоретические положения..................................................................................................................................................................... 233

Стратегическая семейная психотерапия........................................................................................................................................ 282

Семейная коммуникативная психотерапия................................................................................................................................. 285

Теоретическое обоснование................................................................................................................................................................... 285

Техники семейной коммуникативной психотерапии....................................................................................................................... 286

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy).......................................................... 287

Концептуальная позиция: диалектика............................................................................................................................................... 288

Лечение семьи: команда вместо одного психотерапевта............................................................................................................ 290

Процесс лечения......................................................................................................................................................................................... 291

Семейная психотерапия конструктов.............................................................................................................................................. 305

Семейная поведенческая психотерапия......................................................................................................................................... 310

Супружеская психотерапия................................................................................................................................................................... 313

Семейное консультирование................................................................................................................................................................. 320

Глава 5. Особености семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических расстройств............................................................................................................ 322

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах........... 323

Семейная психотерапия при шизофрении...................................................................................................................................... 336

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков............................................ 352

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимнолл, эпилептоидном, истероидном и неустойчивом типах................................................................................................................................................................................ 353

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности.............................................. 364

Семейная психотерапия при алкоголизме..................................................................................................................................... 367

Заключение..................................................................................................................................................................................................... 374

приложения................................................................................................................................................................................................... 375

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии.................................................................................................. 376

Приложение 1. Методика «Семейно-обусловленное состояние»......................................................................................... 377

Приложение 2. Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)................................................................................................... 378

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС).......................................................................... 379

Приложение 4. Диагностическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП).............................................. 380

Приложение 5. Опросник «Сенсорные предпочтения»................................................................................................................ 381

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье».............................................................................................. 384

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия» или ПТС «Предпочитаемый тип симпатии».................. 385

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР).............................................................................................................................. 389

Приложение 9. Методика (Нормативное сопротивление» (НС)............................................................................................. 393

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам........................................................................................................................................................................................................ 394

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АС В)................................................................................................ 398

Опросник для родителей летей в возрасте 3-10 лет...................................................................................................................... 398

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.......................................................................................... 401

Бланк для ответов.................................................................................................................................................................................... 404

Summary........................................................................................................................................................................................................... 405

Список основной литературы..................................................................................................................................................... 408

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

В результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией - рабовладельческим строем. На древнем Востоке возникли первые классовые общества и закладывались основы материальной и духовной культуры, которая была в какой-то мере воспринята и переработана народами Греции и Рима.

Школа в странах древнего Востока.

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством - это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («священному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.

При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, например счет на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику.

Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. «Ухо мальчика на спине его»,- говорится в одной древней египетской рукописи. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

Древняя Греция - страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

Лакония (Спарта) занимала в юго-восточной части Пелопоннеса территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное неполноправное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250 тысяч порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию - быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный властям человек-педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.

«Что касается чтения и письма, - писал греческий историк Плутарх, - то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях», т. е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота.

Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, о героях. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины, подавляя восстания рабов или уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

По-иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В Афинах в V-IV веках до н. э. бурно развивалась культура. Энгельс указывал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В воззрениях некоторых философов этого времени видны элементы и материализма, и диалектики. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке-рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленилась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (гинекее). Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (так называемого демоса) не могла получать в них образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско»-я учу, позже: «дидактика» - теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребенок, «агогейн»-вести).

В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»).

В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.

Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже - гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.

Наконец, как в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

Расслоение внутри рабовладельческого общества в Афинской республике сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей тому или иному ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях. На свободнорожденных, занимающихся трудом, рабовладельческая знать смотрела с презрением. Рабы расценивались лишь как «говорящее орудие».

Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - философ-идеалист. Несмотря на свое демократическое происхождение (сын бедного ремесленника-ваятеля), он был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педагогических воззрениях. Он считал, что строение мира, физическая природа вещей непознаваемы, что люди могут познать только себя самих, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Сократ - философ-трибун, вел беседы по вопросам нравственности на площадях и в других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократическим, откуда позднее развилась сократическая беседа методом наводящих вопросов.

Платон (427-347 гг. до н. э.)- философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей - вторичным, развивал мысль о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями». Он делил мир на мир идей и мир явлений. По его мнению, идеи вечны и неизменны. Вещи для него лишь тени мира идей.

Платон, представитель афинской аристократии, выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые.

В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники и земледельцы. Им свойственна только низменная, чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания.

Цель этого государства, по Платону, - приближение к высшей идее блага; она осуществляется главным образом путем воспитания, которому и придается особо важное значение.

Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп - философов и воинов. В своей педагогической системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.

Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выбору материала для рассказывания детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению, с 12 до 16 лет - школу физического воспитания-палестру с обычными гимнастическими упражнениями. После палестры юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). С 18 до 20 лет - эфебия, т. е. военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Платон считает, что воспитание женщин должно быть подобным тому, как это было в Спарте.

Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем». Дети рабов к образованию не допускаются.

Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о воспитании через положительный пример и др.

Аристотель (884-322 гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. Ф. Энгельс писал: «Древнегреческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 19).

В. И. Ленин подчеркивал, что Аристотель «всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 326), что Аристотель подходит в некоторых вопросах к материализму.

В противоположность своему учителю Платону, разделившему мир на мир идей и мир явлений, Аристотель признал, что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Во всяком предмете мы можем различить вещество и форму. В веществе имеются возможности вещей; вещество становится вещью, получая ту или иную форму. Так, вещество мрамора может стать статуей, получив известную форму.

Вся жизнь есть процесс развития, который совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в реальности внешнего мира и в основу познания подожил чувственный опыт, ощущения. Ошибки познания происходят, по Аристотелю, от ложного мышления, т. е. неправильного истолкования чувственного опыта. Весьма важно, что Аристотель указал на единство формы и содержания и выдвинул идею развития.

В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; животная, которая сверх свойств растительных проявляется в ощущениях и желаниях; разумная, которая сверх растительных и животных свойств характеризуется еще мышлением или познанием. В человеке животная часть души, поскольку она подчинена разуму, может быть названа волевой.

Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души - разумной и волевой. Как в каждом веществе заложена возможность развития, так и человеку природа дает лишь зародыш способностей; возможность развития осуществляется воспитанием. Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание.

Государство, по высказыванию Аристотеля, в целом имеет одну конечную цель - для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Говоря о том, что государство должно заботиться о тождественном воспитании, Аристотель не имел в виду рабов.

Обобщая исторический опыт человечества, Аристотель установил возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три периода: 1) до 7 лет, 2) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости) и 3) от наступления половой зрелости до 21 года. По его мнению, эта периодизация соответствует природе человека.

Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.

Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп, допустимы лишь легкие упражнения. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку. Музыку надо изучать для развития чувства прекрасного, наблюдая, чтобы занятия ею, как и рисованием, не преследовали профессиональные цели. Женщины, природа которых, по Аристотелю, отличается от природы мужчины, не получают такого же, как они, образования.

В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Для выработки добродетели необходимы продуманные упражнения, формирующие привычки и навыки нравственного поведения. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. Отсюда добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие античной педагогики. Однако в средние века, когда философия Аристотеля была очень популярна, «поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 325).

Вершиной древнегреческой философии являются взгляды выдающегося философа-материалиста Демокрита (460-370 гг. до н. э.), создателя атомистической теории. Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Он отвергает веру в богов, считая, что «воля богов» - это только выдумка, воображение людей.

Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны», - писал он. Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», подчеркивал огромную роль труда в воспитании и требовал «постоянного труда, который от привычки к нему делается легче». Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках.

Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом.

Воспитание и школа в Древнем Риме.

В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени - грамматические школы, а позже школы ораторов.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.

Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.

Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христиaнство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе.

Pазработка педагогических и методических положений в Древнем Риме.

Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.). Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. Квинтилиан был хорошо знаком с современной ему греческой и римской философской и педагогической литературой. Он обобщил и свой большой опыт как преподаватель школы риторов. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы.

Квинтилиан считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. По его мнению, тупость и неспособность среди них - редкое явление. Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен предварительно учительствовать в элементарной школе.

Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Для этой цели он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и устранять от него дурных товарищей.

Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии), строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. В особенности признавалось важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.



Поделиться: