Может ли ребенок болеть из. Любят ли дети болеть? Мнимый больной - ребенок симулянт

Все дети болеют, и все родители очень переживают по этому поводу. На свои заболевания взрослые люди почти не обращают внимания, но болезни детей сразу становятся причиной повышенного беспокойства. На самом деле это нормально, ведь мы живём не в стерильных условиях, и организм так реагирует на окружающую среду. Но что делать, если ребёнок часто болеет? Ответ лежит не на поверхности, а в самой глубине – в причине такой частой заболеваемости.

Как уже говорилось, все дети болеют. Вопрос лишь в том, как часто и где находится грань между нормальной сезонной реактивностью организма и патологической заболеваемостью.

У педиатров принято считать, что нормальная заболеваемость детей до 12 месяцев – не более 4 раз в год. В возрасте от трёх до шести лет она колеблется от 3 до 6 заболеваний в году. У детей школьного возраста – 2–3 раза. Это обусловлено нахождением ребёнка в тесном коллективе. В детском саду, в реальных его условиях, воспитатель не в силах уследить за тем, чтобы все были хорошо одеты, не подбирали ничего с пола.

Так же как и современные родители не всегда имеют возможность сидеть дома с заболевшими детьми и отправляют их, простуженных, в садики и школы, где они заражают других детей. Особенно это хорошо заметно в садиковских коллективах. Если заболевает один ребёнок – через пару дней болеют все. Таким образом, если ребёнок дошкольного возраста болеет больше шести раз в год, а ребёнок школьного возраста более трех-четырех раз – это признак частой заболеваемости и повод обратить внимание на состояние иммунитета своего малыша.

Кроме того, одно дело, если ребёнок часто болеет просто вирусными респираторными заболеваниями, и совсем другое если почти каждая респираторная инфекция осложняется, например, ангиной. Разница в том, что классическая ОРВИ вызывается вирусом и требует интенсивной противовирусной терапии. А ангина (в медицине – острый тонзиллит) является осложнением, при котором на фон ослабленного вирусом иммунитета выходит бактериальная инфекция. И она не излечится без подключения антибиотиков.

Главный вопрос, если ребенок часто болеет ангиной – почему? Бактериальная инфекция может «прикрепиться» только на сильно поврежденные миндалины, рыхлые и воспаленные, с расширенными лакунами – идеальная среда для размножения бактерий. Ангину лечить сложно, и часто родители прекращают лечение рано, оставляя следы воспаления, которые делают острую ангину хроническим процессом. Наиболее серьезной причиной частых ангин у детей является неправильное лечение вирусных инфекций, бактериальных инфекций и ослабленный иммунитет. О причинах ослабления иммунитета мы поговорим ниже.

В чем причины регулярных заболеваний?

Причин, почему ребёнок может часто болеть простудными заболеваниями и ангинами может быть множество. Главная из них, как говорилось выше, - нахождение ребёнка в детском коллективе. Стоит отметить, что многие причины, и эту в том числе, не стоит устранять. Лучше повлиять на другие факторы и значительно снизить риски заболевания.

Среди причин, почему ребёнок часто болеет, нужно обратить внимание и на следующие.

Отсутствие необходимой ребёнку вакцинации . Увы, многие родители отказываются от вакцинации сознательно. Сарафанное радио вещает об опасности, и о том, что после прививок якобы дети болеют ещё больше. Это неправда. Вакцина – это сильно ослабленный или убитый возбудитель заболевания, который провоцирует образование антител к конкретному заболеванию. Эти антитела дают иммунитет, который защищает ребёнка в будущем. Есть только два пути образования антител – вакцинация (при которой ребёнок просто потемпературит пару дней, но не заболеет) или же заболевание в полной мере. И лучше дать ребёнку иммунитет к той же кори, и уберечь от самого заболевания в будущем.

Хронические заболевания верхних дыхательных путей. Что бы не говорили фармацевты, любые синуситы – заболевания хронические. Если у ребёнка был диагностирован какой-то синусит, есть очень большая вероятность того, что он возникнет снова. Хронический воспалительный процесс на слизистых оболочках сильно ослабляет их защитные свойства. И чем чаще возникают рецидивы (повторные заболевания), тем сильнее и необратимее становятся дефекты слизистой оболочки и ниже иммунитет.

Отсутствие дополнительного укрепления иммунитета. У всех без исключения детей иммунитет слабее, чем у любого взрослого человека. Поэтому его необходимо дополнительно укреплять. Старые незабытые способы и современные разработки медицины и фармацевтики позволяют значительно снизить заболеваемость деток даже в опасные периоды – осень и весну.

Склонность к аллергии. Первое, что стоит помнить – это наследственный характер любой аллергии. То есть, если у одного из родителей есть сильная аллергия в любом её варианте, очень высока вероятность того, что и у ребёнка она тоже будет. Дети со склонностью к аллергическим реакциям болеют намного чаще. Поэтому любое лечение у них должно проходить с подключением антигистаминных (противоаллергических) препаратов.

Частое пребывание в местах больших скоплений людей . Это не значит, что надо ограничить общение ребёнка. Но всё же, стоит учитывать что посещение детьми до 10 лет таких мест значительно повышает риски заболевания. Необходимо проводить профилактику.

Врождённый иммунодефицит . Вредные привычки матери до и во время беременности, влияние негативных факторов окружающей среды, неправильное питание мамы при кормлении, дефицит питания, врождённые дефекты, недоношенность – всё это является причинами врождённого иммунодефицита у ребёнка.

Отказ от грудного кормления. Молоко матери – наилучший иммуностимулятор, ничего более эффективного ни человек, ни природа пока не придумали. Грудное молоко имеет абсолютно индивидуальный состав, то есть молоко от конкретной матери идеально удовлетворяет потребности именно её ребёнка. В нём есть вещества, которые невозможно воссоздать искусственно и поместить в смеси для детского питания. Поэтому грудное молоко незаменимо. Кроме того, исследования показывают, что дети, получающие грудное молоко всё необходимое время, болеют в 3–4 раза меньше и имеют крепкое здоровье.

Как видно, все причины вполне возможно взять под контроль и тем самым снизить риски заболевания.

Что делать?

Прежде всего, необходимо пройти комплекс обследований для выяснения причины, в него входят консультации следующих специалистов:

Все эти специалисты могут и скорее всего назначат серию анализов и исследований, среди них:

  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимимя крови;
  • копрограмма и анализ кала на яйца гельминтов;
  • иммунограмма;
  • тесты на определения чувствительности к аллергенам;
  • анализ крови на ВИЧ/СПИД – игнорировать его или паниковать не стоит, это стандартная процедура;
  • флюорограмма;
  • УЗИ органов брюшной полости.

Когда причина выяснена, врач даст конкретные указания по устранению причин. Самостоятельно же следует делать следующее, причём независимо от того, как часто болеет ребёнок:

По возможности следует забирать ребёнка из дошкольного заведения на осенний и весенний период. Социализировать его можно и самостоятельно, как и обучать важным навыкам. А контакты с другими детьми в ограниченных пространствах значительно сократятся. Допустимы, и даже желательны эти контакты на свежем воздухе, где хорошая вентиляция.

Закаливание . Для детей закаливание не подразумевает обливание холодной водой и ходьбу по снегу. Но занятия спортом, смена места, купание в летний период способны значительно укрепить иммунитет малыша и предотвратить респираторные заболевания.

Правильное лечение ОРЗ. Врач назначает лечение не с целью повысить благосостояние фармацевтических компаний, а с целью вылечить ребёнка. Если назначенное лечение оказалось неподъёмно дорогим, обратитесь к педиатру повторно и поинтересуйтесь, есть ли более дешёвые аналоги или заменители. В любом случае, важно помнить – лечение любой острой респираторной инфекции должно продолжаться не менее пяти дней, и всё это время ребёнок не должен посещать детские коллективы, чтобы не заражать других детей и не осложнять течение своей болезни. Также не стоит прибегать к самолечению и прерывать лечение раньше выздоровления.

Профилактика . Сегодня есть ряд препаратов, стимулирующих выработку естественного иммунитета у детей. Они делятся на интерфероны естественного происхождения и искусственные. Естественные интерфероны более эффективны, так как полностью совместимы с организмом. Также не будет лишним периодическое пропивание курсов поли- и моновитаминов. За подробным режимом приёма витаминов стоит обратиться к своему педиатру.

Не стоит отказываться от вакцинаций . В случае опасений по поводу качества вакцин, проконсультируйтесь и приобретите вакцины самостоятельно. Старайтесь не отставать от рекомендуемого графика. Также не стоит забывать про профилактические сезонные вакцинации против гриппа. Их стоит делать в середине и конце лета, чтобы к осени успели выработаться антитела.

Правильный режим . Питание ребёнка должно быть вкусным, калорийным (не синоним жирного), сбалансированным и витаминизированным. Не стоит забывать, что привычная польза чая с лимоном улетучивается, как только вы заливаете лимон горячей водой. То же касается и компотов из смородины, и свёклы в борще. Витамин С распадается при температуре выше 70 градусов.

Не нужно заставлять ребёнка есть. Организм сам знает, когда он голоден. Детский — не исключение. Необходимо включать в питание как можно больше свежих овощей и фруктов. Чтобы получить конкретные рекомендации для своего ребёнка, маме стоит обратиться к диетологу.

Ребёнок должен спать не меньше 7 часов в сутки ночью. У маленьких детей есть свой режим сна. Он индивидуален и также зависит от потребностей каждого отдельно взятого малыша. Правильный матрас, подушка, комфортный температурный режим, создаваемый одеялом, улучшают качество сна. А тёплое молоко с небольшим количеством мёда поможет быстрее уснуть. Чтобы избежать перевозбуждения перед сном не стоит позволять детям смотреть телевизор, играть на компьютере в последние 2–3 часа перед укладыванием. А вот умеренная физическая активность, наоборот, приветствуется.

Употребление воды. Ребёнок должен много пить. При этом порции жидкости нужно ограничивать одним стаканом жидкости в 2–3 часа. Мочеиспускание должно быть регулярным.

Свежий воздух . Систематическое проветривание, хорошая вентиляция помещений и регулярные прогулки улучшают функцию лёгких. Кроме того, важно соблюдать правильный температурно-водный режим в помещении. Идеальной температурой для детской комнаты является 18–22 градуса. Воздух в помещении должен быть влажным и прохладным. Теплый влажный воздух способствует размножению бактерий, а сухой пересушивает слизистые оболочки, вызывает насморк и ухудшение защитных способностей организма.

Своевременное обращение к специалисту . Независимо от уровня доверия к медицине, заболевания детей – целиком и полностью являются ответственностью родителей. Не стоит лениться искать хорошего педиатра, нельзя пренебрегать консультациями других специалистов и откладывать лечение. Заболевания имеют свойство наслаиваться друг на друга при пренебрежении. Нужно добиваться качественной диагностики и лечения и настаивать на контроле процесса выздоровления.

Часто болеющими считаются дети, у которых острые респираторные заболевания (ОРЗ) возникают 4 раза в год и более.

Порой ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.

Внешне ОРЗ могут проявляться насморком, кашлем, покраснением горла, общей слабостью, подъемом температуры. У часто болеющих детей может быть какой-то один, но длительно существующий симптом, например постоянный кашель или покашливание, постоянные выделения из носа, при этом температура может быть нормальной. Если же у ребенка температура все время повышена, но при этом нет симптомов ОРЗ, это часто является признаком хронической инфекции и требует детального медицинского обследования.

Список причин

Если ребенок часто или длительно болеет, это значит, что его иммунитет ослаблен. Рассмотрим основные факторы, приводящие к ослаблению иммунитета.

Функции иммунной системы начинают формироваться внутриутробно, поэтому внутриутробное инфицирование, недоношенность или морфофункциональная незрелость малыша могут привести к тому, что он впоследствии станет часто болеть.

Еще одним важным фактором для формирования иммунитета является материнское молоко, поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, редко болеют ОРЗ, и наоборот, ранний переход на искусственные смеси может привести к тому, что уже на первом году жизни ребенок начнет страдать простудными заболеваниями.

На первом году жизни или в старшем возрасте у малыша в результате различных неблагоприятных факторов могут развиться фоновые состояния, ослабляющие иммунитет (дисбактериоз кишечника, гиповитаминоз, рахит).

Выраженное ослабление иммунитета часто бывает после тяжелых заболеваний или оперативных вмешательств. Если ребенок переболел дизентерией, сальмонеллезом, пневмонией, ангиной, его иммунитет ослаблен. Очень ослабляют функции иммунной системы вирусы. После перенесенных гриппа, кори, других вирусных заболеваний ребенок имеет повышенную чувствительность к инфекциям и может стать часто болеющим.

Ослабляет иммунитет длительный прием некоторых лекарств, в числе которых, например, иммуносупрессанты, некоторые противоопухолевые препараты, стероидные гормоны для приема внутрь, большинство антибиотиков.

В том случае, если использование этих лекарств необходимо, желательно принимать профилактические меры для поддержания нормального функционирования иммунитета.

Наличие у ребенка хронических заболеваний тоже способствует ослаблению защитных механизмов и может стать причиной частых болезней. Такими заболеваниями могут быть хронические гайморит, тонзиллит, аденоиды, вялотекущие и атипичные инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, йерсинии, трихомонады. Нередко причиной ослабления иммунитета являются глисты и лямблии, которые довольно трудно диагностировать по калу.

Встречаются врожденные иммунодефицитные состояния, в том числе изолированные иммунодефициты, когда у ребенка нарушено какое-то одно звено иммунной системы. Дети с такими иммунодефицитами могут часто болеть какими-либо рецидивирующими, то есть повторяющимися, заболеваниями. Если ребенок постоянно страдает однотипными заболеваниями, его нужно обследовать на существование врожденной иммунопатологии.

Наконец, большое значение для нормального функционирования иммунитета имеют правильное сбалансированное питание и режим. Ребенок может часто и длительно болеть, если в его рационе не хватает витаминов или, например, отсутствуют продукты животного происхождения или пища содержит много углеводов, но мало белков и жиров. Если ребенок редко находится на свежем воздухе, ведет малоподвижный образ жизни, вдыхает табачный дым от курящих взрослых, это может привести к ослаблению его иммунитета.

Разорвать круг

Часто болеющие дети - проблема социальная и медицинская. У таких детей, как правило, нарушен календарь профилактических прививок, они не могут посещать детские дошкольные учреждения, а в школьном возрасте вынуждены пропускать уроки. Родителям приходится периодически оставаться дома с болеющим ребенком, а это наносит урон их работе.

У часто болеющего ребенка формируется порочный круг: на фоне ослабленного иммунитета он заболевает ОРЗ, которые в свою очередь еще больше ослабляют иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит…). Наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом развитии, аллергизации.

У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические проблемы, комплексы. Прежде всего - это комплекс неполноценности, ощущение неуверенности в себе.

Алгоритм действий

Если ребенок часто болеет, нужно начинать общеукрепляющие профилактические мероприятия: витаминотерапия, сбалансированное питание… Важно вылечить хронические заболевания, особенно патологию лорорганов: хронические тонзиллиты, синуситы (гайморит, фронтит), аденоиды.

Родителям часто болеющих детей нужно обратиться к врачам (педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу). Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины часто повторяющихся ОРЗ можно сдать специальные анализы: исследования на обнаружение легочных форм хламидий, микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле, мазок из зева при хронических тонзиллитах…

Для лечения часто болеющих детей могут быть использованы медикаментозные препараты неспецифического воздействия (витамины, адаптогены, биогенные стимуляторы…), а также терапия специфическими препаратами, направленными на определенные звенья иммунной системы, - иммунокоррекция (иммуноглобулины, интерфероны, препараты вилочковой железы).

Головные боли у младенцев возникают по различным причинам: из-за повышенного внутричерепного давления, сложной адаптации к новой среде после рождения, травмы при родах или через кислородное голодание. Груднички чаще всего чувствуют дискомфорт в первые две недели жизни. Высказать жалобы они могут только с помощью плача и беспокойного состояния. Как определить, что у ребенка болит голова, а также, что нужно предпринимать родителям может рассказать только врач.

Основные признаки недуга: как понять, болит ли голова у ребенка




Когда у малыша болит голова, он беспрерывно плачет и может запрокидывать голову назад. Болевые ощущения могут возникать даже от простого поворота головы. Это сигнализирует о повышенном внутричерепном давлении. Если после рождения у младенца диагностированы проблемы неврологического характера, он может плохо спать, быть вялым и часто срыгивать без причины.

Как узнать, что у ребенка болит голова? Об этом чаще всего свидетельствует:

  • продолжительный плач в любое время суток;
  • плохой сон и вялость;
  • крик при прикосновениях к голове или при массаже;
  • частое срыгивание;
  • судороги с запрокидыванием головы назад;
  • выраженное проявление вен в области черепа;
  • метеоризм в животе, отказ от пищи.

Если у малыша урчит в животе, но он отказывается от еды, это также может указывать на высокое внутричерепное давление. Врачи доказали, что у новорожденных головные боли часто сопровождаются дискомфортом в желудочно-кишечном тракте.

Важно!

При обнаружении симптомов необходимо обязательно показать ребенка педиатру. Иначе это может привести к серьезным заболеваниям и патологиям, неправильному развитию центральной нервной системы.

Чтобы голова болела не так часто, нужно больше времени проводить на свежем воздухе. Для интересных и продолжительных прогулок можете предложить малышу детский автотранспорт. Хорошим вариантом станет электромобиль для катания на улице.

Для улучшения общего состояния младенцу нужен крепкий сон. Успокаивающее действие на малыша могут оказать специальные травяные чаи, например, «Бабушкино лукошко» с витаминно-минеральным составом .

Выводы

Как узнать, болит ли у ребенка голова? На это обычно указывает продолжительный сильный плач и угнетенное настроение, резкий крик при прикосновении к голове, метеоризм в животе, отсутствие нормального сна и обильное срыгивание. Кроме того, если боли провоцируют судороги, ребенок может запрокидывать голову. При выявлении перечисленных сигналов следует сразу же обращаться к педиатру. Он должен назначить лечение и посоветовать профилактические меры.

А вот зарубежные медики придерживаются мнения, что для ребенка, активно посещающего детские учреждения и коллективы (иными словами, для тех малышей, кто ходит в садик или школу, а также гуляет на детской площадке, ходит на детские утренники и в кино и т.п.) болеть вирусными инфекциями от 6 до 10 раз в год - это абсолютно нормально и даже в определенном смысле полезно. Ведь каждый раз, справляясь с очередной инфекцией, иммунитет ребенка становится крепче и сильнее. По сути, именно таким способом он и формируется.

Так что, вполне допустимо, что ваши тревоги под названием «мой ребенок часто болеет» с точки зрения западных медиков вообще не имеют под собой никакой почвы для беспокойства и паники.

Частота эпизодов заболеваемости вирусными инфекциями напрямую зависит от того, насколько интенсивно вы и ваши дети контактируют с другими людьми и другими малышами. Ведь каждый человеческий организм - носитель гигантского количества вирусов и бактерий, которыми мы постоянно обмениваемся при общении. Жить в мегаполисе, вести активный образ жизни и не болеть часто - практически невозможно. Важно просто изменить само отношение к этому обстоятельству: болеть часто для детей 1-10 лет - это не страшно, это нормально в условиях современных городских реалий.

По мере взросления иммунитет малыша окрепнет и часто болеющий ребенок сам по себе превратится в редко болеющего подростка.

Важно не как часто ребенок болеет, а как быстро выздоравливает

Итак, напомним: если ребенок болеет часто - это не говорит ни о какой аномалии его иммунной системы, и в этом нет никакой угрозы его здоровью. Ребенок продолжает оставаться совершенно нормальным даже после того, как врачи написали на его медкарте «ЧБД».

Главное во всей этой ситуации, не как часто болеет ребенок, а какой ценой малыш выздоравливает. Если каждая вирусная инфекция (ОРВИ) у ребенка протекает в рамках допустимого, без осложнений, и проходит бесследно в срок около 7-8 дней, значит никаких поводов для беспокойства у родителей просто нет. Даже если подобные вирусные инфекции малыш подхватывает с частотой раз в месяц.

А что значит - «болеть в рамках допустимого»? В норме любая стандартная ОРВИ у ребенка должна проходить самостоятельно при создании определенных условий примерно спустя 6-7 дней после заражения. Под определенными условиями понимаются:

  • во время ОРВИ ребенок должен получать обильное питье ;
  • ребенок с вирусной инфекцией должен есть только в том случае, если сам попросил (если же у ребенка нет аппетита - кормить его категорически нельзя!);
  • ребенок с ОРВИ должен находиться в помещении с температурой воздуха не более 19° С (при этом малыша нужно, конечно же, тепло одеть) и влажностью около 55-65%;

Если эти нехитрые условия соблюдаются, то, как правило, малыш не нуждается ни в каком лекарственном лечении (за исключением использования жаропонижающих средств в тех случаях, когда температура тела превысила 38° С).

Спустя 5 дней с момента заражения организм ребенка самостоятельно произведет такое количество интерферонов (защитников клеток), которые сами победят болезнь независимо от того, даете вы ребенку дополнительные или нет. Именно поэтому многие педиатры настаивают на том, что во время протекания ОРВИ без осложнений не следует спешить с лекарственной терапией в отношении ребенка, а вполне можно остановиться на обильном питье и любимых мультфильмах.

Отдельные симптомы, такие как или , даже часто болеющего ОРВИ, тоже вполне эффективно лечатся без лекарств - мы обо этом уже подробно писали.

Если при соблюдении этих условий ваш малыш болеет легко и поправляется быстро, то как бы часто он ни болел вирусными инфекциями, это не должно вызывать ни чувства тревоги, ни уж тем паче - желания «наконец-то дать ему какое-нибудь лекарство поэффективнее».

Может ли часто болеющий ребенок стать в итоге редко болеющим подростком и взрослым?

И те ребятишки, кто болеет всего 1-2 раза в год, и те, кто умудряется «словить» десяток ОРВИ за 6 месяцев - и те и другие, взрослея, одинаково вырабатывают более крепкий и стабильный иммунитет. Соответственно, чем старше становятся дети, тем реже они болеют.

Часто болеющие дети (ЧБД) продолжают также часто болеть и во взрослой жизни обычно только в тех случаях, когда они растут (и бесконечно «залечиваются») в окружении родственников-ипохондриков. А при адекватных родителях (которые стараются не «перекармливать» ребенка всевозможными сиропами и таблетками при «каждом чихе», не парить ему ноги в кипятке каждый вечер и т.п.) дети, даже будь они и часто болеющими, всегда вырастают в редко болеющих подростков.

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи:



Поделиться: