Праздник концерт экологии в детском саду. Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка

Цель:

1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Материал :

Цветок с заданиями, карты-схемы «Напоминающих знаков», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».

Ход развлечения:

Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель : Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?

Берет конверт. В нем аудиокассета.

Воспитатель : Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?

Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись:

Голос : Здравствуйте, дорогие дети детского сада №17. Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.

1.Красный лепесток. «Назови художника».

Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.

Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога… (Зима)

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…(Весна)

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…(Лето)

А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам! (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?

2. Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.

Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.

Икринка – малёк – рыба.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – растение (одуванчик).

Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

3. Жёлтый лепесток. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

4. Зелёный лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Стихотворение:

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Стихотворение:

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение.

Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

5. Голубой лепесток. «Посади лес»

Воспитатель показывает картинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить.

Воспитатель читает пословицу:

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!

Детям предлагается каждую фразу зарисовать – заколдовать. Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.

Что же на синем лепестке?

6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.

Фея Природы: Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.

7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу»

Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».

Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.

Фея Природы : Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Цель:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Материал:
Цветок с заданиями, карты-схемы «Напоминающих знаков», кассета с записью, кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, карточки «Что чем было».

Ход развлечения:
Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим?
Берет конверт. В нем диск.

Воспитатель : Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?
Воспитатель включает диск.

Голос: Здравствуйте, дорогие дети детского сада Я — Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок — Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания.

Прочитаем.
1.Красный лепесток. «Назови художника».

Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
***
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
***
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…(Весна)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…(Лето)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?

2. Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.

Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.

Икринка – малёк – рыба.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Семечко – росток – растение (одуванчик).

Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

3. Жёлтый лепесток. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
4. Зелёный лепесток. А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Стихотворение:
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» — ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Стихотворение:
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение.
Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

5. Голубой лепесток. «Посади лес»

Воспитатель показывает картинки с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить.

Воспитатель читает пословицу:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Детям предлагается каждую фразу зарисовать – заколдовать. Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворения в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации.
Что же на синем лепестке?

6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.

Фея Природы : Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.

7. Фиолетовый лепесток. «Расчисти дорогу»
Проводится аттракцион «Чья команда быстрей расчистит дорогу».
Здесь недавно прошел ураган. Он повалил много деревьев и вам надо расчистить завалы на дорогах. Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от Феи природы.

Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Post Views: 4 696

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».

Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию.

С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки.

Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

Наше исследование было направлено на изучение эмоционального отношения к неживой природе у детей и их отношения к экологическим праздникам.

В ходе обследования были получены следующие результаты: праздники для детей являются неприоритетным видом деятельности, педагог не старается активизировать всех детей для участия в подготовке и проведении праздников, не проявляют желание участвовать в праздниках, активности при подготовке к празднику не наблюдается.

Таким образом, нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении экологических праздников.

По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанного плана проведения экологических праздников нам удалось его успешно реализовать и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом.

Представляем вашему вниманию конспекты экологических праздников для работы с детьми дошкольного возраста:

Экологический праздник №1

«Земля – наш общий дом!»

Цель: закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к неживой природе; закрепить пройденный материал; развивать положительное эмоциональное отношение.

Подготовительная работа: проведение предварительных занятий – «Защитим Землю!» и «Кто живет на Земле?»; на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют обитателей Земли и готовят выставку на тему «Портрет Земли»; педагог вместе с детьми готовят приглашения на праздник для родителей; дети разучивают загадки и стихи; разучивают необходимые для праздника песни и танцы.

Действующие лица: Ведущий, Учитель, Незнайка, дети старшей группы.

Оформление зала: на центральной стене зала – панно с изображением земного шара, вокруг него изображены различные животные, насекомые и растения (цветы, деревья), над панно надпись «Земля – наш Дом!». На боковых стенах оформлена выставка детских рисунков на тему: «Портрет Земли».

Ход праздника:

Под «Скерцо» Ю. Чичкова в зале появляются дети старшей группы, на некоторых – шапочки птиц, зверей, цветов, насекомых. Дети произвольно танцуют изображая различных представителей Земли. После танца дети выходит ведущий.

Ведущий: Много раз мы встречали праздники в этом зале, но таких, как этот, мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День Земли – нашего общего дома.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц и зверей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Вдруг в зал вбегают Незнайка и Учитель:

Учитель: Незнайка, если ты не будешь знать о том, что такое Земля и кто на ней живет, с тобой будет не интересно остальным ребятам!

Незнайка: Да я все и так знаю!

Учитель: А мы сейчас это проверим, согласен.

Незнайка кивает головой в знак согласия. Учитель показывает картинки с изображением различных животных и насекомых.

Учитель (показывая изображение коровы): Кто это?

Незнайка: собака!

Учитель: Да разве ж это собака! Ребята кто это? Верно, молодцы! Это Незнайка корова! А это кто? (изображение бабочки).

Незнайка: муха!

Учитель: Незнайка это совсем даже не муха, ребята кто это? Правильно, это бабочка! Как ты мог перепутать бабочку с мухой!?

Незнайка: А что! У нее тоже есть крылья!

Учитель: Ну что с тобой делать, даже не знаю.

Ведущий: Уважаемый Учитель, а давайте мы с ребятами попробуем помочь Незнайке, научим его отличать бабочку от мухи и расскажем о нашей планете!

Учитель: Ой, даже незнаю… а хотя… может он хоть ребят послушает и чему-нибудь да научится! (Уходит).

Ведущий: Ну что Незнайка хочешь, чтобы ребята тебе помогли?

Незнайка: Хочу!

Ведущий: Ну, тогда слушай и смотри. Я буду загадывать загадки, а ты Незнайка и вы ребята если их отгадаете, то они оживут…

Клювы желтые, лапки красные, большие,

Вперевалочку идут; если надо поплывут.

Незнайка: У-у-у, какая трудная загадка…

Ведущий: Помогите ребята, кто это? Верно – это утята!

В зал вбегают дети в шапочках утят и исполняют танец.

Ведущий: Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Дети отвечают хором. В зал вбегают «дети- ежики» с корзинками и предлагают поиграть в игру «Кто быстрее соберет ягоды и грибы». Дети делятся на 2 команды, «дети-ежики» высыпают содержимое корзин и дают задание: 1-ая команда – обирает грибы, а 2-ая – ягоды.

Незнайка: Здорово, теперь я знаю что на Земле живут веселые и забавные ёжики.

Ведущий: На лужайке возле речки

В травке прыгает ….

(кузнечик)

В зал вбегает Кузнечик и предлагает всем исполнить танец «Прыг – скок».

Ведущий: Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

(муравей)

Выход Муравей, читает стихотворение.

Ведущий: Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

Исполняется «Танец бабочек».

Ведущий: Видишь Незнайка как много животных и насекомых живет на планете Земля, ни их гораздо больше – ребята каких животных вы еще знаете? (дети по очереди говорят варианты)

Незнайка: Как здорово, а я и не знал что рядом с нами живет так много разных животных! Теперь я с ними со всеми буду дружить!

Ведущий: Молодец! С обитателями Земли действительно нужно дружить, но им нужна и наша защита. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор».

Всем зрителям раздаются красно-зеленые карточки.

Ведущий: Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как дети ведут себя на природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то зажигайте зеленый свет, а если нет – то красный.

№1: Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. Ребята вырыли яму и сложили в нее весь мусор.

· Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?

№2: Света с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа Светы спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже поступал так – и следы от машин остались надолго. Поэтому на этой земле почти не росла трава. Светины родители решили в лес не въезжать. Они поставили машину на обочине дороги и отправились в лес пешком.

· Правильно ли поступили Светины родители?

№3: Андрей спросил папу: «Почему растения растут только в земле, а не в глине, например?» Папа ответил: «В земле много питательных веществ, которые необходимы растениям, и земля лучше чем глина впитывает воду».

· Верно ли ответил папа на вопрос Андрея?

Ведущий хвалит детей и в зале появляется Учитель Незнайки.

Учитель: Ну, что как у вас дела?

Ведущий: Превосходно! Незнайка расскажи чему научили тебя ребята!

Незнайка: Теперь я знаю какие животные и насекомые живут рядом с нами, и как правильно относится к нашей Земле, чтобы она была красивой. Мне так понравилось узнавать, пойдем скорее, расскажи мне еще что – нибудь!

Учитель: Ребята спасибо вам большое, вы нам очень помогли! (собираются уходить)

Ведущий: Подождите, останьтесь! Ребята хотят подарить вам в подарок песню «Земля наш дом» (Р.Рождественский.)

После исполнения песни дети и родители принимают участие в хороводе «Давайте дружить!» на муз. Р. Габичвадзе.

Экологический праздник

«Праздник Солнца»

Цель: закрепить знания о солнечной системе (в большей части о Солнце); обобщить и расширить знания детей о значении солнца в жизни живых организмов; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение

Подготовительная работа: проводиться занятие «Солнечное царство, космическое государство»; формирование команд; закрепить техники нетрадиционного рисования.

Действующие лица: Ведущий, 2 команды.

Оформление зала: на центральной стене изображено Солнце, по обе стороны от него написаны названия команд – участниц, выше – изображение голубя (символ дружбы и честного соревнования).

Ход праздника: Муз. из песни «Выглянуло солнышко».

Ведущий : Здравствуй, солнце ясное

И земля прекрасная!

Здравствуй, матушка-природа

И хорошая погода!

Представление команд. В составе команд по 8 – 10 человек.

1-ая команда: «Солнечные лучики»

2-ая команда: «Солнечные зайчики»

Конкурсы:

  1. приветствие команд (название, девиз, стих или песня).
  2. кто больше назовет определений: Солнце, какое оно? Поочередно по одному слову от команд.
  3. нарисовать солнце нетрадиционным способом: Мат-ал – краски, мятая бумага, кисти, вода, щётки. Дети по – желанию пользуются руками. Участвует вся команда.

Музыкальная пауза. Исполняются песни о Солнце и лете.

  1. изобразить солнце всей командой.
  2. конкурс капитанов: Солнечный зайчик. Капитаны команд изображают «солнечного зайчика».
  3. поймай «Солнечного зайчика». Играет вся команда. Команда образует круг, взявшись за руки, «солнечный зайчик» соперника пытается войти в круг и выйти из круга. Побеждает тот «зайчик», который сделает больше входов и выходов.

Музыкальная пауза. Дети исполняют танец «Бабочки и Солнце».

  1. домашнее задание: Костюм Солнца. Демонстрация костюмов для солнца.
  2. «Я – Солнце!»: участвует один человек из команды, нужно представить себя солнцем и быстрее соперника «испарить» воду (дети вычерпывают воду).
  3. муз. конкурс: исполнить песню о солнце всей командой.

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Ведущий: Солнце светит, солнце греет

И детей оно лелеет.

Загорайте, детки, сил вы набирайтесь.

Чтоб здоровы были, вы уж постарайтесь.

Капитан 1-ой команды:

Утром встали по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Свежий воздух мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Капитан 2-ой команды:

Спасибо, Солнце, что ты есть

Тебе хвала, тебе и честь.

Ведь без тебя померкло б небо,

Не выросло бы в поле хлеба.

Ведущий: И гимн мы солнцу все поем

Раз солнце светит мы…

Все: Мы живем!!!

Литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.

2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.

3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.

5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с.

«Экологические праздники и досуги»

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 18 имени Героя Советского Союза Евгения Федоровича Волкова»

Методика организации и проведения экологических праздников и досугов в детском саду.

Подготовила воспитатель:

Кочетова Ольга Сергеевна

Тула 2017

План

Введение

2 . Экологические праздники

Заключение

Приложение:

Фотоотчет

Введение

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

На мой взгляд, наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».

Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки. Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.

Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.

Методика организации и проведения экологических праздников и досугов в детском саду:

1 . Общие требования к организации праздников в детском саду.

Праздники должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Эффективному проведению праздника способствуют:

Объединение всех его составных частей вокруг главной цели

Отбор художественного материала

Выбор эмоционально-выразительных средств

Подбор исполнителей

Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

Строгая логичность построения и развития темы;

Законченность каждого эпизода;

Органическая связь эпизодов;

Нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

Предварительное знакомство детей с праздником

Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Репетиции

После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Проведение праздника

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

Подведение итогов.

Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Последействие праздника

На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

2 . Экологические праздники

Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Организация экологических праздников в детском саду

Экологические праздники в раннем возрасте и младших группах организуют силами сотрудников детского сада. В этом случае дети будут только зрителями. Оптимальный вариант – это показ кукольного театра, театра на ширме. Малыши очень эмоционально реагируют на такой показ. Вместе с тем, как показывает практика, дети младшей группы не очень воспринимают переодевание взрослых и старших детей в сказочных и других персонажей. Но во второй половине года дети могут уже участвовать, играть в несложные игры и исполнять роли. Но для героев следует привлекать всё-таки детей старших групп, а не взрослых. Эмоциональная отзывчивость детей будет больше.

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.

Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара.

Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.

Экологические праздники в раннем возрасте и младшей группе проводят по темам наиболее понятным для малышей, например, осенний праздник «Собирай урожай», весенний праздник «В гостях у Весны». У детей, начиная со средней группы , кругозор расширяется, углубляются знания. Поэтому экологические праздники охватывают различные темы. Например, летний праздник «Большая Вода» со стихами, песнями о воде и дожде, играми, танцами морских обитателей, конкурсами с водой, выходом морского царя Нептуна.

Можно организовать экологический праздник «Цветочные сны» о садовых цветах с соответствующими стихами, песнями, танцами, конкурсами «Сплети веночек» или «Летний букет».

Как вариант, праздник «Путешествие к Старичку-Лесовичку», на котором дети путешествуют по «лесной стране» и выполняют задания: отгадывают загадки по определённой теме, складывают пазлы, рисуют рисунок и др.

Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вручением символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний праздник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде колосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают блинами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных, птиц, цветов и другое.

Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

Участие детей

При подготовке к экологическому празднику важно учесть возможности детей и имеющиеся у них умения и навыки:

    Так, например, в младших группах детей учат принимать посильное участие в праздниках – одни дети смогут хорошо рассказать стихи, другие станцевать.

    В средней группе у дошкольников воспитывают желание принимать участие в праздниках.

    Детей старшей группы привлекают к участию в подготовке праздничного мероприятия, например, оформлению группы или зала.

    В подготовительной группе дети способны принять активное, разнообразное участие в подготовке и в проведении праздника.

Оформление

В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.

Оформление детского сада должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

    рисунков «Береги лес от огня»,

    поделок из овощей и фруктов «Что нам осень принесла»,

    кормушек «Птичий городок»,

    веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

Сценарий

Экологические праздники предполагают использование в сценарии знакомый детям материал:

    песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;

    танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с зонтиками» и другие;

    небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например, «Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.

В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводится играм. Это будут экологические игры. В зависимости от возраста детей можно использовать предметные, словесные и подвижные игры соответствующей тематики.

В раннем и младшем это будут простые предметные игры. Например, можно провести игру «Угадай на вкус», в которой детям предлагают узнать на вкус знакомые овощи и фрукты. В командной игре «Собери цветок» дети собирают из лепестков цветы – ромашку и ноготки. У цветов одинаковое количество лепестков, побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

С детьми среднего и старшего возраста на осеннем празднике можно провести игру «Съедобный грибок положи в кузовок», в которой дети собирают в корзинку только съедобные грибы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной будет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побеждает команда, которая быстрее растопит льдинку.

Дети подготовительной группы уже с удовольствием играют в такую словесную игру, как «Летает – не летает». В игре «Большие и маленькие» дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные слова, например, большое яблоко – маленькое яблочко. С возрастом игры в детском саду усложняются. В игре «Прыгает, плывёт, летит» детям предлагается показать действие называемого предмета (кузнечик прыгает, льдина плывёт, бабочка летит). Такие игры можно использовать на празднике как организационный момент, так как участие в таких играх принимают все дети сразу.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В раннем возрасте и младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль».

В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания можно через праздники и развлечения экологического содержания. Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. Поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Тематика и содержание экологических праздников и досугов для детей дошкольного возраста .

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.

В основе каждого праздника, развлечения экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, - привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

Примерами проводимых в детском саду праздников и развлечений могут быть: День Земли (22 апреля), День птиц (18 марта), экологический КВН «Хороша ты зимушка – зима», праздник «Осень золотая», «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей Родины», «Витаминное шоу», «Праздник русской березы», спортивно-экологический досуг «Загадки-осеннего леса», конкурс «Экологические сказки», КВН «Времена года», экологические викторины « Растительный и животный мир средней полосы России», «Знатоки природы».«Экология и я – ульяновская семья», цель которого воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями, продолжать учить взаимодействовать в команде через совместную игру детей и родителей.Экологический праздник «Синичкин день» (12 ноября) Цель: Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края. Задачи: расширить представления детей о всероссийских праздниках, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

Экологические праздники могут быть оригинальными, которые трудно отнести к какой – либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши», «День луковой слезинки», «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы», экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут», экологический театр «Мы – дети твои, Земля», музыкальный спектакль «Как Русалочка море спасала», экологическое развлечение «Как звери Муравьишку лечили», «Как гулять мы в лес ходили», «Вода - это чудо природы», «Скорая экологическая помощь», «Взрослые и дети, мы за природу вответе», «Весеннее ателье мод», «Вкусное молоко», «Троица – день рождения земли, воды и леса».

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли. Он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином. Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам , произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним. Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель на самые разные темы. Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

В этом году в нашем ДОУ прошло весеннийпраздник, для детей раннего возраста, « Мы друзья природы». Целью, которого являлось вызвать эмоциональный отклик, обогащать представления детей о том, что в лесу растут деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы, муравьи, бабочки, звери; показать простейшие связи между растительным и животным миром; подвести к выводу, что в лесу все взаимосвязано и лес надо беречь.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить связно, рассказывать о правилах поведения в лесу.

Он проходил в два этапа. Первая и основная часть проходила в музыкальном зале, а вторая заключительная на полянке одуванчиков.

Заключение

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

o воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

o формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

o развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

o участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

o понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

o освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

o проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Вот здесь нам на помощь приходят экологические праздники. Они играют важную роль в жизни детей,способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Приложение:

Экологический праздник «Мы друзья природы».

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Цель: Обогащать представления детей о том, что в лесу растут деревья, кустарники, трава, цветы, живут насекомые, птицы, муравьи, бабочки, звери. Задачи : 1. Актуализировать простейшие связи между растительным и животным миром; 2 . Подвести к выводу, что в лесу все взаимосвязано и лес надо беречь. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Герои: муравей, бабочки, насекомые, птички, Егорка, кукла- Доктор Айболит.

Материалы: поляна – дерево береза, цветы. Магнитофон и кассету с пением птиц. 2 корзины и мячи, птицы- вырезанные из бумаги,клетка с птичкой. На заднем плане картинка поляны.

Воспитатель: Вот мы опять пришли на нашу полянку. Что мы всегда делали, когда приходили сюда (ответ). Давайте скажем наши слова: Здравствуй, лес, светлый лес, полный сказок и чудес!

Воспитатель: Мы ходили сюда часто зимой, когда наша береза и земля были укрыты снегом, и вот пришли весной когда вся природа просыпается ото сна. Посмотрите, как стало тут зелено! А теперь подойдите к березе, погладьте его и скажите: «Деревце, я тебя очень люблю, ты пережил холодную зиму, теперь тебе будет хорошо, я рад за тебя!»

Воспитатель : Что вы почувствовали, ребята? А теперь послушайте пословицы и поговорки о лесе.

    Лес - богатство и краса, береги свои леса!

    Много леса не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

    Враг природы тот, кто леса не бережет.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки:

«Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом, чудеса видишь в нем!» (лес)

Иголок очень много, а ниток ни одной. (еж)

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, ребята, что все животные, деревья, растения, цветы, птицы нуждаются в защите. Они хотят, чтобы вы их никогда не обижали, не дергали за хвосты, не стреляли по ним из рогаток, а покормили бы их и тогда у вас появятся верные, преданные друзья. В защите нуждается и божья коровка, и бабочка, посмотрите, какие вы большие, а они маленькие. Посмотрите, кто то плачет.

Муравей плачет.

Воспитатель : Что случилось, муравьишка?

Муравей : Нас обидел злой мальчишка! Он нам лапки отдавил, муравейник разорил. (появляется плачущая бабочка).

Воспитатель : Бабочка-красавица, что с тобой случилось? Скажи, какое горе с тобой приключилось?

Бабочка: Мальчик злой меня поймал, крылышко он мне сломал. Не могу теперь летать, как же мне не горевать?

Танец бабочек

Воспитатель: Не печальтесь, друзья, горевать сейчас нельзя. Надо доктора позвать. Вас излечит, исцелит добрый доктор Айболит! Лети, скворец, позови доктора.

Скворец: Лечу! Лечу!

Воспитатель : Пока Скворец полетел за доктором, давайте поможем муравьям построить домик, который разорил мальчишка.

Дети делают муравейник.

Игра «Помоги построить муравейник» (чья команда быстрей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы добрые, ловкие. А как зовут злого мальчика?

Муравей: Егор, он лежит на поляне в лесу под кустом.

(дети идут к месту, где лежит ребенок, около него мусор)

Воспитатель: Подойди сюда, Егор. Серьезный будет разговор. Много бед ты натворил, муравейник разорил, поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы, бабочке крыло сломал, птичку в клетку поймал, а ведь ты уже не мал. Мы тебя не пустим в лес, уходи из этих мест.

Муравей, бабочки : Уходи из этих мест. Уходи из леса!

Егор : Ой, простите меня, простите! Я не буду природу губить!

Воспитатель: Ребята, надо научить Егора правилам поведения в лесу!

- «Не разоряйте муравейники»

Муравьишки - торопыжки не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом,

И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит ой своей дорогой,

Ты его не обижай, ты его не трогай.

- «Не рви цветы» - стихотворение Викторова «Цветок».

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал - а зачем объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

Егор убирает за собой мусор.

Егор: Спасибо, что рассказали мне, как надо вести себя в лесу!

(появляется доктор)

Доктор: Вы меня звали? Кто у вас болен? (лечит муравьев и бабочек)

Воспитатель : А какие лечебные травы вы знаете, и как они применяются?

(ромашка, чистотел, подорожник, крапива, зверобой), воспитатель дополняет знания детей. А какую лечебную ягоду вы знаете? (малину) от простуды.

Игра «Соберем шишки для Мишки»

Воспитатель: А тетерь давайте послушаем пение птиц. Как вы думаете, хорошо ли птицам в клетке? (ответ)

Пение птиц (аудиозапись)

Воспитатель : Ну, вот мы и поговорили о нашей природе, я думаю теперь вы поняли как и почему нужно охранять природу. И в заключении я хочу, чтобы вы никогда не поступали как Егорка. Берегите природу.

Вторая часть утренника проходила на полянке с одуванчиками, где дети выпустили птиц из клетки на волю.

Воспитатель: Дети, мы пришли с вами на полянку одуванчиков. Посмотрите как здесь красиво. Но у Егорки до сих пор в клетке птички. Как вы думаете, что сними нужно сделать?

Дети: Выпустить на волю.

Воспитатель: Давайте мы это с вами сейчас сделаем.

(Открывается клетка и символично дети бумажных птиц выпускают)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Егорка ты понял что нельзя губить живую природу?

Егорка: Я теперь всегда буду заботиться о птицах, животных, насекомых, растениях.

Воспитатель: Дети, муравьишко приготовил нам угощения. Скажем ему спасибо и отправимся в группу.

(Дети хором благодарят муравья)

Фотоотчет

Список используемой литературы

    Гуйвекко, Г. Русские праздники в детском саду /Рождество/ [Текст] / Г. Гуйвенко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.

    Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - 2 -е изд., переработанное и дополненное - М.: Академия, 2000. - 416 с.

    Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Пед. общество России, 2004.

    Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.

    Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.

    Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.

    Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с

Значение праздников и развлечений в процессе экологического образования детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка не­возможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. На современном этапе в дошкольных учреждениях ежегодно проводятся праздники и развлечения посвященные экологическим событиям, например это «День Земли», «День птиц» и др. Интересны праздники и развлечения, посвященные писателям и поэтам, пишущим о природе, например, А.С.Пушкину, В.Бианки, М.Пришвину и др.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, том числе и к природе.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. п.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сцена­рий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прий­ти на помощь тому или иному персонажу.

Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и развлечения следует проводить регулярно, завершая ими какой-либо сезон или содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца).

Экологические праздники и развлечения несут в себе опре­деленную нагрузку в соответствии с особым содержанием, Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых му­зыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание за­гадок на темы природы, сколько включенность детей в пережи­вание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказ­ки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накоп­ление опыта решения экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или по­хожих ситуациях.

В числе важных факторов, влияющих на экологическое вос­питание детей в ходе праздников и развлечений, - деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответ­ствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Подготовка к праздникам и развлечениям ведется воспита­телями совместно с музыкальным руководителем. Воспитатели берут на себя роль ведущего, а также отдельных персонажей. Праздники с участием педагогов приносят детям особенно много радости.

Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей.

Интерес детей к выполнению заданий и переживание интел­лектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовле­творением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза.

Разрабатывая содержание викторин, кроссвордов, воспитате­лю следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий.

Задание для самоконтроля:

1. Значение праздников и развлечений в экологическом образовании дошкольников.

2. Роль воспитателя в организации экологических праздни­ков и развлечений.



Поделиться: