Формирование личности ребенка в разных видах деятельности. Воспитание ребёнка в различных видах деятельности

Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Теплюк Светлана Николаевна

Формирование личности ребенка в разных видах деятельности

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Развитие личности ребенка Как развивается личность ребенка в раннем возрасте? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выясним, какие изменения происходят в отношении ребенка к окружающим людям, к самому себе и к предметному мируРазвитие отношения ребенка к предметному

Из книги Ребенок третьего года жизни автора Коллектив авторов

Воспитание и обучение ребенка в разных видах

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Развитие личности ребенка

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Воспитание и обучение в разных видах деятельности

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Индивидуальная траектория развития личности вашего ребенка Если я убедил вас, уважаемый читатель, в правильности теории педагогических рассолов, перейдем к задаче разработки программы развития личности для вашего ребенка. В наиболее популярных и эффективных

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Формирование положительного самосознания ребенка Для гармоничного развития личности ребенка необходимо на первом году его жизни создать такие условия, чтобы он был абсолютно уверен - я умный, красивый и любимый. Для этого чаще ласкайте детей, держите их на руках,

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Программирование пола ребенка в давние времена в разных странах Эллины утверждали, что, если партнеры в момент близости лежат на правом боку, то это гарантирует рождение мальчика, если на левом – то девочки.Египтяне были убеждены в том, что оплодотворение, которое

Из книги Секреты воспитания дошкольников автора Лукашина Эльвира

Определите основной мотив деятельности ребенка – он определит его личность! Что является истинным мотивом деятельности? Удовольствие от работы? Результат, достигнутая цель? Приобретение навыков? Ожидание похвалы «экспертов»? Или удовольствие, которое ребенок доставит

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Танцуйте, или как, расширяя горизонты, сохранить целостность личности ребенка Воспитание – очень хитрый процесс, в котором важные и сложные личностные качества ребенка могут формироваться простыми, но неожиданными путями. Одна из самых серьезных проблем в современном

Из книги автора

Из книги автора

Рекомендации для разных возрастов Положение детского автокресла изменяется вместе с изменением роста и веса ребенка по мере его роста. Первые два года своей жизни дети должны проводить в кресле, повернутом против хода движения. Затем в два года их разворачивают по ходу

Из книги автора

Некоторые моральные аспекты в развитии личности ребенка Так что же нам нужно делать, чтобы вырастить достойного человека (Вашего наследника)?Любить ребенка. Я вспоминаю случай, когда я работала в детском саду воспитателем, моим воспитанникам шел четвертый год жизни, и

Из книги автора

6.2. Волевые качества личности в музыкальной деятельности Для осуществления волевого поведения личность должна обладать так называемыми волевыми качествами. В числе таковых психологи называют: инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержку,

Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «... должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» - это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.



К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры - все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого - другой человек, а содержание - построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ().

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель - найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию - стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Ребенок - существо социальное, для которого среда выступает не только условием развития, но и его источником. С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений и в результате развивается. Эти отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника (схема 5.25).

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.

Еще в возрасте 2-3 лет ребенок отделяет себя от других, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание (схема 5.26).

САМООЦЕНКА дошкольника (схема 5.27) формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности:

  • ? в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • ? в грамотности переоценивает;
  • ? в пении недооценивает.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это ни делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (см. схему 5.27). Как взрослый оценивает ребенка и сверстников? Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный, а низкая самооценка. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Схема 5.25

Формирование личности дошкольника

Схема 5.26

Развитие самосознание дошкольника


Схема 5.27

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей

воспитания (по М.И. Лисиной)


Подмечено:

  • ? дети, выделяющие свое Я через деятельность- завышают свою самооценку;
  • ? дети, выделяющие свое Я через сферу отношений - самооценку чаще занижают;
  • ? дети, имеющие разный статус, положение в группе - по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети себя переоценивают.

Взрослый должен:

  • ? помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
  • ? помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

  • ? в группе чувствуют себя увереннее;
  • ? активнее проявляют свои интересы;
  • ? ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребенку повысить свою самооценку, взрослый тем самым помогает ему приобрести уверенность в себе и популярность в группе.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

?? Ситуация. Одни родители своих детей систематически недооценивают. Другие же, наоборот, переоценивают.

> В какой зависимости находится развитие самооценки ребенка?

Решение. Заниженная оценка оказывает отрицательное действие

на точность определения детьми результатов своих действий, часто влечет за собой недоверие, споры и даже отказ от деятельности.

Завышенная оценка оказывает двойное действие на поведение дошкольника:

  • ? искажает представление ребенка в сторону преувеличения результатов его действий;
  • ? мобилизует силы ребенка, стимулирует уверенность в достижении высоких результатов.

В образовании объективных представлений ребенка о себе важны точные оценки взрослого.

Формирование личности дошкольника происходит по следующим направлениям: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является образцом для подражания. К старшему возрасту формируется общественно значимое «надо». Напомним, что в младшем возрасте было личностное «хочу».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

?? Ситуация. В начале дошкольного периода возникает соподчиненность мотивов. Формируется сам механизм соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.

> Одинаково ли у всех детей проходит этот процесс?

Решение. У разных детей появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоцентрические); у других - альтруистические; у третьих - направленные на достижение успеха.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений, дошкольники осваивают и новые мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

  • 1) мотивы поощрения, награды;
  • 2) мотивы, связанные с наказаниями;
  • 3) мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы. Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Среди разных мотивов в поведении детей выделяются различные доминирующие мотивы, эгоистичные, коллективистские и связанные с содержанием деятельности, Среди социальных мотивов - мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение ведут к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели (схема 5.28)

Схема 5.28

Целенаправленность действий дошкольника


  • ?? Ситуация. Миша (5 лет) начал лепить зайчика, но увидев, что Коля рисует, переключился на рисование. В другой ситуации Миша начал рисовать машинку, но в процессе рисования его цель изменилась и он нарисовал кораблик.

> С чем связаны такие действия Миши?

Решение. С тем, что Миша не умеет удерживать цель деятельности. Ему еще предстоит этому научиться под руководством взрослого.

ЧУВСТВА дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие: проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворенности, перенося на окружающих и на игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия, пассивное состояние. Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны - это сигнал неблагополучного эмоционального состояния.

В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства - моральные эстетические, интеллектуальные. Складываются вычшие чувства на основе понятий «Плохо - хорошо», «красиво - некрасиво», и на основе познавательных потребностей.

Характерна слитность чувств:

ХОРОШИЙ - значит ДОБРЫЙ (моральные переживания);

ХОРОШИЙ - значит КРАСИВЫЙ (эстетические переживания);

ХОРОШИЙ - значит ИНТЕРЕСНЫЙ (интеллектуальные переживания)

При обучении анализу чувств и их оцениванию происходит дифференциация:

Нравственные чувства - гордости, стыда, дружбы и доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Когда пятилетняя девочка, говорит доктор Б. Спок, одевается в мамино платье, ее привлекает не платье - она хочет выглядеть, как мама, и чувствовать себя, как мама.

Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д. Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта.

?? Ситуация. У бабушки с дедушкой на даче летом были две внучки-дошкольницы, которые часто выражали свою любовь к ним. Но большее чувство любви и нежности девочки выражали своим родителям.

> Стоит ли бабушке ревновать внучек к их родителям?

Решение. Бабушка должна понимать, что дошкольницы проявляют большую любовь к своим родителям, какими бы они ни были. Это чувство проявляется в их рассказах о маме и папе, в их рисунках и приготовленных для них подарках.

?? Ситуация. У Димы (3,5 года) появился братик Алеша, к которому он начал ревновать маму. Это стало проявляется в том, что он перестал сам одеваться, чтобы привлечь внимание мамы, хотя уже делал это хорошо, и т.п.

> Как уменьшить чувство ревности Димы?

Решение. Доктор X. Дж. Джайнот рекомендует в период ожидания ребенка как бы предвидеть в разговоре с сыном (дочерью) проявление чувства ревности: «Братик не только принесет нам радость, но и потребует забот. Ты можешь подумать, что мама забыла о тебе, станешь ревновать ко мне. Тебе покажется, что я люблю только братика, а тебя разлюбила. Если тебе такое придет в голову, обязательно скажи мне об этом. Ты поймешь, что я люблю тебя». Обделен- ностью вниманием мамы может страдать и папа. Ситуация требует к себе особого внимания.

?? Ситуация. В экспериментах установлено, что у дошкольников часто появляются зависть и злорадство. В игре, например, неожиданно ребенок может крикнуть: «Не попадешь, не попадешь. Мимо!»

> Какова роль взрослого в такой ситуации?

Решение. Борясь с завистью ребенка, взрослый должен помочь завистнику занять достойное место среди товарищей, удовлетворить потребность быть наравне с другими.

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад, при активном участии родителей быстро развиваются: дошкольники предпочитают красивые игрушки, одежду, картинки. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают чувство ритма.

К 5-6 годам дети овладевают навыками рисования, лепки, аппликации. Растет их наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Развитие эстетических чувств во многом определяется художественными способностями тех, кто воспитывает детей. Взрослый может обучить ребенка тому, чем сам владеет. Поэтому детский сад с его возможностями предпочтителен в период дошкольного детства.

?? Ситуация. На даче при организации конкурсов среди 5-6-летних детей по изготовлению «тортов», «красивых столов» было проявлено большое художественное творчество. Судьям было трудно распределять призовые места между детьми.

> Какие ситуации могут возникать при распределении призовых мест?

Решение. При распределении призовых мест возникают обиды, так как каждый из участников конкурса считает свою работу самой лучшей. Поэтому приходится работу каждого выделять с хорошей стороны, учитывая индивидуальность ребенка, и всем присуждать призовые места.

Интеллектуальные чувства - удивление и любознательность возникают сравнительно рано, когда ребенок вместе со взрослыми строит башни из кубиков, удивляется их необычности, стройности и устойчивости («не падает»), удивляется тому, что велосипедист может проехать по вертикальной стене в цирке. В цирке вообще присходит множество удивительных вещей. Чувство удивления способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно»,- говорит взрослый и задает проблемные вопросы.

С большим успехом дошкольники решают изобретательские задачи в детском саду (см. приложение 3).

Праксические чувства у детей возникают в практической деятельности. Успешность и неуспешность ребенка в практической деятельности, во многом зависит от взрослых, их реакций.

?? Ситуация. Дети по-разному реагируют на деятельность, которая сопровождается разными успехами. Возникают разные чувства. У одних - чувство однообразия, они отказываются выполнять работу. У других - чувство трудности и неудачи, в результате отрицательное отношение к деятельности. У третьих - чувство беспомощности («не буду пробовать...»).

> Как поступать взрослому в данной ситуации?

Решение. Взрослый должен учитывать, что у детей по-разному происходит развитие способностей к деятельности. Давая задание нужно как бы «примерить» его к возможностям ребенка (задание должно быть выполнимым). Затем следует обеспечить появление положительных эмоций и успешный результат. Неприятные же переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети, чувствовуя неуверенность в своих силах, будут отказываться от любой деятельности. В таких случаях взрослый должен помочь ребенку ответить на вопросы, почему не получилось и что надо сделать, чтобы получилось?

Обеспечивая успех деятельности, можно вызвать положительные праксические чувства. Это важно для развития ребенка, его самооценки, мотивов его действий, отношения к сверстникам и т.д.

с нравственным развитием ребенка. Требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности (схема 5.29).

Схема 5.29

Эмоциональная сфера ребенка

Например, воспитатель в детском саду может:

А. Потребовать немедленно Б. Рассказать детям, какую радость

привести в порядок вызовет у малышей, которые

помещение после игры придут после них в чистую комнату

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1 .В процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохранится на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств - радости, нежности, сочувствия, гнева и др.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний, поэтому так важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

  • ? к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
  • ? к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • ? к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в обычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку, например страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
  • 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки.
  • 3. При соответствующем возрасту виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
  • 4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, групповой комнаты), когда развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

акциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка становится иной. Ребенок усваивает «язык» чувств. Он выражает свои переживания с помощью мимики, улыбок, жестов, позы, движений и др. Дошкольник учится словами объяснять свое состояние («Я обиделся», «Я скучаю», «Я радуюсь»). Заметим, что и взрослому порой делать это трудно.

?? Ситуация. Угрюмые, раздражительные дети растут, как правило, в семьях, где родители по каждому поводу делают замечания, то и дело в чем-то обвиняют его.

> Будет ли ребенок стремиться вести себя по-другому?

Решение. Ребенок, которого наказывают, испытывает чувство беспокойства, унижения. Возникает чувство мстительности. Вести себя по-другому он не будет, у него нет навыков положительного поведения и соответствующих положительных чувств. Но постоянный страх перед наказанием способствует развитию пессимизма в личности ребенка.

?? Ситуация. В жизни дошкольника есть и радости, и огорчения.

> Нужно ли стараться, чтобы в жизни ребенка были одни радости?

Решение. Нет, не нужно. Должны быть и радости, и огорчения для мобилизации своих сил. Ребенок должен быть готов к такой жизни, какая она есть. При всех огорчениях у ребенка должно быть сформировано общее бодрое, жизнерадостное настроение. Внимание и оптимизм - главные источники, поддерживающие детскую радость.

Задание. Понаблюдайте за дошкольником.

  • 1. Что приносит ребенку радость:
    • ? в совместной деятельности с родителями;
    • ? совместной деятельности со сверстниками;
    • ? индивидуальной деятельности.
  • 2. Что приносит огорчения:
    • ? в семейных отношениях;
    • ? совместной деятельности с родителями;
    • ? индивидуальных занятиях,
    • ? задайте вопрос ребенку: «Что приносит наибольшие огорчения?» Воля. Психологи И. Раншбург и П. Поппер так выстраивают цепь

событий во взаимоотношениях между взрослым и ребенком.

Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка. С помощью языка он может сформулировать цель своих действий (спланировать их последовательность), соотнести с нравственными категориями. Произвольное действие вначале распределяется между взрослым и ребенком. Слово, выражающее просьбу, принадлежит взрослому. Овладев языком, ребенок уже сам себе отдает команды для осуществления действия. Протягивая руку к огню, говорит себе: «Нельзя» и убирает руку.

?? Ситуация. Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка.

> Когда слово, побуждающее ребенка к действию, приобретет сигнальное значение?

Решение. Слова «надо» и «нельзя», побуждающие ребенка к действию, приобретают сигнальное значение тогда, когда взрослый подкрепляет слово поощрением (хорошо, правильно) или порицанием (так нехорошо). У ребенка вырабатывается внутренняя цензура, с требованиями которой он начнет соотносить свои действия.

Если же взрослый говорит «нет», а ребенок убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требования остается без последствий, то положительной привычки у ребенка не выработается.

Недостатки самоконтроля у дошкольников обусловлены:

  • ? слаборазвитым понятийным мышлением (не могут предвидеть всех последствий своего поведения и осознанно соотнести с ним свои действия);
  • ? тем, что основы нравственного поведения только усваиваются.

В этой статье:

Ребенок растет – меняются его возможности, отношение к себе и другим. Он постепенно становится частью общества. Важную роль в развитии его психики и личности играет деятельность. Ее можно разделить на предметно-манипулятивную и социальную. С одной стороны, чтобы быть частью общества, необходимо знать и использовать социальные механизмы. С другой, нас окружает мир вещей, и учиться пользоваться ими - первейшая необходимость.

Нормальное развитие личности подразумевает переход от одного типа деятельности к другому . Это довольно жесткий ступенчатый процесс: переход между типами осуществляется только тогда, когда цель предыдущего этапа будет достигнута. Одним из важнейших типов будет игровая деятельность. Она актуальна с раннего детства и сохраняется практически до конца пубертатного периода . Это не только развлечение для ребенка, но и возможность учиться использовать предметы по назначению, моделировать жизненные ситуации.

Что такое деятельность?

Прежде чем говорить о том, какую роль играют разные виды деятельности человека в развитии его личности, нужно пояснить, что такое деятельность. Сюда относятся два больших блока понятий:

  • материальный мир;
  • социальная сфера.

Чтобы пользоваться всеми предметами обихода и орудиями труда, необходимы знания, опыт и тренировка. Когда-то мы все впервые сами держали вилку, умывались, пробовали чистить зубы. Сейчас для нас это простые, привычные действия, но так было не всегда. У ребенка перед глазами всегда есть пример - взрослые. От родителей и воспитателей, учителей мы узнаем, как
пользоваться теми или иными предметами правильно, чтобы получить желаемый результат.

Деятельность в социальной сфере – это общение, контакты, усвоение моральных норм общества. Роль деятельности в данной сфере ничуть не меньшая. Мы точно так же учимся общаться, знакомиться, решать конфликтные ситуации, как чистить зубы или управляться с вилкой. Когда-то все бывает впервые, а чтобы достигнуть результатов, необходима тренировка.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель устанавливается ребенком. Самое важное здесь, чтобы в любом выбранном виде деятельности ребенку хотелось добиться успеха. Бесцельная деятельность не принесет каких-либо результатов. В развитии личности момент достижения цели имеет огромное значение.

Когда каким-то из видов деятельности удается овладеть, осуществляется переход к другому. Смена таких процессов способствует своевременному психическому развитию. Для ребенка это нормальное удовлетворение от достигнутого результата. Этот процесс связан с взрослением. С каждым разом увеличивается его база знаний о мире, предметах, связях между людьми.

Необходимость и потребность в деятельности

Роль деятельности очень велика для правильного развития малыша. Самостоятельная деятельность всегда будет позитивным фактором для личностного, физического и психического развития. Причем чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть виды деятельности. К ним можно отнести:

  • игровую деятельность;
  • направленную на обучение;
  • предметную (сюда же относится спорт);
  • общение и т.д.

Родители должны понимать, что их малыш растет. Это значит, что будут меняться его интересы, потребности. Потребность в
деятельности должна присутствовать, иначе не может быть и речи о правильном развитии. Ребенку интересно играть с игрушками, другими детьми. Он начинает исследовать мир, изучать его разными доступными способами. Затем начнется более осмысленная деятельность – учеба .

Важно помнить, что здоровая потребность в деятельности (любом ее виде) должна контролироваться родителями, но не ограничиваться полностью. Всем детям нужно играть: в 3 годика, 5 лет, 10 или даже в 15 лет. Желание учиться тоже совершенно нормальное в любом возрасте, с первых месяцев жизни. Уже к 2-3 годам начинает активно проявляться самостоятельность ребенка, а его действия становятся более осмысленными. Чтобы он нормально развивался, становился личностью, необходима предметная деятельность .

Ведущая деятельность

Ведущим называется обычно тот вид, который в данном возрасте, на данном этапе развития формирует более сложные психологические новообразования. Проще говоря, каждому возрастному периоду соответствуют некие типы деятельности. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир , отношения, себя самого. Шаг за шагом, с полученным опытом личность перестраивается, меняется. Чем ребенок старше, тем деятельность сложнее.

Тут главная особенность в том, что виды деятельности не просто меняются, а накапливаются по
принципу снежного кома. Чем дальше, тем больше видов деятельности могут объединяться в ведущее направление. В разном возрасте у ребенка будут меняться направления ведущей деятельности.
В развитии психики детей смена ведущих типов деятельности довольно жестко регламентирована. Их формирование зависит от возраста, социального положения, возможностей. Переход от одного типа к другому происходит в четко определенном порядке, так как каждый тип подготавливает личность к переходу на следующий уровень. Только это гарантирует личности ребенка нормальное, гармоничное развитие, и тут не может быть исключений.

Эмоциональное общение

От первых дней жизни до года ведущим направлением можно назвать общение. Его роль огромна: это инстинкт самосохранения - скорее научиться общаться с теми, кто рядом. В этот период малышу важно научиться устанавливать социальные контакты, получать эмоциональную отдачу. В это время он начинает распознавать людей, отличать родителей от чужих, знакомых. Мама вызывает у него больше всего эмоций: он ищет ее глазами, плачет, когда она уходит надолго. Постепенно ребенок привыкает к остальным родным и людям, которые часто появляются в поле зрения.

Предметная деятельности

Предметно-манипулятивное направление деятельности присуще малышам от 1 до 3 лет. Это первейшая предметная деятельность, направленная на формирование общественного поведения. Сейчас важнее всего научиться общаться, взаимодействовать. Малыш учится не только общению, но и обращению с самыми разными предметами. Основная особенность данного периода – повторение за взрослыми.

В этот период как можно больше стимулируйте потребность ребенка учиться что-то делать самому. Некоторым детям даже стимуляция не нужна, они сами по себе очень самостоятельные. Других же нужно подталкивать .
Манипулятивная деятельность - это, проще говоря, желание понять, как функционирует тот или иной предмет или механизм (не только осязаемый, но и социальный). Малыш видит, как мама включает телевизор с помощью пульта. Он берет его в
руки, пробует поднимать, опускать, нажимает кнопочки. Или же учится использовать карандаши, чтобы рисовать: пытается понять на опыте, как держать, какой стороной водить по бумаге и т.д.

Если ограничивать ребенка, не давать ему учиться, самостоятельно пользоваться предметами, то он быстро потеряет интерес к учебе и всему новому. Здесь велика роль родителей, которые не должны ограничивать проявления самостоятельности у малышей 2-3 лет . Таким образом они лишь мешают нормальному процессу развития, замедляя его.

Игра

Один из важнейших видов – это игровая деятельность . Она сохраняется не только у детей, но и у взрослых людей. Ее влияние на развитие личности ребенка бесспорно. Игра - это развлечение, отдых, но еще и важная часть обучения. Играя, малыши моделируют реальные жизненные ситуации. Во время игры дети используют воображение, логику, фантазию, создают и решают проблемы.
Роль игры огромна, ведь это безопасная «испытательная площадка», где кроха может лучше узнать себя и других.

Важность этого вида деятельности нельзя недооценивать. Иногда мамы первоклашек демонстративно забирают игрушки, говоря «теперь ты взрослый, нужно учиться, а не играть». Для ребенка это травмирующее заявление. Посредством игры ребенок будет еще долгое время учиться общаться, понимать мир, моделировать ситуации и поведение. Постепенно это занятие будет становиться все менее значимым, но родители не должны запрещать игры .

Учеба

От 6 до 11 лет основное место в жизни ребенка занимает учеба . Сейчас важно освоить теоретические формы мышления – проще говоря, детей учат учиться. Тут важную роль играет учитель, которому нужно понимать, как заинтересовать, увлечь малышей. Сейчас стоит учитывать особенности психического развития ребенка: ему интересно все яркое, интересное, необычное. Учеба в начальных классах дает ребенку очень многое :

  • усваиваются нормы общественного поведения;
  • появляются первые планы на будущее ;
  • раскрывается общественная составляющая личности;
  • волевое развитие (дети учатся разделять «хочу» и «нужно»);
  • радость от достижения цели ;
  • самокритика (хочется сделать лучше других, есть возможность самостоятельно оценить значимость и качество работы);
  • формируется ответственное отношение к предметной деятельности.

Ведущая деятельность подростков

У подростков 10-15 лет сейчас два ведущих вида деятельности: общение и учеба. В развитии личности особое значение имеет социальная среда: где учится, чему, кто учит, а также с кем и как общается ребенок. Это время раскрытия своих способностей. Тут уже сами дети начинают понимать, какие они, чего они хотят, как достичь желаемого. Сейчас для них очень важно чувствовать, что они не одни. Для этого необходимо общение.

Многие родители
ругают подростков за постоянное желание общаться по телефону, гулять, ходить друг к другу в гости. Однако тут нет ничего удивительного или негативного. Подростку важно знать, что он не один, а часть группы, и группа его принимает и поддерживает .

Для молодых людей от 15 до 18 лет вектор деятельности снова смещается на учебу, но добавляется еще и предметно-трудовое направление. Тут важно понимать, что сейчас человеку понадобится весь его предыдущий опыт. Родителям поздно обвинять 18-летнего парня или девушку в отсутствии самостоятельности или нежелании учиться, ведь в развитии личности самыми важными были ранние годы. А 17-18 годам обычно уже есть желания, планы, мечты и, главное, есть понимание того, как добиться желаемого. Это результат нормального психического развития личности.

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская . К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все .

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в . На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели , так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по .

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок , тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши . Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: .

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.



Поделиться: