Зачем надо развивать мышление у детей. Развитие мышления у детей: простые приемы и действенные методы

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

Начиная развивать мышление ребенка, Вы должны четко понимать, как работает его сознание. Наш мозг делится на два полушария. Левое полушарие – аналитическое. Оно отвечает за рациональное логическое мышление. Человек с развитым левым полушарием мозга отличается последовательностью, алгоритмичностью и абстрактностью мышления. Он мыслит эвристически, синтезируя в своем сознании отдельные факты в целостную картину. Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за склонность человека мечтать и фантазировать. Люди с развитым правым полушарием мозга очень любят читать, сами сочиняют рассказы, проявляют способности в различных видах искусства – поэзии, живописи, музыке и т.д.

Существует множество примеров с ярко развитым правым или левым полушарием. Но психологи считают, что изначально родители должны стараться гармонично развивать в ребенке и логику, и креативность. А уже в ходе занятий стоит присматриваться к тому, как ребенок мыслит, чтобы понять, что ему дается легче. Например, образно мыслящий малыш автоматически начинает решать задачку по математике с рисунка, а ребенок с аналитическим мышлением начинает рисовать домик со схематичного наброска. Обязательно учитывайте характер мышления крохи в дальнейшем его обучении.

Теперь немного теории. Несмотря на свою сложность и объемность, мышление человека делится на 4 основных вида:

  1. наглядно-действенное
  2. образное
  3. логическое
  4. творческое

Маленький ребенок, который стремится все ощупать и попробовать, ломая машинки и отрывая руки у кукол, руководствуется наглядно-действенным мышлением. Оно присуще всем детям, а порой сохраняется и у некоторых взрослых людей. Но такие люди уже ничего не ломают, а наоборот, конструируют прекрасные автомобили или делаю гениальные операции, закрепляя за собой звание «золотые руки».

Образное мышление у детей

Образное мышление у детей предполагает оперирование фигурами и образами. Оно начинает развиваться у малышей в дошкольном возрасте, когда они строят модели из конструктора, рисуют или играются, представляя что-нибудь в уме. Развитие образного мышления у детей наиболее активно проходит в возрасте 5-6 лет. И уже на основе образного мышления, у детей начинает формироваться логика. Развитие мышления в детском саду основано на формировании у детей умения создавать в своем сознании различные образы, запоминать и воспроизводить ситуации, тренировке памяти и визуализации. В школьном возрасте также полезно периодически проделывать такие упражнения. Но поскольку школьная программа уделяет больше внимания аналитической и логической составляющей, родители должны , рисуя, создавая поделки из различных материалов, а также читая и придумывая интересные истории.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Школьник учится анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Но, к сожалению, развитие логического мышления у детей в школе совершенно не имеет никакого элемента творчества. Все очень стандартно и шаблонно. В тетрадке пятиклассника Вы можете найти сколько угодно задач, решенных по действиям, и ни одной, решенной нестандартно. Хотя для таких сравнительно простых задач может быть много вариантов решения. Но учителя не уделяют этому внимания, так как время уроков ограничено и у детей нет возможности посидеть и подумать.

Это должны делать родители. Не заставляйте ребенка «для тренировки» решать десять однотипных примеров, лучше сыграйте с ним в шахматы или в монополию. Там стандартных решений просто не существует, и шаблонных вариантов Вы там точно не найдете. Именно это поможет ребенку развить логику. А сильная логика в комбинации с неожиданными, нестандартными и творческими решениями поднимет его мышление на новый уровень.

Как же развить в ребенке креативность? Самое простое, что Вы должны помнить, — развитие творческого мышления у детей происходит в момент общения. Именно при коммуникации с другими людьми (беседуя лично, читая книгу или, например, слушая аналитическую передачу) в сознании человека происходит сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос. И только в результате общения у человека может выработаться собственное мнение, а это не что иное, как творчество. Человек, который четко осознает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов, – действительно творческая личность. Но чтобы Ваш ребенок это понял, просто рассказать ему об этом недостаточно. Он должен сам прийти к этому выводу, проделав множество упражнений.

И этому в школе тоже не учат. Поэтому родители должны заниматься с ребенком дома, чтобы сделать его мышление оригинальным, ассоциативным и гибким. Это не так уж и сложно. Вы можете складывать из одних и тех же геометрических фигур совершенно разные картинки, конструировать фигурки людей и животных из бумаги, или просто возьмите самый обычный и понятный предмет домашнего пользования и попытайтесь вместе с ребенком придумать для него как можно больше новых нестандартных вариантов применения. Фантазируйте, выдумывайте новые упражнения, мыслите творчески сами и обязательно научите этому своего ребенка. И тогда в Вашем доме все чаще начнут звучать счастливые и громкие возгласы «Эврика!».

Почему так важно научить ребенка мыслить? Давайте разберемся, для начала, что же такое мышление?

Это сложный психический процесс, затрагивающий работу обоих полушарий головного мозга.

Решение поставленных перед человеком задач, умозаключения и сделанные выводы – всё это зависит от того, насколько комплексно развито мышление.

Поэтому так важно начинать развивать и тренировать мышление с ранних лет.

Конечно, в раннем детстве критерии оценки мышления крайне низки и измеряются в количестве выученных и сказанных слов, собранных фигурок из конструктора и подобных незначительных с точки зрения взрослых достижений.

Но в жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Школьные экзамены, поступление в ВУЗ, устройство на работу – всё это потребует от испытуемого пройти определенные тесты, в том числе и на IQ.

Чтобы чего-то добиться в жизни, что-то изобрести, сделать успешную карьеру или построить растущий бизнес, нужно всегда логически и, самое главное, творчески мыслить.

Для любой профессии и созидательной деятельности крайне необходимо аналитически мыслить и образно выстраивать порядок своих действий. Это и есть залог успеха на любом поприще.

Как ребенок мыслит

Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.

Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.

Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.

Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.

Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.

Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей , и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику - одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.

Мышление - процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.

Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение - такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании.

Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения.
Поэтому задача каждого родителя, который желает дать ребенку шанс максимально преуспеть в жизни, - развивать его мышление с самого детства.

Мышление у ребенка

Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно
наблюдать первые проблески мышления.

Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.

Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:

  • действенное мышление;
  • образное;
  • логическое.

Первый этап - действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.

Второй этап - образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.

На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.

Этапы развития мышления у детей

В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.

Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста - к 6 годам. На основе развитого
образного мышления начинает формироваться логическое.

В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.

При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.

После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.

Что должны делать родители?

Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.

Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, - развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической
передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.

Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.

В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.

Особенности развития мышления в младшем возрасте

Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.

Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития.
Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.

Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.

После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.

Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы

В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.

Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно - это родовое, а второе - обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то
же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.

Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.

Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.

Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую - используя картинку; третью -словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.

Из результатов в таблице видно, что лучше всего дети справились с задачами в наглядно-действенном плане. Наиболее сложными же оказались словесные задания. До пяти лет дети с ними не справились совсем, а более старшие решили лишь в некоторых случаях. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление является преобладающим и основой для формирования словесного и наглядно-образного мышления.

Как меняется мышление дошкольника?

В дошкольном возрасте мышление ребенка имеет прежде всего ситуативный характер. Младшие дошкольники неспособны думать даже о том, что им сложно воспринимать, тогда как средние и старшие дошкольники способны выходить за пределы личного опыта, анализируя, рассказывая и
рассуждая. Ближе к школьному возрасту ребенок активно пользуется фактами, предполагает и обобщает.

Процесс отвлечения в дошкольном возрасте возможен как при восприятии набора предметов, так и по ходу объяснений в словесной форме. На ребенка все еще давят образы определенных предметов и личный опыт. Он знает, что гвоздь утонет в реке, но пока не понимает, что это потому, что он сделан из железа, а железо тяжелее воды. Он подкрепляет свой вывод тем фактом, что когда-то видел, как гвоздь действительно тонул.

О том, как активно развивается мышление у дошкольников, можно судить и по тем вопросам, которые они задают взрослым по мере взросления. Самые первые вопросы связаны с предметами и игрушками. Ребенок обращается к взрослым за помощью в основном, когда игрушка поломалась, упала за диван и т.д. Со временем дошкольник начинает делать попытки приобщить родителей к играм, задавая наводящие вопросы о том, как построить мост, башню, где катить машину и так далее.

Спустя время появятся вопросы, говорящие о наступлении периода любознательности. Ребенку будет интересно узнать, почему идет дождь, почему ночью темно и как на спичке появляется огонь. Мыслительный процесс дошкольников в этот период направлен на обобщение и различение событий, предметов и явлений, с которыми им доводится сталкиваться.

С поступлением в первый класс деятельность детей изменяется. Школьникам нужно думать о новых явлениях и предметах, к их мыслительным процессам предъявляются определенные требования.
Учитель следит за тем, чтобы дети научились не терять нить рассуждения, умели думать, выражать мысли в словах.

Несмотря на это, мышление школьников в младших классах все еще является конкретно-образным, хотя все более очевидными становятся элементы абстрактного мышления. Младшие школьники способны размышлять о том, что им досконально известно, на уровне обобщенных понятий, например о растениях, о школе, о людях.

Мышление в дошкольном возрасте развивается стремительно, но только в том случае, если взрослые будут работать с ребенком. С поступлением в школу для развития мышления используются ускоряющие этот процесс научно разработанные методы, применяемые под руководством и контролем учителя.

Особенности мышления учащихся средней школы

Детьми среднего школьного возраста считаются ученики от 11 до 15 лет. Их мышление построено в первую очередь на усвоенных в словесной форме знаниях. Изучая не всегда интересные для себя предметы - историю, физику, химию - дети понимают, что роль здесь играют не только факты, но и связи, а также закономерные отношения между ними.

У старшеклассников мышление более абстрактное, но вместе с тем активно развивается и образное мышление – под воздействием изучения произведений художественной литературы.

Кстати, по этому поводу было проведено своеобразное исследование. Школьникам предложили рассказать о том, как они понимают басню Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Ученики первых и вторых классов не поняли сути басни. Им она представлялась в виде рассказа о том, как петух копает. Ученики третьего класса смогли сопоставить образ петуха с человеком, при этом они буквально воспринимали сюжет, подытоживая,
что жемчуг несъедобный для человека, который любит ячменное зерно. Таким образом, третьеклассники выносят из басни неправильный вывод: все, что нужно человеку - это еда.

В 4-м классе школьники уже способны отметить для себя некоторые особенности образа героя и даже дают ему характеристику. Они уверены, что петух копает навоз потому, что уверен в своих знаниях, они считают персонажа гордым и напыщенным, из чего делают правильный вывод, выражая иронию по отношению к петуху.

Старшеклассники же способны продемонстрировать детальное восприятие образа, за счет чего они глубоко понимают мораль басни.

В процессе изучения основ наук школьники приобщаются к системе научных понятий, где каждое понятие является отражением одной из сторон действительности. Процесс формирования понятий продолжительный и во многом связан с возрастом школьника, с методиками, по которым он обучается, с умственной направленностью.

Как прогрессирует мышление среднего дошкольника

Процесс усвоения понятий разбит на несколько уровней. Развиваясь, ученики узнают о сущности явлений, предметов, учатся обобщать и проводить связи между отдельными понятиями.

Чтобы школьник формировался как целостная и гармоничная, всесторонне развитая личность, необходимо проследить за тем, чтобы он усвоил основные моральные понятия:

  • товарищества;
  • долга и чести;
  • скромности;
  • честности;
  • сочувствия и пр.

Школьник способен овладеть ими поэтапно. На начальном этапе ребенок обобщает случаи из своей или жизни знакомых, делая соответствующие выводы. На следующем этапе он пробует применить в жизни накопленный опыт, то сужая, то расширяя границы понятия.

На третьем уровне ученики пробуют давать развернутые определения понятиям, указывая на главные признаки и приводя примеры. На последнем уровне ребенок полностью овладевает понятием, применяя его в жизни и осознавая его место среди остальных моральных понятий.

В это же время происходит формирование умозаключений и суждений. Если младшие школьники обо всем судят категорично в утвердительной форме, то в третьем-четвертом классе суждения у детей скорее условные.

В пятом классе ученики рассуждают, используя доказательства, как косвенные, так и прямые, применяя личный опыт, пробуют обосновывать и доказывать.
Старшеклассники же спокойно применяют все доступные им формы выражения мысли. Они сомневаются, допускают, предполагают и пр. Школьникам в старших классах уже просто пользоваться дедуктивными и индуктивными умозаключениями, ставить вопросы и обосновывать ответы на них.

Развитие умозаключений и понятий происходит параллельно с умением школьников овладевать искусством анализировать, обобщать, синтезировать и целым рядом других логических операций. То, насколько успешным будет результат, во многом зависит в данном возрасте от работы педагогов в школе.

Особенности развития мышления у детей с физическими нарушениями

Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, речи и пр. Стоит отметить, что физические дефекты не могут не сказаться на формировании мышления ребенка. Малыш с плохим зрением и отсутствием слуха неспособен получить личный опыт в том же объеме, что и полностью здоровый ребенок. Именно поэтому отставание в развитии мыслительных процессов у детей с физическими нарушениями неизбежно, так как они не смогут копировать манеру поведения взрослых, получая необходимые жизненные навыки.

Нарушения зрения и слуха приведут к затруднениям в процессе развития речи и познавательной деятельности. Развитием возможностей детей с нарушениями слуха занимаются специалисты - сурдопсихологи. Они помогают наладить развитие мыслительных процессов у ребенка. Помощь тут
просто необходима, ведь именно глухота является основным препятствием для познания мира и развития человека, так как лишает его главного - общения.

Сегодня слабослышащие дети имеют возможность учиться в специализированных учреждениях, где им оказывают коррекционную помощь.

Несколько иначе дело обстоит с детьми, у которых наблюдаются нарушения интеллекта, что проявляется низким уровнем умственных способностей и мышления в целом. Такие дети малоактивны, не стремятся овладеть предметной деятельностью, которая является основой формирования мыслительных процессов.

В три года такие дети не имеют представления об окружающем мире, у них отсутствует желание выделять себя и узнавать что-то новое. Малыши отстают в развитии во всех отношениях, начиная от речевого и заканчивая социальным.

К окончанию дошкольного возраста у таких детей отсутствует произвольное внимание, память, они неспособны запоминать. Основная форма их мышления - наглядно-действенная, которое тем не менее сильно отстает от уровня его развития у детей без нарушения интеллекта. Чтобы иметь возможность учиться в специализированных учреждениях, где будут работать над развитием их мыслительных процессов, такие дети должны пройти в дошкольном возрасте специальную подготовку.

Упражнения для развития мышления у детей

В заключение приведем несколько вариантов игр и упражнений, с помощью которых можно развивать мышление у детей в раннем возрасте:


Полезными для развития мышления у детей будут игры с конструктором, как деревянным, так и металлическим или пластмассовым, а также лепка из теста, глины или пластилина, аппликации.

Можно предлагать ребенку рисовать, раскрашивать, играть в ролевые игры, собирать пазлы и головоломки, дополнять картинки по пунктиру или по цифрам, искать отличия в картинках и т.д. Не забывайте читать ребенку, общаться с ним. И не ограничивайте его общение со сверстниками, из которого он также будет черпать новые идеи, совершенствуя мышление.

Как видите, развивать мышление ребенка не так сложно и даже интересно, если делать это с удовольствием и в игровой форме. Просто помогите малышу увидеть мир во всех его красках.

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос "как и чему учить ребенка?". Они выбирают из множества новаторских методик "самую-самую", записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными "развивающими играми" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.

Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.

В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.


Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой "помощи" маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.

И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной "развивающей" игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.

В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких "поделок" и любых других результатов.


Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.

Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.

В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.

Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!

В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?


В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.

Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.

К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.

Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу "раннего развития", как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период. опубликовано



Поделиться: