Все о Празднике — Пасха! Почему пасха празднуется каждый год в разные дни В какой день отмечается пасха.

О Празднике

Пасха — это праздник победы над смертью. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие — смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягненка с горькими травами в честь праздника Песах.

Христиане же говорят — «наша Пасха — Христос». Почему? Иисус Христос был Сыном Божьим. Знали ли вы, что Иисус тоже праздновал Пасху? Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя.

Мы радуемся об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи.

Вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы приобщаемся к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, мы приобщались к «переходу». Это был переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал нам Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но Он… Воскрес! Отодвинул тяжелый камень гробницы и вышел из нее. Пасха победила смерть. Пасха — это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную.

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»

Эти слова выражают самое важное в христианстве. Ведь если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна.

Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)

Пасха - переходящий праздник. Почему?

Некоторые православные праздники выпадают на разные дни календаря каждый год. Такие праздники называют переходящими. Это значит, что их дату уточняют по лунному календарю. В православном календаре это — все праздники, связанные с Пасхой. Например, Вход Господень в Иерусалим. Масленица, начало , день Жен Мироносиц, Вознесение Господне, Троица — все эти даты зависят от того, в какой день церковного года празднуется Пасха.

У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах. Иисус был распят в полнолуние, в Евангелии сказано, что, когда Он был распят, солнце померкло, поэтому Пасха празднуется в полнолуние. Кроме того, день Пасхи обязательно должен выпадать на воскресенье. Все эти факторы делают Пасху зависимой от лунного календаря и переходящим праздником.

Как подготовиться к Пасхе в 2019 году?

Пасха в 2019 году выпадает на 28 апреля. Главная подготовка к Пасхе для христианина заключается в соблюдении Великого поста. Великий пост ведет нас к Пасхе. Самое главное во время поста — не только воздерживаться от определенного типа пищи, но примириться с обидчиками, молиться. Если человек не постился, это не значит, что на Пасху в 2019 году ему запрещено войти в храм. Пасха — праздник и для постящихся, и для тех, кто пришел в храм впервые.

Великий пост — один из самых строгих в церковном году. Перед ним длится Масленица, масленичная неделя. Христиане воздерживаются от шумных празднований в эти дни. Ведь их ждет Великий пост, который соблюдается не только накануне праздника — Пасхи, но и претворяет события, которые происходят во время , когда мы вспоминаем страдания Христа.

Завершается Великий пост Лазаревой субботой. Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим Господь воскресил Своего знакомого — Лазаря.

Это стало преддверием воскрешения самого Господа. Иисуса встречали в Иерусалиме как Царя. Люди видели настоящее чудо: тело Лазаря, которого коснулись уже следы разложения, ожило. Господь вдохнул жизнь в человека, который не просто скончался, но скончался давно и от тяжелой продолжительной болезни. Господь не спешил исцелять Лазаря, хотя мог сделать это, именно потому что намеревался воскресить. Видевшие это событие и слышавшие о нем радовались приходу Христа в Иерусалим, так как надеялись, что Мессия неистово сокрушит врагов земных, въехав в город на ослике. Но Иисус пришел бороться с главными врагами — со смертью и адом. Земное процветание и благоденствие не входило в Его планы.

Его ждал арест, пытки и смерть на Кресте.

Один из самых важных для христиан дней на Страстной седмице — Великий Четверг, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери. Ведь именно тогда было установлено .

В Страстную Пятницу, самый трудный день, вспоминается Крестная жертва Спасителя. Это — день Его страданий и смерти. Церковь скорбит о страстях Христовых. Вместо литургии в этот день совершаются Царские Часы. На вечерне выносят плащаницу, это символ положения Тела Христова во гроб.

Господь пришел в этот мир не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть и подарить нам надежду на спасение от неизбежности смерти, отпущение грехов и жизнь вечную. Христиане празднуют принятие этой возможности. Подготовка к Пасхе в 2019 году, как и в любом другом церковном году, заключается в посте, молитве и размышлениях о том, что Господь пострадал за наши грехи. И мы должны достойно и праведно принимать дар жизни, который преподносит нам Пасха Христова.

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Традиции празднования Христова Воскресения

Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Это не просто слова, но подтверждение нашей веры и преданности Христу. Мы верим, что Христос скинул оковы смерти и был Богом, а не просто человеком, который заснул летаргическим сном или впал в кому. Воскрешение Христа было истинным чудом. Накануне этого светлого дня верующие освящают пасхальную трапезу, символы Пасхи — куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос.

Яйца на Пасху красят, потому что считается, будто Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа, и принесла яйцо, потому что в те времена не принято было приходить с пустыми руками. Император Тиберий ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно, это — не более чем легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Хотя допустимы и другие цвета и украшения в честь праздника. Красный — это также цвет Царской славы. Символ Небесного Царства.

Но главной традицией для христиан было и остается Пасхальное богослужение. Пасха в 2019 году состоится 28 апреля, и пасхальное богослужение начнется по традиции в 12 ночи.

Символы Пасхи

Символы Пасхи в 2019 году по традиции — и крашеные яйца.

Пасхальное яйцо — это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца — новая жизнь и новое бытие, которое даровал нам Христос. В восточных традициях христианства чтят культуру гостеприимства. Если мы вспомним историю Нового Завета, Иисус и ученики всегда вместе принимали пищу. После того, как Христос вознесся на небеса, в память о Нем ученики продолжали оставлять Ему хлеб во время трапезы. Кулич — это символ того хлеба, который и мы, современные христиане, оставляем для Христа.

Некоторые пасхальные традиции, в свою очередь, не несут какого-то особого христианского смысла. Так, например, обычай разбивать яйца друг об друга при встрече на Пасху — это уже светская традиция. Тем не менее Церковь не запрещает так поздравлять друг друга и радоваться Воскресению Христову.

Многие утверждают, что христиане просто приняли языческие обряды, так как некоторые традиции и обычаи Пасхи напоминают языческие обряды. В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеет с ними ничего общего. Считается, что язычники встречали весну и красили яйца в честь бога солнца, у язычников было множество других богов, в то время как у христиан Бог Един — Иисус Христос. Тем не менее у современных историков не так много сведений о том, как практиковалось язычество до принятия христианства, и все свидетельства о подобных традициях относятся к уже христианским временам. Поэтому вполне возможно, что язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот.

В любом случае современная Церковь отрицает любую принадлежность к язычеству и языческим традициям.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасху празднуют в разные даты, но принцип определения даты точен. Подробнее читайте в данной статье.

Чтобы не томить ожиданием, сразу приведу даты Пасхи:

Православная Пасха
2012 год - 15 апреля
2013 - 5 мая
2014 - 20 апреля
2015 - 12 апреля
2016 - 1 мая
2017 - 16 апреля
2018 - 8 апреля
2019 - 28 апреля
2020 - 19 апреля

Католическая Пасха
2012 год - 8 апреля
2013 - 31 марта
2014 - 20 апреля
2015 - 5 апреля
2016 - 27 марта
2017 - 16 апреля
2018 - 1 апреля
2019 - 21 апреля
2020 - 12 апреля

Способ расчёта

Способ расчёта даты зависит от лунно-солнечного календаря. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое, в свою очередь, наступает после дня весеннего равноденствия.

При расчёте нужно учитывать и то, что католический и православный календари рассчитываются по-разному. Более того, приходится и учитывать факт «старого стиля». А это значит, что в определённых случаях нужно отнимать/прибавлять 13 дней, а с марта 2100 года - 14 дней.

В Википедии есть формула, но она очень запутана. Я постараюсь объяснить всё простыми словами.

Формула Православной Пасхи:
A = остаток от деления года на 19
B = остаток от деления года на 4
C = остаток от деления года на 7
D = остаток от деления (19*А + 15) на 30
Е = остаток от деления (2*В + 4*С + 6 + 6*D) на 7

А: 2566/19 = 135, 05263 Остаток = 05263, который мы округлим до 1. Значит А=1
В: 2566/4 = 641,5 Остаток = 5. Значит В=5
С: 2566/7 = 366,571 Остаток 571 округляем до 6. Значит С=6
D: (19*1 + 15)/30 = 1,1333 Остаток 1333 не округляется в большую сторону. Значит D=1
Е: (2*5 + 4*6 + 6 + 6*1)/7 = 6,571 Остаток 571 округляем до 6. Значит Е=6

Если (D+E)>10, то Пасха будет (D+E-9) апреля, иначе (22+D+E) марта по старому стилю. Мы помним, что нужно прибавить 13 дней, а если дата больше 2100 года, то плюс 14 дней.

В итоге получаем:
D+E = 1+6 = 7
Значит, дату высчитываем по формуле 22+D+E = 22+1+6 = 29 марта
Плюс 14 дней, так как 2566 год больше 2100. 29 марта + 14 дней = 13 апреля
Таким образом, в 2566 году Пасха будет 13 апреля.

Данная форма имеет погрешности. Погрешность составляет один день. Тогда мы просто определяем дату близкую к воскресенью.

Таким образом можно продолжить ряд дат православной Пасхи:
2021 - 2 мая
2022 - 24 апреля
2023 - 16 апреля и т.д.

Как видите, в религии тоже присутствует математика. Существует множество формул, но указанная в статье хороша тем, что совмещает точность и простоту.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Общество»:

Полезные советы по получению ипотеки на квартиру: подготовительный этап
Что такое материнский капитал в 2018 году
Как получить займ на карту на выгодных условиях
Что делать, если нашёл подозрительный предмет
Что будет, если не платить по кредиту

Самый светлый и главный для христиан праздник в году – это Пасха. Пасха является древнейшим праздником в истории человечества и празднуется из года в год по переходящим датам. По сути Пасха является днем празднования Воскрешения Иисуса Христа, нашего Господа к чему христиане начинают готовится заранее, соблюдая Великий Пост.

Многие люди знают о празднике Пасха, но не все понимают от куда пошли основные традиции празднования, а также как правильно отмечать Пасху по дням. В данной статье мы расскажем вам историю возникновения Пасхи, традиции и как правильно высчитывать дату следующей Пасхи по специальному календарю. Еще в этой статье вы сможете найти вкусные рецепты для выпечки Пасок, а также как правильно и красиво покрасить яйца.

История Пасхи

Пасха Ветхого Завета

Начало истории Пасхи берет свое начало во время прихода на землю сына человеческого – Иисуса Христа. Этот праздник мы знаем, как Рождество Христово, когда у Марии родился сын – Иисус. В то время еврейский народ жестко претеснялся египетским фараоном, и все без исключения евреи были у него в рабстве. Многочисленные просьбы от евреев отпустить их, царь египетский игнорировал, а после приказал убить всех новорожденных мальчиков, чтобы сократить численность еврейского народа.

Когда Ирод задумал подобное, то во сне явился ангел Господний к Иосифу (отцу Иисуса) и сказал, чтобы он немедленно вместо с женой Марией бежали в землю Египетскую, что Иосиф тут же сделал.

В тоже время рождается пророк Моисей, которого спрятали от царя и не убили.

Моисей вырос и стал пророком божьим, через которого и было передано еврейскому народу послание от Бога. Чтобы каждая семья заколола агнца и его кровью пометила дверной косяк, ибо в ту ночь сошел ангел с неба и умертвил всех египетских первенцев.

После такой страшной силы, царь египетский отпустил еврейский народ и с тех пор Пасха стала отмечаться как день избавления.

Пасха Нового Завета

Пасха Нового Завета известна нам как та Пасха, которую мы и празднуем по сей день. Ведь в этот день Воскрес Иисус Христос, который был заклан словно агнец, за грехи людские. В далеком прошлом Иисуса Христа Сына Божьего после пришествия Тайной Встречи схватили стражники и заключили в тюрьму, за то, что он назвал себя «сыном божьим». Его обвиняли в том, что он сравнивал себя с Богом говоря: «Мой Отец всегда трудится, поэтому и Я должен трудится».

Когда стражники схватили его, Иисуса Христа ждал арест, суд, бичевание, а после сама казнь – распятие. Распяли Иисуса Христа на горе Голгофе и на третий день он воскликнул: «Отче! В руки Твои передаю дух Мой! Свершилось!» и испустил дух.

Понтий Пилат разрешил забрать тело Иисуса Христа и его тело было положено в пещере близ горы Голгофы. А на третий день Иисус Христос воскрес, преобразившись из своего Тела Человеческого.

С тех пор и по сей день Пасха празднуется как Воскресение Иисуса Христа, который умер за все грехи рода человеческого.

Дата празднования Православной Пасхи

В 2019 году Пасха будет отмечаться — 28 апреля. Чтобы понимать, как правильно высчитывать дату праздника, нужно произвести кое-какие подсчеты. По Александровской пасхалии, по которой Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Если полнолуние наступает раньше двадцать первого марта (день весеннего равноденствия), то следующее полнолуние считается пасхальным. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

От куда пошел обычай красить яйца на Пасху

Традиционным обычаем на Пасху является красит яйца в красный цвет. Потому как Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и принесла дары в которых были яйца. Мария Магдалина произнесла слова, подавая Тиюберию корзинку с дарами: «Христос Воскрес!», а он ответил что это невозможно, также как и яйцо не может стать с белого, красным и яйцо тут же стало красным. С тех пор яйца принято красить в красный цвет, который также олицетворяет кровь Иисуса Христа пролитую за нас.

Традиции Пасхи

Неизменной традицией перед Пасхой считается Великий Пост, который имеет строгие запреты на многую еду. А в частности нельзя есть мясо, яйца, рыбу, сладости, молоко, выпечку, фаст-фуд и употреблять алкоголь. Как раз перед таким постом в период , позволяется кушать яйца и молочные продукты вдоволь, чтобы подготовится физически и морально к столь тяжелому испытанию в Великом Посте, который длится 7 недель в 2019 году начиная с 11 марта.

В церквях начиная раньше полуночи начинается Богослужение. До полуночи служится Полуношница, а после начинается Пасхальная заутреня. А затем начинается Крестный ход вокруг храма.

Верующие в этот Светлый День приветствуют друг друга так: «Христос Воскрес!» на что другой человек должен ответить: «Воистину Воскрес!» и так три раза. Ранее обязательным считалось поцеловать друг друга три раза, а также обменятся пасхальными яйцами. По традиции таким образом принято приветствовать друг друга не только в сам праздник Пасха, а также и в последующие 40 дней после нее.

Еще одной неизменной традицией является красить пасхальные яйца, печь Пасхи, а также перейти к разговению после Великого Поста.

Также через неделю после Пасхи, следует неделя Красная Горка в который обычно вся молодежь веселится, а также может играть свадьбы. А на 9-й день идет праздник Радоница, где люди идут на кладбище и поминают усопших.

Как отмечать Пасху

Подготовкой к Пасхе предшествуют три дня. Четверг, который мы привыкли называть Чистый Четверг. В такой день в доме наводят порядок, а также люди стремятся омыться до восхода солнца, чтобы иметь более крепкое здоровье. В такой день желательно очищать не только тело, но и душу, стараясь не вступать в конфликты, не сквернословить, не ругаться между собой, а также воздержаться от интимной близости.

Также в этот день многие люди начинают выпекать Пасхи, а также красить яйца.

После следует день Страстная Пятница являющимся самым строгим днем в Великом Посте. В такой день нельзя ничего делать по дому, а также стоит отказаться от шумных посиделок, веселых разговоров, а также любого другого веселья. Нельзя красить волосы, пользоваться косметикой, а также стоит целый поголодать. Лишь только вечером Страстной Пятницы можно съесть немного хлеба и выпить стакан воды. Самое интересное, что в такой день разрешается печь Пасхи. Поэтому можно оставить такое дело вместо Чистого Четверга на Страстную Пятницу.

После Страстной Пятницы следует Великая Суббота, в которую начинаются пасхальные службы в церкви. В ночь с Великой Субботы на Воскресенье нельзя ложится спать, а нужно стоять на служении в церкви. Если нет такой возможности, то можно молится дома. В такой день люди могут красить яйца, самое первое, которое отдают по традиции младшему ребенку в семье. В Великую Субботу обычно с самого утра начинают готовить и другие блюда, кроме яиц. Блюда могут быть разные в том числе и мясо, и рыба, но есть их нельзя, так как продолжается Великий Пост. В такой день нельзя веселиться, праздновать что-либо, а также женится.

Воскресенье – Пасха. Этот день начинают праздновать с освещения яиц, хлеба, Пасок и другой еды. Освещение продуктов происходит с раннего утра, что создает огромные толпы людей с корзинами у дверей церкви.

Святить можно разную еду, но в основном это Паски, вино, желательное красное Кагор, яйца, а также другую еду и даже мясо и колбасы.

После семья садится за праздничный стол, где и происходит разговение. Первым что вы должны попробовать – это освещенные яйца и пасхальный кулич, а затем можно переходить и к другим блюдам и пить вино, в частности красное, но здесь уже по желанию.

Пасха празднуется последующие 40 дней, в которые можно придаваться гуляниям, веселью, а также ходить друг к другу в гости.

Поздравления

С Чистым Четвергом

Со Страстной Пятницей

С Пасхой

Рецепты на Пасху

Как красить яйца

Луковой шелухой

Самый популярный и стандартный способ покраски яиц, это с помощью луковый шелухи.

На 10 яиц вам понадобиться:

  • 100 грамм луковой шелухи.
  • Немного соли.

Процесс покраски:

Чтобы покрасить яйца красиво и правильно их заранее нужно вытащить из холодильника, чтобы они были не холодными. Затем в кастрюлю налейте воды и положите туда луковую шелуху. Когда вода закипит, выключите газ и оставьте настой на 3 часа. После воду немного подсолите и добавьте наши яйца. Варить их стоит вместе с шелухой в течение 10 минут.

С помощью зелени

Такой способ даст красивый рисунок на скорлупе яиц.

Вам понадобиться на 10 яиц:

  • 100 грамм любой зелени (это может быть кинза, укроп, петрушка)
  • 100 грамм луковой шелухи.
  • Немного марли.

Процесс покраски:

Для начала вам нужно сделать луковый настой, как было описано в первом варианте, а после берете яйца и прикладываете к ним листочки зелени. Затем оборачиваете яйца марлей и провариваете в луковой шелухе в течение 10 минут.

Натуральные красители

С помощью натуральных красителей вы сможете покрасить ваши яйца в разноцветные цвета.

Вам понадобиться на 10 яиц:

  • 3 столовых ложки крапивы – для зеленого цвета.
  • 3 столовых ложки ромашки – для желтого цвета.
  • 1 свекла – для розового цвета.
  • Маленький вилок краснокочанной капусты – для синего цвета.
  1. Чтобы покрасить яйца из настоя трав, вам нужно необходимое количество (3 столовых ложки) залить 0,4 литра горячей воды и проварить траву в течение 30 минут. После добавить столовую ложку уксуса и проварить в отваре яйца около часа.
  2. Для придания яйцам розового цвета, нужно замочить яйца в свекольном соке на ночь.
  3. Чтобы покрасить яйца краснокочанной капустой замочите овощ в 0,5 воды, плюс 1 столовая ложка уксуса. В данном отваре стоит замочить яйца на ночь.

Яйца и наклейки

  1. Чтобы приклеить наклейки на яйца, стоит выбирать не крупные и не мелкие, оптимальным вариантом будет выбрать средний размер.
  2. Возьмите 10 яиц и 10 наклеек для украшения, которые вам нравятся. Затем налейте воды в кастрюлю около 1,5-2 литра, чтобы вода покрыла все яйца. Отдельно сварите яйца в подслоённой воде, а затем остудите их и хорошо обсушите скорлупу.
  3. Затем по линии, которые разделяют наклейки разрежьте их на отдельные полоски и наденьте на яйца. Затем в большой кастрюле вскипятите воду и на пару секунд опустите туда каждое яйцо с наклейкой.

Как испечь вкусную Пасху

Нежная Пасха

Ингредиенты:

  • 0,5 кг. муки высшего сорта.
  • 4 чайные ложки сухих дрожжей.
  • 3 штуки куриных яйца.
  • 150 грамм сливочного масла.
  • Немного соли.
  • 6 столовых ложек сахара.
  • 100 грамм изюма.
  • 150 мл. молока.

Процесс приготовления:

  1. Чтобы изюм получился мягким его нужно замочить на ночь в теплой воде. Утром просушите его и пока отставьте в сторону. В теплое молоко добавьте сахар, дрожжи и оставьте на некоторое время для того, чтобы опара настоялась.
  2. После, когда опара начнет пузырится в нее, постепенно добавляют все оставшиеся ингредиенты и вымешивают тесто. Не забудьте также добавить в тесто изюм. Хорошо вымешиваете тесто, а затем поставьте его в теплое место на пару часов. После истекшего времени тесто вновь нужно вымесить, а затем оставить еще на полчаса.
  3. Чтобы Пасха подошла как нужно, не стоит заполнять тестом всю форму. Достаточно будет 2/3, а остальное оставьте с запасом. Духовку разогреваете на 180 градусов и выпекаете до румяной корочки Пасхи. После уменьшаете температуру и продолжаете печь еще 30 минут.

Пасха с миндалем

Прекрасная Пасха без выпечки, которая сможет порадовать вас своим нежным и приятным вкусом.

Ингредиенты:

  • 900 грамм жирного творога.
  • 0,5 грамм жирной сметаны.
  • 3 стакана сливок.
  • 3 яичных белка.
  • 2 стакана белого сахара.
  • 1 пачка ванилина.
  • 2 стакана молотого миндаля.

Процесс приготовления:

Чтобы сделать такую Пасху, вам нужно в специальную форму выложить протертый творог, сметану, взбитые миксером белки, сахар, ванильку, молотый миндаль и поставить в холодильник на ночь.

Пасха с коньяком

Очень вкусная Пасха, которая будет иметь легкий привкус коньяка, что добавит особой пикантности столь вкусной выпечке.

Ингредиенты:

  • 1,5 килограмма муки высшего сорта.
  • 0,250 мл. молока (2,7%)
  • 0,230 грамм сметаны (25%)
  • 0,250 грамм сливочного масла (67%)
  • 9 штук куриных яиц.
  • 0,5 грамм сахара.
  • 25 грамм растительного масла.
  • 25 грамм свежих дрожжей.
  • 1 чайная ложка соли.
  • 1 столовая ложка крепкого коньяка.
  • 150 грамм изюма.
  • 1 пачка лимонной цедры.
  • 2 яичных белка.
  • 0,200 грамм сахарной пудры.
  • 0,150 грамм разноцветной кондитерской присыпки.

Процесс приготовления:

  1. В теплое молоко нужно добавить дрожжи, сахар и две столовых ложки муки. Хорошо все перемешайте, чтобы дрожжи растворились в воде. Поставьте опару в теплое место, до того момента как она начнет пузырится.
  2. Берем наши яйца и хорошо промываем их под водой. После отделяем белки от желтков и взбиваем белки миксером. Добавляем в них половину сахара, и продолжаем взбивать, чтобы масса увеличилась в объеме, а сахар полностью растворился. Остаток сахара высыпаем в желтки и взбиваем их точно также, как и белки.
  3. В тару с нашей опарой добавляем сметану, соль, взбитые желтки и белки, все перемешиваем до однородной массы. После добавляем коньяк, ванильку и немного лимонной цедры. Затем добавляем половину муки и вымешиваем наше тесто. В процессе добавляем сливочное масло и подсолнечное, продолжая вымешивать наше тесто. Затем добавляем изюм и снова все хорошо мешаем.
  4. После тесто накрывается салфеткой или полотенцем и ставится в теплое место для того, чтобы оно подошло и увеличилось в размере в несколько раз. На это понадобиться около двух часов времени.
  5. Чтобы тесто меньше прилипало к рукам, смажьте их растительным маслом и отделяйте от теста небольшие кусочки и укладывайте в формочки для выпекания. Не заполняйте тестом всю форму, потому как тесто в духовке поднимется и перельется через край. Оптимальное наполнение формочки 2/3. Оставляем наше тесто в формочках на 45 минут, а после в предварительно разогретой на небольшом огне духовке, начинаем их выпекать.
  6. Как только формочки загружены в духовку, температуру стоит увеличить до 200 градусов. Для выпекания Пасок требуется от 20 до 25 минут времени. В процессе выпечки стоит попробовать тесто на готовность.
  1. 2 белка взбиваем в пышную, светлую массу и смешиваем их с сахарной пудрой. Все хорошо перемешиваем, чтобы сахарная пудра хорошо растворилась. После добавляем столовую ложку лимонного сока и вновь перемешиваем нашу смесь.
  2. Затем в готовую глазурь макаем верхушку наших Пасок и посыпаем кондитерской присыпкой.

Шоколадная Пасха

Ингредиенты:

  • 1 килограмм жирного творога.
  • 0,200 грамм сливочного масла (67%)
  • 3 куриных яйца.
  • 0,150 грамм сахара.
  • 0,200 грамм черного шоколада.
  • 1 ванильная палочка.
  • 0,5 мл жирных сливок.
  • 0,100 грамм орехов.
  • 0,200 грамм цукатов.

Процесс приготовления:

Творог нужно отжать, чтобы выгнать из него лишнюю влагу. После перекрутить его на мясорубке.

Растопить сливочное масло и смешать с творогом.

Очистить ванильную палочку от семян, но сами семена не выбрасываем.

Смешать сахар и яйца.

Положить в них сливки.

Отложенные семена кидаем в кастрюлю.

Смесь стоит варить около 5 минут постоянно помешивая. Огонь нужно уменьшить до среднего, чтобы масса не подгорела.

Орехи нужно измельчить в мелкую крошку.

На водяной бане растопить черный шоколад.

Творог смешать с охлажденной массой с яйцами, сливками и сахаром.

Добавляем топленый шоколад и хорошо все перемешиваем.

После кладем в миску орехи и цукаты.

В формочку для Пасхи положить марлю, как указано на фото. Ее нужно сложить в два слоя и выложить в нее нашу шоколадную массу.

Прикрыть массу марлей и дать сыворотке стечь с нее.

Сверху поставить груз и переставить наше сооружение в холодильник на 13 часов.

После перевернуть формочку и на тарелку выложить готовую Пасху. Сверху ее можно украсить глазурью, или кондитерскими буквами или присыпкой.

Ромовая баба

Ромовая баба считается традиционным блюдом славян и их также можно выпекать вместе с Пасхами на праздничный стол.

Ингредиенты:

  • 3 куриных яйца.
  • 0,150 грамм сахара.
  • 0,150 грамм муки высшего сорта.
  • 1 стакан вишнёвого сока.
  • 6 столовых ложки рома.
  • 2 куриных желтка.
  • ¼ сливок.
  • 1 столовая ложка крахмала.

Процесс приготовления:

  1. Для начала нужно взбить яйца с сахаром до получения пышной массы, после добавить муку и замесить тесто. Если вы используете металлические формочки, то обильно смажьте их маслом, если нет, то не нужно. Выпекать булочки нужно при температуре 180 градусов.
  2. Когда булочки дойдут вытащите их из духовки и охладите. Затем опустите каждую булочку в миску с вишневым соком и оставьте обсыхать. После на водяной бане нужно растопить предварительно взбитые сливки с желтками, крахмал, а также ром. Когда пропитка станет густой, выключайте газ и полейте горячим соусом ваши булочки.

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.



Поделиться: