Мастер- класс "изготовление пояса". Мастер-класс "Плетение поясов дёрганьем" Плетение поясов в технике дергания

Плетение поясов дёрганьем

Подготовила учитель технологии

Марулёва Л.И.

МБОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкая

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».


Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.





6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»


8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

11. Готовую работу снять и оформить концы.


Цель урока: сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в русском народном костюме через применение навыков ремесленного производства, компьютерных технологий и исторических знаний.

Задачи урока:

Образовательные :

  • Отработать навык работы с компьютерной презентацией.
  • Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов плетения.
  • Расширить знания о поясе как элементе русского национального костюма.

Развивающие :

  • Развивать у обучающихся умение находить взаимосвязь народной одежды с ландшафтом и хозяйственной деятельностью людей.
  • Развивать у обучающихся умение использовать универсальные учебные навыки.
  • Комплексное развитие художественных способностей детей средствами рукоделия, ИКТ и обобщения исторического материала.

Воспитательные :

  • Воспитывать человека знающего историческое наследие предков и знакомого культурными ценностями своего народа.
  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству через развитие творческих способностей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

Тип занятия: интегрированный (история, технология, информатика).

Наглядные пособия:

  • плакаты с изображениями традиционных народных костюмов;
  • стенд с поясами, выполненными в различных техниках плетения и ткачества;
  • выставка предметов народного быта;
  • мини-стенды с готовыми образцами;
  • презентация к уроку (Презентация );
  • инструкционные карты по работе с презентацией (Приложение 1 );
  • инструкционные карты по изготовлению поясов в технике дерганья (Приложение 2 ).

Оборудование:

  • демонстрационный компьютер;
  • проектор;
  • компьютеры для обучающихся;
  • манекен в традиционном русском костюме;
  • прялка, веретено, гребни для чесания волокон.

Материалы: пряжа разных цветов для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся заранее разделены на группы по 7-10 человек, что позволяет использовать групповую форму работы, и формирует у обучающихся представление о взаимопомощи.

Урок начинается с постановки цели и задач занятия.

II. Изучение нового материала.

Блок учителя истории.

Ребята, сегодня мы поговорим об одежде. Во все времена одежда носила функциональный характер (Слайд 1) .

Зачем людям нужна одежда? (Слайд 2)

Ответы детей: чтобы было тепло, для красоты, чтобы защитить организм человека от внешних воздействий.

Когда появилась одежда? Найдите этот исторический период в таблице. (Слайд 3)

Ответы детей: несколько миллионов лет назад, в каменном веке, в первобытном обществе.

Почему древнейшие люди начали изготавливать одежду, и какой она была. (Слайд 3)

Ответы детей: потому что было холодно В качестве одежды использовали шкуры животных и листья растений.

Слово учителя: Прошли тысячелетия, и люди приручили животных. Конечно, хозяину-скотоводу было жаль убивать животных только ради одежды. И люди придумали способы, как завладеть шкуркой животного, не убивая его. (Слайд 4)

Как вы думаете, какие способы придумали люди? (Слайд 5)

Ответы детей: люди научились стричь животных.

Слово учителя: Стриженую шерсть научились прясть, а затем изготавливать ткань. Ткань также изготавливали и из некоторых растений. (Слайд 6)

Что еще делали из шерстяной пряжи? (Слайд 7) .

Ответы детей: изготавливали теплую одежду.

Слово учителя: У нас в кабинете есть прялки, которыми пользовались жители Нижегородской области.

Кто из вас может показать, как нужно прясть?

Девочки подходят к прялкам и показывают. Технологию прядения учащиеся изучали на уроках технологии с использованием видео.

Спасибо, ребята, за активную работу. Из ваших ответов понятно, что вы знаете, как жили и во что одевались первобытные люди. Прошли столетия, первоначально люди были равны по своему положению и носили сходную одежду. Затем появились богатые и бедные, появились различия в одежде (Слайд 8) .

Посмотрите на слайд и скажите, кто здесь богатый человек, а кто бедный? (Слайд 9)

Дети показывают на интерактивной доске различия в одежде.

Слово учителя: Конечно, богатые и бедные использовали в своей одежде дорогие ткани, украшения, меха. А еще частенько они начинали носить иноземную одежду, чтобы отличаться от простонародья. На Руси, например, князья и бояре носили византийский костюм, а простые люди - традиционный русский (Слайды 10-11) .

Но в любой одежде присутствовал элемент, без которого она не могла существовать.

Сегодня на занятии мы откроем сундучок. В нем лежит этот предмет. Его придумали еще в каменном веке, но он до сих пор служит каждому из нас верой и правдой.

Как вы думаете, что это?

Отгадать, что лежит в сундучке, нам поможет маленький кроссворд (Слайд 12) .

Первая буква – с нее начинается имя древней игрушки кукольного театра (Петрушка).

Вторая буква – с нее начинается название месяца, который в старину назывался «листопад» (октябрь).

Третья буква – с нее начинается имя героини русских сказок, у которой костяная нога (Яга).

Последняя буква – с нее начинается название русского праздника, который отмечали в разгар зимы (святки).

Итак, что это?

Открываем сундучок, достаем поясок. Посмотрите, какие они все разные, нарядные (Слайды 13-14) .

Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?

Ответы детей: чтобы одежда не спадала, чтобы удобнее было, для красоты.

Слово учителя: Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег. Такие мешочки называли «калита» Одного из богатых московских князей Ивана Даниловича даже прозвали Калитой (Презентация. Слайд 15) . Под этим именем он и вошел в историю.

Была у пояса еще одна задача – тайная...

Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?

Ответы детей: форму круга.

А что изображал символ круга в древности у большинства народов?

Ответы детей: круг изображал солнце. (Слайд 16)

Слово учителя:

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога Единого – Рода. И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Ответы детей: балуется, плохо себя ведет.

Слово учителя: Правильно. Это значит, как бы потерял человеческий облик.

Пояс ограждал от напастей и нечистой силы.

Когда рождался маленький ребенок, на него надевали поясок из теплой шерсти, перевитый материнским волосом. Первый поясок – первый оберег (Слайд 17) . И обладали эти пояса волшебной силой. Вырастали дети - уходили из дома. Мама достанет поясок, поглядит на него. Если пояс хороший чистый, значит у ребенка все хорошо. А если гниль появилась, плесень, значит беда, нужно спешить на помощь.

Пояс являлся обязательным элементом русского народного костюма (Слайд 18) . Но подвязывали его по-разному: спереди, сбоку, сзади. Женщины – под грудью, по талии. Мужчины – под животом.

И делали пояса разными способами (Слайды 19-23) . Сегодня у нас в кабинете оформлена небольшая выставка: здесь вы видите пояса, выполненные в разных техниках: плетеные, на игле («в бутылку»), тканые на дощечках, на бердо.

Сейчас нас ждет увлекательное путешествие во времени. Мы перенесемся на несколько веков назад и познакомимся с одним из видов плетения.

III. Подготовка к практической работе.

Блок учителя технологии.

Сегодня мы с вами остановимся на одном из древних видов плетения поясов – плетение в технике «Дерганье». Техника «дерганья» – очень древний способ изготовления тесьмы. Еще в Х веке славяне плели такие узенькие прочные тесемки для обшивки понев (юбок), на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесемки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Этот древний вид плетения со временем не был забыт. В начале ХХ века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых городах в России и за рубежом в рамках программы возрождения ремесел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дерганой» тесьмы. Освоить технику «дерганья» несложно. «Дёргали» нити вдвоём, причём, одна работница держала конец готовой тесьмы и затягивала плетение, а вторая подставляла пальцы, на которые надевали петельки сплетаемых нитей. Переставляя петли, получали узор – любой, насколько хватало фантазии и количества нитей. По заключению специалистов, за день можно было «надёргать» до 4,5 м тесьмы.Таким «дерганьем» можно плести и плоские тонкие пояса, тесёмки, завязки. Этот способ удобен для изготовления небольших детских поясков и всевозможных завязок для хозяйства.Наши бабушки плели пояса сами, но мы с вами живем в современном мире. И чаще используем не самодельные пояса, а покупные. Да и сама одежда изменилась.

Скажите, ребята, где мы можем найти информацию о национальной русской одежде?

Ответы детей: у бабушек, в книгах, в Интернете.

Слово учителя: Правильно, сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Одна группа будет работать в современном времени. Ребята подойдут к компьютерам, и будут создавать презентации о поясах.

Другая группа отправится в прошлое и попробует сплести пояс своими руками.

Обучающиеся делятся на группы и расходятся для выполнения практической части.

IV. Практическая работа (вводный и текущий инструктаж).

Блок учителя информатики.

Инструктаж по выполнению презентаций

Сегодня мы закрепим ваши знания по темам «Форматирование и редактирование документов», «Работа с рисунками и текстом». Но выполнять будем не простую работу, а творческую. На каждом рабочем столе компьютера находится папка с материалами к сегодняшнему уроку. Все материалы объединены одной темой – «Пояс». В вашу задачу входит следующее: выбрать из предложенного материала информацию, отвечающую вашей теме, и представить ее в виде презентации. Инструкция по работе с презентацией находится у компьютера. Постарайтесь использовать как текстовую, так и графическую информацию. Не забудьте оформить первый (титульный) лист вашей работы и правильно подобрать фон (оформление). Сохранить работу в ту же папку.

Темы для индивидуальных работ:

  1. Роль пояса в национальном костюме.
  2. Пояс как оберег.
  3. Способы изготовления поясов.
  4. Пояс в современной одежде.
  5. Использование различных видов плетения при изготовлении аксессуаров.

Инструкции для работы с программой PowerPoint – Приложение 1, Приложение 2 .

Слово учителя технологии.

Инструктаж по выполнению элемента пояса в технике «дерганье»

Сегодня мы с вами научимся выполнять элемент пояса в технике «Дерганье», который можно будет использовать в качестве закладки для книг или фенечки на руку.

Обратите внимание на готовые образцы плетения.

Демонстрация видеосюжета о «Плетении дерганьем» – www.moskids.ru/ru/handmade/video .

Рассмотрим этапы выполнения плетения. (Слайды 24-28)

Перед вами лежат инструкционные карты, по которым мы будем работать (Приложение 3 ).

Обучающиеся выполняют практические работы в течение 15-20 минут.

Подведение итогов (демонстрация готовых образцов и презентаций).

Слово учителям истории и технологии.

Вот наши работы готовы. Мы вернулись с вами в настоящее время.

Вы, наверное, помните, как в начальной школе девочки младших классов развлекались на переменах игрой «в ниточки». Между растопыренными пальцами рук натягивается шнурок или резинка; двое играющих стараются переставить пальцы так, чтобы получилась наиболее красивая и сложная геометрическая фигура. Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок древнего способа плетения – «дёрганья» тесьмы.

Всем большое спасибо. На этом наш урок окончен.

Дерганье с использованием четырех петель

Берутся четыре нити: а, б, в, г (Илл. 3 А). Один конец нитей закрепляется, а свободные концы переплетаются между собой следующим образом: нить (а) перекрывает нить (б), а нить (г) перекрывается нитью (в), но сама перекрывает нить (а) (Илл. 3 Б). Затем нить (а) перекрывает нить (в), нить (г) перекрывается нитью (б), а нить (в) перекрывает нить (б) (Илл. 3 В). После этого всю основу следует дернуть на себя, прибивая полученное плетение.

Илл. 3. Дерганье с использованием пяти петель.

Петли одним концом надеваются на пальцы обеих рук, а другой их конец неподвижно закрепляется. На правой руке петли располагаются на указательном, среднем и безымянном пальцах (петли а, б, в), на левой руке - на среднем пальце и на указательном (петли г, д) (Илл. 4 А).

Свободным безымянным пальцем левой руки крайнюю петлю (а) протягивается через две другие петли (б, в), затем всю основу следует дернуть на себя, прибивая, таким образом, полученное плетение (Илл. 4 Б).

Затем петля (б) переносится со среднего на указательный палец правой руки, а петля (в) с безымянного пальца - на средний. После чего безымянным пальцем правой руки крайняя петля (д) продергивается через петли левой руки (г, а), верхние и нижние петли меняются местами, затем следует снова прибить полученное плетение. Таким образом, каждый раз происходит продергивание крайней петли через две ближайшие петли то слева направо, то справа налево.

Илл. 4. Осаждение плетения

Илл. 5. Плетение «на бутылочке».

В этом случае на одну общую нить (а) навязываются нити основы, затем нить (а) завязывается вокруг горлышка бутылки. Теперь крайние нити основы, выполняющие роль утка последовательно переплетаются со всеми остальными нитями основы, проходя то под них, то перекрывая их (Илл. 6).

Илл. 6. Плетение «на колодочке».

Вокруг отверстия колодочки с дырой посередине или катушки втыкаются булавки. На каждую из них петлями накидываются нить, которая затем продевается через отверстие колодочки и связывается узлом. Затем эта же нить в виде петли по очереди накидывается на каждую булавку, при этом с булавки снимается предыдущая петля и протягивается через вновь образованную петлю. После того как завершится ряд, готовый шнур нижним узлом нужно оттянуть вниз сквозь отверстие (Илл. 7).

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

Простейшие модели с использованием логических устройств Как заставить модель обходить, не задевая встречающиеся на пути предметы? Сделать в домашних условиях локатор сложно, да он и не нужен. Глазами автомобиля или робота могут быть фотодатчики. Свет фар, отражённый от

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

ИК системы связи и ДУ с использованием DTMF ИК передатчики используются многими авторами для создания систем связи и дистанционного управления (ДУ). Как правило, ИК передатчик модулируется определенными частотами, а ИК приемник использует ИС типа 567, снабженную системой

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

5.3.4. Сертификация элементов систем качества с использованием индексов воспроизводимости производственных процессов Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 предполагает оценку (анализ) точности и стабильности производственных процессов

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

6.2.1. Принципы встраивания информации с использованием квантования. Дизеризованные квантователи Под квантованием понимается процесс сопоставления большого (возможно и бесконечного) множества значений с некоторым конечным множеством чисел. Понятно, что при этом

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2.2. Обзор алгоритмов встраивания ЦВЗ с использованием скалярного квантования А31 (C.-J. Chu ). В данном алгоритме к цветному изображению первоначально применяется пятиуровневое целочисленное вейвлет-преобразование. ЦВЗ представляет собой последовательность ±1.

Из книги Азбука техники одинарной веревки автора Недков Петко

6.2.3. Встраивание ЦВЗ с использованием векторного квантования В предыдущем разделе рассматривался случай, когда на вход квантователя подавались скалярные значения, и каждое кодовое слово квантователя представляло собой единичный отсчет выхода источника. Стратегия

Из книги автора

20.9. Вычисления с использованием атомов А теперь поговорим о возможностях создания сверхминиатюрной вычислительной техники. Со времен лекции 1959 года эта область стремительно развивалась, так что возникла совершенно новая ситуация, и я буду обсуждать только новейшие

Из книги автора

5.3 узлы для связывания веревок и петель Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность - до 56% - из всех узлов для связывания веревки. Встречная восьмерка (рис. 36б).

Для начала сплетем короткую закладку в книгу длиной около 30 см, используя для этого цветные нитки мулине в два сложения (нерасщепленные). Можно взять нитки двух, трех или четырех цветов, хорошо сколорировав их.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить, т.е. сделать из них пять петель одинаковой длины, учитывая, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. Для изготовления закладки длиной около 30 см длина заготовленных петель должна быть не меньше 45-50 см. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю в стене, ручке двери и т. д. Свободные концы петель одеваем на пальцы рук: три петли — на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, две петли — на указательный и средний пальцы правой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты, рис. а). Безымянный палец правой руки остается свободным для работы.




а — первая стадия; б — вторая стадия.

Проденем свободный безымянный палец правой руки в петли, одетые на пальцы левой руки, подцепим дальнюю петлю снизу вверх и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется одетой на безымянный палец уже правой руки (рис. б). Безымянный палец левой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, одетые на пальцы правой руки, но на этот раз иначе, чем в первый раз, — меняя нижние и верхние половины петель местами (продеваем свободный палец сверху вниз ), подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова левой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Дальнюю петлю сквозь петли левой руки протаскиваем обычным путем, а сквозь петли правой руки — каждый раз меняя верхние и нижние половины петель местами. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть тесьму. Делать это нужно равномерно, чтобы закладка была ровной, не расширялась и не сужалась. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину закладки, обрезаем остаток петель, но оставляем несколько сантиметров на кисть (от 3 см до 5-6 см). Кисть делаем так: берем тонкую нитку одного из цветов, взятых в работе, наматываем ее очень туго на пучок нитей у самого конца плетения, постепенно сдвигая вниз, к концам нитей. Намотав 1-2 см, заправляем кончик нитки с помощью иглы в середину намотки и обрезаем. Кончик кисти выравниваем и тоже обрезаем. Такую же кисть нужно сделать с другой стороны. Закладка готова.

Этим способом можно сплести и круглый шнур. Для этого нужно одинаково протаскивать петли и с левой и с правой руки, не меняя местами верхние и нижние половины петель (например, всегда продевая палец в петли снизу вверх).

Для плоского шнура, связанного из семи петель, на левую руку наденьте 4 петли, на правую— три. табл. 2, (рис 1-1)
На правой руке переместите петли с безымянного пальца на мизинец, со среднего на указательный, средний палец проденьте в петлю на указательном, в результате верхняя петля будет расположена на двух пальцах. (рис 1-2)





Затем указательный палец правой руки введите в петлю на мизинце левой руки, проведите через петлю на правом пальце и палец вместе с петлёй, в результате старая петля оказывается на среднем пальце, новая— на указательном пальце правой руки. (табл. 2, рис 1-31, 1-32, 1-33)

Полупериод завершён. Количество петель в каждой руке изменилось, стало три петли в левой руке и четыре в правой. Процесс теперь должен быть повторен в зеркально, петля переходит с правой руки на левую.(табл 2, рис 1-4)

Если длина шнура или тесьмы должна быть более одного метра, то работать нужно вдвоем, так как большая длина петель не позволяет одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли (две в одну, три в другую сторону). Таким способом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов для летнего платья из гладкокрашеной или суровой льняной ткани.



Поделиться: