Консультация для родителей. Тема: «Новогодние игрушки своими руками из фетра»

ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ

В течении всего периода дошкольного возраста ребенка привлекают образные игрушки. К четырем годам их применение разнообразно: помогают войти в роль, воспроизвести действия сказочного персонажа по сказке или другому литературному произведению.

Действия детей пока слишком просты и элементарны (разговор со щенком, плачущий зайчик), поэтому необходимо помочь ему сделать игру более интересной и увлекательной.

Например, предложите ребенку соотнести игрушку - персонаж с героем произведения, проговорить слова персонажа его голосом, произвести несложные действия, использовать другой персонаж.

В результате дети образно - художественно развивают свои умственные способности в игровом моменте. У детей появляется желание не просто играть с персонажами, а самому воспроизводить их действия по сюжету и показывать другим.

Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимы; стимулирует развитие театрально - речевых способностей, а также организованности, порядка, инициативности.

Особую роль играют игрушки - самоделки, сделанные самим ребенком совместно с вами с заранее определенной игровой целью (герои сказок). Такие игрушки формируют у ребенка умение создавать и воплощать замысел, то есть развивают способность самовыражения.

Для этого можно использовать любой подсобный материал, позволяющий мастерить несложные, но очень разнообразные, устойчивые игрушки. Например, коробки из под молочных продуктов, полиэтиленовые бутылки. Предварительно вымойте, высушите данный материал; обтяните тканью, обклейте бумагой; дополните деталями из меха, кожи, ниток, пуговиц или из другого подсобного материала, передавая им определенный образ сказочного героя (дед, баба, волк, заяц и т. д.).

Из варежек или перчаток также получаются оригинальные перчаточные игрушки.

Из одноразовых тарелок: к обратной стороне тарелки прикрепите липкой лентой палочку-держалку, а с другой стороны с помощью аппликации изобразите лицо и волосы.

Можно использовать бельевые прищепки - для этого, приклейте нарисованное лицо и одежду на прищепку и вы получите маленький персонаж.

А из катушки, просунув стержень сквозь дырку, покрыв платком и завязав тесемкой, что вы получите - замечательную куклу.

Можно изготовить куклы-наперстки. Из шляпок желудей, колпачков из под помады. Наденьте их на пальцы и тут же начните обыгрывать ситуации, придумывая диалоги. Пальчики могут поговорить друг с другом, например: повстречал зайчика ёж: «Здравствуй, зайчик. Как живешь?»

Игрушки из природного материала используются для настольного театра, а изготовить их можно из шишек, желудей, каштанов, коры, семян, косточек и так далее. Склеивать детали поделки лучше клеем ПВА. Например, из двух шишек, веточек и перьев можно сделать птичку; лисичку или бабу - ягу - из еловых шишек; поросенка - из желудей.

Настольный театр с использованием игрушек из природного материала удобнее показывать на песке. Для этого необходим небольшой ящик высотой 10 см с морским песком. Предложите своему ребенку самому придумать и оформить декорацию к сказке на песке. Используйте для этого корни, кору, камушки, веточки растений. Если установить в песке емкость с водой, то персонажи смогут плавать на плотиках и лодочках из коры или щепок.

«Мастерим игрушки вместе».

Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он будет играть.Еще А.М. Горький писал, что "игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить".

В век изобилия любых игрушек на любые вкусы появилась тенденция увлечения игрушками домашними. Если сейчас заглянуть в магазины, количество товаров для детей ошеломляет родителей: «В наше время такого не было, только мечты про куклу, машинку, конструктор, железную дорогу… Сейчас пойду и всё куплю!» Поэтому теперь, когда, кажется, не проблема исполнить любой детский каприз, купить что угодно, где угодно, когда угодно, – тем более удивительно, что дети по-прежнему просят родителей делать игрушки своими руками.

Когда игрушки сделаны руками родителей, то конкуренции и сравнения меньше: игрушки уникальны, их труднее сравнивать, чем те, что куплены в магазине.

Не секрет, что каждая рукодельная игрушка чуть-чуть (а иногда и очень даже) похожа на своего создателя. Не потому ли так важна детям кукла, сшитая мамой и чем-то на маму похожая? В народных сказках повторяется сюжет, где куколка, сделанная матерью, помогала дочке в пережить самые тяжкие невзгоды… Дети с удовольствием играют «несовершенными», «странными» игрушками, пусть даже старыми, затёртыми, но всё равно любимыми. И с гордостью говорят: «Это мне мама сама сделала», «Это папа сам сделал для меня

Важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. Здесь большую часть сыграют поделки, изготовленные вами для вашего ребенка вместе с ним.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы дети работали пальцами обеих рук. Не бойтесь доверять ребенку ножницы, только помните, что они должны быть безопасными, с тупыми концами. Работать с ними ребенок должен под непосредственным присмотром взрослого. На начальном этапе обучения возможно использование совместных действий взрослого с ребенком, когда вы берете руку ребенка в свою и проделываете нужное движение. Пусть ребенок почувствует это, в дальнейшем он более успешно будет повторять его сам.

Педагоги советуют обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за Вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

Что же можно сделать вместе с ребенком:

Вместе с дочкой можно сделать простые украшения: бусы, кольца, браслетики, нанизав на толстую нить или тонкую проволоку желуди, ягоды рябины или пеналы от киндер – сюрпризов, обертки от конфет, вафель и т.д.

Дети любят пускать лодочки, кораблики. Сделать их можно из половинок скорлупок грецкого ореха, а мачту с парусом – из палочки и бумаги. Лодочки можно вырезать из пенопласта, пробки, придав им соответствующую форму.

Интересны для игры гремящие игрушки. Сделать их просто: в любую пустую пластмассовую емкость (например, пенал от киндер – сюрприза) следует насыпать горошины, желуди, мелкие камешки и т.д. Привлеките к этому процессу ребенка. Желательно сделать несколько различных «шумелок» с разными «наполнителями» - они будут издавать разные звуки, что будет способствовать развитию остроты слуха.

Бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок будет много двигаться, наблюдать за их движением в воздухе, получая при этом положительные эмоции.

Богатые возможности для пробуждения детской фантазии и игры дает природный материал: шишки, желуди, каштаны, семена и плоды деревьев… Смастерив вместе с ребенком забавную игрушку, можно в дальнейшем использовать ее в играх.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы они работали пальцами обеих рук. Развитие этих движений способствует развитию речи, а также готовит руку к письму.

Сейчас появилось множество различных видов и техник рукоделия и творчества. Материалов и инструментов, литературы и публикаций в интернете – огромное количество. Каждый может найти для себя и своих детей увлечение по душе. Необходимо помнить, что у детей 3-4 лет еще только формируется мелкая моторика рук, поэтому стоит выбирать предметы величиной с грецкий орех или фасоль. При изготовлении игрушек нужно избегать слишком ярких цветов, так как это слишком утомляет еще не окрепшую нервную систему малышей.

Не забывайте отмечать достижения ребенка, подчеркивая значимость его дел. Участие в делах взрослых членов семьи вызывает у ребенка радостные чувства, он начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой «вклад» в общее дело: «Я помощник».

Дети очень любят строить из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков.

Часто родители сдерживают инициативу детей и запрещают им собирать разный "мусор". Но ведь палка для ребенка может быть удочкой и морковкой, рыбкой и градусником. Весь природный и бросовый материал - замечательный материал для развития детской фантазии, мышления, речи. При сооружении различных построек из этих материалов дети ищут способы, как их поставить, как соединить детали и т.д. При этом у них развиваются наблюдательность, трудолюбие.

Для игр можно использовать различной величины коробки. Для прочности их вместе с ребенком можно обклеить плотной цветной бумагой. Ребенок с удовольствием соорудит из больших коробок поезд, пароход. Коробка может быть кухонной плитой и столиком...

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать желание строить. Например: построить дорожку к домику матрешки. Накормить куклу Машу обедом. Построить заборчик к домику Петушка... Для обыгрывания построек предлагайте ребенку куклу, зверюшек, посуду, лоскутки... Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов, которые ребенок с удовольствием будет использовать в своих постройках наряду с готовыми игрушками. На этой основе будут обогащаться и сюжетные игры.

Рукотворные игрушки помогают развивать творческое мышление и дают больше свободы в игре. С их помощью дети учатся бережливости, более внимательному отношению к миру, так как дорожат такими подарками.
Совместное творчество по созданию игрушек – ключ к пониманию и совместному радостному общению. Вы приятно проводите время – и в награду получаете доверие и радость своих детей.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах деятельности. Его самостоятельная и осмысленная активность в любой форме - есть важнейший результат развития. Ведь у человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. А стало быть, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм.

Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект при выборе игрушек нужно отчетливо осознавать. Отдавая предпочтение какой-либо из них, взрослые должны сразу представить, что ребёнок будет с ней делать.

Во всем разнообразии видов детской деятельности психологи выделяют две группы. В первую входят те, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе - социальное и личностное развитие ребёнка. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами, и на этой основе - формирование интеллектуальных, познавательных способностей. Исходя из этого, все игрушки тоже условно делятся на две группы.

В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей . Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино.

Помимо двух уже упомянутых линий развития, существует еще и третья. Это физическое развитие и воспитание ребёнка. Задача укрепления здоровья, и формирования у малыша определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости) - один из важнейших аспектов в воспитании. Естественно, эта сторона детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий, и предполагает использование средств иного рода - мячей, обручей, скакалок, кеглей. Так что, этот ряд игрушек должен быть выделен особо.

Современная игрушка - что это?

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является «антиигрушкой»: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.

Как мы выбираем игрушки!

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Критерии отбора

1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но - подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь - на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки - далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности . Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) - всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной - необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

4. Этика, эстетика, культура . К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой - формируют его эстетический вкус.

Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка. В этом году на страницах нашего журнала мы будем подробно рассказывать о различных типах игрушек, подходящих для детей разного возраста. Предметом специального рассмотрения будут вкладыши, пирамидки, кубики, машинки, куклы и другие виды детских забав. Мы постараемся показать их возможности, поможем отличить хорошие и не очень хорошие образцы каждого вида игрушечной продукции, и расскажем, как с их помощью можно развивать способности малыша.

Подведем итоги

Итак, исходя из сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке - потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно, главный тип деятельности), а с другой - стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать - возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено - перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Все это психолого-педагогические требования к игрушке, которые нужно использовать при ее выборе. Однако игрушка - не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют как самостоятельную ценность, так и определенное воспитательное значение. Эти особенности также необходимо учитывать, осуществляя экспертизу. К социокультурным особенностям игрушки относится прежде всего этический аспект, который наиболее тесно связан с ее воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать гуманные чувства и стимулировать просоциальные действия. Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в животных, растениях и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность ко всему живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для ее отрицательной оценки.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки

1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2. Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и пр.); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные ингушки (грузовик, поезд, машинка).

Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:

Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.

Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии.

Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

Использованная литература :

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках»//Дошкольное образование.- 2005.- №4.- С. 98-108.

2. Абраменкова В., Тютюненко Н. Детские игрушки: вредные и полезные//сайт «Адалин»,http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030150.shtml

3. Смирнова О. Как оценить их качество//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-С.68-73.

4. Смирнова О. Как выбирать игрушки//Мама и малыш.-2005.-№3.

Привет, уважаемые друзья-товарищи! Татьяна Сухих рада приветствовать всех, кто зашел ко мне в гости на страничку педагогического блога. Мои давние друзья, которые интересуются педагогикой, знают, а новым читателям я хочу сказать, что я как воспитатель должна проводить определенную работу с мамами-папами по разным вопросам. Например, на ближайшее время у меня запланирована консультация для родителей игрушки. Об этом и поговорим.

Консультации я планирую на весь учебный год, поэтому заранее определяюсь с темами и подбираю материал для беседы. Конечно, информацию ищу в моем любимом Интернет-магазине «УчМаг» .

По нашей теме есть такие пособия:

  • «Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет): родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники».

Казалось бы, какие проблемы могут возникнуть из-за детских игрушек? Ан нет, любознательные и вдумчивые мамы-папы понимают, что это вопрос наисерьезнейший, требующий пояснений.

Наиболее распространенные вопросы родителей об игрушках

Итак, о чем меня спрашивают родители моих воспитанников:

  • Почему малыш быстро теряет интерес к забавке?
  • Как приучить убирать свои игрушечки?
  • Нужно ли делать для малыша куклы-машинки своими руками?
  • Что делать, если дошкольник постоянно требует новые дорогие забавки?

Конечно, вопросов на эту тему гораздо больше, но эти – основные. Все мы знаем, грамотные, что игра – основное и самое главное занятие малыша до школы. С ее помощью он всесторонне развивается и познает мир. Но мало дать ребенку в руки куклу и надеяться, что он самостоятельно сможет придумать интересные развивающие игры. Но это моя больная тема, я немного отвлеклась…

Так, буду отвечать на вопросы по порядку. Хочу заметить по поводу первой проблемы, что для деток вполне естественно терять интерес к чему-либо, даже через 5 минут. Разочаровался малыш в игрушке, привык, что ему все покупают по первому требованию и поэтому не умеет по настоящему радоваться и ценить машинку-куклу, не знает, какие интересные игры придумать с новой игрушкой.

Мы, взрослые, тоже можем испытывать разочарование и потерю интереса, но умеем это скрывать от себя и окружающих. Для детей наоборот – противоестественно скрывать чувства. Вот и получается: купили дорогущего или не очень плюшевого медвежонка, малютка ровно 10 минут потискал и забыл о нем. Мы недоумеваем, обижаемся на ребенка, взываем к его чувству благодарности…

Но факт есть факт: не интересно. Совет такой: не стоит предугадывать желание малыша и при первом его желании покупать забавку. Пусть действительно сильно захочет и попросите его рассказать, что он с ней будет делать, как играть. Необходимо, чтобы у дошкольников с раннего возраста формировалось умение прислушиваться к своим истинным желаниям: действительно необходимы новые машинки (куклы) или можно обойтись?

Как приучить малыша убирать игрушки?

Второй вопросик животрепещущий для большинства из нас. А ведь все просто: изначально, как только в жизни ребенка появляются игрушки, тут же должна появится привычка после игры складывать их в отдельные ящички по видам: фигурки из киндеров – одна коробка, кубики – другая большая, конструктор – еще емкость. Мягких товарищей можно высаживать на полочке и т.д.

Если не приучили с младых ногтей, можно исправить ситуацию: вместе с деткой своей идем и выбираем в магазине контейнеры, ящики, корзинки для каждого вида игрушек. И затем вечером устанавливаем раз и навсегда непреклонное правило – поиграл, убрал. Можно помогать ребеночку, конечно, но не увлекайтесь и хвалите после уборки обязательно.

Поверьте, нужны детям правила, нужны! Это делает их жизнь спокойной, защищенной, упорядоченной. Но если мама сама неряха, стоит ли надеяться, что чадо будет аккуратистом?


Тема обширная и достойна отдельной статьи. Мне странно, когда меня образованные люди спрашивают об этом. Ведь не от бедности нашей я предлагаю заняться изготовлением забавок из тряпочек, картона, спичечных коробков и т.п. Такая совместная деятельность предельно обогащает и ребенка, и родителей.

Кроме того, разрабатывается моторика, ловкость, умение работать с разными материалами, творческое начало, в конце концов. Кстати, если времени вообще нет, чтобы мастерить, можно купить такие заготовки: набор для создания игрушки-коробки из бумаги «Цыпленок». Также отлично разомнутся детские пальчики, если вы купите набор для творчества «Морской песок для лепки».

Помню, сын моей знакомой попросил купить персонажа игрушечного из компьютерной игры «Червяки», что ли. Такого, конечно, не нашлось в продаже, но мама сшила червячка из старого носочка. Что вы думаете: это игрушка была самой любимой для мальчика не менее полугода! И семья не бедная, мама купила бы готового того червяка, если бы нашла. Ведь самая первая игрушка на земле – народная, самодельная. Не гнушайтесь наследием тысячелетий…

Что делать, если ребенок постоянно требует все новые игрушки?

Тут уж, пеняйте на себя, уважаемые мамы-папы: перенасыщение чревато тем, что желание будет все возрастать, но при этом удовольствие от полученного будет пропорционально уменьшаться. Если ситуацию невозможно урегулировать уговорами, если малыш бьется в истерике, услышав отказ купить новую куколку – придется просить помощи у детского психолога.

Светлана Ракова
Консультация для родителей «Развивающие игрушки своими руками»

Развивающие игрушки и пособия можно сделать своими руками из бросового материала. Да, да, из того самого материала, который мы ежедневно выбрасываем в мусор.

Для игрушек пригодятся и пробки , и капсулы от киндер-сюрпризов, и пластиковые бутылки, и диски и многое другое.

Игрушки можно использовать в качестве тренажёров для развития мелкой моторики руки, тактильного восприятия, сенсорного развития , мышления.

Можно сделать сухой бассейн. Наполнителем могут служить пробки или капсулы от киндер-сюрпризов. В бассейне можно перебирать руками предметы . Такое упражнение можно использовать в качестве релаксации. Можно на дно бросить мелкую игрушку и искать её с помощью пальцев рук.

Также пробки можно использовать для собирания их и раскладывания по ведёркам. В этом случае пробки и ведёрки должны соответствовать по цвету.

Можно в пластиковом ведёрке с крышкой сделать отверстие или несколько отверстий и бросать туда пробки.

Можно в пробках сделать отверстия и нанизывать их на шнурок.

Можно взять ячейку из-под яиц покрасить её в 2 цвета. Из капсул от киндер-сюрпризов сделать яички и раскладывать их по цвету в ячейки.

На самом деле игр можно придумать большое количество. Лишь бы было желание занять ребёнка, провести время с пользой для его развития .

Несколько советов :

Если пособие и игрушку вносите впервые , надо заинтересовать ребёнка.

Играть надо недолго, чтобы ребёнок не утомился и не потерял интерес к игрушке и пособию .

Хвалить ребёнка за правильно выполненное задание.

Публикации по теме:

Игрушки своими руками Игрушки своими руками! Чем занять ребенка в наше стремительное время, чтобы он меньше находился перед компьютером и телевизором? Очень важно.

Консультация для родителей «Игрушки своими руками из оригами» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным,развитым,а что для этого нужно? Конечно игрушки и различные игры и мамы и папы,а также.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ» Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно в.

Консультация для родителей. Пальчиковый театр своими руками Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый.

Корзинка настроений Ребенку предлагается рассказать, какое у него настроение сейчас,на занятии и достать из корзинки тот шарик,ту картинку,которая.

Игрушки-шнуровки помогают развивать у малышей мелкую моторику рук и координацию движения,ловкость и сообразительность. Игрушки выполнены.



Поделиться: