Игра на саксофоне: амбушюр

Игра на саксофоне невозможна без самого главного. Подумайте, откуда берется прекрасный звук саксофона? Правильно — это же губы, они управляют самым главным. На первый взгляд все кажется простым, но вы даже представить себе не можете сколько мышц участвует в извлечении звука. Очень важно на первых этапах обучения уделять особое внимание своему губному аппарату.

амбушюр саксофон

 

Амбушюр саксофониста

Итак, что же такое амбушюр? Это губы саксофониста, а точнее их положение на мундштуке с тростью. К понятию амбушюра саксофониста относятся также и окружающие факторы, которые в той или иной степени влияют на извлечения звука. К этим фактором относится мышцы подбородка, языка и самих губ, а также строение лица (анатомическое) и т.д.

Амбушюр можно смело назвать центральной точкой управления звуком саксофона, ведь он способен следить за интонированием, тембром, звуковысотностью, динамикой, объемом звука, а также с помощью губного аппарата можно исполнять различные приемы звукоизвлечения.

 

Первые звуки:

Извлечение звука это далеко не простой процесс. Губа должна быть собрана правильно, и служить упором для трости. Трость должна правильно вибрировать, а для этого нужно давать на нее нужное давление губой. Нюансов много и музыкант саксофонист просто обязан внимательно следить за своим губным аппаратом пока амбушюр окончательно не сформируется.

амбушюр саксофон

Каждый развивающийся саксофонист должен знать, как протекает процесс формирования навыков, а также понимать, как организовывается двигательный процесс при игре на саксофоне. Очень важно, чтобы педагог умел объяснить своему ученику именно те физические игровые ощущения в губном аппарате, которые должны быть. К сожалению, в наше время уделяют слишком мало внимания постановке амбушюра. В известных учебниках даны только общие понятия, но конкретных рекомендаций найти не получится.

 

Раньше губы саксофониста формировали исключительно по немецкой школе. Теперь специалисты пользуются другим методом, который полностью отличается от старого. В основе данного способа лежат функции лицевых мышц и губ, а главное, понимание этих функций. Состояние губ в этом случае останется более естественным, а давление нижней челюсти на губу существенно снизится. Также исключены растяжки рта (углов). Современный способ формирования амбушюра очень хорош тем, что не так быстро устают губы, ведь нагрузка на них минимальна.

 

Игра на саксофоне

При постановке амбушюра важно учитывать тот факт, что строение челюсти, форма зубов, прикус и мышцы (губные и лицевые) у каждого разные. Нижняя челюсть бывает острая квадратная и обычная. С обычной челюстью не будет проблем с формированием губного аппарата, ведь нижние зубы расположены на трости удобно. Новичкам, у которых острая челюсть нужно играть на альте или даже сопрано. При игре на саксофонах с большим мундштуком, формирование амбушюра станет сложным, этому препятствует овал нижних зуб. Но не только челюсть влияет на формирование губного аппарата, также стоит обратить внимание на прикус зубов. В понятие «правильный прикус» входят положение челюсти и форма зубов. Прикус может быть нормальным, с выдвижением верхних зубов вперед, и с выдвижением нижних зубов вперед. Для игры на саксофоне необходим именно правильный прикус, без каких-либо выдвиганий.

 

Для того, чтобы найти то самое правильное ощущение положения челюсти при игре с нормальным прикусом необходимо:

1) Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем сомкнуть нижние и верхние зубы так, чтобы они были на одной линии;

2) Попробуйте подуть на свой нос, слегка выдвинутая нижняя челюсть поможет направить струю воздуха именно к носу.

Именно такое положение должно быть на мундштуке, постарайтесь перенести его.

 

Если в прикусе выпирают верхние зубы – это тормозит развитие профессиональных навыков. В этом случае, для того, чтобы нижняя губа располагалась так, как положено мундштук нужно захватывать глубже. Зубы тоже должны быть ровными ведь их форма и строение не меньше чем прикус важны в формировании амбушюра. Если зубы неровные, могут появиться сложности с положением мундштука, часто он сдвигается в сторону. Также это может помешать приобрести необходимое положение верхних зубов на мундштуке.

 

С нижними зубами тоже могут возникнуть проблемы. Если они редкие, острые и неровные, после некоторого времени игра на саксофоне принесет небольшие травмы нижней губы. Проблема в том, что амбушюр в этом случае не обеспечит нужной поддержки для нижней губы. В данном случае музыканту требуется что-то делать со своими зубами, например:

1) Купить у зубного протезиста пластиночку для зубов из пластмассы или метала;

2) Наложить на зубы пергаментную бумагу.

 

Музыканту саксофонисту важно понять специфику работы губного аппарата. Одни мышцы осуществляют смыкание губ, а другие растягивают их в стороны. Но точных критериев специфики работы губного аппарата на саксофоне не существует, это и привело к большим разногласиям и серьезным ошибкам.

Игра на саксофоне

Самые распространенные ошибки, относящиеся к амбушюру саксофониста:

1) Сжатие мышц подбородка;

2) Неправильное положение нижней губы;

3) Сильное раздувание губ или щек;

4) Чрезмерное растягивание уголков рта.

В основном такие ошибки происходят, когда преподаватель владеет другой специальностью, а преподает саксофон, в этом случае он не имеет той школы, которая нужна новичку и обучает его совсем по-другому. Также часто саксофонисты пытаются подражать своим кумирам, которые не имеют никакой школы. Как бы там ни было при выборе инструмента все-таки не стоит слишком зацикливаться на идеальной форме челюсти, зубов и губ. Все эти факторы скажутся внешне, а уловить правильное положение амбушюра все-таки возможно. Заниматься постановкой амбушюра лучше всего перед зеркалом, постарайтесь сделать так, чтобы на лице не было никаких искажений и гримас.

 

Уделите особое внимание нижней губе, ведь игра на саксофоне подразумевает прямой контакт с тростью. А остальные факторы просто помогают ей управлять колебаниями. Сама по себе нижняя губа должна быть устойчива к давлению трости. Собирайте губу в эластичную подушку и управляйте тростью. Следите, чтобы трость располагалась в самом центре нижней губы, а этот центр не был собран или зажат в отдельных участках. Нижнюю губу нужно немного приподнять и подвернуть, упереть в зубы. При обучении игре на саксофоне важно не подворачивать губу слишком глубоко, достаточно немного опереть ее на нижние зубы, но и выпячивать наружу губу тоже нельзя. Губа должна как бы амортизировать на зубы. Когда вы кладете на нее трость, ее функция – это создание давления, как бы отталкивание трости вверх.
 

Видео про амбушюр саксофониста


Старайтесь, и все обязательно получится. Игра на саксофоне должна стать вашим любимым занятием — в этом секрет успеха.

Смотрите также:

Видеошкола Эрика Мариенталя — Modern Sax... Представляю вам курс Eric Marienthal — Modern Sax, который посвящается тем, кто только начинает осваивать саксофон. Создан он саксофонистом Эриком Мариенталем в 1991 году. Не смотрите на то, что видео...
Лучший курс обучения импровизации на саксофоне... Как научиться импровизировать на саксофоне? Ответы на данный вопрос не имеют никакой конкретики. Именно для того, чтобы не распылять мысли музыканта, который жаждет обучиться импровизировать на саксо...
Развитие дыхания упражнения Развитие дыхания, несомненно, основной вопрос при обучении игре на саксофоне. Данные правила распространяются не только на саксофонистов, но и на людей, играющих на любом духовом инструменте. Очень ва...
Слэп на саксофоне Пришло время поговорить об очень интересном приеме игры, который называется "Слэп на саксофоне". В переводе с английского Slap – шлепок, что хорошо характеризует данный вид звукоизвлечения. Чаще всего...

Посмотрели: 2 929